- Учителю
- Проектная работа по теме Небо на земле: традиции русского иночества (4 класс)
Проектная работа по теме Небо на земле: традиции русского иночества (4 класс)
Практическая часть
Проектную работу мы начали выполнять для недели Рождественские чтения.
Детская проектная работа по теме «Небо на земле»: традиции русского иночества
Цель проекта: (слайд 2)
Узнать о традициях русского иночества.
Задачи:
-
Определить традиции иночества.
-
Проследить иноческие традиции от первых веков христианской Руси до наших дней.
Актуальность (слайд 3)
Я решила написать этот проект, потому что мы с нашей семьёй часто посещаем разные монастыри. Мне давно было интересно узнать, как живут монахи, что наполняет их обычный день.
Монах - это слово происходит от греческого слова «монос», что значит один. Монахи дают обеты (обещания) Богу жить в безбрачии, послушании и нестяжании (не собирать себе богатств). Поэтому их жизнь отличается от жизни обычных людей. Эта иная жизнь дала русскому названию монаха - инок. В книге «Патерик для детей» я прочитала, что главное в жизни монаха есть молитва, труд и чтение душеполезных книг. В своём проекте я хочу проследить, являются ли эти занятия традиционными для русского монашества. (Слайд 4)
Молитва
Молитва это основа духовной жизни верующего человека. Нетрудно заметить, что центром любого православного монастыря является храм. И в устройстве иноческой жизни частная молитва и общественное богослужение играют важную роль. Они совершаются регулярно и особо продолжительно.
Первый монастырь на Руси был основан преподобным Антонием Киевопечёрским. Он нашёл пещеру на берегу Днепра, в которой и совершал свои монашеские подвиги. Когда к нему собирались первые ученики, то они вместе с преподобным «выкопали в мягком песчанике большую пещеру и устроили в ней храм и кельи». Получается, что первой заботой для основателя обители было обустройство места молитвы для собравшейся братии. (Слайд 5)
Интересный факт известен о создании Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 20 февраля 1712 года Пётр I приказал объявить архимандриту Феодосию, «дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь».
(Слайд 6)
Тогда же даны были и средства для постройки. В том же году заложена церковь деревянная. «В 1713-м году оная церковь совершилась, и марта 25 дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нём обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать». 25 марта (по старому стилю) 1713 года впервые в стенах обители совершена Святая Литургия. С этого дня монастырь считает начало своего существования. Эти данные взяты историками из документов Кабинета Петра Великого в государственном архиве. Мы видим, что именно с началом богослужений начинается отсчёт истории Александро-Невской Лавры.
(Слайд 7)
В наши дни в любом монастыре каждый может посетить храм и вместе с монашествующими поучаствовать в богослужении. С паломнической группой я была в Саввино-Сторожевском монастыре и там узнала распорядок дня насельников этой обители. Подъём обычно очень ранний - в 5:30 утра. Через полчаса в храме у мощей преподобного Саввы начинается братский молебен, читаются утренние молитвы, и совершается уставное богослужение. Так начинается обычный монастырский день. Кроме общих богослужений каждый монах ещё исполняет келейное молитвенное правило.
Труд (Слайд 8)
«Молитва и труд два крыла для монаха возносящего его на небо», - такую поговорку часто говорил один инок, про которого я когда-то читала. В молитве и труде подвижники с древних времён видели лучшее и надёжное устроение духовной жизни.(1) Это мы хорошо можем увидеть в истории, изучая жития преподобных святых. Например, преподобный Сергий Радонежский много трудился и не только ради себя. Он «усердно служил братии, читаем мы про него, колол для всех дрова,…толок и молол жерновами зерно, пёк хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы, …кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалёку источнике, носил её в двух вёдрах на своих плечах в гору и ставил у келии каждого брата». (5) Его труды стали добрым примером для братии монастыря.
(Слайд 9) Хорошим примером монашеского трудолюбия оказывается знаменитые сады Валаамского монастыря. В суровом Карельском климате монахам удалось вывести более двухсот сортов яблок, не считая других плодовых деревьев. Выращивали даже виноград, да такой большой и вкусный, что приезжали специалисты с юга России перенять опыт. (6) Так же монахи трудились в кузне.
В 19 веке в Шамординской обители по благославению прподобного Амвросия Оптинского написали икону Божией Матери «Спорительница хлебов». На ней в небе над полями хлеба изображена Пресвятая Богородица, благословляющая монашеские труды.
Сегодня в любом монастыре каждый насельник имеет своё послушание. То есть исполняет трудовые обязанности для общей пользы. (Слайд 10)
Я с папой и младшим братом была в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре и своими глазами видела труды монахинь. Видела их огороды. Была в коровнике.
Духовное чтение
Духовное чтение заповедовалось святыми отцами Церкви, как средство развития человеческой личности. Оно стало неотъемлемой частью жизни тех, кто стремится к совершенству. Поэтому с самого своего возникновения русские монастыри стали центрами образования и науки.
В них составляли летописи, переводили и переписывали книги, собирали библиотеки. (Слайд 11)
Известно, что в первом на Руси Киево-Печёрском монастыре преподобные Феодосий и Нестор Летописец открыли школу. В которой иноки изучали языки, особенно греческий, математику, историю, географию, учились красноречию. (7)
(Слайд 12) Неудивительно, что первое высшее учебное заведение в России было открыто именно в монастыре. В 17 веке Славяно-Греко-Латинская Академия разместилась в Заиконоспасском монастыре города Москвы. Инициатором её открытия был иеромонах Симеон Полоцкий, а первыми преподавателями были братья монахи Иоаникий и Софриний Лихуды. В этой академии учились многие известные учёные: Михаил Васильевич Ломоносов, Леонтий Филиппович Магницкий (русский математик), Василий Иванович Баженов (архитектор) и другие.(8)
(Слайд 13)
В наше время восстанавливаются разорённые в 20 веке монастыри. Восстанавливаются в них и просветительские традиции. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре работают Духовные Академия и Семинария.
Студенты этих школ могут приобрести не только духовное образование, но и светское. В Лавре открыт филиал Московского Государственного Гуманитарного Университета имени Шолохова. Есть Духовная Академия в Санкт-Петербурге при Александро-Невской Лавре. Многие духовные семинарии открыты в разных городах России. Известны случаи, когда в поиске знаний монашествующих направляли в светские ВУЗы.
В нашем Ступинском районе в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре работает Воскресная школа для детей и открыта библиотека. А насельницы монастыря немало времени проводят за чтением.
Вывод (Слайд 14)
В своей проектной работе я постаралась проследить основные направления в деятельности русского монашества и показать их традиционный характер. И молитва, и труд, и образование сопровождают жизнь иноков во все времена Русской истории. Эти занятия ведут к совершенству и нравственному, и физическому, и умственному. Когда человек стремится к добру и просит в этом помощи Божией, когда он трудится, чтобы приносить пользу ближнему, когда он учится постигать истину, то конечно этот человек развивается и растёт, как личность. И пример этого роста можно увидеть в жизнеописаниях лучших русских святых, которые всю жизнь посвятили монашескому деланию. Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нестор Летописец, Андрей Рублёв, Иосиф Волоцкий и другие останутся добрыми примерами для многих поколений наших соотечественников.
Презентация к проекту по теме «Небо на земле»: традиции русского иночества (смотри приложение в папке итоговой практико-значимой работы).
Заключение
Православное монашество, будучи с самого возникновения своего, можно сказать, квинтэссенцией христианства, является стержнем единственно подлинной христианской культуры, которая зиждется на святости и пронизана ею. Органичной частью этой культуры является церковная наука, в которой иночество всегда являло главенствующее значение. По этому поводу один из самых выдающихся русских святителей и подвижников, Игнатий Брянчанинов, сказал следующее: «Монашество есть наука из наук. В ней теория и практика идут рука об руку. Этот путь на всём протяжении своём освящается Евангелием; этим путём от наружной деятельности, при помощи небесного Света, переходят к самовоззрению. Правильность самовоззрения, доставляемая Евангелием, неоспоримо доказывается внутренними опытами. Доказанная, она убедительно доказывает истину Евангелия. Наука из наук, монашество, доставляет, выражаясь языком учёных мира сего, самые подробные, основательные, глубокие и высокие познания в экспериментальной психологии и богословии, то есть деятельное, живое познание человека и Бога, насколько это познание доступно человеку».
При всём, сказанном о монашестве, не следует
забывать и того, что Царство Божие, по словам Самого Христа «не от
мира сего» (Ин. 18. 36). Необходимым условием развития добра,
возрастания семени Царства Божия со стороны человека является его
собственное усилие, как проявление свободной воли, его напряжённое
стремление в сторону добра и самоотверженная преданность,
непоколебимое постоянство в этих стремлениях: «употребляющие усилие
восхищают Царство Божие» (Лк. 16. 16). Поэтому, аскетизм не есть
удел немногих избранных, но есть непрестанное и необходимое условие
подлинно христианского жития, поскольку каждый христианин в
принципе обязан быть подвижником, «аскетом» путём молитвословий,
телесных подвигов и лишений. Такое житие и называется жизнью во
Христе, с Христом и ради Христа, то есть житием христианским.
Литература
-
Библия. Синодальный перевод.
-
Иоанн Лествичник. Лествица.
-
Игнатий Брянчанинов, святитель. Аскетические опыты. Минск, Лучи Софии. 2001 г.
-
Патерик для детей. Книга 1.- М.: Издательствот Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.2012г. - стр.6.
-
Преподобный Сергий Радонежский. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2014г.-стр.21.
-
Русские святые. Под редакцией Б.А.Алмазова.-Санкт-Петербург. «Золотой век». 2013г. - стр.16
-
Рассказы о православных святых. Под редакцией В.Воскобойникова. - Санкт-Петербург. «Золотой век». 1999г.-стр.233
-
Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. Паломник, 1998 г.
-
Творения преподобного Макария Египетского. М. Паломник, 2002 г.
-
У истоков культуры святости. М. Паломник. 2002 г.
Интернет-ресурсы
-
Официальный сайт Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
www.Lavra.spb.ru/about/history.html
-
Официальный сайт Саввино-Сторожевского монастыря.
www.savvastor.ru/pages/18/html
-
Официальный сайт Валаамского монастыря.
valaam.ru/ru/smi/132/</</p>
-
Официальный сайт Славяно-Греко-Латинской Академии
www.sgla.ru/index1.php