- Учителю
- Особенности организации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении юмористических произведений
Особенности организации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении юмористических произведений
Белина Елена Владимировна, учитель начальной школы ЧОУ Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА МАТЕР»
Юмористические произведения на уроках литературного чтения в начальной школе Особенности организации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении юмористических произведений
Если мы хотим научить думать,
то, прежде всего мы должны научить придумывать.
Дж.. Родари
В современный век информации и технологий роль фантазии в науке особенно значима. Изобретателю, ученому, инженеру нестандартность мышления и фантазия необходимы никак не меньше, чем писателю или поэту. Родители и учителя понимают, что фантазию, воображение важно развивать с раннего детства. В этом нам на помощь приходит юмористическая литература. Она будит воображение, исподволь задает читателям вопросы: А может ли такое быть? Почему? Как же это?.. Важно, чтобы общение с юмористическим произведением, понимание сути «нелепицы», «беспорядка» стали для ребенка интеллектуальной радостью.
Как в соответствии с требованиями ФГОС эффективно организовать работу юных читателей на первых уроках темы «Юмор и фантазия», мы расскажем в данной статье.
Практически в любом из современных УМК для начальной школы в учебнике по литературному чтению есть тема или раздел, который посвящен юмористическим произведениям. Это могут быть произведения разных жанров: стихи, рассказы, сказки. Предлагаемую нами работу можно организовать с использованием текстов любых литературных и фольклорных жанров.
Целью учебно-познавательной работы (на данном уроке или серии занятий) будет:
- Сформировать представление о юмористических произведениях, о способах создания комического в литературе и фольклоре.
- Ввести названия способов создания комического в тексте в виде «секретов смешного» (выделение автора).
- Научить использовать приобретенные знания и умения в практической учебной и творческой деятельности.
Планируемыми результатами учебно-познавательной, исследовательской работы станут как предметные, так и метапредметные умения:
-
Личностные
- проявлять интерес к юмористическим произведениям и их героям, желание читать;
- проявлять интерес и творческое отношение к созданию своих юмористических текстов;
-
Познавательные
- определять приемы создания комического в различных юмористических произведениях фольклора и литературы и обосновывать свое мнение;
-
Регулятивные
- планировать и выполнять задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
-
Коммуникативные
- подбирать более точные слова для выражения мысли при высказывании и суждении;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
-
Предметные
- читать юмористические произведения осознанно и выразительно;
- работать с содержанием юмористического произведения;
- осознанно использовать «секреты смешного» в устной речи и в творческих работах разных видов.
Технология организации учебно-познавательной работы учащихся
1 этап - подготовительный
Тексты для самостоятельной исследовательской работы учащихся заранее специально подбирает учитель, таким образом, чтобы во время чтения в группе юные читатели могли накопить впечатления. Для каждой группы подбирается несколько текстов или отрывков юмористических произведений, в которых преобладает один из способов создания комического. Количество и объем текстов зависит от подготовленности класса, от уровня техники чтения учащихся. Для подобной работы можно использовать тексты учебников по литературному чтению, а так же многочисленные сборники юмористических произведений. Например: «Все наоборот», составитель Кружков Г.М. или «Литература и фантазия», составитель Стрельцова Л.Е.
2 этап - погружение (постановка проблемы)
Учащимся предлагается игровая ситуация, в которой два героя (сказочные или выдуманные персонажи) рассказывают об одной и тоже ситуации по-разному. Один серьезно, другой с юмором. Тексты может прочитать учитель, они могут прозвучать в аудиозаписи (учитель может продумать свои варианты).
-
Ах! Молоко убежало! - жалуется мама на кухне. - Опять придется плиту и кастрюлю чистить! Ох, сколько работы…
-
Убежало молоко.
Убежало далеко!
Под скамейкой проскочило,
Трёх старушек подмочило,
Угостило двух котят,
Разогрелось - и назад… (М. Бородицкая)
Ребятам предлагается высказать свое мнение, какой рассказ (отрывок, история) понравился и почему. Что в этих историях общего, чем они отличаются? (Учащиеся хорошо улавливают разное настроение каждого текста, чаще выбирают юмористический. Объясняют свой выбор тем, что этот текст веселый, смешной).
Школьникам предлагается подумать и объяснить, как автору удается сделать текст смешным, юмористическим. (Учащиеся высказывают разные мнения, но дискуссия показывает, что они пока не могут убедительно представить свою позицию).
Учитель предлагает школьникам провести исследование и самим понять, какие приемы и как помогают писателям создавать юмористические произведения. Открыть для себя «секреты смешного» в литературе.
3 этап - исследование юмористических текстов
Для этой работы учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает комплект текстов на листах или карточках (от 2 до 5 небольших отрывков из юмористических произведений). Все произведения каждого комплекта объединяет один «секрет смешного».
Ребятам предлагается самостоятельно в группе прочитать, предложенные тексты и определить (подчеркнуть) самые смешные строчки или выражения в каждом из них. Обсудить, что в этом смешного, почему мы улыбаемся, читая эти слова или строчки. Подумать, что общего в смешных строчках, как можно назвать такой способ создания комического и придумать название своему «секрету смешного». Один ум хорошо, а несколько - лучше. Обсуждая между собой какие строки были наиболее смешными и почему, учащиеся не чувствуют страха за «сольный» ответ, так как работают сообща.
На выполнение подобной работы необходимо запланировать (10 - 15 минут), реальное время будет зависеть от возможностей, как класса, так и отдельных учащихся.
4 этап - представление промежуточного результата групповой работы
После 10 - 15 минут самостоятельной работы в группе учащиеся выразительно читают тексты комплекта, представляя и объясняя свое «открытие» - «секрет смешного», используя который (в тексте, в истории) можно вызвать у читателя или слушателя улыбку и даже смех.
Группа представляет коллективное мнение. Многим неуверенным в себе, стеснительным детям очень важно, что рядом есть помощь друга, одноклассника. Также важно излишне самоуверенным ребятам услышать от сверстников другие точки зрения, другие суждения. Возможно участие в обсуждении участников других групп, которые могут предложить свой вариант названия или что-то уточнить в работе одноклассников.
В результате перечитывания и коллективного обсуждения в группе и в классе рождается следующее мнение: «Чтобы было смешно (вызвать улыбку читателя) авторы используют в текстах: перепутаницу, ситуацию, когда все наоборот или перевертыши, необычную ситуацию, необычное сравнение, игру со звуком и буквой или словом, повтор слов, небылицу или чепуху (ребята любят говорить - чепушинку)».
На доске фиксируются детские названия «секретов смешного». Таким образом, к концу занятия получается памятка-перечень разных способов создания комического в тексте или устной речи.
Возможно, что такие понятия, как ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ и ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ придется ввести учителю, который может внести свой вклад в коллективное исследование школьников. Если пригласить на подобный урок родителей, то, конечно, их тоже необходимо включить в работу. И тогда в роли «открывателя» могут выступить не только сами ученики, но и родители, это не менее интересно и приятно, особенно ребятам.
5 этап - юмористическая разминка
На основании полученных наблюдений и «открытий» школьникам предлагается в группе составить небольшой текст (несколько предложений) с использованием одного или нескольких «секретов смешного» на выбор. Чтобы не тратить время обдумывание темы, учитель может подготовить несколько коротких текстов-заготовок (3 - 5 предложений), в которые нужно ввести «секреты смешного», предложить тему или ситуацию, которую нужно описать с помощью способов создания комического. Например: Как доктор с помощью «игра со словом и звуком может пошутить над мнимым больным?
С помощью небылицы или нонсенса опишите внешность и характер какого-нибудь вымышленного или сказочного героя.
Иногда ребята внутри группы для выполнения этого задания распределяются в пары. Работа «в две головы» идет быстрее и продуктивнее. Возможен и индивидуальный вариант выполнения данного задания. Задача, которого опробовать на практике приемы создания комического.
6 этап - социализация, представление творческой работы
Учащиеся по желанию представляют одноклассникам созданные ими небольшие юмористические тексты. Следует обсуждение и взаимооценка. Основным критерием оценки является удачное и правильное использование способов создания комического в тексте, тех «секретов смешного», которые были определены в предыдущей совместной работе учащихся класса. Важно, чтобы атмосфера этого этапа была доброжелательной и не погасила творческий порыв юных сочинителей, но и неудачи или ошибки должны быть выявлены и осознанно исправлены.
7 этап - подведение итогов, рефлексия
На этом этапе учащиеся могут воспользоваться листом самооценки, на котором перечислены этапы урока, виды работ. Вспоминая свою работу, учащиеся с помощью любых символов (смайлик, огонек светофора и т.п.) оценивают каждый этап. На основании листа самооценки (это может быть и другой вариант подведения итогов) учащиеся могут высказать свое мнение:
- Какую учебную и исследовательскую задачу сегодня на уроке решали?
- Что хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться?
- Что удалось сегодня в работе? - Что пока не получилось? В чем причины?
- Какой этап был самым интересным или напряженным, трудным для них? Почему?
В зависимости от результата занятия учитель может предложить свой вариант рефлексии, отвечающий особенностям класса. Если это необходимо, на этом этапе учитель может использовать только положительные отметки.
Последействие
Как вариант домашнего задания учащимся может быть предложено на выбор:
- Сочинить продолжение (еще одну - две строфы) к стихотворению Д. Хармса «Врун», используя знакомые «секреты смешного».
- Рассказать историю из своей жизни, используя приемы создания комического.
