7


  • Учителю
  • М. В. Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

М. В. Ломоносов: стекло. Наглядное пособие (плакаты) по окружающему миру для учащихся 3 класса.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Наглядное пособие "М.В.Ломоносов: стекло" состоит из шести красочных плакатов и описаний к ним: "В начале пути" (о том, как появился у М.В.Ломоносова интерес к цветному стеклу); "Химическая лаборатория" (о первой в России химической лаборатории, в которой М.В.Ломоносов проводил
предварительный просмотр материала


Граф

Михаил Илларионович Воронцов, 1714-1767

Государственный деятель, дипломат.

В 1746 году граф Михаил Илларионович Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных работ. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Пётр» работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени.

В НАЧАЛЕ ПУТИ…

Гвидо Рени, 1575-1642

Итальянский живописец.

Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров. Он также хорошо знал, что мозаика была известна ещё Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью возродить это древнее искусство в нашей стране…

Возможно, интерес к стеклу у учёного возник ещё во время его учёбы за границей.

Италия.

Рим Ватикан

Итальянская мозаика.

Венеция, Собор Святого Марка.

Моление о чаше.

Киев, Собор Святой Софии.

Благовещение.




«Раскаяние

Апостола

Петра».




Эрмитаж.

Германия, Фрайберг.

М.В.Ломоносов изучал горнорудное и металлургическое дело.



Плакат №1 «В начале пути».

19 ноября 2011 года мы отмечали 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Он был одновременно физиком, химиком, геологом, минерологом, астрономом, философом, историком, литератором, поэтом и художником. Но кроме всего этого он был ещё и первым учёным - стекловаром.

Как возник у Михаила Васильевича Ломоносова интерес к цветному стеклу? На этот вопрос мы нашли два ответа.

В 1746 году граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов, привёз из Рима несколько мозаичных работ. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Пётр» работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков, что напоминало масляную живопись. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров. Он также хорошо знал, что мозаика была известна ещё Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом.

Возможно, интерес к стеклу у Михаила Васильевича Ломоносова возник ещё во время его учёбы за границей, в городе Фрайберг, где он изучал горнорудное и металлургическое дело.

Во времена Михаила Васильевича Ломоносова искусство окраски стекла оставалось секретом немногих стеклоделов, который они хранили от других людей и передавали по наследству своим детям и внукам. Для них владение секретами цветного стекла было средством их личного обогащения. Им было безразлично, почему стекло ведёт себя так или иначе. Им нужно было только знать, как изо дня в день варить стекло, чтобы получать его всегда одинаково красиво окрашенным. А цветное стекло имело свои особенности, не зная которых стеклоделам было не легко бороться с неудачами. Нередко случалось так, что какое-нибудь стекло вдруг переставало удаваться, и тогда никто на всём заводе не знал, что надо делать, чтобы вновь его исправить.

Ломоносова привлекала задача раскрыть секрет стекла и самостоятельно разработать рецепты получения цветного стекла. Но для этого была нужна химическая лаборатория.



Прошение М.В.Ломоносова об учреждении химической лаборатории.

ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Стол химика.

Экспонаты химической лаборатории М.В.Ломоносова.

Санкт-Петербург,

2-ая линия Васильевского острова

1748г., октябрь

М.В.Ломоносов в химической лаборатории.

Лабораторный журнал.

Образцы стёкол, сваренных М.В.Ломоносовым.




Плакат №2 «Химическая лаборатория».

В октябре 1748 года в Санкт-Петербурге, на 2-й линии Васильевского острова, на участке «ботанического огорода» Академии наук была построена первая в России химическая лаборатория. Она была оснащена оборудованием, созданным по чертежам и эскизам Михаила Васильевича Ломоносова. Учёный принялся за опыты.

В маленькой и тесной лаборатории Ломоносову негде было повернуться. От растираемых в мелкий порошок масс для приготовления стекольных смесей в воздухе висела серой пеленой минеральная пыль. Закопчённые низкие своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили. Ломоносов проводил здесь целые дни, совершенно не щадя своего здоровья. Он беспокоился лишь о том, чтобы не пострадали полученные им стекольные составы, которые, по его словам, в лаборатории «для дыму и всегдашней пыли делать и держать нельзя».

В течение трёх лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом шёл Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Результаты своих опытов Ломоносов тщательно записывал в лабораторных журналах. Часть из них сохранилась и дошла до нас. Именно из них мы узнаём о том, что:

- Ломоносов провёл более 4 тысяч опытов;

- собственноручно сварил более двух тысяч опытных стёкол;

- изготовил смальту - непрозрачное стекло - из шести компонентов;

- установил влияние температуры плавки на свойства готового стекла;

- изучил прозрачность получаемых стёкол, их цвет в проходящем и отражённом свете;

- открыл способ получения смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зелёное травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зелёное, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета чёрной Печени» и т.д. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям не только отечественных (в то время в России на заводах производили только синее и зелёное стекло), но и итальянских.

