- Учителю
- Урок музыки в 5 классе «Можем ли мы увидеть музыку?».
Урок музыки в 5 классе «Можем ли мы увидеть музыку?».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей - г. Татарск
Конкурс педагогических идей
в сфере информационных технологий
«ИнфоШкола - 2014»
Номинация «Мультимедийное дидактическое пособие»
Урок музыки в 5 классе
уровень преподавания - базовый
по теме «Можем ли мы увидеть музыку»
Автор: Петрова Ольга
Васильевна,
учитель музыки
г.Татарск
2014 г.
Оглавление
1) Организационный этап…………………………………………….4
2) Вводная беседа. Актуализация знаний……………………………4
3) Изучение нового материала……………………………………….4
4) Физпауза…………………………………………………………….7
5) Закрепление изученного материала……………………………….8
6) Рефлексия (подведение итогов занятия)………………………….8
7) Домашнее задание………………………………………………….9
8) Список используемой литературы………………………………..10
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Задачи:
-
Образовательные: показать взаимосвязь музыки и живописи; познакомить обучающихся с творчеством Д.Д. Шостаковича.
-
Развивающие: отработать навыки анализа музыкального произведения (фрагмента) и навыки сопоставления музыки и художественно-изобразительного образа.
-
Воспитательные: продолжить целенаправленное воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине, к музыке, к прекрасному.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная.
Музыкальный материал: Симфония № 11 Д. Д. Шостаковича.
Дополнительный материал: репродукция В. Маковского «Кровавое воскресенье (1905)»; В. Серова «Солдатушки, бравы ребятушки»; фотография рабочих, шествующих на Дворцовую площадь 9 января 1905г.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по музыке, раздаточный материал (карточки для характеристики музыкального произведения), электронная презентация.
ХОД УРОКА
На музыкальном языке живописать -
значит звуками будить в нашем
сердце те или иные воспоминания,
а в нашем уме те или иные образы.
Оноре де Бальзак
1) Организационный этап.
Вход обучающихся в класс под музыку. Приветствие.
2) Вводная беседа. Актуализация знаний.
Прочитайте высказывание и ответьте на вопрос: Что Оноре де Бальзак имел в виду? (прослушивая музыкальное произведение, сразу всплывают в воображении картинки, образы). (Слайд 2)
Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. И Ф. Лист и Р. Шуман признавались в том, что картины помогали им лучше понимать музыкальные произведения других композиторов. В то же время художник И. Репин, скульптор С. Коненков утверждали, что без музыки не мыслят творческой жизни: «Без нее нет фантазии и окрыленности». Музыка может вызывать в нашем представлении живописные образы, даже картины. (Слайд 3)
- А скажите, вглядываясь в картины, что мы можем видеть? (музыку).
3) Изучение нового материала.
Тема нашего урока так и звучит «Можем ли мы увидеть музыку?». (Слайд 4)
- А какую цель мы поставим перед собой? Наводящие вопросы: Какие виды искусства будем рассматривать на уроке? (музыку и живопись). А есть ли взаимосвязь между музыкой и живописью? (да)
- Давайте сформулируем цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. (Слайд 4)
Для того чтобы убедиться в том, что мы можем увидеть музыку, давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения. Звучит 1часть 11 симфонии Шостаковича.
- Что мы слышим в этом фрагменте? Какой характер? (Мы слышим, что-то волнующее, мучительное, стоны, проклятия).
- Попробуйте определить, с какой картиной наиболее созвучна музыка и почему? Работа с учебник стр. 56-57 (верхняя картина, так как видим умирающих людей и можем представить, как они кричат, стонут от боли). (Слайд 5)
Это Первая революция 9 января 1905 года.
Событие вошло в историю под названием Кровавое воскресение. Мирное шествие народа было встречено на Дворцовой площади шквалом огня. Расстрел безоружных людей всколыхнул не только Россию, но и весь мир. (Слайд 6,7)
Сегодня пойдёт разговор о композиторе Д.Д.Шостаковиче.
Музыка любого композитора - это его мысли, чувства, это часть его души.
Шостакович был неутомимый, жизнерадостный, помимо композиторской деятельности вел педагогическую работу; всю жизнь отдавал много сил и энергии общественной работе; член комитета защиты мира, ему присвоено звание народного артиста СССР. В творческой личности Шостаковича сочетались огромная художественная одаренность, верное ощущение своей эпохи. (Слайд 8)
Д.Д. Шостакович родился в Петербурге 25 января 1906 года. Рос он в музыкальной семье. Мать - София Васильевна - была пианисткой, именно она стала первой учительницей музыки своего сына. Отец, Дмитрий Болеславович, был инженером-химиком, но горячо любил музыку и хорошо пел. В доме Шостаковичей всегда звучала музыка. С детских лет у маленького Шостаковича обнаружилось стремление передать в музыке впечатления и переживания, связанные с самыми важными явлениями современной жизни. Вторая половина 20-х начала 30-х годов - для Шостаковича были годами напряженного творчества, поиска своих тем. Своего стиля. (Слайд 9)
Имеющая программный подзаголовок «1905 год», симфония была создана в 1957 году. Шостакович обращается к той же теме, которая волновала его всегда. Личность и власть. Человек и античеловеческие силы, ему противостоящие. Скорбь по безвинно погибшим. Исполненная в Москве 30 октября 1957 года под управлением Натана Рахлина, симфония, впервые после Первой, вызвала единодушное одобрение критики. (Слайд 10)
Четыре части симфонии следуют одна за другой без перерыва, каждая имеет программный подзаголовок.
I. Первая часть - «Дворцовая площадь» - поразительно впечатляюща созданная Шостаковичем звуковая картина. Это мертвенный и бездушный, казенный город.
II. Вторая часть - «Кровавое воскресенье» - музыка рисует народное шествие, мольбы, стенания, ужасное побоище...
III. Третья часть - «Вечная память» - реквием по погибшим.
IV. Финал - «Набат» - картина народного гнева. (Слайд 11)
Впервые в симфонии Шостакович широко использует цитатный материал, строя на нем монументальное симфоническое полотно. В основе его - революционные песни.
Первая часть основана на песнях «Слушай» и «Арестант», которые в процессе развития воспринимаются как главная и побочная темы. Еще до появления песенной темы скованные, зловеще цепенеющие звучания создают образ подавления, жизни под гнетом. На зыбком фоне слышатся то церковное песнопение, то глухие колокольные удары. Сквозь эту мертвящую музыку пробивается мелодия песни «Слушай!» (Как дело измены, как совесть тирана / Осенняя ночка темна. / Темнее той ночки встает из тумана / Видением мрачным тюрьма Ее сменяет мелодия песни «Арестант» (Ночь темна, лови минуты).
Вторая часть становится полем борьбы. Две ее основные темы - мелодии из написанных Шостаковичем несколько ранее хоровых поэм на тексты революционных поэтов - «9 января» (Гой, ты, царь, наш батюшка!) и суровый, хорального склада напев «Обнажите головы!». Часть состоит из двух резко контрастных, ярких в своей конкретной зримости эпизодов - «сцены шествия» и «сцены расстрела» (так их принято называть в литературе об этой симфонии). (Слайд 12)
Прослушивание фрагмента 2 части Симфонии №11.
5) Физ пауза. Под напев «Обнажите головы» движения под музыку.
Третья часть - «Вечная память» - медленная, скорбная, начинается песней «Вы жертвою пали» в суровом, размеренном ритме траурного шествия. Далее звучат мелодии песен «Славное море, священный Байкал» и «Смело, товарищи, в ногу». В среднем разделе сложной трехчастной формы появляется более светлая тема «Здравствуй, свободы вольное слово». Широкое движение приводит к кульминации, на которой возникает, подобно призыву, мотив «Обнажите головы» из предшествующей части. Происходит перелом в развитии, который приводит к стремительному, как все сметающий ураган, финалу.
Прослушивание фрагмента 3 части Симфонии №11.
- Дать характеристику по плану. (Приложение № 1 )
- Попробуйте представить себя художником, что бы вы изобразили на полотне?
Четвертая часть - «Набат», написанная в свободной форме, - начинается с решительной фразы песни «Беснуйтесь, тираны». На фоне бурного движения струнных и деревянных духовых, резких ударов барабана проносятся мелодии как первой песни, так и следующей - «Смело, товарищи, в ногу». Достигается кульминация, на которой, как в предшествующей части, звучит мотив «Обнажите головы». В среднем разделе господствует «Варшавянка», к которой присоединяется праздничная, светлая мелодия из оперетты Свиридова «Огоньки», интонационно родственная темам «Варшавянки» и «Смело, товарищи, в ногу». В коде финала мощные удары набата выносят на поверхность темы «Гой, ты, царь, наш батюшка!» и «Обнажите головы!», звучащие грозно и утверждающе.
Прослушивание фрагмента 4 части Симфонии №11 и рассмотрение картины В.А. Серова «Солдатушки, браво ребятушки». (Слайд 13)
- Есть ли взаимосвязь этих произведений искусства? Почему?
6) Закрепление изученного материала.
- О взаимосвязях, каких видах искусства мы говорили на уроке?
- На примере, какого музыкального произведения?
- О каком событии повествует Симфония №11?
- Картины каких художников могут служить видеорядом к данному музыкальному произведению?
7) Рефлексия.
- Достигли ли мы цели нашего урока?
Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:
- А если не поняли - такой знак (Приложение № 2 )
8) Домашнее задание: на выбор обучающихся, по уровню сложности.
* дать письменную характеристику одного из музыкальных фрагментов Симфонии №11 Д.Д. Шостаковича.
** выбрать любое музыкальное произведение Д.Д. Шостаковича и подобрать к нему картину; показать их взаимосвязь.
*** по прослушанному произведению написать мини-сочинение на тему: «Слушая музыку Шостаковича».
План мини-сочинения:
1.Автор произведения.
2. Содержание произведения.
3. Восприятие.
4. Стиль музыки.
Завершить урок хочу словами Д. Д. Шостаковича:
«Подлинная культура - сказал композитор, - всегда служит миру, следовательно, и знакомство с культурой нашего народа, познание ее, уменьшает опасность войны, повышает шансы мира… И чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее станет ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру, и на жизнь ближнего и дальнего, на жизнь любого человека».
Список используемой литературы:
-
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник для 5-го класса. - М.: Баласс, 2012.
-
Абудеева Н.Б., Карпушина Л.П. Художественно- образное развитие школьников.-Изд. «Учитель» г. Волгоград, 2010.
-
-
-
-
Vmusik.net
11