- Придумать и рассказать «завиральную» историю (для этого берется сюжет известной сказки, в который добавляются современные детали и «секреты смешного»).
- Дополнить названия «секретов смешного» рисунками или символами.
Для тех учащихся, кто труднее осваивает учебный материал можно посоветовать записать примеры тех или иных «секретов смешного», чтобы быстрее вспомнить их особенности.
Комментарии для учителя ***
Понятия и названия секретов смешного можно вводить в работу постепенно, по одному, парой или целой группой (блоком). Это зависит от подготовленности и возможностей учащихся.
Цель данной исследовательской работы - в увлекательном совместном чтении и обсуждении «открыть» секрет литературы, способ создания комического, научиться видеть его, узнавать в других текстах, чтобы осознанно использовать в речи и своем творчестве.
В подтверждение значимости юмора можно сказать, что с древних времен смех, умение шутить считается тем признаком человека, который отличает его от животных. Желая вырастить из юных читателей мыслящих людей, обладающих чувством юмора, а не «сухих» исполнителей чужих распоряжений, необходимо в достатке организовать общение детей с игровыми юмористическими произведениями наполненными парадоксами и небывальщиной, преувеличением и путаницей, чтобы они во время получали свой «витамин роста». В этой работе важна осознанность, она достигается рассуждениями (не всегда верными) вслух, объяснением своей точки зрения, доказательствами, которые необходимо использовать на каждом уроке. Это приводит не только к пониманию юмористических произведений, пониманию авторских особенностей, но и к тому, что, сочиняя свои юмористические тексты, учащиеся осознанно используют секреты смешного (литературные способы создания комического) в своем творчестве.
Приложение № 1 ПРИМЕРЫ ТЕКСТОВ
№ 1 Английская народная песенка
А за скрюченной рекой И стояли у ворот
В скрюченном домишке Скрюченные елки,
Жили летом и зимой Там гуляли без забот
Скрюченные мышки. Скрюченные волки.
Джон Чиарди (американский поэт) «МИСТЕР ЖУК»
...Выполз Жук, ворча сердито,
и сказал: «Признаюсь вам,
Все привык я делать САМ:
Ползать САМ
И САМ кусаться,
САМ тонуть
И САМ спасаться.
В ходе работы с данными текстами ребята приходят к выводу, что в них используется ПОВТОР СЛОВ - как прием создания комического.
№ 2 Карлсон Маккалерс (американская писательница)
Кто
букву Д
добавил
в слово
ПРАЗДНИК?
Наверное,
какой-нибудь
ПРОКАЗДНИК!
Самуил Маршак «ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ»
... - Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у ТРАМВАЛА
ВОКЗАЙ остановить?
Во время чтения этих двух текстов учащиеся обращают внимание на слова ПРОКАЗДНИК, ТРАМВАЛ, ВОКЗАЙ. Слушая объяснения друг друга, ребята приходят к общему мнению, что авторы поиграли со словом, заменив или добавив одну букву, сделали его необычным (неправильным), но забавным и смешным. Так появляется «секрет смешного» ИГРА СО СЛОВОМ.
Работа с последующими группами текстов строится аналогично.
Варианты текстов для исследования учащимися:
-
НЕОБЫЧНОЕ СРАВНЕНИЕ
Игорь Шевчук «РАЗЫГРАЛАСЬ НЕПОГОДА»
...Нас из брызгалки облила,
Спичкой чиркнула тайком,
А потом глаза закрыла
Нам тумановым платком.
Хилэр Беллок (английский писатель)
Из «КНИГИ ЗВЕРЕЙ ДЛЯ НЕСНОСНЫХ ДЕТЕЙ»
...Кто, как Мартышка, норовит состроить рожу нам,
Как Поросенок, неумыт и, как Осел, упрям..
Нет! Ты порадовать сумей и маму, и отца:
Прилежным стань, как Муравей, и кротким, как Овца;
Тишайшей Мышки будь скромней, а кашу ешь, как Слон!
Тогда над клеткою твоей напишут: «ЭТАЛОН».
-
ПЕРЕПУТАНИЦА
Эдуард Успенский «ПАМЯТЬ»
... - Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне...
Даниил Хармс «ИВАН ТОПОРЫШКИН»
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
-
НЕБЫЛИЦА Русские народные песенки и считалки
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
-
ВСЕ НАОБОРОТ
«ЕХАЛА ДЕРЕВНЯ»
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выбегла дубина с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху - бац под ворота.
Франтишек Галас (чешский поэт) «МИР НАОБОРОТ»
Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса...
-
ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ
Корней Чуковский «ОБЖОРА»
... Три дня ничего не ела,
Ни крошки во рту не имела.
Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
Да полсотни гусят,
Да десяток цыпляток,
Да утяток десяток,
Да кусок пирога
Чуть побольше того стога...
Эдуард Успенский «СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ»
Мальчик стричься не желает,...
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил...
-
ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Марина Бородицкая «УБЕЖАЛО МОЛОКО»
Убежало молоко, убежало далеко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло.
Под скамейкой проскочило,
Трёх старушек подмочило…
Эдуард Успенский «СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ»
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и ЗАЛИВАЕТСЯ,
Ногами упирается…
-
НЕСООТВЕТСТВИЕ
Ирина Пивоварова «ТАЙНА»
Я тебе открою тайну,
Никому не говори!
...Если ТИХО выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей...
...Там у старой водокачки,
Под забором две собачки
ГРОМКО косточку грызут!
Эдуард Успенский «СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ»
...А волосы растут.
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают...
- Ну и сын, - сказала мать, -
- Надо платье покупать…
-
ИРОНИЯ *** Может быть введен позже в 3-4 классе, в зависимости от возможностей учащихся
Огден Нэш (американский поэт) «МИКРОБ»
Микроб - ужасно вредное животное:
Коварное и, главное, щекотное...
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот...
Джеймс Ривз (английский поэт) «ВОРЧУНЫ ИЗ УНЫЛЛОУ»
...Все дуются, сердятся, злятся, боятся -
А вдруг приключится такая беда:
А вдруг все напасти да враз прекратятся -
На что же ворчать они станут тогда?!
Приложение № 2 Детские творческие работы
На уроках литературного чтения, осваивая секреты смешного, которые используют разные авторы в юмористических стихах и в прозаических произведениях, учащиеся с увлечением создают свои юмористические тексты. При этом осознанно используют секреты смешного (литературные способы создания комического) в своем творчестве. Примерами могут служить детские творческие работы второклассников.
Подражая Д. Хармсу Продолжение «ВРУНа»
-
А вы знаете, что НА ?
А вы знаете, что ЕЛ ?
А вы знаете, что КЕ ?
Что на елке вместо шишек
Появилась колбаса!
Не сосиски, не сардельки,
А большая колбаса!
-
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, сосиски,
Ну, сардельки,
Ну, еще туда-сюда,
А уж если колбаса -
Это просто ерунда! Антон В. 2 «А»
-
А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ЧИ?
А вы знаете, что ТЕЛЬ?
Что учитель, не учитель,
А гурьба учеников?
Не пятнадцать и не двадцать,
А гурьба учеников! Михаил Д. 2 «Б»
Учащиеся, сохранив композицию авторского произведения, его ритмическую организацию, вложили свои идеи-выдумки, свои образы, построенные на секретах смешного: небылица и все наоборот.
Завиральная история (история на основе сюжета известной сказки с добавлением современных деталей и секретов смешного)
Три осленка
Жили-были три осленка. Самого быстрого звали Еле-Еле, самого глупого звали Умняшка, а самого ленивого - Сейчас.
Однажды Еле-Еле предложил построить дом. Ослики погрузились в работу. Сейчас за неделю положил ТРИ кирпича, Умняшка сделал стены из стекла, а крышу из соломы. Вот общий дом и готов ...
Валерия Р. 2 «А»
Ученица обыграла секрет смешного все наоборот в именах своих героев.
Смешной случай из моей жизни
Шевелящийся кончик носа (отрывки)
Когда я была маленькая, я никак не могла понять, почему мама всегда догадывается, когда я говорю неправду.
Однажды я спросила:
-
Мама, как тебе удается всегда различать, правду я говорю или нет?
Мама улыбнулась и ответила:
-
А я вижу! Когда ты говоришь неправду, у тебя кончик носа шевелится!
Я удивилась: как это я никогда не замечала, что у меня нос может шевелиться? ... … …
- Не я! - сказала я в этот раз и тут же скосила глаза на кончик своего носа.
Неужели он сейчас зашевелится?! Предатель!.. По-моему, нос оставался неподвижным, как памятник или маленький сучок. Ему ведь так и положено. Но нет! Мама с папой почему-то смеялись, а мама приговаривала:
-
Вижу-вижу! Нос-то шевелится! Неправду говоришь!..
Теперь я стала старше и понимаю, что нос сам по себе шевелиться не станет, но я поняла и другое - обманывать нехорошо, даже если знаешь, ЧТО НОС НЕ ВЫДАСТ. Маргарита К. 2 «Б»
Ученица использовала необычную ситуацию и необычное сравнение.
Список литературы
1. Акинтьев Е.С., Ашичев В.А. и др. Успешное чтение: теория и практика. Методическое пособие для педагогов. СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2009
2. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г. Кружков. М.; Просвещение, 1993
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.; Просвещение, 1991
4. Гин С.И. Мир фантазии. Пособие для учителя начальной школы. М.; Вита-Пресс, 2001
5. Мухина И.А., Сивакова А.Н. Педагогические мастерские по литературе. СПб.; Корифей, 2002
16