- испытал новые красители;

- самостоятельно разработал всю методику получения «золотого рубинового стекла», проделав не менее 70 опытных плавок и превзойдя многих западноевропейских современников;

- разработал методы отливки и шлифовки смальты, рецепт мастики, которой смальта скреплялась на медном подносе;

- создал собственную «стеклотеку».

Полученные опытные образцы Ломоносов сортирует и систематизирует в строгом порядке, потребовав в октябре 1750 года от академической канцелярии, чтобы ему был изготовлен особый ящик «для раскладывания сделанных в химической лаборатории стёкол». Пробы эти хранились потом в особом покое при лаборатории, «каждая особливо под номером против химического журнала, в котором по месяцам и там оных составы и процессы описаны».



Лекарства, что в Стекле хранят и составляют;

В Стекле одном оне безвредны пребывают…

«ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА…»

Коль пользы от Стекла приобрело велики,

Доказывают то Финифти, Мозаики…

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса…

1752г.

Но солнечны лучи он (человек) сквозь Стекло впускает

И лютость холода чрез то же отвращает…

Зимою за Стеклом цветы хранятся живы…

Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.

Оно способствием искусныя руки

Подать нам зрение умеет чрез очки!

Но в нынешних веках нам Микроскоп открыл,

Что Бог в невидимых животных сотворил!

…уже в Стекле нам Барометры

Хотят предвозвещать, коль скоро будут ветры,

Коль скоро дождь густой на нивах зашумит,

Иль, облака прогнав, их солнце осушит…

Во зрительных трубах стекло являет нам,

Колико дал Творец пространство небесам…

Так в бисере Стекло, подобясь жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу…




Плакат №3 «Письмо о пользе Стекла».


Когда Ломоносов разработал теорию приготовления различных стёкол и разноцветных смальт, он стал добиваться организации специальной фабрики цветного стекла. В январе 1753 года учёный писал, что созданием фабрики «кончаются все мои великие химические труды, в которых я три года упражнялся и которые бесплодно потерять мне будет несносное мучение…» Однако не все влиятельные люди, от которых зависело воплощение в жизнь заветного желания Ломоносова, разделяли его стремление. Значение стекла в жизни человека было тогда мало известно даже представителям «высшего общества». Поэтому Ломоносов решил рассказать в понятной для всех форме о свойствах и разнообразных применениях стекла и убедить окружавшее его общество в необходимости развития стеклоделия в России и постройки задуманной им фабрики. Для этого он написал длинное письмо в стихах на имя графа Шувалова, имевшего большое влияние при царском дворе и оказывавшего поддержку Ломоносову. В этом письме Ломоносов прекрасно отразил и сущность стекла и все известные в то время виды его применения. «Письмо о пользе Стекла» Ломоносов издал за свой счёт в типографии Академии наук в большом числе экземпляров и разослал широкому кругу людей. Прочитав это письмо, многие из тех, кто считал постройку фабрики цветного стекла причудой Ломоносова, изменили своё мнение об этом.

«Письмо о пользе Стекла» - единственное в своём роде произведение, своеобразная «реклама», составившая почти 3 тысячи слов.



Памятник

на месте деревни.

Окрестности.

УСТЬ-РУДИЦА:

ФАБРИКА ЦВЕТНОГО СТЕКЛА

Парк в усадьбе

«Усть-Рудица».


Памятник - стела.


Усть - Рудица -

упразднённая деревня Ломоносовского района Ленинградской области.

«Желаю я к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретённых мною разноцветных стёкол…»

М.В.Ломоносов

Бисерное панно с видом фабрики.

Дарственная грамота императрицы

Елизаветы Петровны М.В.Ломоносову на землю при деревне Усть-Рудица.

Изображение печати Усть-Рудицкой фабрики цветного стекла.

Изделия Усть-Рудицкой фабрики.

Портрет М.В.Ломоносова.

1757г.

В окно видна Усть-Рудицкая фабрика «делания цветных стёкол».

Изделия Усть-Рудицкой фабрики.

Мозаичная смальта

(непрозрачное стекло)



Бисер.



Посуда.




Письменные приборы.



Плакат №4 «Усть-Рудица: фабрика цветного стекла».

«Желаю я, - писал Ломоносов, обращаясь к императрице Елизавете Петровне, - к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретённых мною разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок (крупный бисер) и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество, ценою на многие тысячи. А я могу на своей фабрике, когда она учредится, делать помянутых товаров не только требуемое количество, но со временем так размножить, что и за море отпускать оные можно будет, которые и покупать будут охотно, ибо вышеписанные товары станут здесь заморских дешевле и по размножении заводов будут за меньшую цену нежели как ныне, для того, что принадлежащие к сему главные материалы (лес, песок, поташ) здесь дешевле и в таком довольстве, что оных знатное количество отпускают в другие государства».

Прошение о строительстве фабрики цветного стекла подал Ломоносов и в сенат. На этот раз сенат поддержал предложение Ломоносова и дал ему разрешение на постройку фабрики. Теперь было необходимо получить подходящий участок из государственных земель, имеющий всё необходимое для постройки и работы стекольной фабрики, то есть в первую очередь лес для топлива, песок как основную составную часть стекла, и воду как источник механической силы. Такой участок Ломоносов также подыскал сам; это была деревня Усть-Рудица и несколько соседних с ней деревень, находящихся в 65-80 км от Петербурга, недалеко от города Ораниенбаума (теперь город Ломоносов). Этот участок и был отдан под фабрику, и Ломоносов с увлечением принялся за её постройку.

Цехи фабрики, станки, инструменты и различные приспособления - всё делалось по разработанным проектам Михаила Васильевича Ломоносова. Только благодаря упорному труду и постоянным хлопотам Ломоносова фабрика начала работать. Сырьё, красители, продукция фабрики, рецепты и методы производства - всё было новым, нигде раньше не применявшимся. Печи, горшки для варки, машины и станки постоянно совершенствовались для обработки различных изделий.

На реке Рудица была построена водяная мельница. Она размалывала крупные куски мрамора и других материалов для стекольных смесей. Она же приводила в движение шлифовальные станки. По тем временам это было большим техническим прогрессом: на многих стекольных фабриках, принадлежавших помещикам и купцам, станки приводились в движение руками крепостных.

Строилась фабрика около двух лет. За это время Ломоносов подготовил хороших мастеров, послав их учиться на другие стекольные заводы.

Фабрика начала работать и выпускать продукцию весной 1754 года. Мировой известностью пользовались изделия ломоносовской фабрики. Здесь в первую очередь стали вырабатывать бусы, бисер, стеклярус и мозаичные смальты. Через год появились гранёные камни, подвески, брошки, запонки. А ещё через год уже выделывали туалетные и письменные приборы, столовые и чайные сервизы из разноцветного стекла. Затем стали выпускать разные дутые фигуры и шары для украшения садов. С каждым годом увеличивался список изделий, изготовленных на фабрике - на ней делались даже имитации драгоценных камней.

В 1757 году по заказу графа Шувалова французским художником Фессаром был написал портрет Михаила Васильевича Ломоносова. Но учёному не понравился пейзаж на заднем плане, видимый через окно. Ломоносов пригласил мастера Вортмана и попросил его исправить «погрешности». Теперь в окно была видна Усть-Рудицкая фабрика «делания цветных стёкол». Так Михаил Васильевич показал, что фабрика цветного стекла играла большую роль в его жизни.







Мозаика -

изображение посредством набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамической плитки и др. материалов.


КАРТИНЫ ИЗ СТЕКЛА



Мозаика -

произведение, посвящённое музам.

В мозаичной мастерской Михаила Васильевича Ломоносова было изготовлено 40 мозаичных картин.

До нашего времени сохранилось только 23 (по другим источникам - 21).

Нерукотворный Спас

Исторический музей, Москва

Александр Невский

1757-1758гг,

Музей Ломоносова

М.В.Ломоносов демонстрирует ЕкатеринеII собственную мозаику.

Пётр I

1754г., Государственный Эрмитаж

Екатерина II

1763г.,

Государственный Русский Музей

Картина «Полтавская баталия».

1762г.-1765г., 1300000 штук смальты

Украшение стен Петропавловского собора.

Картина «Полтавская баталия».

Санкт-Петербург, Академия наук


Плакат №5 «Картины из стекла».

На Усть-Рудицкой фабрике изготавливались и цветные смальты - кубики или пластинки цветного непрозрачного стекла для мозаичных работ.

В середине 1751 г. Михаил Васильевич Ломоносов просит академическую канцелярию пристроить к левой половине дома, в котором находилась химическая лаборатория, отдельный «покой» для занятий мозаикой. Так появилась мозаичная мастерская Михаила Васильевича Ломоносова.

Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу - мозаичный образ Пресвятой Богородицы по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его императрице Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». В особом рапорте Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер её 2 фута (почти 61см) на 19 дюймов (чуть более 48см) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все ево руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу.

Мозаика отличается суровой и выразительной простотой, красочна, имеет декоративное значение.

В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Учёный мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа. Всего в мастерской Ломоносова было изготовлено около 40 мозаичных картин. До нашего времени сохранилось только 23 (по другим источникам - 21). Среди них можно отметить следующие: «Нерукотворный Спас» (Исторический музей, Москва), «Пётр I» (1754г., Государственный Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758 гг., Музей Ломоносова), «Екатерина II» (1763г., Государственный Русский Музей).

В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов представляет Сенату проект: украшение стен Петропавловского собора двенадцатью мозаичными панно, украшение мозаикой колонн собора. Учёный предложил по северной и южной стенам собора разместить картины «Полтавская баталия», «Взятие Азова». В простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени: «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и др.

Работа над проектом началась в 1762 г. с картины «Полтавская баталия». Это мозаичное полотно было закончено к январю 1765г. В работе принимали участие семь помощников Ломоносова. Площадь мозаичного панно составила почти 30м2, были использованы смальты пяти размеров общим количеством около 1300000 штук. В настоящее время это панно украшает парадную лестницу Академии наук в Санкт-Петербурге.

За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764г. избрала Михаила Васильевича Ломоносова своим почётным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», - писал секретарь Академии Ф.Цанотти.

Россия

28 стекольных заводов

В НАШЕ ВРЕМЯ

Россия

заводы художественного стекла

Гусевский хрустальный завод

Дятьковский хрустальный завод

Выставка.

Преображенская церковь в Дятькове.

Тула

«Стекольный заводчик»

Санкт-Петербург

Российская Академия Художеств

Тула

Мастерская «Арт-Акцент»

часы

игрушки

Экспериментальная лаборатория художественных стекломатериалов.

мозаика

сувениры

Селищев Николай Владимирович

(1932г. рождения).

Тула

2008г., октябрь -

выставка стеклянной мозаики

9-а

Плакат №6 «В наше время».


Благодаря неуёмному труду Михаила Васильевича Ломоносова в России было возрождено мозаичное искусство, расширено производство цветного стекла.

В 2011 году исполнилось 246 лет со дня смерти учёного. Как в наше время обстоят дела с изготовлением цветного стекла и стеклянных мозаик?

В настоящее время в России работает 28 стекольных заводов. Среди них Гусь-Хрустальный «Опытный стекольный завод», «Московский областной стекольный завод», «Сергиево-Посадский стекольный завод» и др. Работают в России и заводы художественного стекла. Самые известные из них «Гусевский хрустальный завод», «Дятьковский хрустальный завод». При Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге работает лаборатория художественных стекломатериалов.

В настоящее время есть в России и мастерские по производству стеклянной мозаики. Есть такие мастерские и в Туле. Называются они «Стекольный заводчик», «Арт-Акцент». В настоящее время из цветного стекла мастера изготавливают даже украшения для храмов, мебель.

Живёт в Туле и художник, который занимается стеклянной мозаикой. Это Селищев Николай Владимирович. Он придумал многослойную технологию создания мозаичных картин. Композиция составляется на холсте, предварительно прокрашенном, причём используется и прозрачное стекло, и матовая смальта. Состав клея - изобретение художника, рецепт он разрабатывал годами и хранит его в тайне. На мозаичных картинах Николая Владимировича Селищева можно увидеть букеты цветов, человеческие фигурки, пейзажи Ясной Поляны… Как в жизни… В октябре 2008г. в Выставочном зале Тульского музея изобразительных искусств прошла выставка работ Николая Владимировича.

За свою долгую жизнь Николай Владимирович работал художником-оформителем на НПО «Тулачермет», преподавал в Доме детского творчества Пролетарского района. Сейчас он на пенсии… Но продолжает работать: создавать картины из стекла.












Осипов Д.В. Усадьба Ломоносова Усть-Рудица- фабрика цветного стекла. - СПб: Изд. «Серебряный век», 2011.

БИБЛИОГРАФИЯ:

СОВЕТУЮ ПРОЧИТАТЬ

Перевезенцев С. Ломоносов. - М.: Изд. «Белый город», 2005.

Свешников М. Тайны стекла. - Л., «Детгиз», 1955.

ВИКИПЕДИЯ. СВОБОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.


ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ


http://lomonosov.name

http://www.historydata.ru

http://www.gudmosaic.ru

http://www.spbumag.nw.ru

http://www.sdelaemsami.ru

http://www.tula.rodgor.ru

http://www.syt.edu.severodvinsk.ru




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал