- Учителю
- Рабочая программа по музыке (7 класс)
Рабочая программа по музыке (7 класс)
Пояснительная записка
Программа по музыке для 7 класса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству
-
Авторской программы «Музыка» для 5-8 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак - М.: Дрофа, 2009
Цель программы: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
- научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
- хоровое пение;
- слушание музыки и размышление о ней;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- пластическое интонирование;
- импровизация;
- музыкально-драматическая театрализация.
Программа ориентирована на использование:
- Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев М.: Дрофа, 2009.
- Музыка. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев М.: Дрофа, 2009.
- Музыка. 7 кл.: Фонохрестоматия / В.В. Алеев
- Музыка. 8 кл.: Фонохрестоматия / В.В. Алеев
Особенности программы
Согласно базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных организаций на 2014-2015 учебный год изучение предмета «Музыка» заканчивается в 7 классе. Авторская программа В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак предполагает завершение курса на год позже. В связи с необходимостью завершить начатую программу всего курса изучения музыки в школе, в данной программе объединены темы по курсу 7 и 8 классов.
Программа рассчитана на 34 часа (1ч в неделю).
Учебно-тематический план:
Класс
Раздел
Кол-во часов
7
Содержание в музыке
2ч
Каким бывает музыкальное содержание
2ч
Музыкальный образ
3ч
О чем рассказывает музыкальный жанр
2ч
Что такое музыкальная форма
2ч
Музыкальная композиция
3ч
Музыкальная драматургия
3ч
8
О традиции в музыке
2ч
Сказочно-мифологические темы
4ч
Мир человеческих чувств
4ч
В поисках истины и красоты
2ч
О современности в музыке
5ч
Содержание программы
В 7 классе актуализируется проблема, связанная со взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух - и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии? Все это составляет тему первой части программы.
Вторая часть программного содержания обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым непреходящие значение для музыкального искусства.
Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды и злободневных течений.
Содержание в музыке
«Магическая единственность» музыкального соответствия; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах
Музыкальный образ
Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке
О чем рассказывает музыкальный жанр
«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.
Что такое музыкальная форма
«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма - это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям.
Музыкальная композиция
Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина - Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).
Музыкальная драматургия
Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Традиция в музыке
Условность деления музыки на «старую» и «новую». Настоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Живая сила традиции.
Сказочно-мифологические темы в музыке
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов». Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии.
В поисках истины и красоты
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси.
Мир человеческих чувств
Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Бессмертные звуки «Лунной» и «Патетической» сонаты Л.Бетховена. Тема любви в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Вокальный стиль «Bel Canto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Поваротти, Андреа Бочелли. Лирическая авторская песня. «Любовь никогда не перестанет».
О современности в музыке
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке. Музыка кино. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке».
Музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения),
- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);
- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:
- в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), в ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий;
- важнейшие категории в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимать их неразрывную связь;
- понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;
уметь:
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Контроль осуществляется в следующих видах:
входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
-
самостоятельная работа;
-
устный опрос;
-
практическая работа,
-
взаимоопрос;
-
тест
-
музыкальная викторина
-
проектные и исследовательские работы
Дополнительная литература для учителя
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. -М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.
17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.
18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
-
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
-
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
-
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.
-
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
-
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
-
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.
-
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися
-
Музыкальная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:
-
Музыкальный энциклопедический словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа:
-
Музыкальный словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа:
-
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:
-
Классическая музыка. - Электронный ресурс. Режим доступа:
-
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Медиаресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися
-
CD «Культурология», учебное электронное издание по курсу, издание Министерства образования Российской Федерации, 2007.
-
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на 8 компакт-дисках. - «Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2009.
-
«Большая энциклопедия России: Искусство России». - ИДДК, 2007
-
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» - «Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2000.
-
Мультимедийная энциклопедия «Лувр» - ИДДК, 2005.
-
Мультимедийная энциклопедия «Эрмитаж» - «Интерсофт», 1998.