- Учителю
- Доклад Развитие навыков музыкально ритмических движении в ДОО
Доклад Развитие навыков музыкально ритмических движении в ДОО
Конференция
« Развитие навыков музыкально-ритмических движении в ДОО»
Музыкальная деятельность является важнейшей составляющей эстетического воспитания и играет особую роль во всестороннем , в том числе познавательном развитии дошкольника. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представление детей об обществе , о природе, быте и традициях своего и других народов. В процессе организации музыкальной деятельности взрослый поддерживает даже незначительные творческие проявления ребёнка , активизирующие его восприятие , воображение , придающие деятельности поисковый характер( а поиск всегда требует умственной активности).
Современные дети живут и развиваются в непростых
условиях музыкального социума. В основном музыку, которая звучит
повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы
этого или не хотим), слышат и наши дети. Её шаманские ритмы,
сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область
подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на
эмоциональное состояние особенно детей, разрушая его душу,
интеллект, личность ребёнка.
Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы
максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность
узнать и полюбить другую, настоящую музыку.
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего
на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может
приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся
пути по всем направлениям». Годы жизни детей в дошкольном возрасте
, когда они особенно чутки ко всему окружающему, решающие в их
музыкальном и эстетическом развитии. Упущение этого периода
невосполнимо.
Поэтому огромная ответственность лежит на
музыкального руководителя ибо именно с раннего детства нужно
развивать детей в правильном направлении, воспитывать музыкальный
вкус, эмоциональную отзывчивость, лучшие человеческие качества -
доброта, чувство сострадания. Эмоциональная отзывчивость на музыку
развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности в
наибольшей же степени - в процессе восприятия музыки и
музыкально-ритмических движений.
Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой - движения поясняют музыку, основные средства выразительности.
Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и в передоваемых ими движениях разных , это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным, и доходчивым, не сухое теоретическое ничего не дающее детям объяснение.
Я выделила следующие особенности музыкального
искусство который ребёнок может воспринять благодаря
музыкально-ритмическим движениям
- жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.);
-
- характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.);
-
- средства музыкальной выразительности - в первую очередь ритм и метр.
-
- музыкальную форму (2- и 3-частная).
Так в своей работе я использую игры ( пример на слайде) на определения регистра(старш.- подготов.гр) цель которой определить высокий , средний и низкий регистр и динамические изменения, « Весёлые и грустные ножки» ( младш.,сред. Гр.) уель которой определить громкое(f) и тихое (р ) звучание мелодии.
Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир. И главное развивает интерес в целом к музыке через разние движения в основе которых игра.
Что означает современный подход к развитию
эмоционально-образного восприятия ребенка через выразительное
движение?
На мой взгляд, важнейшим компонентом данного педагогического процесса является понимание и принятие индивидуальных особенностей и интереса ребёнка. В центре процесса должна находиться личность ребенка в воспитательной среде, гарантирующей переход к гуманистической модели педагогических технологий на основе личностно-ориентированного воспитания, что получило яркое отражение в авторской программе педагога новатора А.И. Буренина « Ритмическая мозайка», где автор интегрирует различные задачи , направленные на развитие художественно -творческих основ личности дошкольника- психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента». В программе благотворно соединены движение и музыка.
Именно по этому выбрана мной данная программа
которую я использую в своей работе.
Безусловно, развитие музыкальности, умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, но «акцент» внимания педагога концентрируется не столько на результате, сколько на процессе обучения. Хорошее самочувствие ребёнка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким - основные условия, необходимые для полноценного развития детей.
В своих занятиях я очень эффективно использую метод моделирования музыкального языка, который позволяет показать и почувствовать ребёнку, в доступном для него виде , особенности музыкальной деятельности . Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднён потому, что нет осознанного восприятия.
Используемый на занятиях метод моделирования (двигательный- графический)- это механизм обучения . При разучивании танца воспитатель выкладывает модели - символы для обозначении последовательности движения. По показу одной из карточек дети используют соответствующее движения. Такая форма работы очень увлекательна и доступна детям. Ведь восточная мудрость гласит:
Слышал - забыл,
Видишь - запомнил,
Сделал - понял.