- Учителю
- Программа по музыке 2 класс ФГОС
Программа по музыке 2 класс ФГОС
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СОГЛАСОВАНО
методический совет школы
протокол от 22.08.2015 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от 25.08.2015 г. № 92
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
1класс
(основное общее образование)
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Кроневальд Олеся Александровна, учитель
с. Курск
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с:
-
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования,
-
с приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 « зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года, регистрационный № 22540»,
-
авторской программой Усачёва, В.О. Музыка 2 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2012,
-
учебным планом МБОУ КСОШ № 4,
-
положением о рабочей программе.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений, ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку.
Основные задачи уроков музыки:
-
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
-
Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
-
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
-
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
-
Овладение интонационно - образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Объём программы:
На изучение данного предмета во 2 классе отводится 34 ч. (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.
-
Первая включает содержание, раскрывающее идею музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.
-
Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне - рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
-
проявлять устойчивый интерес к музыке;
-
проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
-
приобретать навыки слушательской культуры;
Решать практические и учебные задачи:
-
определять жанровые признаки;
-
характеризовать интонации по эмоционально-образному строю - лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
-
называть запомнившиеся формы музыки;
-
определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен - Пятая симфония, Григ - «Пер Гюнт», Чайковский - Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы мелодии;
-
делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
-
проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров:
-
различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые,
метро ритмические, интонационные особенности;
-
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
1. Всеобщее в жизни и в музыке (8ч.)
Всеобщие для музыки языковые сферы (жанры) - песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному. Раскрытие в музыке внутреннего мира человека.
2. Музыка - искусство интонируемого смысла (10ч.)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация - «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).
3. «Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (10ч.)
Одно из основных понятий музыки: «тема» - единство жизненного содержания и его интонационного воплощения
«Развитие» как отражение сложности жизни, богатство человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия.
4. Развитие как становление художественной формы (6ч).
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы - двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
-
наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
-
наличие эмоционально ценностного отношения к искусству;
-
выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
-
наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
-
развитие этических чувств;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-
позитивная самооценка музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
-
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях)
в устной и письменной форме;
-
осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД:
-
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
-
умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-
осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
-
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
-
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
-
определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 2 класса;
-
понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета;
-
узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
-
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
-
характеризовать интонации по эмоционально-образному строю - лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.; делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
-
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
владеть основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады, мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент.
Учебно-методический комплект:
-
Программа «Музыка» 1 - 4 классы «Начальная школа 21 века - М.: Вентана - Граф, 2011
-
Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка 2 класс - учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: изд. второе, доработанное и дополненное - М.: Вентана - Граф, 2011.
-
Школяр Л.В., Школяр В.А., Усачёва В.О. Музыка - методическое пособие 2 класс: изд. второе, доработанное и дополненное - М.: Вентана - Граф, 2012.
Тематический поурочный план 2 класс
№
урока
Тема урока
Элемент
содержания
Планируемые результаты
Контрольно-оценочная деятельность (виды и формы
Информационные ресурсы
Месяц, дата
Предметные
Личностные
Метапредмет
ные
Раздел: 1 «Всеобщее в жизни и в музыке» (8 часов)
1.
Введение в тему. Всеобщее в жизни и в музыке.
Прививать интерес к уроку музыки; вырабатывать навыки пения в ансамбле, не выделяясь из общего звучания.
С.С.Прокофьев «Мимолётности»
№1,5
Р.н.п. «Во поле берёза стояла».
Наблюдение за музыкой в жизни человека.
Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми. Расширять опыт исполнительской деятельности
Личностные:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Регулятивные:
- подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни
Вводный
Групповая, индивидуальная
Слушать и исполнять
Звуковые фонограммы, ноты
4.09
2-3.
Песенность как состояние человека, природы, искусства.
Сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Определение песенного характера. П.И.Чайковский «Сладкая грёза».
Текущий
Исполнение песни
Звуковые фонограммы, Портрет, ноты
11.09
18.09
4-5.
Танцевальность как состояние человека, природы, искусства.
Определение танцевального характера. Нахождение общих и отличных признаков произведений.
П.И.Чайковский «Камаринская»,
Э.Григ «Пер Гюнт» - пьесы из сюиты.
Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
Определять характер, настроение, жанровую основу музыки
Коммуникативные:
- передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности
Личностные:
- восприятие учебного материала со слов учителя,
умение слушать и анализировать
Регулятивные:
- корректировать результаты своей исполнительской деятельности
Текущий
Групповая, индивидуальная
Слушать и исполнять
Презентация, Звуковые фонограммы
25.09
2.10
6-7.
Маршевость как состояние человека, природы, искусства.
Расширить и углубить знания о жанре марш. Определение маршевого характера. Д.Д.Шостакович «Марш»
П.И.Чайковский «Марш»
Л. Ошанин «Солнечный круг».
Текущий
Групповая, индивидуальная
Слушать и исполнять
Презентация, Звуковые фонограммы
9.10
16.10
8.
Раскрытие в музыке внутреннего мира человека.
Создать условия, что бы учащиеся глубже и тоньше почувствовали жизнь, познали внутренний мир человека. Ф.Шопен «Полонез» ля -мажор, соль-минор.
Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности
Коммуникативные:
- уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении, работать в парах, группах
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей
Исполнять разные по жанру музыкальные произведения. Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке
Текущий
Слушать и исполнять
Звуковые фонограммы, ноты
23.10
Раздел: 2 «Музыка-искусство интонируемого смысла» (10 часов)
9.
Музыка-искусство интонируемого смысла.
Учиться слушать музыку, понимать её настроение, замысел композитора.
С.С. Прокофьев «Болтунья».
Д. Кабалевский «Кто дежурный?
Узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям
Личностные:
- понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель
Текущий
Групповая, индивидуальная
Исполнение песни
Звуковые фонограммы, ноты
30.10
10.
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Знакомство с понятием интонация.
С.В.Рахманинов «Вокализ».
Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов
Воспринимать звуки природы,
сравнивать их с музыкальными звуками
Тематический
Групповая, индивидуальная
Звуковые фонограммы, Портрет, ноты
13.11
11.
О чём говорит и что выражает музыка?
Научиться слушать музыку, понимать её настроение, замысел композитора. А.С.Даргомыжский романсы «Титулярный советник», «Старый капрал».
Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различать на слух симфонические темы
Коммуникативные:
- формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса Познавательные:
- формирование интереса к музыкальным занятиям
Регулятивные:
- корректировать результаты своей исполнительской деятельности
Текущий
Групповая, индивидуальная
Звуковые фонограммы, ноты
20.11
12-13.
Изобразительные интонации.
Создать условия для того, что бы учащиеся смогли увидеть изобразительные моменты в музыке. Н.А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля».
Текущий
Групповая, индивидуальная
Презентация, Звуковые фонограммы
27.11
4.12
14.
Выразительные интонации.
Определение средств выразительности, сравнение характеров.
С.В.Рахманинов «Богородице, Дево, радуйся». Т.А. Попатенко «Котёнок и щенок».
Текущий
Звуковые фонограммы, ноты
11.12
15.
Исполнительская интонация.
Конкурс на лучшее исполнение песни.
И. Арсеев «Кузнец»,
Э. Григ «Марш».
Узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям.
Расширять опыт исполнительской деятельности
Коммуникативные:
- участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, Регулятивные:
- контроль и коррекция своих действий и одноклассников в процессе исполнения
Текущий
Исполнение песни
Презентация, Звуковые фонограммы
18.12
16.
Мажорные и минорные интонации.
Определение интонации как настроения музыки, её видов. А.П.Бородин «Спящая княжна».
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения
Личностные:
- выявлять различные по смыслу музыкальные интонации
Текущий
Групповая, индивидуальная
Звуковые фонограммы, , ноты
25.12
17-18.
Интонация. Единство содержания и формы.
Мелодия - душа музыки, музыкальная мысль. И.О.Дунаевский увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», «Весёлый ветер»
Познавательные:
- расширение представлений о музыкальном языке произведений.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке
Текущий
Исполнение песни
Звуковые фонограммы, ноты
15.01
22.01
Раздел: 3 «Тема» и «Развитие»- жизньхудожественного образа(10 часов)
19.
Введение.
Развитие музыки.
Введение термина «развитие музыки» как изменение или повторение интонации, отражение жизни, звучание музыки. Ф.Шопен «Полонез» cis-moll, прелюдии №7,20.
Определять жанровую принадлежность музыки.
Узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям. Расширять опыт исполнительской деятельности
Коммуникативные:
- участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально - творческой деятельности
Регулятивные:
- корректировать результаты своей исполнительской деятельности. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах
Вводный
Групповая, индивидуальная
Звуковые фонограммы, ноты
29.01
20-21.
Виды развития. Исполнительское развитие музыки.
Сопоставление двух видов развития музыки. Повтор или изменение мелодии. Т.Хренников « Марш»
Л. К. Книппер «Почему медведь зимой спит».
Текущий
Групповая, индивидуальная
Исполнение песни
Презентация, Звуковые фонограммы
5.02
12.02
22.
Ладовое и динамическое развитие музыки.
Определение средств выразительности, элементов музыкальной речи. Роль динамики, темпа, лада в развитии музыки.
Р.Шуман фортепианные пьесы «Порыв», «Отчего?»
Текущий
Слушать и исполнять
Звуковые фонограммы, ноты
19.02
23.
Мелодическое, ритмическое развитие музыки.
Определение средств выразительности, элементов музыкальной речи. Роль мелодии, темпа, ритма в развитии музыки.
К.Дебюсси «Ветер на равнине»
К.Сен-Санс «Аквариум».
Текущий
Групповая, индивидуальная
Звуковые фонограммы, ноты
26.02
24-25.
Развитие музыки в симфонической сказке.
Идея симфонической сказки. Разбор характера героев музыки и передача в исполнении, движениях.
С.С. Прокофьев «Петя и волк».
Определять на слух звучание отдельных инструментов симфонического оркестра. Воплощать муз.образы героев.
Различать на слух симфонические темы.
Коммуникативные:
- обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую позицию
Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении
Текущий
Слушать и исполнять
Звуковые фонограммы, ноты
4.03
11.03
26.
Интонация и развитие - основы музыки.
Определение интонаций и развития мелодий как главных основ музыки, зависимых от содержания музыки и личности композитора.
И.С.Бах Хоральные прелюдии Es- dur, f- moll.
Текущий
Звуковые фонограммы, ноты
18.03
27.
Развитие
музыки в произведениях
Ф. Шуберта,
Э. Грига.
Определение контраста интонаций.
Ф. Шуберт «Вальс», «Марш», «Пьеса». Э.Григ «Утро «Шествие гномов».
Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов.
Определять характер, настроение и жанровую основу мелодии
Личностные:
Развитие познавательного интереса. Углубление представления о связи отечественной и мировой музыкальной культуры. Коммуникативные:
- коллективно обсуждать прослушанное, доказывать
собственное мнение, опираясь на музыку произведения
Участвовать в учебном диалоге
Текущий
Групповая, индивидуальная
Звуковые фонограммы, портрет, ноты
25.03
28.
Имитация - приём развития музыки.
Закрепление элементов музыкальной речи.
Н.А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Р.н.п. «Со вьюном я хожу».
Текущий
Исполнение песни
Звуковые фонограммы, ноты
8.04
Раздел: 4 «Развитие» как становление художественной формы(6 часов)
29.
«Построение - формы музыки»
Одночастная форма.
Введение понятия «форма музыки», аналогия с формами домов. Определение об одночастной форме через повтор главной мелодии.
П.И. Чайковский «Марш» из симфонии №6,
«Пастушья песня» франц.нар.песня.
Знать/понимать формы построения музыкального произведения.
Уметь: различать формы построения музыкального произведения;
Узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям. Узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям
Личностные:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
Коммуникативные:
- владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками.
Регулятивные: - взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей
Текущий
Групповая, индивидуальная
Слушать и исполнять
Презентация, Звуковые фонограммы
15.04
30.
Двухчастная форма музыки.
Знакомство с двухчастной музыкой. Осознание новых форм музыки через изменение интонации. П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка».
Текущий
Групповая, индивидуальная
Звуковые фонограммы, ноты
22.04
31.
Трёхчастная форма музыки.
Знакомство с трехчастной музыкой.
М.Глинка «Ария Сусанина».
Текущий
Групповая, индивидуальная
Звуковые фонограммы, ноты
29.04
32.
Форма Рондо.
Определение формы рондо через связь с хороводом, кругом. В.Моцарт «Рондо в турецком стиле».
Исполнять разные по жанру музыкальные произведения. Импровизировать (вокальные, инструментальные, танцевальные импровизации) с учётом характера основных жанров музыки
Текущий
Групповая, индивидуальная
Звуковые фонограммы, ноты
6.05
33.
Вариационная форма.
Принцип построения вариации. Аналогия формы с видами украшений.
«Камаринская» рус.нар.плясовая.
Текущий
Исполнение песни
Звуковые фонограммы, ноты
13.05
34.
Заключительный урок.
Обобщение тем года. Демонстрация музыкальных способностей и знаний, применение их на практике.
Итоговый
Звуковые фонограммы, ноты
20.05