7


' Программа по музыке 5 класс'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение


Средняя Общеобразовательная Школа «Школа Перспектива»





Утверждено

директор школы

_______И.Г. Ермакова

«___»_____2015 г.




Рабочая программа

по музыке

(базовый уровень)

5 класс

учителя Мазиной И.В.

Количество часов - 35


2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД



Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлимой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Задачи музыкального образования школьников:

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства; воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности ;

развитие образно - ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувственного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном плане Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школы Перспектива» на 2015-2016 учебный год. Предмет «Музыка» изучается в 5 классах в объеме 35 часов в год.

Количество часов в I полугодии - 17;

количество часов во II полугодии - 18.

Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».










Календарно-тематическое планирование по музыке для 5-го класса (35часов)

Раздел,

тема урока

Тип урока


Развитие УУД


Вид контроля.


Элементы дополнительного содержания, ИКТ.

Использование ТСО, интернет-ресурсов

Дата проведения


Предметные УУД

Метапредметные УУД




План

Факт


Музыка и литература (17 часов)

1

Что роднит

музыку с

литературой

Вводный




Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Интонация как носитель смысла в музыке.


Познавательные Представление о роли музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ Регулятивные. Сопоставление пения вокализом, чтение стихов и исполнение мелодий со словами.

Коммуникативные

Работа с разворотом урока в учебнике. Передача собственных впечатлений о музыке.

Личностные результаты Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки.

Хоровое пение


Технические средства обучения (ИКТ):

Телевизор.

Видеомагнитофон/видеоплеер.

Интерактивная доска.

Магнитофон.Компьютер.Мультимедийный проектор.

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





2

Вокальная

музыка



Расширение и углубление знаний.




Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Познавательные Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Регулятивные. Умение ставить цели в процессе восприятия, исполнения музыкальных произведений. Коммуникативные Работа с разворотом урока в учебнике. Передача собственных впечатлений о музыке.

Личностные результаты

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение

Пусть всегда будет солнце

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс

Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые





3

Вокальная

музыка.

Расширение и углубление знаний.


Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Познавательные Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Регулятивные. Выразительно, интонационно осмысленно исполнение песен разных жанров.

Характеристика картин. Коммуникативные

Передача собственных впечатлений о музыке Взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности Личностные результаты

Понимание жизненного содержания вокальной музыки, которая поможет учащимся почувствовать и понять своё собственное отношение к родной земле, значение культуры своего народа.



Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение

Эх, дороги

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс

Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые





4

Вокальная

музыка.

Расширение и углубление знаний.


Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Познавательные Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре - романс. Регулятивные. Выполнить задание в рабочих тетрадях.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к камерным вокальным произведениям при их восприятии и исполнении. Коммуникативные

Передача собственных впечатлений о музыке Взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности Личностные результаты Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания вокальной музыки на основе понимания её интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, ее истории и культуре.



Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Хоровое пение

Эх, дороги

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс

Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые




5

Фольклор в музыке русских

композиторов.

Сообщение и усвоение новых знаний.




Расширение музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов..

Познавательные Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Регулятивные. Выявление восточного колорита при слушании сюиты.

Сравнение декораций с музыкой сюиты. Найти родство музыкальных и изобразительных интонаций. Коммуникативные Взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности Личностные результаты

Уважительное отношение к истории своего народа. Проявление эмоциональной отзывчивости к музыке своего народа и музыке Востока.



Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Хоровое пение

Крейсер аврора

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс

Жанры народных песен: исторические, лирические, служивые, игровые, частушки, обрядовые





6

Фольклор в

музыке русских

композиторов

Сообщение и усвоение новых знаний.


Расширение музыкального кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов.

Познавательные Знакомство с вокальными сочинениями, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Регулятивные. Выполнить задание в рабочих тетрадях. Музыкальная характеристика образов, их ассоциативная связь с жизнью. Коммуникативные

Участвовать в дискуссиях, решение проблемных вопросов, аргументировать своё мнение. Личностные результаты Понимание интонационного своеобразия музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженной национальной самобытности.




Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Хоровое пение

Крейсер аврора

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс






7



Жанры

Инструментальной

и вокальной

музыки

Расширение и углубление знаний.


Углубить представление учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой.

Познавательные Знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса - инструментальной и вокальной баркаролы. Регулятивные. Наблюдение за развитием музыки во время слушания произведений. Пластическое интонирование.

Выполнить задание в рабочих тетрадях. Коммуникативные Взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности Личностные результаты Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания инструментальной и вокальной музыки на основе понимания её интонационной природы.



Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

И вновь продолжается бой

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс

Основоположники профессиональной композиторской музыки





8

Вторая жизнь

песни.

Сообщение и усвоение новых знаний.


Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении.

Познавательные Представление о музыке, основанной на использования народной песни, о народных истоках профессиональной музыки. Регулятивные. Хоровое исполнение мелодий из оперы «Снегурочка», песни Веснянка из Концерта П.И. Чайковского. Коммуникативные

Передача собственных впечатлений о музыке. Письменно выполнять задание.

Личностные результаты Понимание интонационного своеобразия музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженной национальной самобытности.

Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах).

Хоровое пение

С чего начинается родина

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс

Использование народных песен в творчестве русских композиторов





9

Вторая жизнь

Песни.

Сообщение и усвоение новых знаний.


Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении.

Познавательные Познакомить с современными интерпретациями классической музыки. Осмысление новых понятий: интерпретация, обработка. Регулятивные. Характеристика картин. Проявлять эмоциональную отзывчивость к произведениям при их восприятии и исполнении. Коммуникативные

Работа с разворотом урока в учебнике. Передача собственных впечатлений о музыке. Личностные результаты Воспитание нравственного отношения к искусству, формирование представлений об эстетических идеалах



Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение

Наша школьная страна- разучивание

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс

Использование народных песен в творчестве композиторов





10

Всю жизнь мою

несу родину в

душе.

Расширение и углубление знаний.

Выявление Стилевого многообразия музыки20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы

Познавательные Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочинённой под впечатлением творчества В. М. Шукшина. Регулятивные. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Коммуникативные

Работа с разворотом урока в учебнике. Передача собственных впечатлений о музыке. Личностные результаты



Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс






11

Писатели и

поэты о музыке

и музыкантах.

Расширение и углубление знаний.



Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве

Западно - Европейских композиторов.

Познавательные Знакомство с музыкой Ф. Шопена и В. А. Моцарта. Регулятивные. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Коммуникативные

Взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности Личностные результаты Проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение к музыкальным произведениям Ф.Шопена и В. А. Моцарта при их восприятии и исполнении.



Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс

Основоположники профессиональной композиторской музыки





12

Первое

путешествие

в музыкальный

театр. Опера.

Расширение и углубление знаний.


Сформировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность, а также образного и ассоциативного мышления при знакомстве с оперным жанром.

Познавательные Познакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Регулятивные. Способность самостоятельно представлять худ. образы при характеристике сцен из оперы.

Выполнить задание в рабочих тетрадях. Коммуникативные

Высказывать суждение об основной идее оперы, либретто. Высказывания в процессе анализа музыки Самостоятельная работа: ответить на вопросы. Личностные результаты Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания в оперном искусстве.




История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - литературное произведение

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс

Творческая тетрадь, с. 44-49





13

Второе

путешествие

в музыкальный

театр. Балет.

Расширение и углубление знаний.




Сформировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность, а также образного и ассоциативного мышления при знакомстве с балетом.

Познавательные Познакомить учащихся с особенностями балетного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто балета. Регулятивные. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой.

Выполнять учебные действия в качестве слушания музыки. Сравнить образные сферы Коммуникативные

Отвечают на вопросы. Умение аргументировать свою точку зрения. Участвуют в дискуссиях Личностные результаты Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания в балете.




Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс






14

Музыка в театре, кино, на телевидении

Сообщение и усвоение новых знаний.

Воспитание эстетического отношения к миру, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, телевидением.

Познавательные Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении Регулятивные. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой.

Выполнять учебные действия в качестве слушания музыки. Сравнить образные сферы Коммуникативные

Взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности

Личностные

Воспитание нравственного отношения к искусству, формирование представлений об эстетических идеалах


Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль

Будет садом город мой

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия


Музыка на новогоднем празднике

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





15

Третье

путешествие в

музыкальный

театр. Мюзикл.

Расширение и углубление знаний.


Способность эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство, связанное с жизнью, при знакомстве с жанром мюзикл.

Познавательные Знакомство с мюзиклом "Кошки" Э.Л. Уэббера. Особенности мюзикла, его истоки Регулятивные. Планирование своих собственных действий.

Размышление по поводу эпиграфа.

Характеристика образов, связь с жизнью. Коммуникативные

Передача собственных впечатлений о музыке, самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий. Личностные результаты Понимание чувств образов и сопереживание им. Уважительное отношение к культуре других народов.






Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ


Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике


Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс



.



16

Мир

Композитора.

Сообщение и усвоение новых знаний.


Овладение основами музыкальной грамотности. Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся. Способность эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство, связанное с жизнью

Познавательные

Закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Регулятивные. Выполнения заданий в творческой тетради: заполнение страниц фонотеки, видеотеки. Коммуникативные

Самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий. Личностные результаты Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания в музыкальных произведениях.




Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





17.

Обобщающий

урок I

полугодия




Обобщить музыкальные и художественные впечатления, знания, опыт школьников, которые они приобрели, знакомясь с темой «Музыка и изобразительное искусство»




Познавательные Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Регулятивные. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни. Коммуникативные

Умение вступать в контакт, высказывать свою точку зрения. Передача собственных впечатлений о музыке Личностные результаты Воспитание ценностного отношения к искусству

Понимание значения искусства в жизни человека.



Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





Музыка и изобразительное искусство (18часов)


18

Что роднит

музыку с

изобразительным

искусством.

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний.

Осознание учащимися взаимосвязи музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы

Познавательные Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства. Регулятивные. В подборе зрительного ряда учебника прослеживать связь музыки с изобразительным искусством. Коммуникативные

Умение вступать в контакт, высказывать свою точку зрения. Передача собственных впечатлений о музыке

Личностные результаты Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания инструментальной и вокальной музыки на основе понимания её интонационной природы.


Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение


Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





19

Небесное и

земное в

звуках и красках.

Расширение и углубление знаний.



Развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством.

Познавательные Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе.

Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве Регулятивные. Исполнение мелодии старинного песнопения.

Выявление ассоциативных связей музыки с изобразительным искусством. Коммуникативные

Работа с разворотом урока в учебнике. Передача собственных впечатлений о музыке. Личностные результаты Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания инструментальной и вокальной музыки на основе понимания её интонационной природы.



Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





20

Звать через

прошлое к

настоящему.

Расширение и углубление знаний.


Сформировать мотивационную направленность на выразительность и изобразительность музыкальной интонации, богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).


Познавательные Изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Регулятивные. Самостоятельно выполнять интонационно-образный, жанрово-стилевой анализ музыкальных и живописных произведений. Коммуникативные

Формирование способности высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения одноклассников, развитие письменной речи в процессе выполнения работы в творческой тетради. Личностные результаты Воспитание нравственного отношения к искусству, формирование представлений об эстетических идеалах. Уважительное отношение к истории своего народа.





Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





21

Звать через

прошлое

к настоящему.

Расширение и углубление знаний.


Сформировать мотивационную направленность на выразительность и изобразительность музыкальной интонации, богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).


Познавательные Устойчивое представление о содержании, форме, языке при музыкальном восприятии фрагментов кантаты в опоре на восприятии произведений изобразительном искусстве. Регулятивные. Формирование умения слушать произведение от начала до конца, осмысление музыкального произведения Коммуникативные

Совершенствовать навыки развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий.

Личностные Воспитание нравственного отношения к искусству, формирование представлений об эстетических идеалах. Уважительное отношение к истории своего народа.



Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





22

Музыкальная

живопись

и живописная

музыка.

Расширение и углубление знаний.




Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Познавательные Углубление знаний о выразительных возможностях музыкального искусства: выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?» и «Можем ли мы увидеть музыку?». Регулятивные. Выполнения заданий в творческой тетради: собственное сочинение мелодии на четверостишие.

Исполнение основной интонации в 3-й части сюиты. Коммуникативные

Формирование способности вести дискуссию по прослушанным музыкальным произведениям Личностные результаты Вхождение учащихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностей ориентации личности.




Слушание музыки. Рассматривание

картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





23

Музыкальная

живопись и

живописная

музыка.

Расширение и углубление знаний.




Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Познавательные Сопоставление образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (С. Рахманинова и Ф. Шуберта). Регулятивные. Самостоятельно выполнять интонационно-образный, жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений. Коммуникативные

Формирование способности высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника. Личностные результаты Вхождение учащихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностей ориентации личности.






Слушание музыки. Рассматривание

картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Расширение и углубление знаний.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность - важный элемент национального мировосприятия.

Познавательные Знакомство с концертной симфонией В. Кикты. Выявлять сходство и различие интонаций, тем в произведении. Усвоение словаря муз. терминов в процессе восприятия музыки. Регулятивные. Самостоятельное определение целей в процессе восприятия музыки. Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные

Передача собственных впечатлений о музыке, самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий. Личностные результаты Вхождение учащихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностей ориентации личности.



В основе профессиональной музыки лежат народные истоки.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Расширение и углубление знаний.

Понимание способов создания различных образов: музыкального

портрета. Понимание того, что каждое музыкальное произведение,

благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.


Познавательные Углубление знаний о выразительных возможностях скрипки, её создателях и исполнительском мастерстве скрипачей. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох. Регулятивные. Самостоятельный выбор целей в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. Коммуникативные

Умение вступать в контакт, высказывать свою точку зрения Личностные результаты Воспитание ценностного отношения к искусству

Понимание значения искусства в жизни человека.



Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





26

Волшебная

палочка

дирижера.

Образы борьбы

и победы в

искусстве.

Расширение и углубление знаний.






Умение

анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Знать имена выдающихся дирижёров.

Познавательные Раскрыть особое значение дирижёра в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. Регулятивные. Выполнения заданий в творческой тетради: сопоставления фотографий известных дирижёров со звучащей музыкой. Коммуникативные

Самооценка собственных действий в процессе восприятия музыки. Личностные результаты Осознание особенностей музыкальной культуры разных стран.




Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки)

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





27

Волшебная

палочка

дирижера.

Образ борьбы

и победы в

искусстве.







Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проследить за творческим процессом музыки Л. Бетховена.

Познавательные Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена. Регулятивные. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки Л. Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки, особенностями её симфонического развития. Коммуникативные

Передача собственных впечатлений о музыке Л. Бетховена. Участие в мини проекте. Личностные результаты Уважительное отношение к культуре других народов.

Эстетические потребности в усвоении содержания музыкальных произведений



Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки) Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





28

Застывшая

Музыка.



Уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусства по стилю. Знать новые музыкальные понятия и термины, связанные с архитектурой.

Познавательные Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки. Изобразительного искусства. Регулятивные. Самостоятельный выбор целей в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкального произведения. Коммуникативные

Работа с разворотом урока в учебнике. Дать свою трактовку выражений. Принимать участие в дискуссиях. Личностные результаты Познание содержания музыкальных образов на основе

ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.


Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





29

Полифония в

музыке и

живописи.

Расширение и углубление знаний.


Знать определения музыкальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки.

Познавательные Знакомство учащихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой. Регулятивные. Вокальное интонирование темы фуги с ориентацией на нотно-графическое изображение. Исполнение вокальных произведений И. Баха. Коммуникативные

Передача собственных впечатлений о музыке И. С. Баха.

Аргументацию подтвердить своим собственным отношением к этой музыки. Личностные результаты Уважительное отношение к культуре других народов. Эстетические потребности в усвоении содержания музыкальных произведений И. Баха.




Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





30

Музыка на

Мольберте.

Расширение и углубление знаний.


Расширить представление учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлёниса.

Познавательные Знакомство учащихся с творчеством (музыкальным, литературным, живописным) знаменитого литовского художника-композитора М. К. Чюрлёниса. Знакомство с жанром живописная соната. Регулятивные. Выявление ассоциативных связей музыки с литературой, живописью. Выполнять творческие задания в рабочей тетради. Сравнивают литературный образ с живописным и музыкальным изображением. Коммуникативные

Творческое задание в группах на развороте учебника: «Звучащие картины». Умение вступать в контакт, высказывать свою точку зрения Личностные результаты Познание содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.



Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





31

Импрессионизм в

музыке и

живописи.

Расширение и углубление знаний.



Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

Познавательные Знакомство с творчеством композитора К. Дебюсси и новым направлением - импрессионизм. Регулятивные. Выполнить творческое задание: Сравнить средства выразительности в живописи и в музыке. Коммуникативные

Передача собственных впечатлений о музыке К. Дебюсси. Работа с разворотом урока в учебнике. Личностные результаты Вхождение учащихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностей ориентации личности.




Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





32

О подвигах,

о доблести,

о славе…

Сообщение и усвоение новых знаний.



Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.

Познавательные

Продолжить знакомство с жанром реквиема. Регулятивные. Самостоятельно формулируют идею, работая с разворотом учебника «Звучащие картины». Исполнение главной темы хора «Наши дети». Коммуникативные

Работа с разворотом урока в учебнике. Дать свою трактовку выражений. Принимать участие в дискуссиях.

Личностные результаты Воспитание любви к музыке своего народа, чувство гордости за свою Родину, русский народ, мужественно боровшийся с врагами


Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





33

В каждой

мимолетности

вижу я миры…

Сообщение и усвоение новых знаний.



Ввести учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Познавательные Сопоставление музыкальных и художественных образов в произведениях

С. Прокофьева и М. Мусоргского. Регулятивные. Защита творческих проектов. Коммуникативные

Работа в группах: отвечают на проблемные вопросы. Умение вступать в контакт, высказывать свою точку зрения. Личностные результаты Проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение к музыкальным произведениям С. Прокофьева, М. Мусоргского.



Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





34

Мир композитора. С веком наравне. Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт


Обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Познавательные Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. Регулятивные. Защита творческих проектов. Коммуникативные

Работа с разворотом урока в учебнике. Дать свою трактовку выражений. Принимать участие в дискуссиях.

Личностные результаты Познание содержания музыкальных образов на основе

ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.



Слушание музыки,

- Хоровое пение,

Устный контроль

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс





35

Обобщающий

урок II

полугодия.




Обобщить музыкальные и художественные впечатления, знания, опыт школьников, которые они приобрели, знакомясь с темой «Музыка и литература»

Регулятивные. Тестирование учащихся.

Сравнивать различные испол-нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

Коммуникативные

Умение вступать в контакт, высказывать свою точку зрения. Передача собственных впечатлений о музыке


Личностные

Воспитание ценностного отношения к искусству

Познавательные

Понимание значения искусства в жизни человека.

Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

Слушание музыки,

- Хоровое пение,

Устный контроль Интонационно-образный анализ.

Фонохрестоматия и мультимедийные уроки по музыке

5 класс









Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод игры.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. На уроках используются ИКТ.

В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние, накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.


Содержание программы предмета Музыка» 5 класс

Тема года: "Музыка и другие виды искусства"

Тема I полугодия: "Музыка и литература" (17 часов)

Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная музыка (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня - верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная музыка.н.р.к. Песни Тверского края.( 1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни,песни- заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности - на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы,«богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная музыка.

Развитие жанров камерной вокальной музыки - романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре - романс.

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество,как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество, как художественнаясамоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.н.р.к.(1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки Тверского края.

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса - инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: "Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем". Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 9. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт - Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

Развитие жанра - опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра - балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов - песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка - одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом "Кошки" Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Урок 17. Мир композитора.н.р.к. Музыка профессиональных композиторов Твери. (1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.

Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве вразличных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве вразличных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность - важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час)Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры - Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра - фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр - Реквием.

Урок 33. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном - инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Мир композитора. С веком наравне. (1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Урок 35. Заключительный урок - обобщение. (1ч)

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

-расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

-выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

-воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

-развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

-формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

-формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

-развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования - формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

-расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

-совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 5 класса обучающиеся должны уметь:

-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

-продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

-высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

-продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

-эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

-показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

-выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

-передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

-охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

-исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Литература

1. Методические пособия для учителя.

Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.

Музыка в 4-7 классах [Текст]: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1988.

Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.

Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.

Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.

Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. Халазбурь, В. По
пов. СПб., 2002.

Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании [Текст] / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.

2. Дополнительная литература для учителя.

Сборник нормативных документов. Искусство [Текст]. - М.: Дрофа, 2005.

Музыкальное образование в школе [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М.: Академия, 2001.

Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос, 2002.

Челышева, Т. С. Спутник учителя музыки [Текст] / Т. С. Челышева. - М.: Просвещение, 1993.

Григорович, В. Б. Великие музыканты Западной Европы [Текст] / В. Б. Григорович. - М.: Просвещение, 1982.

Абдуллии, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе |Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983.

Аржаникова, Л. Г. Профессия - учитель музыки [Текст] / Л. Г. Аржаникова. - М.: Просвещение, 1985.

Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.

Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.

Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй [Текст] / В. И. Петрушин. - М.: Просвещение, 2000.

Великович, Э. И. Великие музыкальные имена [Текст] / Э. И. Великович. - СПб.: Композитор, 1997.

Никитина, Л. Д. История русской музыки [Текст] / Л. Д. Никитина. М.: Академия, 1999.

Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки / Е. Л. Гурсвич. - М.: Академия, 1999.

Сомин, Д. К. Сто великих композиторов [Текст] / Д. К. Самин. - М.: Вече, 2000.

Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе [Текст] / Л. А. Рапацкая, Г. С. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Владос, 2003.

Кленов, А. С. Там, где музыка живет [Текст] / А. С. Кленов. М.: Педагогика, 1986.

Веселые уроки музыки [Текст] / авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2002.

Ригина, Г. С. Музыка [Текст]: книга для учителя / Г. С. Ригина. - М.: Учебная литература, 2000.

Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды [Текст] / О. К. Разумовская - М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Дополнительная литература для учащихся.

Булучевский, 10. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучев-ский, В. С. Фомин. - Л.: Музыка, 1988.

Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения

1. Печатные пособия.

  • Комплект портретов композиторов.

  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы» (Харьков: Ранок, 2007).

2. Информационно-коммуникационные средства.

  • Антология русской симфонической музыки (8 CD).

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).

  • Большая энциклопедия России: Искусство России (1 CD).

  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).

3. Интернет-ресурсы.

Википедш. Свободная энциклопедия. - Режим доступа:

Классическая музыка. - Режим доступа:

Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа:

Музыкальный словарь. - Режим доступа:

4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран

проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного

материала.








 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал