- Учителю
- Рабочая программа для уроков музыки 6 класс
Рабочая программа для уроков музыки 6 класс
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образованияи авторской программы «Музыка. 5-7 классы». Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Цель программы-формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение художественно - практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
2.Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
-
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности, принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю - 1.В соответствии с базисным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год - 35.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
-
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
-
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
-
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
5. Содержание учебного предмета
Тема 1 полугодия
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3.-Урок 4.Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6.Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
Урок 11.Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 13. «Перезвоны» Молитва.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 14.- Урок 15.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
Тема II полугодия:
«Мир образов камернойи симфонической музыки» (18 часов)
Урок 18. Джаз - искусство 20 века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 20. Образы камерной музыки.Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладеРасширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Урок 24. - Урок 25. Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 28. - Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра.Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 30.- Урок 31.Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 32. - Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Урок 34 Образы киномузыки. Проверочная работа. - Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
Календарно - тематическое планирование уроков музыки 6 класс (приложение)
№
п/п
Дата
Название
раздела/
темы урока
Планируемые результаты освоения учебного предмета
план
факт
Личностные метапредметные предметные
1
06.
09
Удивительный мир музыкальных образов.
Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.
Развитие познавательного интереса.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
Знать/понимать: что музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыкамимузицирования:исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
- Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
2
13.
09
Образы романсов и песен русских композиторов
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Развивать интерес к художественной деятельности.
Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Знать/понимать: жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров.Уметь:
различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.
- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.
- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
3
29.
09
Два музыкальных посвящения
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный
портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.
Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.
4
27.
09
Портрет в музыке и живописи. Внеаудиторная деят. Посещение библиотеки
Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве.
Использование разных источников информации, ИКТ;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.
Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки.
5
04.
10
«Уноси моё сердце в звенящую даль»
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами.
6
11.
10
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
Совершенствование художественного вкуса.
Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.
Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных
Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.
Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности.
Осваивать навыки вокально-хоровой работы.
7
18.
10
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов
Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда;
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композитов.
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров;
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
8
25.
10
Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения - бельканто.
Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.
9
01.
11
Старинной песни мир Обобщение тем четверти
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях;
Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;
-понятие баллада.
Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке;
- определять приёмы развития музыкального произведения;
- выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений.
Определять жизненно-образное содежание музыкальных произведений разных жанров;
Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
10
15.
11
Народное искусство Древней Руси
Внеаудит. деят. Экскурсия в краеведческий музей
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете.
Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;
Уметь называть народные музыкальные инструменты.
Разыгрывать народные песни.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений.
11
22.
11
Образы русской народной и духовной музыки
Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Знать: основные этапы развития духовной музыки;
- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт,
фреска, орнамент.
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
12
29.
11
«Фрески Софии Киевской»
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.
Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
13
06.
12
«Перезвоны». Молитва
Бережное отношение к родной земле и своему народу.
Уважение к защитникам Родины.
Участие в музыкальной жизни класса, школы
Осуществлять поиск музыкально - образовательной информации в сети Интернета;
Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу.
14
13.
12
Образы духовной музыки. Небесное и земное в музыке Баха
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
Знать понятия: кантата, реквием, полифония;
Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Приводить примеры преобразующего влияния музыки;
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
15
20.12
Образы духовной музыки. Небесное и земное в музыке Баха.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Знать:
- особенности творчества К.Орфа;
-понятие фортуна;
-кто такие ваганты.
Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки;
Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.
16
27.12
Образы скорби и печали. «Кармина Бурана» Обобщение
Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;
Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества.
Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;
Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.
Знать:
- историю развития авторской песни;
-особенности и жанры авторской песни;
- имена авторов бардовской пени.
Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;
Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл;
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
17
Авторская музыка.
Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран.
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки;
Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет.
Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
18
Джаз - искусство 20 века
Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.
Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности.
Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;
- основные принципы развития музыкального произведения.
Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
19
Вечные темы искусства и жизни
Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого.
Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;
Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена;
Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ.
Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;
- различные жанры фортепианной миниатюры.
Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.
20
Образы камерной музыки
Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.
Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.
Знать понятие ноктюрн.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;
-выявлять средства художественной выразительности.
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
23
Космический пейзаж.
Быть может вся природа - мозаика цветов. Внеаудит. деят.Экскурсия
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира.
Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира;
Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений.
Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор.Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная.
24
25
26
Образы симфонической музыки.
«Метель».Музыкаль
ные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен».
Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки;
Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор;
развитие патриотических чувств учащихся.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;
Оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- определять форму, приемы развития музыки, тембры;
- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;
- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.
Осознание русской природы музыки Г.Свиридова;
Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения;
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
27
28
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен».
Программная увертюра.
Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете.
Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.
Уметь:
- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
- определять тембры музыкальных инструментов.
Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;
Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
29
Программная увертюра.
Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
Усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
Использование интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.
Знать:
- понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы;
- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.
Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития.
Выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно- образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;
Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития.
30
31
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»
Внеауд.деят. Видеофильм
Формирование отношения школьников к вечной теме жизни - любви - как духовно-нравственной категории;
Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.
Знать:
-понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы;
- имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения.
Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора.
Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
32
33
Мир музыкального театра.
Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
Знать:
-понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;
- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения;
Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.
Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;
Выразительно исполнять песни.
34
Образы киномузыки.
Внеауд.деят.
Просмотр видеофильма
Осознание социальных функций киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом;
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений;
Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог;
Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта».
Знать:
-понятия: вокальная и инструментальная музыка;
- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения;
Проводить интонационно-образный анализ;
Определять форму музыкального произведения.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;
Выразительно исполнять песни;
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.
35
Образы киномузыки
Обобщающий урок.
Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности
Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
Защищать творческий исследовательские проекты.
Перечень материально-технического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 6 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г;
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- Фонохрестоматия для 6 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
- Учебник «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М.- Просвещение, 2011 г
- Портреты композиторов, исполнителей;
- Дидактический раздаточный материал;
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;
- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор.