- Учителю
- Программа по музыке по программе Д. Б. Кабалевского
Программа по музыке по программе Д. Б. Кабалевского
«Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ № 424
_____________ И.П. Авдеева
«___» ________________ г.
Рабочая программа по музыке
на 2014/2015 учебный год
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 424»
Класс 5
Общее количество часов за год 34 в неделю 1
Количество контрольных работ нет
Учитель:
ФИО Чупанова Татьяна Викторовна
Квалификационная категория II
Педагогический стаж 5
Составлена на основе программы федерального Государственного образовательного стандарта среднего образования «Музыка» под редакцией Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Пояснительная записка
Программа музыкальных занятий в 5 классах направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.
Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» кажется более привычной и особых вопросов не вызывает. В самом деле, каждому ясно, что без стихов нельзя написать песню и любое другое вокальное произведение, а без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить ни оперу, ни балет. Однако нужны немалые усилия, чтобы ребята осознали все многообразие и богатство связей музыки с литературой, чтобы достаточно ясно представили себе, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.
Тема «Что стало б с литературой, если бы не было музыки» уже не кажется такой ясной и простой. Задача учителя заключается здесь в том, чтобы научить ребят читать книжки не только глазами, но и «вслушиваться» в них, помочь детям понять, что, не будь музыки, не было бы очень много и в литературе. Надо, чтобы учащиеся задумались над тем, что не только писатель, поэт помогает музыке, но и музыкант, композитор помогает поэзии, литературе.
Второе полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь нужно прежде всего, чтобы ребята почувствовали, что у каждого из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.
Тема «Музыка и изобразительное искусство» несколько сложнее, чем тема «Музыка и литература», однако и она будет решена без особых трудностей при условии, если мы решительно откажемся от встречающейся еще в практике привычки приписывать музыке различные картины, уводящие обычно ребят в мир произвольных, субъективных и в большинстве случаев чисто внешних ассоциаций.
Материалом для занятий по теме «Можем и мы увидеть музыку» должна стать лишь та музыка, которая в действительности объективно содержит в себе какие-либо достаточно конкретные зрительные образы.
Тема связи музыки со зрительными образами - «Можем ли мы услышать живопись» - решается значительно проще. Если показать ребятам репродукции картин Мане «Флейтист», Караваджо «Лютнист», Грекова «Трубачи Первой Конной армии» и др. , можно, не колеблясь, сказать, что не найдется среди них ни одного, кто сказал бы, что эти картины «ре звучат», что они безмолвны.
Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классах, непрерывно будет возрастать. Непрерывно должно возрастать и развитие музыкальных знаний и навыков учащихся. Так постепенно, на протяжении всех занятий, в 5 классах художественный и жизненный кругозор ребят будет расширяться, разные искусства начнут восприниматься ими как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит им в старших классах. А музыка будет все больше и больше раскрывать перед ними свои художественные богатства и жизненную содержательность.
Цель - воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Первое полугодие
Музыка и литература
Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» ( 9 часов )
В начале первого полугодия школьники рассматривают одну из граней темы - взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре. Песня - наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусства.
Знакомство с указанными или другими народными песнями подтолкнет ребят к размышлению о том, что важнее в песне: слова или мелодия. На вопрос, как называется мелодия, которая поется голосом без слов, учителю, вероятно, придется ответить самому: такая мелодия называется вокализом. Мелодия, сочиненная для пения со словами, превращалась в инструментальную мелодию.
Продолжая изучение темы, школьники размышляют над тем, как проявляет себя творческая фантазия композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.
Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» ( 7часов )
Только ли музыке нужна литература или литературе также нужна музыка? Значение музыки в жизни человека. Музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становиться главным «действующим лицом». Это прежде всего сказки, которые можно назвать музыкальными сказками. Музыка часто звучит не только в сказках, но и в баснях. В рассказах музыка тоже является главным «действующим лицом», она часто звучит в произведениях одного из самых музыкальных писателей - К. Паустовского.
Одним из самых кульминационных моментов полугодия по нравственно-воспитательной направленности, по драматической насыщенности и литературных и музыкальных образов - встреча ребят с музыкой В.- А. Моцарта в рассказе К. Паустовского «Старый повар»
На церковном богослужении тоже звучит музыка. Месса - цикл песнопений, предназначенных для исполнения во время дневного богослужения в католической церкви.
Музыка в центре кинофильма.
Примерный музыкальный и литературный материал
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов. Мелодия 1-й части.
Вокализ. С. Рахманинов.
У зари-то, у зореньки, р.н.п.
Все мы песни перепели, р.н.п. Обработка А. Лядова.
Жаворонок. М. Глинка, стихи Н. Кукольника.
Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев (фортепианная пьеса).
Поэма памяти С. Есенина. Г. Свиридов, стихи С. Есенина. 2-я часть - Поет зима, аукает.
Садко. Былина из русского народного литературного фольклора.
Садко. Опера-былина. Н. Римский-Корсаков. Фрагменты: Колыбельная Волховы, Заиграйте, мои гусельки.
Мелодия. Н. Аладов.
Квартет. Басня. И. Крылов.
Квартет № 2. А. Бородин. Ноктюрн.
Фрагменты из произведений П. Чайковского (по выбору учителя).
Второе полугодие
Музыка и изобразительное искусство
Тема «Можем ли мы увидеть музыку» ( 10 часов )
Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. В этом полугодии школьники познакомятся с некоторыми фрагментами из оперы С. Прокофьева «Война и мир». События отечественной войны 1812 г. нашли свое отражение в разных видах искусства. Восприятия музыкального портрета может послужить «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Музыка, вызывающая в нашем представлении различные картины природы, - новая грань темы.
Тема «Можем ли мы услышать живопись» ( 8 часов )
Звучание музыки иногда может вызывать в нашем воображении зрительные образы. Музыкальная живопись. Народные обряды и праздники связаны с яркой зрелищностью, живописностью, праздничностью убранства и оформления, красочностью костюмов. Сопоставление эмоционально-образного строя музыки и изобразительного искусства может быть проведено на примере таких произведений русского и западноевропейского искусства, как хор «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского и др.
Примерный музыкальный, литературный и художественный материал
Симфония № 2 . А. Бородин. Экспозиция 1-й части.
Богатыри. В. Васнецов.
Бородино. М. Лермонтов.
Бородинская битва. Панорама. Ф. Рубо.
Хованщина. Опера. М. Мусоргский. Вступление - Рассвет на Москве-реке.
Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
Весна. Большая вода. И. Левитан.
Хабанера. М. Равель и др.
Требования к уровню музыкального развития пятиклассников
Музыкальная культура пятиклассников условно характеризуется следующими показателями:
- устойчивый интерес к музыке как искусству и к музыкальным занятиям в школе;
- эмоциональное восприятие музыки различных форм и жанров, умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым произведениям;
- наличие представлений о связи музыки с жизнью;
- наличие представлений о формах музыки и средствах музыкальной выразительности;
- наличие опыта (умений и навыков) индивидуального и коллективного музицирования (хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения и др. );
- понимание характерных черт и особенностей русского народного и профессиональной музыки и музыки других народов мира;
- понимания выразительного значения различных типов и видов интонации;
- проявление творческого начала в своеобразии ответов, в характере исполнения, в вокальных и инструментальных импровизациях.
Планирование учебной деятельности
№
Раздел программы
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
1
1-я четверть. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы
1
Вводный урок
Роль музыки в жизни
2
Композиторская и народная песня
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Взаимосвязь музыки и речи
3
Перерождение музыки
1
Расширение и углубление знаний
«Жаворонок» М. Глинка - М. Балакирев
4
Музыка рисует
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Взаимосвязь слов и мелодий. Г. Свиридов «Поет зима, аукает»
5
Либретто
1
Расширение и углубление знаний
Знакомство с новым понятием
6
Н.А. Римский-Корсаков - творчество
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Оперное творчество композитора
7
Опера-былина «Садко»
1
Расширение и углубление знаний
Жанр опера
8
Музыкальные фрагменты из оперы «Садко»
1
Расширение и углубление знаний
Колыбельная Волховы
9
Взаимосвязь музыки и литературы
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Слушание пройденных произведение
1
2-я четверть. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.
1
Вводный урок
Роль литературы в музыкальных жанрах
2
Музыкант-чародей
1
Расширение и углубление знаний
Музыка помогает в тяжелую минуту
3
Музыка-главное действующее лицо
1
Сообщение и усвоение новых знаний
«Квартет №2» А. Бородина
4
К. Паустовский - В. Моцарт
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Значение музыки в прозе
5
Судьба барабанщика
1
Расширение и углубление знаний
Музыкальность произведений А. Гайдара
6
«Звуки музыки»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Роль музыки в кинофильмах
7
Взаимосвязь литературы и музыки
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Слушание пройденных произведений
1
3-я четверть Можем ли мы увидеть музыку?
Музыка и изобразительное искусство
1
Вводный урок
Взаимосвязь музыки и живописи
2
Песня о тачанке
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Музыка в союзе с другими искусствами
3
Богатырская тема в искусстве
1
Расширение и углубление знаний
Связь музыки и изобразительного искусства
4
Богатырская тема в музыке
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Значение музыки в создании героических образов
5
Могучая кучка
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с участниками кружка
6
М. Мусоргский - композитор могучей кучки
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Оперное творчество композитора
7
Произведения, связанные с историей России
1
Расширение и углубление знаний
М. Мусоргский «Хованщина»
8
Музыка изображает различные картины природы
1
Расширение и углубление знаний
Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина»
9
С.С. Прокофьев опера «Война и мир»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с главными героями оперы
10
Можем ли мы увидеть музыку?
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Обобщение знаний о взаимосвязи музыки и искусства
1
4-ячетверть. «Можем ли мы услышать живопись?»
Можем ли мы услышать живопись?
1
Вводный урок
Познакомить с понятием «музыкальность картин»
2
«Трубачи Первой Конной»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
«Марш Буденного» Дм. Покрасс
3
М. Равель «Хабанера»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Познакомить с комбинацией звуковых красок
4
К. Дебюсси «Празднества»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с музыкальной культурой Франции XX века
5
Вслушиваемся в картину «Вечерний звон»
1
Расширение и углубление знаний
Взаимосвязь музыки и живописи через природу
6
Масленица в музыке и изобразительном искусстве
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Музыка и живопись соединяется в одно целое
7
И.Ф. Стравинский балет «Петрушка»
1
Расширение и углубление знаний
М. Мусоргский «Картинки с выставки»
8
Восприятие музыки с литературой и изобразительном искусством
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Слушание пройденных произведений
Литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
2. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.
3. Программа по музыке ( с поурочной методической разработкой ) для общеобразовательной школы. 1-3 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 1982. - 111 с.
4. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1 кл. четырехлетней нач. шк.; 1-3 кл. трехлетней нач. шк. ( с краткими методическими пояснениями ); 5-8 кл. ( с краткими методическими пояснениями). - М.: Просвещение, 1994.
5. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. - М.: Просвещение, 2011. - 104 с.