- Учителю
- План открытого урока по сольфеджио на тему 'Пунктирный ритм'
План открытого урока по сольфеджио на тему 'Пунктирный ритм'
План открытого урока по сольфеджио в 3 классе фортепианного отделения.
Тема: Пунктирный ритм
Цель: развитие и закрепление метро-ритмических навыков учащихся на примере пунктирного ритма.
Задачи:
-
формирование навыков ритмичного чтения пунктирного ритма;
-
формирование навыка тактирования одной рукой одновременно с воспроизведением ритмического рисунка другой;
-
развитие музыкальной памяти, а так же творческого мышления на основе импровизации.
Оборудование: шумовые инструменты - ложки, треугольник, ксилофон, бубен; наглядный материал - ритмическая партитура, ноты «Весенняя песня» муз. В. Гаврилина.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Приветствие гостей. Учащиеся исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько». (Нотное приложение 1).
Учитель:
- Сейчас мы поприветствовали наших гостей русской народной песней. Скажите, пожалуйста, какой ритмический рисунок встречается в этой песне и как он называется?
Учащиеся: (предполагаемый ответ)
- Пунктирный ритм.
Учитель:
- Мы с вами уже знакомы с этой ритмической фигурой и сегодня продолжим её освоение и закрепление.
-
Проверка домашнего задания.
Учитель:
- На дом вам был задан номер, в котором встречается пунктирный ритм. Давайте его исполним. В какой тональности написан номер?
Учащиеся: (предполагаемый ответ)
- Ля мажор.
Учитель:
- Сколько знаков в Ля мажоре и назовите его параллельную тональность?
Учащиеся: (предполагаемый ответ)
- Фа, до, соль диез, параллельная тональность фа-диез минор.
Настраиваемся на Ля мажор, поём трезвучие, гамму тетрахордом, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Исполняем домашний номер. (Нотное приложение 2).
Учитель:
- У вас было ещё одно интересное задание, где вы должны были сочинить мелодию к аккордовому сопровождению на заданный ритмический рисунок. Давайте откроем домашний номер и проанализируем его. Назовите тональность и функции аккордов.
Учащиеся: (предполагаемый ответ)
- Тональность соль мажор, в аккордовом сопровождении встречаются тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучие.
Учитель:
- Чем являются данные трезвучия?
Учащиеся:
- Главными трезвучиями лада.
Исполнение домашнего номера.(Нотное приложение 3)
-
Тактирование и воспроизведение пунктирного ритма.
Учитель:
- Давайте сейчас с вами выполним следующее задание: мною, предложенную мелодию внимательно послушаем и пропоём несколько раз на слог «лё» с тактированием в размере 2/4.
Когда задание выполняется хорошо, предлагаю учащимся прохлопать ритм исполняемой мелодии, затем обращаем внимание только на ритм. Учащиеся продолжают «безмолвное пение» и выполняют ритмический рисунок мелодии простукивая его карандашом одной рукой, одновременно подключая тактирование другой. (Нотное приложение 4).
-
Работа с шумовыми инструментами.
Учащимся раздаётся наглядный материал. (Нотное приложение 5)
Учитель:
- Обратите внимание на ритмическую партитуру. Давайте её проанализируем. Сколько партий вы видите?
Учащиеся:
- Три.
Учитель:
- Похожи ли ритмические фигуры этих трёх партий?
Учащиеся: (предполагаемый ответ)
- Да, похожи, совершенно одинаковые.
Учитель:
- Какое строение имеет эта ритмическая партитура?
Учащиеся: (предполагаемый ответ)
- Она написана в виде канона.
Учитель:
- Давайте вспомним, что такое канон?
Учащиеся: (предполагаемый ответ)
- Одна и та же мелодия, которая повторяется в других голосах, но вступает позднее на полтакта или на такт. Каноны бывают двух, трёх, четырёхголосные.
Учитель:
- Теперь все вместе выполним ритм верхней строки ритмического канона, для этого используем простой карандаш. Воспроизводим ритм, стуча по столу. Далее разделимся на партии. Первая партия возьмёт ложки, вторая партия треугольник, третья партия исполнит ритмическую фигуру на ксилофоне или бубне (на выбор учащихся).
5. Импровизация.
Учитель:
- А теперь поиграем в игру, которая называется Вопрос-Ответ. Я простучу ритм с использованием пунктирного ритма, как бы задавая вам вопрос, на который вы должны будете ответить своей ритмической фигурой, так же используя в ней пунктирный ритм.
Далее подключаем использование ритма с мелодией. Предлагаемые ритмические фигуры и мелодические варианты, на которые учащиеся должны ответить, представлены в нотном приложении 6.
Учитель:
- И в заключении нашего урока, давайте попытаемся выполнить следующую ритмическую импровизацию: по ходу звучания музыкального фрагмента придумывайте и озвучивайте различные ритмические фигура. Можно использовать ложки. (Нотное приложение 7).
6. Домашнее задание.
К предложенному музыкальному фрагменту сочините ритмическое сопровождение. Каждый голос должен быть самостоятелен, для этого используйте пройденные нами ранее различные ритмические сочетания, в том числе и пунктирный ритм. Озвучивайте сочинённые вами ритмические фигуры.