7


  • Учителю
  • Самоанализ урока музыки. Тема урока «Может ли музыка выразить характер человека?» (5 класс)

Самоанализ урока музыки. Тема урока «Может ли музыка выразить характер человека?» (5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Самоанализ урока музыки в 5 классе





Тема урока «Может ли музыка выразить характер человека?».

Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна…»

Тема раздела: «Музыкальный портрет».





Урок «Может ли музыка выразить характер человека?» - 1 урок из этого раздела по программе Т. И. Науменко, В. В.Алеева. Место данного урока в системе указанной программы: 5 класс, 3 четверть. Программные требования к уроку учтены (урок представлен как система). Он связан с предыдущими и последующими уроками. Предыдущие и последующие уроки четверти учат воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, развивают внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Содержание урока: передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика человека.

Тип урока - урок изучения нового материала. Комбинированный.

Жанр урока - урок-диалог.



Формируемые образовательные результаты:



1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- уметь распознавать образ музыкального произведения, средства музыкальной выразительности.

- знать и понимать значение выражения «музыкальный портрет», о творческом содружестве «Могучая кучка».

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности,

2. Метапредметные УУД: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные УУД :

  • размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

  • познавать различные явления жизни композитора на основе вхождения в мир его музыкальных образов, их анализа, сопоставления;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи; анализировать и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства.

Регулятивные УУД:

  • владеть умением целеполагания в постановке учебных задач,

  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки при выявлении связей музыки с изобразительным искусством, театром в ходе исполнения музыкальных сочинений.

  • самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского, излагать свои мысли о музыке.

  • владеть навыками осмысления и обобщения учебных действий в процессе восприятия и исполнения музыки

  • формулировать собственное мнение и позицию по отношению к материалу урока.

Коммуникативные УУД:

  • передавать собственные впечатления о музыке и живописи в устной и письменной речи;

  • инициировать взаимодействия в группе, коллективе в процессе самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией;

  • дать самооценку и интерпретацию собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

3. Личностные УУД:

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

  • понимание жизненного содержания классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром в процессе освоения музыкальной культуры.

  • проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное заинтересованное отношение к музыкальным, живописным произведениям;

  • уметь участвовать в коллективно - творческой деятельности



Оборудование урока:

-фортепиано, музыкальный центр;

- мультимедийная техника: компьютер, проектор, презентация, видеофрагмент оперы.

-учебник "Музыка", тетради, музыкальный словарь.

- листы достижений (на каждого ученика);



Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, литература, история.



Формы урока: коллективная, индивидуальная, групповая. (Урок-поиск).

Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов.



Технология: интерактивная, критического мышления.

Методы:

  • «Возвращение» на более высоком уровне

  • Размышление о музыке

  • Тождества и контраста

  • Содержательный анализ инструментального произведения

  • Дискуссия,

  • Диалог.

  • Метод словесного рисования.

  • Пластическое интонирование.



На уроке были использованы методы по виду источника информации: словесные, технические, наглядные, метод музыкально-слухового анализа, самостоятельная работа (синквейн). Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Метод основан на дедуктивном структурировании процесса осмысления музыкального произведения. Составление синквейнов помогает формировать и развить аналитические способности. У ребенка вырабатывается способность к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, а эффективность в развитии многих способностей на порядок выше: как интеллектуальных, творческих и образных. Кроме того, его рамки более жесткие, чем при написании сочинения. Из всего этого можно сделать вывод, что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать в себе элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной, личностно-ориентированной.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению дидактической задачи.

На своем уроке использовала интеграцию обучения, что характерно для этой программы. Главными идеями интегративного обучения являются:

  • личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);

  • формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);

  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);

  • системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);

  • проблемность обучения;

  • рефлексия деятельности;

  • диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).

Цель интегративного образования: формирование целостного видения мира.

Прослеживалась связь с жизнью и эстетическое развитие.

Основные понятия. Опера, песня, портрет.

Словарь урока:

Музыкальный портрет- это описание характера героя средствами музыки

Протодьякон - помощник священника при совершении церковной службы.





Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

  • дети учатся навыкам контроля и самоконтроля.





По моему мнению, психологическая атмосфера на уроке была положительной и благоприятной. Сам предмет и тема урока нас к этому подталкивают.

Урок музыки - это, прежде всего, урок искусства, урок творчества, где дается возможность каждому ребенку развивать свое воображение, фантазию, мышление, формировать эстетический вкус. На этих уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваются его собственные творческие способности. Урок музыки, пожалуй, как никакой другой, открывает возможность для развития творческих способностей.

Я пыталась выработать у учащихся ассоциативный вид мышления и воображения.

Удалось реализовать все поставленные задачи и до конца раскрыть суть темы урока.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал