7


  • Учителю
  • 'Индивидуально-дифференцированное обучение детей на уроках музыки с учетом психолого-физиологического развития'

'Индивидуально-дифференцированное обучение детей на уроках музыки с учетом психолого-физиологического развития'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Методическая разработка


"Индивидуально-дифференцированное обучение детей на уроках музыки с учетом психолого-физиологического развития" В системе эстетического воспитания учащихся в лицее музыкальное воспитание занимает значительное место. Уроки музыки обладают большими возможностями для развития чувства прекрасного, эстетического вкуса, поэтических и артистических способностей, воображения, образного мышления, умения слушать и слышать. Эти личностные качества помогают школьнику в усвоении учебного материала, в самореализации и в росте собственного достоинства. Кроме того, музыка оказывает влияние на характер ребенка, его поступки и облик.

Воспитание музыкой есть природосообразный метод взращивания детских способностей, т.к. он основан на имманентных свойствах детей - тяге к ритму, к мелодии, к песне, к движению и - по большому счету - гармонии с собой и окружающим миром.

Все это предусмотрено программой по музыке, но, сообщая детям, обучающимся в нашем лицее , те или иные сведения из области музыкального искусства, следует учитывать их особенности психолого-физиологического развития. Программа «Музыка» дает возможность выбора тем, содержания, форм уроков с учетом особенностей учащихся, т.е. использовать дифференцированный подход в обучении на уроках музыки.

Многие ученые и педагоги-практики занимаются вопросами дифференциации, и приходят к выводу, что эта технология является важным фактором усвоения учебного материала, а также непосредственно развития учащихся.

Сущность дифференцированного обучения заключается в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности.

Выделяют два типа дифференциации:

  1. внешняя дифференциация.

  2. внутренняя дифференциация.

В основе внешней лежит учет познавательных интересов учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности.

В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей учащихся, влияющих на эффективность усвоения учебного материала, это:

  • социально-демографические признаки (пол, возраст, национальность, семья)

  • социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения, уровни понимания)

  • индивидуально-личностные признаки (каналы восприятия, психосоматические типы, память, внимание, мировосприятие, уровни общего развития)

  • экзистенциально-личностные признаки(здоровьесберегающие или здоровьеразрушающие состояния)

  • биоэнергетические признаки (низкая, высокая энергетика)

В работе я развиваю творческие способности, знания, умения и навыки учащихся через внутреннюю дифференциацию. Дети используют приобретенные знания и умения в практической деятельности: участвуют в концертах, выступают на родительских собраниях.

Для детей 7-8 лет характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому на уроках музыки одним из действенных средств индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания является игра, элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить "живой" интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.

В то же время, урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.

Значима роль игр и занимательных средств в приобщении учащихся к пониманию ценностей музыкального искусства, развитию их культуры слушания музыки. С начальных классов на уроках музыки я стремлюсь воспитывать эмоциональную восприимчивость к красоте музыкального произведения, развиваю умение ребенка осознанно «выразить свои суждения о прослушанном». Активное восприятие музыки обуславливается воспитанием и развитием определенных музыкальных способностей: музыкального слуха, сосредоточенного внимания, сформированных музыкальных представлений и музыкальной памяти.

Следует помнить, что музыкальное воспитание детей - основа музыкальной культуры народа. Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность. Возвращаясь к роли учителя музыки в реализации выше названных установок, следует подчеркнуть, что учитель должен обладать не только спокойствием и доброжелательностью в обращении с детьми. В первую очередь, он должен быть большим энтузиастом и фантазером игр и творческих заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка в неведомый мир говорящих звуков, раскрыть для них непознанную, но познаваемую прелесть вечно необходимой человеку музыки.

Урок музыки это единый учебно-творческий процесс, все формы которого слиты в органичном единстве. Однако при подготовке к уроку следует продумать, каким образом, учитывая индивидуальные психолого-физиологические уровни развития учащихся, развивать у детей музыкальные способности и навыки. Музыкальное воспитание в лицее предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке) но собственно музыкальных способностей школьников: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей двигаться под музыку, а также музыкально-исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определенные формы работы. Развитие музыкального восприятия осуществляется в традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового запаса, формированию определенного музыкально-слухового сознания, музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок.

Большое значение здесь имеют словесные объяснения учителя, его индивидуальные беседы с учениками. Учитель призван помочь детям выявить нравственную направленность произведения, его положительное влияние на человека, научить детей высказывать свое отношение к прослушанной музыке. Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передать ее настроение в музыкальном движении (свободная пластическая импровизация под музыку, которую дети привыкли делать в дошкольных учреждениях). Детям легче будет импровизировать, если учитель сам покажет первые простейшие движения, которые подходят под данную музыку. Дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением.

Индивидуально-дифференцированный подход на уроке музыки учитывает состояние здоровья наших школьников, а музыка, как известно, самое сильное среди искусств по своему прямому и непосредственному воздействию на психику человека. Не случайно музыкальная терапия во многих странах уже давно и успешно используется в лечении нервных и психических заболеваний. В связи с этим я на занятиях ввожу музыкальное движение и музыкальные игры, благотворно действующее на психику школьников. Для начальной школы предложены музыкальные пальчиковые игры, способствующие развитию речи, мышления, снятию писчих спазмов рук и нервных «зажимов» (например, музицирование на народных инструментах, детских шумовых инструментах и т.д.).

Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном состоянии школьников и на их психическом здоровье (детские страхи и ощущение, что мир рушится).

Возникает новая проблема у школьников - так называемое явление шизофонии (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки).

Человек в наушниках подвергает себя опасности, выключая ухо из органов естественной ориентации. И не только в физическом смысле - столкнуться с кем-либо или с чем-либо…, но и в психологическом плане -происходит деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности. Не случайно шизофония имеет общий корень с шизофренией. То есть раздвоенным сознанием. На повестке дня - вопрос воспитания культуры обращения с музыкой в условиях ее искусственного воспроизведения, формирование музыкально-экологического взгляда на жизнь. И здесь применяется индивидуально-дифференцированный подход.

Одна из задач музыкального образования - привить элементарные вокально-хоровые навыки, и навыки игры на музыкальных инструментах.

Работа над хоровыми произведениями непосредственно предполагает индивидуально-дифференцированный подход, и я предлагаю каждому ученику петь лишь в той тесситуре, которая доступна его голосу. Учитель музыки несет ответственность за здоровье голоса каждого ребенка. Исполнение песен тренирует музыкальную память. Целесообразно учить много коротких песен-прибауток, каждый урок - новую небольшую попевку. Но не следует переутомлять детей долгим разучиванием трудной песни, необходимо быть снисходительными к малым достижениям, не увлекаясь тщательностью исполнительской отделки. Я стараюсь выбирать песенный материал по силам детского хора. Одним из условий успеха в исполнении выбранной песни является то, что они должны быть непременно красивыми и интересными детям - дети должны желать их петь.

Учитывая индивидуальное психолого-физиологическое состояние наших детей, я стараюсь всех обучающихся ориентировать на активную музыкальную деятельность в школе - на музицирование в доступной детям форме: если нет голоса - можно играть на лошках, бубне и т.д. - в оркестре и хоре всем найдется место.

Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные - многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе (больны связки, нет координации слуха и голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам музыки, которые чаще всего бывают уроками пения, враждебно. Ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место, если не в школьном хоре, так в школьном оркестре или в сопровождении хора шумовыми инструментами. И к этим детям на уроке музыки также применяется индивидуально-дифференцированный подход. Многие даже гордятся тем, что им доверили играть на шумовом инструменте, в то время как все остальные поют хором.

Уроки музыки в общеобразовательной школе должны стать «школой музыки для всех и для каждого»! Ведь трудно что сравнить с радостью, которую дети получают при совместной игре в ансамбле, выступая на школьной сцене. Эмоционально-положительный контакт делает их добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу».


Чередование различных видов деятельности на уроке позволяет выстраивать динамику занятия. Исходя из наших целей, занятие может быть построено на смене настроений (расслабление и возбуждение) или с наличием кульминации, когда происходит постепенное эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющиеся к концу занятия расслаблением (от лирических мелодий и плавных движений до бравурных, энергичных, высвобождающих энергию, и затем постепенное расслабление). Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния детей, в котором они приходят на занятие. Так, например, если дети возбуждены и им сегодня особенно трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцевальных движений - это облегчит переход к занятиям, не требующим физической активности.

Терапевтический эффект музыки был замечен людьми очень давно. В Древней Греции музыкой лечили различные недуги. Позднее европейцы утратили древние знания об исцеляющем свойстве музыки и музыкального тона. Правда, в последние годы интерес к музыкальной терапии начинает в обществе пробуждаться вновь, ведь возможности музыки очень велики: она может успокоить или возбудить человека, уравновесить его дыхание, или, наоборот, спровоцировать душевное волнение. Музыка - сильное «лекарство», и использовать его нужно очень осторожно. В зависимости от ситуации, я иногда корректирую занятие, используя силу воздействия музыки, чтобы привести урок в нужное русло.

В лечебных целях музыку применяют с давних времен, потому, что эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы. Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При удачно подобранном произведении снижается утомление, улучшается самочувствие. Исследователь Дон Кэмбелл считает, что спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление, активизирует иммунную систему организма. Слушание спокойной музыки ведет к уменьшению амплитуды электромагнитных волн головного мозга, что действует успокаивающе; одновременно происходит синхронизация работы левого и правого полушарий, что резко повышает способность к интеллектуальной деятельности.

Воздействие прослушивания классической музыки происходит на кровь - резко сокращается количество гормонов, вызывающих перенапряжение нервной системы.

В музыкальной терапии используются три фактора воздействия музыки на человека:

  • Психолого - эстетический - ассоциации, эмоции, образный ряд.

  • Физиологический - функциональный - с его помощью можно тренировать отдельные функции организма.

  • Вибрационный - вибрации, оказываемые музыкой, активизирует биохимические процессы.

Музыка в качестве терапевтического средства обладает мощным психологическим воздействием. В музыкотерапии огромное значение имеет принцип удовольствия, обеспечивающий комфортное состояние ребенка во время занятий. Музыкотерапия может служить страдающему ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, а также средством выразить себя именно на доступном ему уровне.

Каждый живой человек, больной или здоровый, нуждается в пище, как телесной, так и душевной, и мы не имеем права отказывать в ней детям, имеющим различное психолого-физиологическое развитие. Но очень важно, чтобы «пища» эта была подлинной, а не суррогатом, поэтому музыка, звучащая на занятиях, должна быть прежде всего «живой», не электронной. Чем младше ребенок, тем вреднее для него прослушивание музыки в записи. Доставляя удовольствие, и не требуя от человека активной внутренней работы, она становится своеобразным наркотиком, тормозящим развитие личности.

Отбирая музыкальный репертуар, я учитываю индивидуальные особенности развития детей:

  • плохое внимание,

  • повышенную отвлекаемость,

  • эмоциональную неустойчивость и повышенную утомляемость.

Поэтому лучше подбирать музыкальные пьесы и песни, небольшие по объему и доступные по содержанию. Музыкальные образы этих произведений должны быть яркими, четкими и понятными.

Важным элементом индивидуально-дифференцированного подхода на уроках музыки является правильная постановка вопроса конкретному ученику. Один ребенок может делать выводы путем логических цепочек, обладает образным мышлением, другому же необходим скрытый ответ в поставленном вопросе. Главное, чтобы и один и другой получили самоудовлетворение от правильно сделанного вывода или верного ответа.

На уроках музыки я практикую принцип «минимакса», сформулированный академиком А.А. Леонтьевым в статье «Педагогика здравого смысла». Максимум содержания, даже сверх Программы для тех, кто может и хочет научиться (в том числе и для музыкально-одаренных детей, не имеющих возможности обучаться в музыкальной школе) и программный минимум - для всех, с учетом природных способностей и психолого - физиологического развития.

Список литературы.

1. Сиротюк А. Л., Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - М.;ТЦ Сфера, 2003.

2. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в

современной школе - М.; Институт практической психологии; Воронеж: «Модек», 1998.

3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения - М.;

Педагогика, 1990.

4. Бородулинина С.Ю. «Коррекционная педагогика», Ростов - на - Дону, 2004.

5. Ильина Г. А. «Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии», Москва, 2001.

6. «Основы специальной психологии» Ред. Е.А. Стребеловой, Москва, Академия, 2002.

7. Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский, «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М. Владос, 2000.

8. Джон Бин и Амалия Оулдфилд «Волшебная дудочка»,М. Теревинт, 2000.

9. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций ребенка» М. Педагогика 1997.

10. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах», М. Советский композотор. 1988

11. Давыдова М.А.. «Музыкальное воспитание», М. «Вако», 2006.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал