7


  • Учителю
  • Разработка урока Волшебная палочка дирижера

Разработка урока Волшебная палочка дирижера

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок музыки в 5 классе по теме

«Волшебная палочка дирижера»



Илюхина Татьяна Валерьевна

учитель музыки

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

С.Свердлово»





Цель урока:

  • Дать понятие о симфоническом оркестре. Значении дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра

  • Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.

  • Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.

  • Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер с колонками, презентация.



Ход урока



I.Организационный момент. Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята»

- Здравствуйте уважаемые гости, доброе утро ребята, улыбнитесь друг другу, своей улыбкой передайте всем присутствующим свое хорошее настроение.

II Создание проблемной ситуации. Учитель. Удобно ли вам было петь, если бы я не показывала, где нужно вступить, где снять звук? (Ответы учащихся). То есть легче когда кто-то руководит, управляет?

А когда на сцене сидят музыканты, их много (кстати, как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах - оркестр), как они могут играть слаженно?

Ученики: (предполагаемые ответы). Им помогает дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.

Учитель: А что дирижер держит в руках?

Ученики: палочку

Учитель: Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, о ком мы сегодня с вами будем говорить?

Ученики: О дирижере и его палочке …

Учитель: А как вы думаете, какая у него палочка?

Ученики: Волшебная

Учитель: А почему она волшебная?

Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм.

Учитель: Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?

Ученики: Волшебная палочка дирижера

Учитель: Молодцы.

Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о расположении музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.





Учитель предлагает подумать и назвать свой главный вопрос урока.

После корректировки учащиеся формулируют главный вопрос урока (проблему урока): Сложно ли быть дирижером и для чего он нужен в симфоническом оркестре Позднее мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

3. Проверка домашнего задания.

4.Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

- Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?

(в музыкальном театре)

- Что такое музыкальный театр?

(мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир, в котором живет музыка).

- Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.

- Но для начала вспомним правила поведения в театре, в концертном зале.

  1. Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.

  2. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

  3. Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта-лучшая награда артистам.

- А мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.

Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик»

- Кто исполнил эту музыку?

Симфонический оркестр.

-Что такое оркестр?

Оркестр-это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

- Посмотрите на слайд, как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет или есть определенный порядок?

Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом, для того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей.

- Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Давайте вспомним группы инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра.

- Интересно, как им удается играть так согласованно? Может, есть главный в оркестре?

(Дирижер, он держит в руках палочку)

Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит.

Палочка застынет,

И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет,

Кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет.

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

(Дирижер)

- Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку

- Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. Тема урока называется «Волшебная палочка дирижёра».



III. История возникновения дирижерской палочки.

-Эту палочку иногда называют волшебной. Почему?

-Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

-Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.

- У сказочных героев - фея. В мультиках - волшебники, звездочеты.

- История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

Сообщение (Полина)

В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в рукаху него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

- И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту.

- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

(Воспринимать музыку под такой стук очень сложно.

Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки)

Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.

(показ дирижерской палочки)

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоитк ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

  1. "Дирижирование (от нем.dirigieren, франц.dirigtn- направлять, управлять, руководить) - один из наиболее сложных видов музыкально - исполнительского искусства; управление коллективом музыкантов в процессе разучивания и публичного исполнения музыкального произведения" (слайд 3).

У: Почему я подчеркнула данные словосочетания? (они помогают определить роль дирижера)

У: Увертюра И. Дунаевского «Дети капитана Гранта» (слайд 4)

Для того, чтобы вы убедились, насколько важен дирижёр в симфоническом оркестре, я расскажу вам одну историю. Много лет назад, когда я училась в музыкальной школе, мы вместе с одноклассниками часто посещали выступления разных музыкальных коллективов. Особенно мне запомнился один из концертов, который назывался "Приглашает симфонический оркестр". Зрители заняли свои места, оркестр настроил инструменты на ноту "ля", в зале воцарилась тишина. Но начало концерта почему-то задерживалось. Зрители зааплодировали, приглашая музыкантов начать концерт. И вот музыкант, которого называют первой скрипкой, взмахнул смычком и зазвучала музыка. Играть музыканты начали вместе, но их музыка как-то не складывалась: виолончели и скрипки, словно соревнуясь, стали ускорять темп. Ударные исполняли свою партию всё медленнее, а медные духовые играли так громко, что заглушали всех. Получалась не музыка, а хаос! Первый скрипач взмахнул смычком, и оркестр перестал играть. Зрители недоуменно переглядывались. Вновь взмах смычка - оркестр начинает играть, но у них вновь ничего не получилось. Не было слаженной игры, первый номер концертной программы срывался! Музыканты и остановить одновременно не могли своё неудачное исполнение: не всем виден взмах смычка первой скрипки. Оркестр в третий раз попытался начать концерт: Но вот из-за кулис стремительной походкой вышел дирижёр, взмахнул палочкой и оркестр зазвучал слаженно и дружно. Мы слушали увертюру И. Дунаевского к кинофильму "Дети капитана Гранта". После завершения концерта зрители благодарили дирижёра и музыкантов за прекрасную встречу с музыкой.





У: Ребята, какова основная роль дирижера?

Д: Без дирижёра симфонический оркестр играть не может, потому что это большой коллектив музыкантов.





  1. У: Послушайте первый куплет песни «Веселый ветер» из этого же кинофильма. Слушание.

У: Представьте себя дирижером, встаньте и выйдете из-за парты, выпрямите спину, приготовьте руки. Попробуем подирижировать, внимательно следите за моими руками. Дирижирование (куплет припев).

У: Повернитесь лицом друг к другу, продолжаем дирижировать.

У: Сядьте, примите позу исполнителя. Исполним первый куплет и припев Исполнение (слайд 5)





  1. У: Теперь организуем выступление шумового оркестра.

1 ряд хлопает в ладоши

2 ряд стучит деревянными карандашами

У: Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже - тише. Порепетируем. Исполнение под музыку «Веселый ветер минус»

Далее в качестве дирижеров выступают учащиеся.

У: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.

Разучивание песни

  1. У: Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?

У: Чтобы точно ответить на этот вопрос, выполним следующее задание: на каждом столе лежит листок, посоветуйте со своим соседом и напишите, какими способностями, качествами должен обладать дирижер? (учащиеся пишут, затем, не повторяясь, читают)

Д: Чтобы быть дирижером нужно…

У: Некий итог нашим размышлениям я хочу подвести словами великого дирижера - Павла Леонидовича Когана: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них - уже изъян».



- Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.

Организуем выступление шумового оркестра.

1 ряд хлопает в ладоши

2 ряд стучит деревянными карандашами

(ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя - дирижера.)

Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

-Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?

дирижер направляет и управляет оркестром

- Правильно, в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

- Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже - тише.

- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?

-Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

- Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них - уже изъян».

- В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.

Евгений Светланов, - советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).

Вероника Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).

Владимир Ашкинази, - пианист дирижер

Влади́мир Спивако́в - советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки</<font size="4">.

Валерий Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996)[1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998).



- Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.

(Приглашаю в концертный зал Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев).

- Итак, давайте подведем итог.

- Зачем нужен дирижер?

- Почему палочку дирижера называют волшебной?

- Молодцы!!! Вы все хорошо поработали на уроке! Я думаю, что оркестр-это дружный коллектив. Давайте вспомним и исполним песню о дружбе.











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал