- Учителю
- План-сценарий музыкально-литературной гостиной «Образ матери в вокальной музыке прошлого и современности»
План-сценарий музыкально-литературной гостиной «Образ матери в вокальной музыке прошлого и современности»
План-сценарий музыкально-литературной гостиной
«Образ матери в вокальной музыке прошлого и современности»
На экране слайд № 1
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас и начнём нашу встречу со стихотворения Юрия Шмидта, которое называется «По имени Мать» (включить презентацию «Памятники матери»):
Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица,
Но она не уснёт, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу до земли поклониться -
Нашей женщине русской по имени Мать.
Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что с нами, порой, не спала по ночам,
Прижимали к груди ее теплые руки,
И молилась за нас всем Святым Образам.
Той, которая Бога просила о счастье,
За здоровье своих дочерей, сыновей.
Каждый новый наш шаг для неё был, как праздник,
И больнее ей было от боли детей.
Из родного гнезда вылетаем, как птицы:
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться -
Нашей женщине русской по имени Мать.
-
Что для вас значит слово «мама», какие ассоциации вызывает? (ответы)
Мама - символ вечности, святости, тепла и всепобеждающей любви. Самое родное, дорогое, святое связано с этим образом: мать - Земля, Родина - мать, Природа - мать и та, которая родила и живёт во имя ребёнка - мама.
Как вы, наверное, уже поняли, тема нашего урока сегодня (переключаем слайд № ) - «Образ матери в вокальной музыке прошлого и современности».
И, конечно, говоря об образе матери, нельзя забывать о Божией Матери. На Руси особо почитают Богородицу.
-
Как называют Богородицу в России? (ответы)
Богородица на Руси - и «Защитница», и «Заступница», и «скорая помощница». Недаром Россию называют «домом Богородицы».
Слайд №
Сергей Васильевич Рахманинов - русский композитор, дирижер, пианист - будучи глубоко верующим человеком, не мог обойти в своем творчестве тему материнства, тему прославления Богородицы. И тем самым сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки. Его хоровая симфония «Всенощное бдение» - вершина хорового искусства, как русской, так и мировой культуры. Эта музыка наполнена глубочайшим содержанием, высокой духовностью, огромной мощью. Это классика русской хоровой духовной музыки и является основой репертуара, практически, всех хоровых коллективов России и соборов.
Всенощное бдение - это общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресенья. «Всенощное бдение» С.В.Рахманинова состоит из 15 хоров, один из которых посвящен Богородице и написан на слова самой известной молитвы, обращенной к ней - «Богородице Дево, радуйся». Я сейчас вам прочитаю эту молитву, а вы постарайтесь представить музыку, которую можно написать на эти слова и образ Богородицы, каким вы его «видите».
Чтение молитвы «Богородице Дево, радуйся»:
Богородице Дево, радуйся!
Благодатная Марие, господь с тобою.
Благословенна ты в женах,
Благословен Плод чрева Твоего!
Яко Спаса родила еси душ наших.
Итак, вы услышали молитву и представили музыкальный образ Богородицы.
-
Какой же он в вашем воображении?
-
Какую бы вы написали музыку, чтобы передать образ Богородицы?
Теперь мы послушаем хор С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся» и потом сравним наши музыкальные фантазии с его музыкой.
Слайд №
С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» (хор из «Всенощного бдения» в исполнении Государственного Академического Русского хора под управлением А.Свешникова)
-
Каким С.В.Рахманинов создал образ Богородицы в хоре «Богородице Дево, радуйся»? Похож ли он на образ, который вы себе представляли?
-
Какими нас делает эта музыка («Богородице Дево, радуйся»), о чём побуждает задуматься?
Слайд №
Слова и музыка С.В. Трофимова «Колыбельная для России» («Матушка»)
Перед слушанием песни «Колыбельная для России» предложить ребятам придумать её название и определить образы, которые они увидят в ней.
вст. 8 тактов
1. Матушка за сына на коленях молится,
Огонек лампады теплится,
И светлеет лик Богородицы.
Ты Царица-матушка, вечная заступница,
Сбереги сыночка милого,
Стань ему незримою спутницей.
ПРИПЕВ:
Землю лаская, ночь поет колыбельную,
В небе бескрайнем Бог рождает зарю.
проигрыш 4 такта
2. Будет Пасха светлою, будет нива полною,
Сын вернется к старой матушке
Во святую Русь православную.
ПРИПЕВ - проигрыш 2 такта (модуляция)
3. Матушка за сына на коленях молится,
Огонёк лампады теплится,
И светлеет лик Богородицы.
ПРИПЕВ 2 раза
-
Какие образы вы увидели в этой песне? (в «Колыбельной для России»)
-
Какое название вы дали бы этой песне, будь вы автором? («Матушка», «Колыбельная для России», «Колыбельная» и т.д.) (После того, как дети придумают варианты названия песни, открыть название на слайде.)
-
Как вы думаете, автор, написавший эту песню - наш современник или представитель прошлого? Почему? (После ответов детей открыть им имя автора песни - Сергей Вячеславович Трофимов, переходя к следующему слайду.
-
Слайд №
-
Близки ли между собой образ Богоматери в хоре «Богородице Дево, радуйся» и образ «матушки» в «Колыбельной для России»? Если близки, то чем? А чем различны?
-
Как вы думаете, о чём думал С.Трофимов, когда писал такие строки: «Сын вернётся к старой матушке во святую Русь православную» - о мирном времени или о войне? Почему мать так горячо молится за своего сына? («Матушка за сына на коленях молится…»)
В песне «Колыбельная для России» мать молится за своего сына, которого ждёт с войны. Её образ любящий, молитвенный, тревожный, взволнованный, верующий.
Слайд №
-
Если бы вы были композиторами и захотели запечатлеть жизнь, переживания, страдания солдатской матери, создать её образ, то какой была бы ваша музыка? В каком музыкальном жанре (песни, баллады, концерта, симфонии, оперы и т.д.) было бы ваше произведение? Какие бы инструменты вы задействовали? Какими были бы средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика и т.д.)?
Сейчас прозвучит песня, которую написали замечательные талантливые авторы - Евгений Григорьевич Мартынов и Андрей Дмитриевич Дементьев. Она называется «Баллада о матери» (Слайд №).
Баллада о матери
Музыка Е. Мартынова, слова А. Дементьева
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет как кончилась война,
Много лет как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло…
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино: и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:
«Алексей, Алешенька, сынок!»,
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой,
Все боялась, вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
«Алексей!» - кричали земляки,
«Алексей!» - просили, - «Добеги!»
…Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
«Алексей, Алешенька, сынок»,
Словно сын её услышать мог…
Дома всё ей чудилось кино,
Все ждала - вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
-
Сходна ли музыка, «рисующая» образ солдатской матери, её горя, страдания с той музыкой, какую вы себе представляли, создавая собственные её музыкальные образы? Если похожа, то чем?
Я предлагаю вам еще раз вспомнить только что услышанную музыку, но на этот раз услышать ее в стихотворении рыбинского поэта, нашего современника, Виктора Забелина «Минута молчания»:
Посмотрите на стареньких мам,
На их лица, как изваяния.
Что же вспомнилось, милые вам?
Наступила минута молчания.
Ты и мать, и сестра, и жена.
Ты счастливо жила и трудилась,
Но хлестнуло слово «война»,
И судьба твоя изменилась.
Как кричали тогда паровозы,
Что мужей увозили на бой!
Как текли тогда горькие слезы1
И не справиться было с собой.
А весною капель била звонко,
Волга чистилась ото льда,
Но пришла к тебе «похоронка»,
И без сил ты упала тогда.
Но отплакала. Стиснула зубы.
Не сломилась от боли своей.
Ты поверила - жизнь еще будет.
Ты нужна для страны и детей.
Марш Победы звучит вдохновенно.
Слава павшим навеки жива.
Руки мамы лежат на коленях.
И склонилась чуть-чуть голова.
Слайд №
Ведущая: Ещё сегодня я хочу вас познакомить с историей одной русской матери, мужественной женщины, потерявшей в войне девятерых своих сыновей и, возможно, Дементьев и Мартынов создали её под впечатлением именно этой истории, или подобной. А рассказ пойдет о русской матери - Епистинии Фёдоровне Степановой (ее фото вы уже видели в видеоряде песни «Баллада о матери»).
Подвиг этой женщины и ее сыновей, которые смотрят на нас с этих портретов, хорошо известен. Это Епистиния Фёдоровна Степанова - жительница Краснодарского края и её 9 сыновей, которые погибли в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. В г.Тимошевске находится «Музей семьи Степановых». Старшему сыну Степановых Александру было всего семнадцать, когда его летом 1918 года расстреляли белогвардейцы.
1-й чтец: …Долгие месяцы войны каждодневно - зимой и летом, весной и осенью - выходила она за околицу, с затаенной тревогой поджидая почтальона. Запомнила каждый сантиметр нелегкой дороги, каждый бугорок, каждую ямку. Ободряли письма сыновей. По нескольку раз в сутки перечитывала фронтовые вести. Однажды, вернувшись домой, Епистиния Федоровна обнаружила под притолокой похоронку на Василия. В другой раз нашла конверт с похоронкой на Филиппа. Позже прочитала извещение о том, что под Курском в танковом бою отдал жизнь за Родину двадцатипятилетний гвардии капитан Илья Степанов… Крепилась мать и в скорбном молчании, спотыкаясь на ровной дороге. Надежды не покидали ее. Но письма приходили все реже и реже. Вот замолчал и Иван - пропал без вести. Только через много лет мать узнала о судьбе Ивана. Тяжело раненый в рукопашном бою, он был захвачен в плен. Из плена удалось бежать. Иван Михайлович разыскал партизанский отряд.. Ивана погиб, попав в облаву. Советский офицер на допросах держался стойко. Гитлеровцы после долгих истязаний расстреляли его.
2-й чтец: Но мать не переставала ждать своих сыновей. Епистиния Федоровна получила письмо. На прямоугольном конверте был номер полевой почты Александра. Долго мать стояла неподвижно, держа в дрожащих руках письмо и боясь распечатать его. Потом распечатала, прочла сливающиеся в глазах строки:
3-й чтец: «Дорогая Епистиния Федоровна! Ваш сын старший лейтенант Степанов А.М. погиб смертью храбрых 2 октября 1943 г. Рота автоматчиков, которой командовал он, в числе первых форсировала реку Днепр. Фашисты обрушили на горстку смельчаков ливень огня и металла, часто атаковали, не давая бойцам как следует закрепиться на правом берегу…».
Мать дождалась с войны только одного сына - Николая. Да и он, иссеченный осколками, инвалид, пожил немного.
…В погожие, далеко послевоенные майские дни мать ходила в городской парк к бюсту младшего сына Александра - Героя Советского Союза. Дойдя до бюста, веером рассыпала у подножия памятника букетик ярких цветов. Прислоняла высохшую руку к холодному камню и думала… Думала мать о погибших сыновьях и видела их как наяву… А запомнила она их уходящими - далёкий, удаляющийся силуэт.
Слайд №
Ведущая: В городе Тимошевске есть памятник Епистинии Фёдоровне, на котором она изображена сидящей на скамейке, смотрящей вдаль и ждущей своих сыновей. О русской Матери написано много книг, в том числе из серии «Жизнь замечательных людей», создан музей ее имени. И еще есть фильм. Он снят при жизни Епистинии Федоровны, когда она шагнула на свой девятый десяток.
Слайд №
Песня «Судьба матери» Алены Стихаревой
1. То не голубь почтовый с весточкой,
Черный ворон влетает в дом,
Надломилась тугая веточка,
Не цвести ей в саду родном
2. Покачнулась одна былиночка,
Заслонила всё пелена,
Девять мальчиков, девять кровиночек,
Забрала у неё война.
3. Но она всё ждала, всё верила,
Что получится их обнять,
И надежду свою доверила
Только Богу седая мать.
4. В доме тихом, как изваяние
Всё сидела совсем одна,
И молитву, как заклинание,
Всё шептала, не зная сна.
5. Всё боялась, чтоб их не сглазила
Нечисть чёрная на пути,
Всё рубашки руками гладила,
Прижимая с тоской к груди.
6. Вспоминала ораву бойкую,
Ох, и шумной была изба,
И за что ж долю злую, горькую
Уготовила ей судьба.
7. Погубила война проклятая
Её родную кровь и плоть,
Похоронка пришла девятая,
Не услышал её Господь.
8. То не голубь почтовый с весточкой,
Чёрный ворон влетает в дом…….
Слайд №
Прозвучала песня «Судьба матери», которую написала певица, поэт, композитор - Алена Стихарева. Почему молодые авторы - наши современники - обращаются к образам страдания, горя, войны, к образу солдатской матери? Чему учит нас такая музыка?
Тяжело слушать такие драматичные, трагичные песни, но они раскрывают нашу жизнь, учат нас состраданию, сопереживанию, милосердию, а также побуждают беречь, уважать, оберегать свою маму, заботиться о ней, так же как и должны заботиться о нашей стране, России, а так же малой Родине.
Слайд №
А сейчас мы послушаем песню нашего современника Александра Владимировича Ермолова. Он как и другие авторы, не обошёл стороной тему материнства, тем более образ солдатской матери. Сегодня вы услышите песню, написанную специально для детского репертуара, и посвящается она современной маме, живущей в ногу со временем. В ней представлены образы двух людей - мамы и дочки.
Слайд №
Называется она «Мама», а услышите вы ее в исполнении ….
Мама
Музыка Александра Ермолова
Слова Виктории Кузьминой
Когда за окном фонари зажигают,
И мне строго-настрого сказано спать,
Я слышу, как мама тихонько вздыхает,
И думаю - видно устала опять…
ПРИПЕВ:
Что дочка, не спишь? - ты так грустно вздыхала.
Я знаю, тебе ещё долго не спать,
Но ты не сердись, ведь с кроватки я встала,
Чтоб как я люблю тебя, мама, сказать.
Она допоздна не приходит с работы,
Привыкла дела доводить до конца,
И чтобы на миг отступили заботы,
Коснусь я ладошкой родного лица.
ПРИПЕВ - проигрыш - ПРИПЕВ
Когда-нибудь тоже вернувшись с работы,
Услышу я дочки своей голосок:
«Я очень скучала! Присядь рядом, мама,
Давай помолчим о своём, хоть часок».
ПРИПЕВ - мама… мама….
Но ты не сердись, ведь с кроватки я встала,
Чтоб как я люблю тебя, мама, сказать.
-
Каким вы видите образ мамы в этой песне («Мама»)?
Слайд №24
Песня «Моя мама лучшая на свете» из репертуара Кати Гуменюк - сценический псевдоним Ассоль, автор слов и музыки - самодеятельный композитор Брестской области И. Черник.
Моя мама лучшая на свете
Ты меня на рассвете разбудишь,
Трогать волосы ласково будешь.
Как всегда поцелуешь любя,
И улыбка согреет меня.
Когда рядом ты со мной, мне тепло
И спокойно на душе, и светло…
В целом мире только мы: ты и я…
И пою про это я, мама моя.
ПРИПЕВ:
Моя мама лучшая на свете,
Она мне, как солнце в жизни светит.
Мама самый лучший в мире друг,
Как люблю тепло её я рук.
Моя мама лучшая на свете,
Она мне, как солнце в жизни светит.
Мама самый лучший в мире друг,
Как люблю тепло её я рук.
Мама, мама, мама моя. Мама, мама, мама моя.
Проигрыш
Ты всегда все поймешь и простишь,
Знаю я, ты ночами не спишь.
Потому, что ты любишь меня,
Потому, что я дочка твоя .
Когда рядом ты со мной, мне тепло
И спокойно на душе, и светло…
В целом мире только мы: ты и я…
И пою про это я, мама моя.
ПРИПЕВ
Слайд №25
А сейчас мне бы хотелось, чтобы мы все вместе исполнили одну, известную вам, песню - «Письмо матери»
Что объединяет все образы матерей в услышанных сегодня музыкальных произведениях?
Обобщение: Все образы матери, созданные как композиторами прошлого, так и авторами современности, объединяет нежная, безграничная, бесконечная, жертвенная любовь к своим детям.
Слайд №
С годами, став взрослее, в чувствах строже,
Вдруг сердцем начинаешь понимать -
Нет человека ближе и дороже,
Чем женщина, которой имя - Мать.
Она с тобой и в радости и в горе,
Она с тобой, пускай далёко ты.
И сколько же в её таится взоре
Сердечной, материнской теплоты!
Спешите к ней сквозь годы и разлуки,
Чтобы её утешить и обнять,
С благоговеньем поцелуйте руки
Той женщине, которой имя - Мать!
Слайд №
Берегите, цените, нежно любите своих матерей, не забывайте и не стесняйтесь говорить им о своей любви, это продлевает их жизнь.