- Учителю
- Разработка Преобразующая сила искусства
Разработка Преобразующая сила искусства
Водопьянова Т.М.
Урок искусства в 8 классе
Преобразующая сила искусстваВолшебная сила искусства!
Ее не увидишь глазами,
Ее лишь услышишь сердцами,
Лишь ей поддаются все чувства
Картина, звук песни и слово.
Очевидцы рассказывали, как во время концерта знаменитого танцовщика и хореографа Махмуда Эсенбаева, на котором были представлены постановки танцев всего мира, немой юноша в избытке чувств, крикнул: «Браво!». Подобных случаев о чудесной силе искусства известно достаточно.
Выступление Махмуда Эсенбаева
В Древнем мире повсеместно использовалось лечебное воздействие искусства на организм человека. То, что сегодня называют арт - терапией, использовали в Китае, Индии, Древней Греции, где существовали свои методики, лечебные центры. В эпических песнях Гомера есть упоминание о том, как с помощью определенных мелодий останавливали сильное кровотечение.
Арт- терапия
Вслед за Пифагором Аристотель продолжил мысль о том, что, «слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом». На этих открытиях была основана система воспитания в школах Эллады.
Древнегреческая школа
С древнейших времен служители религиозных культов хорошо представляли себе, как влияет на человека храмовое искусство. Специально подобранные тексты, изображения, музыка усиливали воздействие молитвы. Для одних людей такое искусство было поддержкой, успокоением, других возвышало, вносило гармонию, очищало от земных страстей. Духовная музыка зарубежных и русских композиторов построена на вековых традициях, она содержит глубокую символику, ее влияние очень многогранно.
Орган в католическом храме
Такими же свойствами обладают иконы, великие произведения мирового изобразительного искусства. Рассказывают, как русский поэт Василий Жуковский, проведя час рядом с картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час это время принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда.
«Сикстинская мадонна»
Подобный случай описан Глебом Успенским в известном рассказе «Выпрямила». Простой провинциальный учитель Тяпушкин, случайно увидевший в Лувре статую «Венеры Милосской» меняется, неожиданно для себя. «С этого дня я почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения».
«Венера Милосская»
Современник Успенского, писатель Короленко в повести «Слепой музыкант» рассказал историю мальчика, для которого музыка становится единственным способом найти себя в жизни. Звуки дудочки, услышанной им на конюшне, зародили в нем ту искорку, из которой развился настоящий музыкант.
«Слепой музыкант» - иллюстрация
Мировая литература знает немало примеров непосредственного воздействия на читателей тех или иных произведений. После появления комедии Фонвизина «Недоросль» резко увеличилось количество помещичьих сынов, желающих учится в университетах - молодые люди не хотели быть похожими на Митрофанушку.
«Недоросль» - иллюстрация
А в это же самое время в Германии молодежь испытывает сильнейшее воздействие романа Гете «Страдания молодого Вертера». Подражают не только романтическому характеру героя, но и его поведению. Причем . одни прочтя историю Вертера стрелялись , как он, а другие, наоборот, потому что Вертер стрелялся, решали жить. Одни подражали Вертеру, другие самому Гёте.
«Страдания молодого Вертера» - иллюстрация
О влиянии хорошей книги писатель Николай Носов вспоминал о том, как в детстве ему пришлось попасть в компанию беспризорников. Грязные, оборванные мальчишки увидели в его сумке книгу и попросили почитать. Слушали, затаив дыхание историю « Дяди Тома», которая была чем - то похожа на их жизнь.
Беспризорники - кадры из фильмов
Европейцы в начале XX века, еще не видевшие бомбардировок Дрездена американской авиацией, где могла безвозвратно погибнуть бессмертная картина Рафаэля, предложили для спасения Парижа в годы Первой мировой войны выставить из Лувра шедевры Леонардо да Винчи. Они надеялись, что вражеская артиллерия не станет стрелять в «Джоконду» и «Мадонну с младенцем и святой Анной» великого Леонардо да Винчи.
«Святая Анна» Леонардо да Винчи
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Влияние искусства возрастает в дни больших испытаний, войны, когда людям очень нужна его поддержка. В блокадном Ленинграде голос и стихи поэтессы Ольги Берггольц были подтверждением того, что жизнь продолжается и стоит за нее бороться.
Ольга Берггольц на ленинградском радио - фото
Умирающие от дистрофии художники продолжали писать, еле удерживая кисть Маленькие балерины в Вагановском училище с распухшими суставами занимались у станка. О симфонии Шостаковича, написанной в блокадном городе, американцы тогда же сказали, что если русские пишут во время такую музыку, стоит второй фронт открыть на их стороне. И, возможно, это сберегло чьи - то жизни.
</Д. Шостакович в дни блокады - фото
Когда фронтовые газеты начали печатать поэму «Василий Теркин» Твардовского, бойцы меняли свой паек и папиросы на возможность прочесть свежий номер. А скольким раненым помогла повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», посвященную подвигу Алексея Маресьева, вернувшегося в строй на протезах. Фильм по этой книге стал одним из самых любимых в нашей стране.
«Повесть о настоящем человеке» - кадр из фильма
Вообще, влияние кино трудно переоценить. Плакать, смеяться во время киносеанса приходилось многим. Описаны случаи, когда во время легендарного фильма «Чапаев» зал пытался сорвать атаку белых и помочь любимому комдиву. Но иногда кинолента оставляет очень глубокий след в жизни людей.
«Чапаев» - кадр из фильма
В комментариях о некоторых картинах можно прочесть: «После этого фильма что-то меняется в себе. Словно сбросил что-то с плеч, что-то понял, почувствовал, ощутил. И хочется молитву вознести за то, что осознал». Одна белорусская актриса, посмотрев «Дочь», сказала: «После этого фильма хочется пойти и делать добрые дела». Известный режиссёр после просмотра фильма «Слушая тишину» пошёл и перевёл крупную сумму в фонд детского дома.
«Остров» - кадр с П. Мамоновым
Актрисе Вере Алентовой, сыгравшей главную роль в фильме «Москва слезам не верит» пришло письмо от разочаровавшейся в жизни незнакомки: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, и солнце светит. Я как будто выздоровела, за что огромное вам спасибо».
«Москва слезам не верит» - кадр из фильма
У каждого из нас могут быть свои истории, свои незабываемые случаи. Кого - то романы Достоевского заставят вспомнить о душе и совести. «Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература». Другим песни Высоцкого помогут сохранить в себе порядочность, умение дружить. Третьим в трагическую минуту жизни поддержку окажет «Реквием» Моцарта или Шестая симфония Чайковского, которую хирург Юдин слушал перед каждой серьезной операцией. «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу», - говорил сам Петр Ильич Чайковский.
М. Нестеров «Портрет хирурга
С. Юдина»
В чём же великая преобразующая сила искусства? Иван Алексеевич Бунин считал: «Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца».
Иван Алексеевич Бунин - портрет
Волшебная сила искусства:
И все вдруг вокруг стало ново.
И ты захотел улыбнуться,
И сделать счастливей другого.
Волшебная сила искусства - картинка