- Учителю
- Методическое пособие 'Музыкальные формы и жанры'
Методическое пособие 'Музыкальные формы и жанры'
|
|
|
Мендикова Н.А. преподаватель МОУ ДОД «ДШИ р.п.Тельма»
Пособие по музыкальной литературе
«Музыкальные формы и жанры»
Данное пособие используется мною в качестве дополнительного материала при изучении предмета «музыкальная литература» в детской школе искусств.. Детям сложно запоминать музыкальные формы, разбираться в жанрах, поэтому возникла необходимость собрать наиболее распространенные формы и жанры произведений в отдельное учебное пособие. Данным пособием учащиеся пользуются в течение всего срока обучения предмета «музыкальная литература».
Музыкальная форма
Музыкальная форма - это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении.
Музыкальные построения - различные по величине фрагменты, которые имеют разную степень законченности.
Цезура - это граница между музыкальными построениями. Она может быть выражена паузой, длинной нотой, акцентом, повторением мелодии или ритма. В нотном письме цезура обозначается «галочкой» Y
Мотив - объединение нескольких безударных звуков вокруг одного ударного - акцента, это самое маленькое музыкальное построение.
Фраза - это незаконченное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов
Предложение - относительно законченное музыкальное построение, состоящее из 2-х или нескольких фраз. Предложение завершается кадансом.
Каданс - это заключительный музыкальный оборот.
Одночастная музыкальная форма.
Период - объединение нескольких предложений в одно законченное построение.
Это самая маленькая одночастная музыкальная форма.
Строение периода: (схема №1)
Период
1-е предложение
2-е предложение
фраза
фраза
фраза
фраза
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
Период, который начинается и заканчивается в одной тональности называется однотональным.
Период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой, называется модулирующим.
Бывает 3 вида периода:
-
период повторного строения - состоит из 2-х предложений, которые начинаются одинаково, а заканчиваются по разному. (а+а1)
-
период неповторного строения - состоит из 2-х разных предложений. (а+в)
-
период единого развития - его нельзя разбить на предложения, он представляет собой непрерывно текущую мысль. (а)
Каданс 1-го предложения звучит неустойчиво, незавершенно, вопросительно. Каданс 2-го предложения звучит устойчиво, завершенно, утвердительно.
Благодаря разным кадансам 1-е и 2-е предложения в периоде воспринимаются как вопрос и ответ.
Иногда в периоде бывает дополнительный раздел - дополнение.
Из периодов строятся другие, более крупные формы.
Двухчастная форма.
Форма, которая состоит из 2-х периодов называется простой двухчастной.
Она встречается 2-х видов: с репризой и без репризы.
Реприза - это повторение начальной темы или её части в конце произведения.
Двухчастная репризная форма - когда во втором периоде повторяется одно предложение из первого периода (это и есть реприза)
Схема №2:
(4 т) 1 (4 т) (4 т) 2 (4 т)
а а1 в а1
(реприза)
Двухчастная безрепризная форма - состоит из 2-х разных периодов.
Схема №3:
(4 т) 1 (4 т) (4 т) 2 (4 т)
а в
Трехчастная форма.
Форма, которая состоит из 3-х периодов, называется простой трехчастной.
Она бывает с репризой и без репризы.
Трехчастная форма без репризы состоит из 3-х различных периодов.
Схема №4
1 2 3
а в с
Трехчастная форма с репризой - это форма, в которой 3-ий раздел повторяет 1-ый. Второй раздел называется серединой.
Реприза может быть точной, изменённой или сокращенной.
Схема №5
1 2 3
а в а
(середина) (реприза)
По характеру середина бывает сходная с крайними разделами или контрастная.
Трехчастная форма бывает простая и сложная. В сложной трехчастной форме крайние разделы больше, чем период.
Схема №6
1 2 3
___________________________ ___________ ___________________________
А В А
(середина) (реприза)
Вариации.
Вариации («изменение») - музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений.
Схема № 7
а а1 а2 а3 а4.......
(тема) ( вариации)
Разновидности вариаций:
-
старинные или basso ostinato - основаны на постоянном повторении темы в басу.
-
«глинкинские» или soprano ostinato - мелодия повторяется одна и та же, а сопровождение меняется.
-
строгие или классические - в них сохраняются общие контуры темы, её форма и гармония. Меняется мелодия, лад, тональность, фактура.
-
свободные или романтические - где тема меняется до неузнаваемости.
В музыке встречаются также вариации на 2 и даже 3 темы.
Вариации на 2 темы называются - двойными.
Схема № 8 двойные вариации:
а а1 а2 а3 а4....... в в1 в2 в3 в4.....
( 1 тема) (вариации) (2 тема) (вариации)Вариации на 3 темы называются тройными.
Рондо (с франц. «круг»).
Форма «рондо» произошла из старинных народных песен-хороводов, музыка которых строилась на чередовании постоянного неизменного припева и меняющегося запева.
В рондо есть тема, которая время от времени повторяется: она называется рефрен.
Рефрен должен прозвучать не менее 3-х раз и может быть построен в любой простой форме - периода, 2-хчастной, 3-хчастной. Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами. Эпизоды могут быть контрастными или сходными с рефреном. Таким образом:
рондо - это музыкальная форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.
Схема № 9
А В А С А Р А
Рефрен эпизод Рефрен эпизод Рефрен эпизод Рефрен
Рефрен обозначается буквой R:
R + А + R + В + R + С + R
Циклические формы.
Музыкальный цикл - это большое многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей. Количество частей в цикле не ограничено - от 2-х и более. Части могут исполняться отдельно, но они связаны общим замыслом и составляют единое целое.
Циклы бывают вокальные и инструментальные.
Вокальные циклы состоят из песен и романсов. Они объединяются сюжетом, настроением или стихами одного автора.
Инструментальные циклы состоят из различных пьес, расположенных по принципу контраста.
Инструментальные циклы бывают 2-х видов: сюитный и сонатно-симфонический.
СЮИТА. (с франц. - «последовательность, ряд»)
Сюитный цикл возник как танцевальный. Он основан на контрастном чередовании разных танцев.
Классическая танцевальная сюита состоит из 4-х обязательных танцев:
-
аллеманда - спокойный старинный немецкий танец, размер - четный (2/4 или ¾), плавная мелодия в верхнем голосе.
-
куранта - быстрый французский или итальянский танец, размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/4 или 3/2), голоса как бы отвечают друг другу.
-
сарабанда - старинный испанский траурный танец-шествие, очень медленный, размер 3-хдольный (3/2, 3/4).
-
жига - английский или ирландский танец, быстрый темп, триольное движение, острый ритм, мелкий размер (3/8, 6/8, 9/8, 12/8).
СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ.
Сонатно-симфонический цикл - это очень сложная многочастная форма. за каждой частью закрепляется определенный характер, темп и тональность.
СОНАТА. КОНЦЕРТ.
Классическая соната - это произведение для одного или двух инструментов.
Концерт - это произведение, написанное для солирующего инструмента с оркестром.
И соната, и концерт пишутся в форме сонатно-симфонического цикла. Части цикла контрастны по характеру, темпу, размеру, но связаны общим замыслом и образуют единое целое. Большинство сонат и концертов состоит из 3-х частей.
симфония.
Симфония - это произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла. Симфония обычно состоит из 4-х частей.
Схема № 10
Симфония
1ч. 2ч. 3ч. 4ч.
Сонатная форма
Форма может быть различной
Обычно 3-хчастная форма
Рондо или
рондо-соната
Характер - активный, энергичный. Содержит контрастные темы-образы.
Медленная, лирическая, созерцательная
Оживленная,
с чертами танцевальности.
Быстрый, стремительный финал.
Итог всей симфонии.
Может быть медленной или танцевальной
1ч. 2ч. 3ч.
Соната или Концерт
Сонатная форма.
Сонатная форма состоит из 3-х крупных разделов:
-
экспозиция
-
разработка
-
реприза
Иногда бывает вступление и кода.
Схема № 11
вступление
Экспозиция -
разработка
реприза
Кода
Бывает не всегда. Образы и характер - разные
Противопоставляются 2 темы:
главная партия - в основной тональности, активная, энергичная, решительная.
побочная партия - в тональности доминанты или в параллельной. Она мягче, напевнее, грациознее.
Развиваются темы экспозиции. Меняются тональности, лад, регистры, фактура. Может развиваться не вся тема, а её самый выразительный мотив. Это самый напряженный раздел сонатной формы. Обычно здесь находится кульминация.
Темы экспозиции повторяются в прежнем порядке, но в одной, основной тональности.
Бывает не всегда.
Это дополнительное заключение, которое обычно закрепляет главную тональность.
Как правило, 1-я и последняя части сонатно-симфонического цикла пишутся в одной тональности.
Приведенные схемы - представляют самое общее строение сонатно-симфонического цикла. Существует множество отклонений от общепринятых схем, особенно в творчестве современных композиторов.
Музыкальные жанры.
Музыкальный жанр - это род, вид музыкальных произведений, которые имеют общие признаки.
Жанры бывают:
-
вокальные
-
инструментальные
-
вокально-инструментальные
-
музыкально-театральные
Музыкально-театральные жанры.
Опера- это музыкальный спектакль, где главным выразительным средством является пение
Балет - это музыкальный спектакль, где главным выразительным средством является хореография.
Разновидности музыкальных спектаклей: оперетта, водевиль, мюзикл.
Вокальные жанры.
В них соединяются музыка и слова.
Песня - древнейший и простейший вокальный жанр. Мелодия и слова обычно легко запоминаются. Повторяющаяся часть песни называется припев.
Романс - лирическая песня, раскрывающая образы природы и любви. Аккомпанемент «досказывает» то, что не успел раскрыть текст.
Ария, ариетта, ариозо, кантилена - разновидности вокальных номеров в опнре. Могут звучать отдельно.
Инструментальные жанры.
С самыми сложными мы уже знакомы. Это: симфония, концерт и соната.
Марш - сопровождает и организует массовые шествия. Характерно: четкий, часто пунктирный ритм; четный размер; умеренный темп; в мелодии интонации сигналов; форма обычно 3-хчастная репризная.
Танец - это искусство выразительных движений в определенном темпе под музыку.
Танцы бывают разные. Наиболее распространенные - вальс, мазурка, краковяк и др.
Другие инструментальные жанры представляют собой разновидности музыкальных пьес. это прелюдии, мимолетности, фантазии, сюиты, рапсодии, миниатюры и др.
Вокально-инструментальные жанры
- в них равноправные роли играют музыка и пение. К ним относятся - кантата, оратория, месса, реквием. Их исполняют: хор. солисты, оркестр. Они имеют много частей.