- Учителю
- Реферат 'Творческая биография Римского-Корсакова Николая Андреевича '
Реферат 'Творческая биография Римского-Корсакова Николая Андреевича '
Реферат
Творческая биография
Римского-Корсакова Николая Андреевича
родился 18 марта 1844, умер - 21 июня 1908 г.
Я, Попова Лиза проживаю в городе Кингисеппе и обучаюсь в Центре эстетического воспитания и образования детей в 8 классе по постановке голоса у преподавателя Голиковой Любови Григорьевны. Любовь Григорьевна предложила мне написать реферат о русском композиторе Римском-Корсакове. Мы с ней почитали о его музыкальных творческих трудах. Любовь Григорьевна пропевала мне арии Любаши «Царская невеста» и Любавы из оперы «Садко». В виде домашнего задания она предложила мне прослушать арии из опер и романсы. Я познакомилась с его биографией и прослушала некоторые арии из опер, а также послушала несколько романсов. Я с удовольствием взялась за эту тему, так как она мне близка. и я хорошо проработала её с преподавателем. А также я начала изучать его произведения: - «О чём в тиши ночей» - стихи Аполлона Майкова; - «Не ветер, вея с высоты…» - стихи А.К.Толстой , - «На холмах Грузии» - стихи А.С.Пушкина. Мне очень нравятся вокальные произведения Римского-Корсакова и я с большим творческим желанием учу их. Они мелодичны и напевны. Римский-Корсаков огранял тексты поэтов в красивую мелодию. Статью я написала благодаря помощи Голиковой Любови Григорьевны, её большим знаниям о композиторе, художественной разработке и редактированию, а также я работала с интернет ресурсами, много читала разных статей о композиторе и взяла более лаконичный, но содержательный материал о Римском-Корсакове. В свою работу я включаю либретто оперы «Царская невеста» и фотографии.
Царская невеста
Римский - Корсаков Николай Андреевич
Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года. Действие первое - «Пирушка». Невесело на душе у царского опричника Григория Грязного.
Крепко полюбил он дочь новгородского купца Собакина - красавицу Марфу, заслал сватов, да получил отказ: Марфа уже просватана за боярина Ивана Сергеевича Лыкова. Все опостылело Грязному. Вот и затеял он пирушку, чтоб отвлечься от неотступных дум о Марфе. Собираются гости. Среди них - Малюта Скуратов, жених Марфы Иван Лыков и царский лекарь Бомелий. Веселятся гости, слушают песни гусляров, пьют мёд и брагу. Но близится заутреня, пора и
расходиться. Грязной останавливает Бомелия и просит дать ему такое зелье, которое приворожило бы девичье сердце. Прощаясь, Бомелий обещает выполнить просьбу Грязного. Этот разговор слышит возлюбленная Грязного - Любаша.
Её душат слёзы; она умоляет Грязного не оставлять её. Ведь он один у неё на целом свете. Не зная, что ответить, Грязной уходит. Любаша оскорблена: «Ох, отыщу же я твою колдунью, - гневно восклицает она, - и от тебя её отворожу!..».
Действие второе - «Приворотное зелье». Улица в Александровской слободе возле дома Собакиных. В монастыре отслужили вечерню, и народ расходится по домам. У всех только и разговоров, что про царские смотрины невест. Много красивых девушек для этого свезено в слободу. Из монастыря выходят Марфа и Дуняша. Марфа рассказывает подруге о женихе, которого знает и любит с детства. Внезапно Марфа чувствует на себе чей-то взгляд. Два знатных вершника медленно проезжают по улице. Один из них - Иван Грозный - долго и пристально смотрит на Марфу. Марфа не узнает царя, но от его тяжелого взгляда ей становится не по себе. К девушкам подходят Собакин и Лыков, и все вместе они уходят в дом. На улице появляется Любаша. Узнав, где живет Марфа, она пришла взглянуть на неё. Красота Марфы поражает Любашу. Вне себя от ревности, стучит она в окно к Бомелию и просит дать такое зелье, «чтоб извело всю красоту девичью». В награду она обещает ему все свои драгоценности. Но лекарь хочет получить в обмен на зелье любовь девушки. Любава с отвращением отталкивает Бомелия, но он грозит обо всём рассказать Грязному. В волнении Любаша не знает, на что решиться. Из дома Собакиных доносится весёлый, звонкий смех Марфы. Он пронзает сердце Любаши: «Смеётся... О, заплатишь же ты мне за этот смех! Ступай готовить зелье. Я покупаю. Слышишь? - кричит она Бомелию. - Я согласна. Я... постараюсь полюбить тебя».
Действие третье - «Дружно». Тревожно в доме Собакиных: Марфу позвали на царские смотрины. Неужели не бывать её свадьбе с Лыковым? Собакин, Лыков и Грязной с нетерпением ждут возвращения Марфы, Дуняши и её матери - Домны Ивановны Сабуровой. Наконец, вот и они. Царь долго говорил с Дуняшей, - рассказывает Сабурова, - а на Марфу только раз взглянул. Лыков не смеет верить счастью. Грязной хочет сегодня же поздравить жениха и невесту - ведь на их свадьбе он будет дружкой жениха. Незаметно всыпает он зелье в чарку Марфы. Девушки величают Марфу и Лыкова. Внезапно в горницу входит Малюта и объявляет, что царь выбрал в жены Марфу.
Действие четвертое - «Невеста». Чахнет в царском тереме Марфа. Странный недуг губит её. Приходит Грязной с царским словом: Лыков под пыткой сознался в том, что отравил государеву невесту, и он, Грязной, по царскому приказу казнил злодея. Марфа лишается чувств, рассудок её мутится. Всё случившееся представляется ей тяжёлым сном. Грязного она принимает за Лыкова. Не в силах дольше скрывать своё преступление, Грязной признаётся, что оклеветал Лыкова и погубил зельем невесту государя. Он готов принять жестокую кару, которую заслужил, но прежде хочет разведаться с Бомелием. Из толпы сенных девушек выбегает Любаша. «Разведайся со мною!..- восклицает она. - Я зелье подменила, а ты его моей разлучнице поднёс!» Грязной убивает Любашу. Опричники уводят Грязного, а вслед ему несутся слова безумной Марфы: «Приди же завтра, Ваня!».
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА Опера в четырех действиях Либретто по одноименной драме Л. А. Мея написано композитором совместно с И. Ф. Тюменевым. Впервые поставлена в Москве, на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова), 3 ноября 1899 г. Действующие лица 1. Василий Степанович Собакин, новгородский купец . . . . .- бас 2. Марфа, его дочь . . . . . -сопрано 3. Григорий Григорьевич Грязной, опричник . . . . . . - баритон 4. Малюта Скуратов, опричник . . . . . . -бас 5. Боярин Иван Сергеевич Лыков . . . . . - тенор 6. Любаша . . . . . .- меццо-сопрано 7. Елисей Бомелий, царский лекарь . . . . . . - тенор 8. Домна Ивановна Сабурова, купеческая жена . . . . . -. сопрано 9. Дуняша, ее дочь, подруга Марфы . . . . . . - контральто 10. Петровна, ключница Собакиных . . . . . . - меццо-сопрано 11. Царский истопник . . . . . . бас 12.Сенная девушка . . . . . . меццо-сопрано 13.Молодой парень . . . . . . тенор Два знатных вершника, опричники, песенники и песенницы, плясуны, бояре и боярыни, сенные девушки, слуги, народ.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Творческая биография Римского-Корсакова Николая Андреевича - молодые годы
Николай Андреевич Римский-Корсаков был выдающимся музыкантом-композитором, артистичным и виртуозным дирижером оркестра, активистом-общественником, а также тонким знатоком преподавательского и педагогического искусства, беззаветно отстаивающим интересы своих студентов. Будущий создатель «Садко» и «Царской невесты» появился на свет в Тихвине, маленьком городе Новгородской области в 1844 году. Будучи родом из дворян, Римский-Корсаков в 1856 году был зачислен в Морской корпус, расположенный в Петербурге. Музыкальная биография великого композитора начинается в том же1856 году, когда он начал обучение игре на фортепиано под руководством знаменитого музыканта-исполнителя Канилле. В 1861 году благодаря своему учителю Римский-Корсаков, несмотря на молодой возраст, был признан в широких кругах. Он вступил в известное в те времена музыкальное товарищество «Могучая кучка», написав первую симфонию и порядка двадцати романсов. Однако приступить к профессиональному занятию музыкой ему помешало назначение на трехлетнюю военно-морскую службу.
Биография Римского-Корсакова Николая Андреевича - зрелые годы
Николай Андреевич вернулся в Россию в 1865 году и принял решение продолжить карьеру композитора. Петербургской консерваторией шесть лет спустя он был назначен профессором по предмету музыкальной теории. Основное творческое направление музыки Римского-Корсакова - оперное искусство. Его дебютная «Псковитянка» имела ошеломляющий успех в 1872 году.
Николай Римский-Корсаков в юности
Годом позже Николай Андреевич получает должность руководителя музыкальной школы. Опера «Садко», написанная Николаем Андреевичем в 1867 году, была заключительно отредактирована в 1892 году. В биографии Римского-Корсакова 1878 год значится годом расцвета его музыкального творчества, а сочиненная им в 1881 году «Снегурочка» подтверждает, что Римский-Корсаков окончательно сформировал присущий ему стиль творческого направления. В 1882 году Римский-Корсаков занимался дирижерством оперы и симфонии. С 1883 по 1894 год Николай Андреевич работал ассистентом начальника певческой капеллы. Творческая биография того времени была тесно связана с народным жанром искусства, особенно в музыкальном направлении композиторов-современников Римского-Корсакова было подчеркнуто тяготение к фольклору. В эти годы Николай Андреевич пишет сборник песен, обработав составленный Филипповым список русско-народного устного творчества. Произведения Гоголя, описывающие неповторимую
прелесть народных обычаев, также нашли отзыв в душе Римского-Корсакова - «Майская ночь» была сочинена им в 1878 году. Биография Николая Андреевича свидетельствует о том, что 1894-1907 годы его жизни были наиболее плодотворны в творческом плане - он сочинил 13 опер. В это время яркий многогранный талант композитора наиболее разнообразно отразился в его творчестве. Римский-Корсаков в своих произведениях начинает обращаться к психологии человека, патриотическим мотивам, вопросам морали и нравственности, а также говорит о протесте против всевластия и беззакония царизма эпохи композитора. Римский-Корсаков обладал способностью писать музыку одновременно оригинальную и классическую. Его произведения отличаются гармонией, совершенством и патриотичным ориентиром на русский народ, что ярко проявляется в его музыкальных сочинениях, посвященных сказкам и мифологии российского эпоса. Произведения Римского-Корсакова отличает искренняя вера в конечной победе добра над злом. Неординарный талант Римского-Корсакова позволял ему воплощать смелые решения о совместной стилизации разных жанров. Будучи глубоко преданным своему народу, Николай Андреевич черпает вдохновение в легендах и сказаниях, с непередаваемой лиричностью живописно и красочно раскрывая тему сюжета, будь то опера, увертюра или симфония. Наряду с важностью оркестра, немалую роль композитор отводил и пению, как важному инструменту оперного искусства.
Следуя стилю другого великого композитора своего времени Глинки, Римский-Корсаков писал увертюры и симфонии на национальную тематику («Испанское каприччио»), а также работал наряду с другими членами «Могучей кучки» над эпическими произведениями, такими как «Антар». Эти сочинения характеризуются противопоставлением сюжетных линий и различных персонажей. Биография Николая Андреевича навсегда останется в памяти русского народа. Римский-Корсаков не только был ярчайшим композитором, известным в отечественных и иностранных музыкальных сообществах, но и беззаветно редактировал музыкальные труды совместно работающих в коллективе «Могучей кучки» композиторов, таких как Мусоргского и Даргомыжского. Например, можно с уверенностью утверждать, что мир
приобрел «Хованщину», сочинённую Мусоргским, в ее окончательном варианте благодаря доработкам Римского-Корсакова. Сотрудничая с Лядовым, Николай Андреевич также отредактировал оперные музыкальные произведения, написанные Глинкой. Также биография Николая Андреевича Римского-Корсакова свидетельствует о его исключительном преподавательском и воспитательном подходе к ученикам, которые души не чаяли в своем педагоге. Благодаря Николаю Андреевичу музыкальное образование получили более двухсот человек. Будучи директором музыкального училища, Римский-Корсаков навсегда остался наставником в памяти Лядова, Лысенко, Баланчиванидзе и других в последствие ставших знаменитыми композиторов, которых воспитывал Николай Андреевич. Римский-Корсаков также прикладывал усилия к улучшению дидактического материала образовательной системы музыкальной сферы. В частности, Николай Андреевич занимался составлением учебников для своей школы, директором которой он являлся. Биография Римского-Корсакова - предмет изучения многих исследователей, от историков до композиторов и просто поклонников безграничного музыкального таланта Николая Андреевича. Автобиография Римского-Корсакова увидела свет в 1909 году. Из камерных сочинений Римского-Корсакова наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79). Они образуют самостоятельную, почти не соприкасающуюся с оперно-симфонической тематикой и стилистикой область творчества, замкнутую главным образом в сфере лирики - эмоционально уравновешенной, окрашенной преимущественно в светлые тона спокойной созерцательности или элегические раздумья. Их тексты свидетельствуют о строгом взыскательном вкусе композитора. Они принадлежат крупнейшим поэтам - Пушкину, А. К. Толстому, А. Н. Майкову; ряд романсов написан на стихи Л. А. Мея, А. А. Фета, Г. Гейне, Дж. Байрона.
Ранние романсы (1865-70) включают художественно совершенные образцы пейзажной и восточной лирики Римского-Корсакова: "На холмах Грузии", "Ель и пальма",
"Восточный романс" ("Пленившись розой, соловей"), "Как небеса твой взор блистает" и др. Лучшие романсы 60-х гг. раскрывают творческую индивидуальность автора: гармоничность его мироощущения, тонкое поэтическое чувство природы, стремление к законченности и единству выражения. Романсы 70-80-х гг. близки ранним, но в целом уступают им в непосредственности и яркости образов, что более всего заметно при обращении композитора к драматическим, психологически насыщенным текстам ("Заклинание", "Для берегов отчизны дальней"). Особенности стиля романсов 90-х гг. во многом определяются поисками новой вокальной выразительности. Поздние романсы при всём их разнообразии отличаются от ранних иной направленностью самого творческого процесса. Исходным звеном и одновременно основой музыкального образа становится вокальная партия, в которой композитор стремится слить воедино естественную декламацию (следующую "за изгибами текста" с широкой кантиленой, обладающей пластической завершённостью и самоценной красотой. Фортепианное сопровождение, как отмечает сам Римский-Корсаков, "складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии". Эти тенденции получили наиболее полное и законченное выражение в романсах-элегиях: "О, если б ты могла", "О чём в тиши ночей", "Редеет облаков летучая гряда", "Ненастный день потух". В эти же годы написаны вокальные циклы "Весной", "У моря", "Поэту". Первые два в основном передают настроения, связанные с романтическим восприятием природы ("Весной" - в более обобщённом выражении, "У моря" - со значительной ролью звуко-изобразительных элементов в фортепианной партии). В цикле "Поэту" близкая Римскому-Корсакову тема искусства, творческого вдохновения, предназначения художника раскрывается в лирико-философском плане. Среди романсов Римского-Корсакова несколько обособлены 2 ариозо для баса: "Анчар" (1882, окончательная редакция 1897) и "Пророк" (1897), объединяющие в себе черты баллады и монолога.
- «На холмах Грузии» - стихи А.С.Пушкина 1829г. музыка 1844г.
* * *
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Аполлона Николаевича Майкова 18 21 - 1897] - русский поэт, переводчик,
- «О чём в тиши ночей» - стихи март1841; музыка 1860
Алексей Константинович Толстой (24 августа [5 сентября] 1817, Санкт-Петербург - 28 сентября [10 октября] 1875, - русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых - «Не ветер, вея с высоты…» - стихи написаны в А.К.Толстой , <1851-1852> музыка 1898, музыка
Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной - Моей души коснулась ты: Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна! Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом, Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье.
Николай Андреевич Римский-Корсаков умер 8 (21) июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом.
Оперы: 1. Псковитянка. 2. Майская ночь. 3.Снегурочка. 4.Млада. 5.Ночь перед Рождеством. 6.Садко. 7. Моцарт и Сальери. 8.Боярыня Вера Шелога. 9.Царская невеста. 10.Сказка о царе Салтане. 11.Сервилия. 12. Кащей бессмертный. 13.Пан воевода. 14.Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. 15.Золотой петушок.
Интернет ресурсы:
. html