- Учителю
- Рабочая программа по музыке (искусство) 7 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке (искусство) 7 класс ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2
г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО
Заместитель директора
Директор МБОУ ЛСОШ №2
_______/______________
по учебной работе
Аптралова А.В.
ФИО
Кузнецова И.А.
Приказ №____ от
Протокол №____ от
«____»__________201__ г.
«____»__________201_ г.
«____»_________201__ г.
Рабочая программа
по музыке(искусство) 7 класс
учителя музыки
Гришиной Марии Валерьевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____»____________ 2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству (музыке) для 7 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312»
- Примерной программы по музыке для 7 класса с использованием рекомендации авторской программы Г.П. Сергеевой и Е.Д.Критской.
- Учебного плана школы на 2015/16 учебный год.
- Рабочая программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю)
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
-
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии:
-
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
-
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
-
овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
-
обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.
Задачи и направления музыкального образования и воспитания:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
- воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),
кино.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
В том числе, количество часов на проведение
Лабораторных работ
Практических работ
Контрольных работ
Уроков развития речи
1
Особенности драматургии сценической музыки.
17
-
-
1
2
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
18
1
Итого:
35
-
-
2
-
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки.
Классика и современность В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля. Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. В музыкальном театре. Балет. Героическая тема в русской музыке. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Музыка к драматическому спектаклю Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. Сюжеты и образы духовной музыки
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Камерная инструментальная музыка.Циклические формы инструментальной музыки.Соната. Симфоническая музыка.Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.Инструментальный концертРапсодия в стиле блюз Дж. ГершвинаМузыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.«Пусть музыка звучит!»
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки в 7 классе ученик должен
знать/понимать
- специфику музыки как вида искусства;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого навыка в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
- размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Содержание учебного материала (тема урока)
Количество часов
Основные изучаемые понятия темы
Планируемые результаты обучения
Дата
Примечание
План
Факт
Особенности драматургии сценической музыки.- 17 ч.
1
Классика и современность.
1
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
-
музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова
-
О.Митяев - «Как здорово»
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений.религиозная.
Уметьприводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
3.09
2
В музыкальном театре. Опера.
1
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
Народно- эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор
-
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты)
-
О.Митяев - «Как здорово»
Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин.
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, религиозная.
10.09
3
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.
1
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности.
Уметь: разучивать и исполнять образцы
музыкально_- поэтического творчества.
Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произве-дений.Обнаруживать, выявлять общность
истоков народной и профессиональной музыки.
17.09
4
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
1
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
Народно- эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор
-
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты)
-
О.Митяев - «Как здорово»
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера. Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы.
Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития..
1.10
5
ОпераА.П.Бородина «Князь Игорь»
1
1
Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольных - князь Игорь, Ярославна, и хоровых - сцена затмения, половецкие пляски).
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты
Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Уметь:сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их
сходство и различия.Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.
8.10
6
В музыкальном театре. Балет.
1
Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль.
Знать/ понимать, что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.
Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко,
15.10
7
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»
1
Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.
Знать/ понимать, что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.
Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко,
22.10
8
Героическая тема в русской музыке.
1
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства.
-
«Былина о Добрыне Никитиче»;
-
«Александр Невский» Прокофьева
-
Опера «Князь Игорь» А. Бородина
Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Знать имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития.
29.10
9
В музыкальном театре.
.
1
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина - создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.
-
Знакомство с музыкой американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие - симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных интонаций
Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж.Гершвин, его оперное искусство.
Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение к художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом.
12.10
10
Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля в музыкальном театре
1
. Истоки выразительных средств - блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая).
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)
Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности
19.11
11
Опера «Кармен».
Самая популярная опера в мире.
1
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире.Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы - выражение сложных эмоциональных состояний, событий.
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание муз произв, совершенствовать навыки самообразования при орг.культ досуга.
26.11
12
ОбразыХозе и Эскамильо
Опера
«Кармен».
1
Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты) Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы - выражение сложных эмоциональных состояний, событий.
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе
3.12
13
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита».
1
Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина - это симфонический способ прочтения сюжета драмы П.Мериме.сопоставление фрагментов оперы и балета.
Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина (фрагменты)
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе
10.12
14
Сюжеты и образы духовной музыки.
1
Музыка И. С. Баха - язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха.Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.
Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).
«Высокая месса» - вокально-драматический жанр.
«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты
Знать/понимать: имена лучших отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.
Уметь:участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
17.12
15
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».
1
Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок - оперы « Иисус Христос - суперзвезда» Э.-Л.Уэббера.
Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.
Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
24.12
16
«Иисус Христос-суперзвезда» Вечные темы.
1
. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера
Знать/понимать: особенности жанра - рок-опера .Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
Уметь:творчески интерпретировать содержание музыкальногопроиз-ведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
14.01
17
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».
1
Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя.«Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика.
«Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты - извечные маги».
Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.
21.01
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. - 18 ч.
18
Музыкальная драматургия - развитие музыки.
1
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного.Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал
Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально - симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку
( русская - зарубежная, светская - духовная, вокальная - инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое - гомофоническое изложение музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме.
28.01
19
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
1
. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Главное в музыке - развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха
Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально - симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку
( русская - зарубежная, светская - духовная, вокальная - инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое - гомофоническое изложение музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме.
4.02
20
Камерная инструментальная музыка.Этюд.
1
Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта.
-
Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
«Чакона» изПартиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони
Знать понятие «этюд», «транскрипция» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма.
11.02
21
Транскрипция.
Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта.
-
Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
«Чакона» изПартиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони
18.02
22
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.
1
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты
в старинном стиле» А.Шнитке.
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.
Знать/понимать: выразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно - европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.
Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.
Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание.Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.
25.02
23
Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
1
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - соната.Знакомство с жанром камерной музыки - соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.
Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена
Соната №11 В. Моцарта
-
Соната №2 С. Прокофьева
3.03
24
Соната. Соната №8 («Патетическая»).
1
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - соната.Знакомство с жанром камерной музыки - соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.
Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена
Соната №11 В. Моцарта
-
Соната №2 С. Прокофьева
Знать/понимать:Колокольность - важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Прокофьева. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь:находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
10.03
25
Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева
1
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
-
Симфония №43 И. Гайдна
-
Симфония №40 В. Моцарта
-
Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
-
Симфония №5 Л. Бетховена
-
Симфония №8 Ф. Шуберта
-
Симфония №1 В. Калинникова
-
Симфония №5 П. Чайковского
-
Симфония №7 Д. Шостаковича
Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.
Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох,через сравнение различных интерпретациймузыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;
17.03
26
Симфония №103 Й.Гайдна. Симф. №40
В.Моцарта.
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
-
Симфония №43 И. Гайдна
-
Симфония №40 В. Моцарта
-
Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
-
Симфония №5 Л. Бетховена
-
Симфония №8 Ф. Шуберта
-
Симфония №1 В. Калинникова
-
Симфония №5 П. Чайковского
-
Симфония №7 Д. Шостаковича
Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.
Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
24.03
27
Симф.№1
«Классическая»)С.Прокофьева.
Симф№5 Л.Бетховена,
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
-
Симфония №43 И. Гайдна
-
Симфония №40 В. Моцарта
-
Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
-
Симфония №5 Л. Бетховена
-
Симфония №8 Ф. Шуберта
-
Симфония №1 В. Калинникова
-
Симфония №5 П. Чайковского
-
Симфония №7 Д. Шостаковича
Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации.
Уметь:личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.
7.04
28
Симф.№1
«Классическая»)С.Прокофьева.
Симф№5 Л.Бетховена,
1
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
-
Симфония №43 И. Гайдна
-
Симфония №40 В. Моцарта
-
Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
-
Симфония №5 Л. Бетховена
-
Симфония №8 Ф. Шуберта
-
Симфония №1 В. Калинникова
-
Симфония №5 П. Чайковского
-
Симфония №7 Д. Шостаковича
Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие - полифония.
Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
14.04
29
Симфония №8«Неоконченная» Ф. Шуберта. Сим.№1 В.Калинникова.
1
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
-
Симфония №43 И. Гайдна
-
Симфония №40 В. Моцарта
-
Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
-
Симфония №5 Л. Бетховена
-
Симфония №8 Ф. Шуберта
-
Симфония №1 В. Калинникова
-
Симфония №5 П. Чайковского
-
Симфония №7 Д. Шостаковича
Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов
Уметь: соотносить муз-е произведения с произ-ми других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятель-ти.
21.04
30
Симф.№5 П Чайковского. Симф №7 «Ленинградская» Д.Шостаковича.
1
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.М.К. Чюрленис. Фуга.
-
М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».
Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина».
Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.
28.04
31
Симфоническая музыка.
1
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы. «Детский уголок» К.Дебюсси
«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси, «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков
Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в муз-ом произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.
5.05
32
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
1
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси
«Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов.
-
«Празднества» К. Дебюсси.
Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина».
Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.
12.05
33
Инструментальный концерт.
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
1
История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна.
Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве композиторов С. Прокофьева и А.Хачатуряна.
Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.
19.05
34-35
Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.
1
Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.
Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений.
«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина
Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.
26.05
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.
-
Музыка. 7 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2012.
-
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 7 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.
-
Музыка. 6-7 классы Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская Уроки музыки. М.: Просвещение, 2011.
-
Аудиокассеты: «Музыка» 1-8 класс
-
Г.П.Сергеева Е.Д.Критская . Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. - Москва. Просвещение. 2011г. СД - ROM ( MP3) диск. Музыка 7 класс.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
1.Единая коллекция -
2.Российский общеобразовательный портал -
3.Детские электронные книги и презентации -
6