7


  • Учителю
  • Конспект урока музыки на тему 'Человек и народ - главные герои М. П. Мусоргского

Конспект урока музыки на тему 'Человек и народ - главные герои М. П. Мусоргского

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель: показать современность музыки М.П. Мусоргского через созвучие его произведений сегодняшнему времени. Задачи: Учебные: - знать новаторские черты творчества М. Мусоргского; - раскрыть значение его произведений и элементов музыкальной речи на примере оперы «Борис
предварительный просмотр материала

Урок музыки в 8 классе

по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева


IV четверть: «Великие наши современники».

Тема урока: «Человек и народ - герои М.П. Мусоргского»


Сидорук Жанна Юрьевна


г. Тула 2014 г.


«Человек и народ - герои М.П. Мусоргского»

Конспект открытого урока.

Цель: показать современность музыки М.П. Мусоргского через созвучие его произведений сегодняшнему времени.

Задачи:

Учебные:

- знать новаторские черты творчества М. Мусоргского;

- раскрыть значение его произведений и элементов музыкальной речи на примере оперы «Борис Годунов»;

- познакомить обучающихся с духовными ценностями музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.

Развивающие:

- уметь размышлять о музыкальных фрагментах, отстаивать свою точку зрения;

- развивать коммуникативные умения и навыки, проявлять их в групповом и коллективном творчестве, через различные виды деятельности;

- усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления общности и различий.

Воспитательные:

- воспитание уважения к историческому прошлому своей страны;

- осмыслить взаимодействие искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влияние на духовно- нравственное становление личности.

Оборудование: презентация - сопровождение, аудио, видео фрагменты из оперы «Борис Годунов».

Музыкальный материал: Концертная сюита для фортепиано по опере М.Мусоргского «Борис Годунов» И.Худолей. Фрагменты из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»: «Пролог.1-я картина (фрагмент), «Песня Варлаама», вступление к опере «Хованщина» - Рассвет на Москве - реке»,

План урока:

1.Организационный момент

2.Вступительное слово учителя

3. Повторение изученного материала

4.Актуализация знаний.

5. Введение в тему урока (объяснение)

6.Рефлексия


Этапы урока:

1.Организационный этап.

Вступительное слово учителя.

Художник верит в будущее,

потому что живет в нем.

М.Мусоргский

Слайд №1. Портрет М. Мусоргского (1839-1881)

Повторение материала предыдущего урока.

«Звучит вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» (фрагмент)

На фоне музыки учитель читает стихи:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесoвым кровелъкам uграючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми;
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралась?..

Слайд №2

У. Ребята, что за музыка сейчас прозвучала, узнали вы ее? (ответы детей) .

С творчеством русского композитора 19 века, М.П. Мусоргского на уроках музыки мы встречались не так часто, но вы узнали вступление к опере «Хованщина». Нескончаемым потоком течет народная по своему складу мелодия.

Слайд №3

У. Эту симфоническую картину - «Рассвет на Москве реке» из оперы «Хованщина» можно считать музыкальной эмблемой России: такой мелодической широты, задушевности и духовного подъёма ни у кого нет! Разве что у Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» и «Бородино». Не от лермонтовских ли строк отталкивался музыкальный гений, когда писал свою оперу «Хованщина» М.П. Мусоргский? Не от боли в сердце за судьбу и страдание русского народа и желанием облегчить его участь?

Слайд №4

Звучит « Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»(фрагмент)

У. Знаком ли вам этот фрагмент? Назовите его.

Д. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов»

У. Вспомните что собой представляет жанр оперы?

У. Объединяющим моментом для оперы - драмы «Борис Годунов» является наличие народных образов .С индивидуальными героями - представителями народа мы сегодня познакомимся. Один из них - монах Варлаам.

У. Какими средствами музыкальной выразительности композитор смог передать типаж, характер героя оперы? (ответы учащихся).

Слайд №5

У. Великий русский певец Ф.И. Шаляпин в 1932 году писал: «Мусоргский с несравненным искусством и густотой передал бездонную этого бродяги ― не то монаха-расстриги, не то какого-то бывшего церковного служителя. Тоска в Варлааме такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумать что-нибудь этакое разгульно-пьяное, будто бы смешное. Удивительно изображен Мусоргским горький юмор Варлаама, в котором чувствуется «глубокая».

У. Попробуйте пояснить высказывание Ф.И. Шаляпина. (Работа учащихся организуется по группам). Ответы учащихся.

Текст слайда №6 Свой посох протодиакон держит, как древний воин свой меч. Глаза выдают внутреннюю пустоту и самое примитивное себялюбие. Внешняя величественность, рассчитанная исключительно на создание первого впечатления, уничтожается внутренней пустотой и примитивностью. Облик перестает быть грозным. Перед нами скорее комический персонаж, Нелишенный при этом некоторого трагизма.

Д. Образ протодьякона на картине И.Репина злой, не несет ничего доброго, у Мусоргского - добрый, грубоватый, народный.

У. «Бездна оригинальности и юмора»- так сказал об этом образе композитор Цезарь Кюи. В одном из писем другу Мусоргский пишет: «…народ хочется сделать; сплю и вижу его,… он один цельный, большой, непокрашенный и без сусальности».

Актуализация знаний, введение в тему урока.

Об особенностях богатства человеческого говора, речи, создание неповторимого речитатива в мелодии, созданные Мусоргским, которые открыли новые пути развития музыкального искусства XX века, и настолько своим неповторимым языком понятно нам, людям, живущим в веке XXI., мы будем говорить сегодня на уроке . И сосредоточим внимание на самом драматическом моменте оперы «Бориса Годунова »

Объяснение темы урока.2

Звучит начало Пролога оперы «Борис Годунов».

На фоне музыки 1-й ученик читает наизусть стихи:

В глухие дни Бориса Годунова

Во мгле Российской пасмурной страны

Толпы скиталися без крова,

А по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дальний мир смотря.

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»-

Из тьмы лесов стремился на царя .

Гроба, отяжелевшие от гнили,

Живым давали смрадный адский хлеб,

Во рту у мертвых сено находили,

И каждый дом был сумрачный вертеп. К.Д. Бальмонт

2-я ученица читает историческую справку:

К. Бальмонт свое стихотворение «В глухие дни. Предание», посвятил эпохе «Смутного времени», XVII век начинался для России тяжело. С запада на русские земли вторглись польско- литовские захватчики. К власти, свергая друг друга, пробивались то самозванцы, то преступники, вроде Лжедимитрия, то временные правители, вроде Бориса Годунова. Иноземное вторжения сопровождались народными бунтами и неурожаями, что вконец разорило страну. Конфликт между народом и самодержавием - время правления Б.Годунова. Годунов раздает казну, но она не может накормить всех нищих, убогих. Народ голодает.

Текст слайда №7 Музыку и либретто к своей опере «Борис Годунов» Мусоргский написал по мотивам одноимённой трагедии Пушкина. Первая постановка в 1874 г.

Текст слайда №8 Ни в одной из русских опер образ народа не был раскрыт так достоверно и художественно совершенно, как в опере М. Мусоргского «Борис Годунов»,один из них:

У. Юродивый - центральный образ в оперной драматургии оперы. Кто такой Юродивый?

Д. Человек, не в своем уме, но наделен божественным даром, молится за людей, предсказывает будущее.

У. Посмотрим фрагмент из фильма-оперы. Сцена у Собора Василия Блаженного.

Почему образ Юродивого наиболее ярко раскрывается в народной сцене? Какие интонации использовал композитор, чтобы раскрыть этот образ?

Видео. Сцена у Собора Василия Блаженного.

песня Юродивого «Месяц едет, котенок плачет». Разбор видеофрагмента.

У. Первым исполнителем партии Юродивого стал И.С.Козловский, создавший один из самых грандиозных образов русской оперной сцены. Эту партию певец исполнял в течение сорока с лишним лет. Речитативные интонации, интонации плача, непривычные для слуха звукосочетания, делали стиль композитора непонятным и труднодоступным даже для друзей музыкантов. В художественном языке Мусоргского слились элементы разных стилей прошлого и современности - и в этом он пролагал пути в будущее.

Слайд№9

У. А.С. Пушкин заканчивает свою трагедию «Борис Годунов» так: «Народ безмолствует». А как оперу закончил Мусоргский?

Д. (варианты ответов)

Текст слайда № 10 Мусоргский завершает оперу сценой под Кромами. Теперь не смерть царя Бориса, а - бурная картина народного бунта, расправы над боярами, мощный народный хор «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая», появление Самозванца с поляками

Текст слайда № 11 Плач Юродивого, предсказывающего новые беды обманутому Самозванцем народу:

(исполнение плача Юродивого учителем)

Лейтесь, лейтесь слезы горькие. Плачь, плачь, душа православная!
Скоро враг придёт и настанет тьма. Темень тёмная, непроглядная.
Горе, горе Руси! Плачь, плачь, русский люд. Голодный люд.

Текст слайда №12 Концертная сюита для фортепиано по опере
М. Мусоргского «Борис Годунов». Игорь Леонидович Худолей (1940 - 2001), российский композитор, пианист, Заслуженный артист России, автор концертной сюиты для фортепиано по опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»

У.Новаторский стиль Мусоргского, во многом предвосхитивший новую эпоху, оказал громадное влияние на композиторов XX- XXI вв., сыграл важную роль в формировании «импрессионистического» стиля К.Дебюсси и М.Равеля, И.Стравинского, Д.Шостаковича.

У. И. Худолей, российский композитор, пианист, написал концертную сюиту по опере Мусоргского «Борис Годунов».Сейчас вы послушаете пьесу «Юродивый». На каких интонациях построена пьеса композитора XX века? Что объединяет эти два произведения?

Слушание. Пьеса из концертной сюиты для фортепиано по опере Мусоргского «Юродивый»И. Худолея.

Слайд №13

Д. Интонация скорби, плача, одиночества, безысходности. Интонационное зерно современной пьесы выросло из интонаций музыки Мусоргского.

Д. Плач по обездоленному народу, которому предстоит перенести много испытаний.

У. И. Худолей опирался на первоначальную редакцию оперы, наиболее близкую стержневым темам пушкинской трагедии, - народ и власть, а опера - драма «Борис Годунов» Мусоргского прозвучала накануне великой русской революции пророчеством о «неслыханных переменах, невиданных мятежах», напоминанием о потаенных, дремлющих до поры силах великой страны.

Рефлексия.

У. Можем ли мы считать М.П. Мусоргского нашим современником? Почему?

Вывод:

Д. Мусоргский опередил свое время. И сегодня в крупнейших театрах, концертных залах звучат произведения этого гения русской музыки.

У.Вам предстоит выполнить домашнее задание:

Слайд № 14 Д/З: подготовить эссе на тему: Какая музыка нужна современному человеку?

Использованная литература

  1. Асафьев Б., Избр. труды, т. 3, М., 1954;

  2. Орлова А., Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества, М., 1963: лит.;

  3. Стасов В., Собрание статей о Мусоргском и его произведениях, М. - П., 1922;

  4. Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985

  5. Туманина Н., М. П. Мусоргский, М. - Л., 1939;

  6. Холопов Ю., Мусоргский как композитор ХХ века. В сб. статей "М.П. Мусоргский и музыка XX века". М., 1990 г. С. 65-92

  7. Хубов Г., Мусоргский, М., 1969.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал