7


  • Учителю
  • Игровые технологии на уроках музыки

Игровые технологии на уроках музыки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Игровые технологии на уроках музыки



Игра является одним из средств оптимизации учебного процесса. Благодаря игре ребенок может справиться с трудностями, возникающими при овладении новыми видами деятельности: учебной, коммуникативной, а также связанными с овладением разного рода навыками и умениями. Игровое состояние естественно для детей. При помощи игры ребенок с младенческих лет осваивает окружающий мир и проявляет к нему свое отношение. Поэтому в игре, используемой в качестве формы организации учебной деятельности, он чувствует радость учения. Через игру проявляется умственная и социальная активность ребенка. Мобилизуются интеллектуальные силы, которые сопровождаются эмоциональным подъемом, желанием учиться. Игра является мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования учащихся.

Основным видом деятельности на уроках музыки является слушание музыки. Изначально учащиеся имеют небольшой багаж музыкально-слуховых впечатлений и в основном способны ориентироваться в трех жанровых разновидностях - «трех китах» - песне, марше, танце. Перед учителем встает вопрос: отталкиваться от минимального багажа, с которым приходит «типичный» ученик, либо сразу, вне зависимости от подготовленности ученика, вводить их в целостный мир музыки, включая сложные произведения.


Здесь большую помощь оказывает игра. Можно сочетать авторские игры, электронные, на бумажных носителях. В настоящее время существует огромное количество игр. Остановимся на тех, которые наиболее востребованы в работе.

К примеру, «Музыкальная шкатулка». Для нее нужна шкатулка, сделанная из бумаги или стилизованная небольшая коробочка. На каждое занятие ученики приносят свои шкатулки и заполняют их музыкой, а именно той, которая понравилась. Дома они продолжают заполнять их собственными рисунками, связанными с понравившейся музыкой. В дальнейшем в них может оказаться табличка с фамилией композитора и названием произведения, интересный факт из жизни композитора или самого произведения. Там могут оказаться эпитеты, стихотворения. Перед проверкой содержимого «шкатулок» звучит песня В. Шаинского на слова З.Петровой «Музыкальная шкатулка».

Игра «Музыкальная шкатулка» вызывает своего рода соревнование среди детей. Возникает азарт: кто больше собрал материала, у кого интереснее, красочнее рисунки.

К концу учебного года учащиеся значительно обогащают музыкально-слуховой опыт, расширяется музыкальный кругозор.

Для раскрепощения ребят, снятия напряжения на уроке - игра «Колокольчик». В этой игре происходит формирование простейших навыков анализа музыкального произведения. Она создает условия , при которых дети не бояться говорить вслух свои впечатления, обсуждать прослушанное музыкальное произведение. Выбирается ведущий, который звонит в колокольчик и называет несколько выбранных заранее музыкальных терминов. Как колокольчик прозвучал, первый участник игры выявляет в прослушанном произведении названное ведущим средство музыкальной выразительности и его особенности. И так с остальными участниками.

Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что- либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Игра «Загадочный инструмент». Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)

Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.

  • деревянная основа

  • имеет струны

  • средних размеров

  • играть с помощью смычка.

  • имеет певучее звучание.

Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания.

Игра для развития слуха - «Эхо». Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения. А ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха. Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями.

Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.

  1. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

  2. Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).

  3. Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).

  4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).

  5. Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать… (сверчок)

Уроки музыки значительно активизировались с использованием игровых приемов, которые позволяют решать различные учебные задачи, при их грамотном подборе.

Задачи, стоящие перед учителем музыки, это не только систематическое накопление интонационно-слухового опыта, развития чувства ритма, музыкальной памяти, творческого воображения у детей, но самое главное - сохранение здоровья ребенка.

Музыка и движение становятся неотъемлемой частью урока лишь в том случае, когда, давая выход двигательной активности детей в свободном дирижировании, пластическом интонировании и других разновидностях музыкальных игр, учитель направляет эту активность на углубленное восприятие, развитие слушательской культуры учащихся, их воображения,

способности перевоплощаться, создавать пластические образы.


Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, можно использовать для исполнения детьми пластических этюдов. Для импровизация следует подбирать музыкальные произведения с программным содержанием, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.

Например, в процессе восприятия фрагмента из симфонического вступления «Океан - море синее» Н.А. Римского-Корсакова «Садко» предлагаем детям движениями рук, покачиванием корпуса создать образ моря - спокойного, величественного, волнующегося, бушующего. Постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига. Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Под музыку «Кавалерийской» Д.Б. Кабалевского или «Смелого наездника» Р.Шумана дети разыгрывают «конницу». Предложить создать хромающего царя Гороха из балета Р.Щедрина « Конек-Горбунок»

Музыкальный фольклор, как никакой другой вид музыкального искусства связан с движением, танцем, игрой на народных инструментах. «Разыгрывание», инсценирование песен, имеющих изобразительную основу, имеют место на уроках музыки. Это, например, игровые русские народные песни( «А мы просо сеяли», «Со вьюном я хожу», др.), обработки народных песен дагестанских композиторов

( «Маленькая ковровщица» М.Гусейнова, «Как легко приготовить обед» М.Якубова, «Надену куколке чохто» кумыкская народная песня и др.)


Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми необходимо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что- либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.


Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствуют созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и неодобрения, не заглушит в ребёнке естественное желание задавать вопросы, поможет ощутить чувство радости в процессе творчества, научит понимать и уважать мнение других, открыто выражать свои чувства, не боятся проявлять собственную индивидуальность, оценить в себе творческую личность.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал