- Учителю
- Рабочая программа 3 класс по музыке ФГОС второго поколения
Рабочая программа 3 класс по музыке ФГОС второго поколения
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №1 заседания Директор МАОУ СОШ № 56
Методического совета МАОУ СОШ № 56
_______________________ _______________________
Т.Н. Новокрещенова
«___»____________ 2013г. «___»____________ 2013 г.
Рабочая программа
по курсу музыка 3 класса начального общего образования
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
Подшивалова
Людмила Павловна
учитель 1 квалификационной категории
Целевая установка
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
-
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,;
-
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностномго отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Место предмета в учебном плане. В инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации образовательная область «Искусство» представлена образовательным компонентом: «Музыка». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения музыки на общеобразовательном уровне ступени начального образования. В примерной программе предусмотрено учебное время для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Объём и сроки изучения
Настоящая рабочая программа составлена из расчёта 34 учебных часа в год (1 час в неделю)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на общеобразовательном уровне, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов музыки с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор работ, выполняемых учащимися.
Основные содержательные линии:
-
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
-
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
-
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
-
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся.
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.
При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их эмоционально-ценностного отношения к искусству; на раскрытие интонационной природы музыки, ее содержательного смысла; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.
Особое приоритетное значение приобретают знания о музыке, раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности, о нотной грамоте.
В программе выделяется и группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о преобразующей силе музыки, ее воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.
Предусматривается в программе освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.
В слушательской деятельности это умения:
-
воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
-
характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
-
дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
-
выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
-
интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
-
предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
-
сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
-
оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.
Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
В игре на музыкальных инструментах это - навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.
В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временн′ых соотношений в музыке - в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью.
Музыка в формировании духовной культуры личности.
Музыка как незаменимое средство формирования духовной, художественной, музыкальной культуры личности, раскрытие её особого места в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека. Мир, человек, природа, события истории и наша современность - главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств, общности тем, взаимодополнения выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.
Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: коммуникативной функции музыки - на осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; этической функции - на пробуждение и возвышение в человеке чувства добра и душевной отзывчивости; эстетической функции - на формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познавательно-просветительской функции - на познание мира в особой, уникальной музыкально-образной форме и стремлением делиться этим познанием..
Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа..воздействие музыки на эмоциональное состояние человека, его взгляды, вкусы, устремления. Музыка в жизни выдающихся людей. Примеры знакомых музыкальных произведений П.И. Чайковского, М.И Глинки Н.А. Римского-Корсакого, Р К Щедрина И Гайдна И С Баха В А Моцарта, Э Григ С.С. Прокофева, Д.Д. Шостаковича, Г.В Свиридова
Песенное творчество представлено композиторами: В Шаинским , Р Паулсом, Г Струвве Г Гладковым, учащиеся знакомятся так же с музыкой западных композиторов: Л. Бетховена,, К. Сен-Санса В А Моцрт. И Гайдн. К Дебюсси
В результате изучения музыки ученик должен:
. знать/понимать (базовый уровень)
-
. учащиеся должны воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания: различать русскую музыку и музыку других народов
-
Уметь привести примеры проиденных музыкальных жанров
-
Понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русскихъ народных песнях и музыке крупных жанров: опере и кантате петь выразительно соблюдая основные правила пения
-
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение
-
.исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певческую установку
-
воспринимать темповые ( медленно, умеренно, быстро), динамические ( громко, тихо) особенности музыки. Различать звучание музыкальных инструментов ( фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты) оркестров, хоров и голосов.
Уметь
-
воспринимать богатсво звучания оркестров ( симфонического русского народного, духового) и отдельных муз инструментов ( арфы виолончели челиесты) певческих голосов ( сопрано тенора баса)
-
импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием; в характере песни танца марша знать имена композиторов: П И Чайковского М И Глинки С С Прокофьева Н А Римского-Корсакова Г Свиридова Р К Щедрина И Гайдна И С Базха В А Моцарта Э Грига
-
узнавать проиденные музыкальные произведения и их авторов
Кроме того ученикам предоставляется возможность для овладения дополнительными знаниями и навыками (повышенный уровень)
-
Уметь распевать слог на два звука и более в подвижном темпе, не теряя напевности, с разными динамическими оттенками
-
Петь темы из отдельных прослушиваемых произведений петь песни в одно-голосном и дву-голосном изложении. Сравнивать звучания одного и того же муз произведения в разном исполнении
При изучении музыки как средства формирования духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:
-
философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;
-
сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;
-
выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;
-
осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни;
-
обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства на примере так называемых «вечных» тем;
-
становления в представлении учащихся целостной художественной картины мир на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;
-
освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах;
-
создания импровизации и сочинения музыки с использованием
-
информационно-коммуникационных технологий;
-
применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.
В слушании музыки такой опыт приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, начиная с эпохи средневековья и до наших дней включительно; при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.
В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.
В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).
Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.
Специальное внимание в программе обращено на постижение музыкального искусства в его взаимосвязях с другими видами искусствами и жизнью. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию учащимися своего родства с миром и человечеством. Эффективности решения этой задачи способствует включение получаемых учащимися музыкальных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь школьников.
Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование реализуется в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельную творческую по характеру работу учащихся по обогащению того материала, который имел место на музыкальных занятиях под руководством учителя) и в виде требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области музыкального самообразования.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
-
эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-
Позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности
-
Образ родины, представления о её богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии России
-
Устойчивое положительное отношение к урокам музыки интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимания значения музыки в собственной жизни
-
Основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей
-
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им
-
Представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге
Обучающиеся получат возможность для формирования
-
Позновательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений
-
Нравственных чувств: любовь к Родине. Интерес к музыкальной культуре других народов
-
Нравственно эстетических чувств понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений
-
Понимания связей между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеями композитора
-
Представления о музыкальных занятиях как способах музыкальной разгрузки
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
-
Принимать и сохранять учебную в том числе музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкций учителя и вносить в её коррективы
-
Планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различать результат и способ собственных действий
-
Выполнять действия ( в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир
-
Эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров
-
Осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться
-
Понимать смысл предложенных в учебнике заданий в том числе проектных и творческих
-
Выполнять действия ( в устной, письменной форме и во внутреннем плане) во опоре на заданный в учебнике ориентир
-
Воспринимать мнения о музыкальном произведении сверстников и взрослых
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
-
Осуществлять поиск нужной информации в словаре и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах
-
Самостоятельно работая с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради
-
Передовать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях
-
Исполнять примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки
-
Выбирать способы решения исполнительской задачи
-
Соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения
-
Соотносить содержания рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями
-
Исполнять попевки ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст
Обучающийся получит возможность научиться
-
Осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство интернета
-
Соотносить различные произведения по настроению и форме
-
Строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки
-
Пользоваться записью принятой в относительной и абсолютной сольмизации
-
Проводить сравнения, сериацию классификацию изученных объектов по заданным критериям
-
Обобщать учебный материал
-
Устанавливать аналогии
-
Сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства ( литература, живопись)
-
Представлять информацию в виде сообщения, презентации проектов
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
-
Вырожать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства ( монолог, диалог, письменно)
-
Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности
-
Понимать содержания вопросов и воспроизводить не сложные вопросы о музыке
-
Проявлять инициативу, учавствуя в исполнении музыки
-
Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения
-
Понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач
-
Понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми
-
Принимать мнения отличное от совей точки зрения
-
Стремиться к пониманию позиций другого человека
Обучающийся получит возможность научиться
-
Выражать своё мнение используя разные средства коммуникации ( в т ч средства ИКТ)
-
Понимать значения музыки в передаче настроения и мысли человека в общении между людьми
-
Контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы включая совместную работу в проектной деятельности
-
Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности
-
Формировать и задавать вопросы, использовать реч для передачи информации, для регуляций своего действия и действия партнера
-
Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-
Проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности
Ценностно-орнентационная составляющая
- способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;
- понимание ценности нформации для любой деятельности;
- способность самоопределения и самоориентации в информационном поле;
- понимание важности оценки и отбора информации из разных источников;
- умение воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по музыке в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
- реализация профессионального самоопределения как личностной жизненной стратегии;
- признание ценности природы: осознание личной ответственности при решении жизненных задач;
- воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования достижений в области искусства; уважения к творцам, обеспечивающим ведущую роль в создании современного мира искусства;
- осознание персональной ответственности за свое здоровье.
- умение высказывать и обосновывать независимые оценочные суждения.
В результате обучения учащийся должен обладать следующими компетенциями:
- знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности;
- уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;
- уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения;
- уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий;
- владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;
- владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального и профессионального обучения.
Предметные результаты
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится
-
Воспринимать и принимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров включая фрагменты опер балета, кантат, симфоний.
-
Различать русскую музыку и музыку других народов сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки
-
Понимать нравственный смысл сказочных образов опере и балете, героических образов в русских народных песняхи музыке крупных жанров: опере и контате
-
Эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям
-
Ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора
-
Понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека
-
Передавать в музыкально-творческой деятельности художественно образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов
-
Осуществлять ( в рамках решения проектных задач поиск необходимой информации
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся научится
- слушать музыкальные произведения, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения
- находить сходства и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм
- понимать основные дирижёрские жесты: ( внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение, элементы нотной записи)
- различать певчесие голоса в звучании музыкальных инструментов
Обучающийся получит возможность научиться
- пользоваться записью, принятой в относительной сольмизации
- исполнять попевки ориентируясь на нотную запись
- определять одноголосное и многоголосное изложение музыки
Обучающийся получит возможность овладеть
- представлениями о музыкальном искусстве и его видах связями с другими видами художественного творчества, об авторской и народной музыке, о музыке разных народов
- представлениями о творчестве композиторов ( М И Глинки, П И Чайковского, С С Прокофьева, А П Бородина, А Грига и др)
- музыкальными понятиями: риприза, скрипичный ключ, нотный стан, тоника, тризвучие, тон, полутон, пауза, затакт и др
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится
- выразительно исполнять попевки и песни,следить за интонированием и соблюдением певческой установки
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки, различать простые ритмические группы
- участвовать в музыкальных драматизациях
Обучающийся получит возможность научится
- проявлять инициативу музыкально-эстетиеской деятельности
- сравнивать звучание одного и того жен произведения в различном исполнении
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов
Тематическое планирование
( 1 час в неделю всего 34 часа)
№
п./п.
Наименование разделов и тем
Всего часов
1 четверть ( 9 часов)
Сказка в опере и балете
1.1
Хоровое пение Муз Мигули « Песня старой сказки» слушание «Три чуда» «Полет шмеля « из оперы «Сказка о царе Солтане» Н Римского Корсакого
1
1.2
Импровизация На тему «Сказочки» С Прокофьева Мелодическая Движения под музыку дирижирование в размере 4/4
1
1.3
Муз Птичкина «Сказки гуляют по свету» Слушание музыки Р Щедрин «Конёк Горбунок» тема «Царь-девица. Царь-горох_
1
1.4
. движения под музыку П Чайковский балет «Щелкунчик» марш « Вальс цветов»
1
1.5
. хоровое пение муз Гладкова «Песенка друзей» слушание П Чайковский балет «Щелкунчик» испанский танец рабский танец китайский танец
1
1.6.
Хоровое пение муз Морозова «Про сверчка» движения под музыку П Чайковский «Танец постушков» ( мелодическая)
4
1.7
Муз Гладкова «Робин-Бобин» слушание Р Щедрин балет «Конек Горбунок» тем Конька Горбунка
1
1.8
Хоровое пение Н Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Солтане» «Колыбельная Гвидона» движения под музыку дирижирование в размере 2/4
1
1.9
Импровизация П Чайковский балет «Щелкунчик» «Вальс цветов» танец «феи Дражже»
1
. 2 четверть ( 7 часов)
Инструментальная и вокальня музыка
1
2.1
Хоровое пение муз Шаинского «Чему учат в школе» слушание К Сен-Санс «Лебедь»
2 2
. хоровое пение муз Пескова «Пробуждальная песенка» дижения под музыку В А Моцарт «Менует»
1
2 3
Муз Крылатова «Колыбельная Медведицы» слушание музыки А Алябьев «Соловей»
1
2.4.
Импровизация Я - композитор ( мелодическая) «Мелодия А Руминштейн
1
2 5
Муз Шаинского «Снежинки» слушание музыки А Лядов «Кикимора»
1
2.6 .
Украинские народные песни «Галя по садочку ходила» «Колядка
2.7
Движения под музыку дирижированеи в размере 6/8 импровизация на стихотворный текст ( песня, танец, марш) ( мелодическая
3 четверть ( 10 часов)
Музыка разных народов ( 5 часов)
3.1
Хоровое пение РНП «Во поле береза стояла» движения под музыку РНП «Барыня»
1
3.2
Импровизация муз разговор ритмическая слушание музыки Э Григ» Шествия гномов»
1
3.3
Муз шаинского «Чунга-Чанга» слушание музыки И С Бах «Шутка»
1
3.4.
Хоровое пение муз Р Паульса «Золотая свадьба» движения под музыку «Полька» эстонская танцевальная мелодия
3 5
Слушание музыки А Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяннэ»
1
Картины природы в музыке ( 5 часов)
1
3.6
Хоровое пение муз Веселова «Береза» движения под музыку С Прокофьев «Шевствие кузнечиков»
1
3.7
С Прокофьев «Утро» импровизация А Фета «Осень» П Вяземского «Зима» мелодическая
1
3 8
Хоровое пение муз Чичкова «Осень» слушание музыки Г Свиридов «Весна и осень» из музыки к повести Пушкина «Метель»
1
3.9
Хоровое пение РНП «А я По лугу» «Уж ты сад» импровизация «Подснежник» ( мелодическая) П Соловьевой
3 10
Слушание Э Григ «Утро» движения под музыку Дирижированеи в размере 6/8
1
.
4 четверть ( 8 часов)
Героические страницы родной истории в музыке
1
4 1
Хоровое пение С Прокофьев из контаты «Александр Невский» хоры «Вставайте люди русские» «На Руси родной На руси большой не бывать врагу» движения под музыку дирижирование в размере ¾
1
4 2
Слушание музыки М Блантера «Катюша» импровизация П Воронько « Лучше нет родного края» мелодическая
4 3 .
Хоровое пение муз Чичквоа «Россия Россия» Слушание муз Френкеля «Журавли»
1
4 4
Хоровое пение Г Свиридова «Песня о Москве» слушание М Глинка опера «Иван Сусанин» хор «Слвься»
1
4 5
Хоровое пение муз Совельева «Большой хоровод» импровизация И Никитина «Русь»
4 6
Муз Львова Компанейца «Московский воробей» движения под музыку в размере 4/4
1
4 7
РНП «Солдатушки браво рябятушки» М Глинка опера «Жизхнь за царя» ария Сусанина движения под музыку дирижирование в размере 6/8
1
4 8
Хоровое пение РНП «Вспомним, братцы, Русь и славу»
1
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
-
тесты разного вида (единственный выбор, множественный выбор, с открытым ответом, на сопоставление, установление зависимостей, исключение лишнего и т.п.) как в бумажном, так и электронном вариантах
-
индивидуальные и групповые проекты, подготовленные учащимися по заданию учителя или по желанию
-
устные монологические ответы
-
кратковременные самостоятельные работы
-
музыкальные диктанты
-
письменные ответы по индивидуальным заданиям (карточки или ЦОР)
-
работа в группах при обсуждении: выдвижение и аргументация гипотезы, варианта ответа и т.п.
-
индивидуальная деятельность учащихся в ходе эвристических бесед, демонстраций, групповой (коллективной) мыследеятельности и т.п., в которых проявились умения школьника:
-
владение приемами исследовательской деятельности;
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характер
-
создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
-
вести поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-
извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.);
-
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
-
развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
-
свободно работать с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику;
-
владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
-
владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
-
объективно оценивать свои учебные достижения;
-
владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности;
-
конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальность партнеров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат.
-
Преподавателем предусматриваются и другие критерии контроля освоения и достижения уровня ГОС и развития учащихся.
Планируемый результат, выраженный в «традиционных» показателях успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся, представляется следующим:
- успеваемость - 100%
- освоение на базовом уровне программы - 40%
- качество знаний - 45%
- степень обученности по высшему уровню - 57%
Программное обеспечение
Учебная дисциплина
Класс
Программа, кем рекомендована и когда
Тип программы
(государственная, авторская)
Кол-во часов
в неделю,
общее
количество
часов
Базовый учебник
Музыка
3
Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации Самара: «Федоров» Издательство «Учебная литература» 2011 год.Л.В Занкова «Программа для четырёхлетней начальной школы» «Фёдоров» 2011год
Авторская
1/34
У Г С Ригина « Музыка 3 класс» Обучение. Воспитание Творческое развитие Самара 2011 год. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 3 класса - Самара Издательство «Учебная литература» Издательский дом Фёдоров « Поём, слушаем, танцуем» Нотная хрестоматия « К учебнику музыка 3 класс»
Методическое и дидактическое обеспечение рабочей программы
№
Наименование
Условное
обозначение
1
«Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы». Методическое пособие. Н.Н.Кондратюк, Творческий центр «Сфера», Москва, 2008г.
1
2
«Учимся играя. Весёлые уроки музыки в школе и дома», З.Н. Бугаева, ООО «Издательство АСТ», Донецк, «Сталкер», 2009г.
2
3
«166 биографий знаменитых композиторов», Л.В. Михеева, Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2010г.
3
4
«В помощь учителю. Современный урок музыки. Творческие приёмы и задания», Е.А. Смолина, Академия развития, Ярославль, 2011г.
4
5
«Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы». Методическое пособие. Н.Н.Кондратюк, Творческий центр «Сфера», Москва, 2008г.
5
6
Фонохрестоматии
6
7
«Мир музыкальных праздников. Методические разработки и сценарии в 2-х книгах», № 2, И.А. Агапова, М.А.Давыдова, Москва 2010 год .
7
8
«Мир музыкальных праздников. Методические разработки и сценарии в 2-х книгах», № 1, И.А. Агапова, М.А.Давыдова, .
8
9
«Нестандартные уроки музыки» - Н.Б.Улашенко, Издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград - 2011г.
9
10
Мультимедийные обучающие программы: «Шедевры музыки», Кирилл и Мефодий, 2010г. (КМ)
10
Нормы оценок и их особенности по отдельным видам работ.
Руководством при оценивании устных и письменных работ учащихся начальной школы является письмо Министерства образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (от 19.11.1998 № 1561/ 14-15)
Характеристика цифровой оценки (отметки) оценка устного ответа
Отметка «5»
Ответ полныи и правильный на основании изученных теории;
Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
Ответ самостоятельный.
Отметка «4»
Ответ полныи и правильный на основании изученных теории; Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя
Отметка «3»
Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»
При ответе допущено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки. Которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя
Отметка «1»
Отсутствие ответа
Календарно-тематическое планирование по музыке для 3 класса
( 1 час в неделю)
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Основное содержание обучения
Планируемые результаты
Виды контроля
1 четверть ( 9 часов) Сказка в опере и балете
предпол.
фактич.
предметные
УУД
1
Хоровое пение муз Гладкова «Песенка друзей»
Слушание
П Чайковский балет «Щелкунчик»
Испанский танец
Арабский танец
Китайский танец
1
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах
- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека,
- выявлять различные по смыслу интонации,
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление,
- определять жизненную основу музыкальных произведений.
Беседа, исполнение выученных песен
прослушивание голосов
2
Хоровое пение Муз Морозова «Про сверчка» Движения под музыку П Чайковский «Танец пастушков» ( мелодическая)
. 1
Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.
Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей
Знать/понимать: о различных видах музыки, музыкальных инструментах; названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная - запев, припев; вариации). Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация), охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки,
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.
- узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов,
- осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек,
- исполнять выразительно народные песни на традиционных народных праздниках.
Учебная лекция, выполнение практических упражнений
3
Хоровое пение Муз Гладкова «Робин Бобин» слушание Р Щедрин балет «Конек-Горбунок» тема Конька Горбунка
1
эмоционально откликаться на содержание произведения;
различать настроения, чувства и характер музыки;
различать музыкальные инструменты: пианино, рояль;
высказываться о характере музыки, исполнительских возможностях
Исполнять песни выразительно соблюдая певческую установку
Развивать навыки музыкальной импровизации на примере сочинения музыкального разговора
Беседа, анализ произведения
4
Хоровое пение Н Римский-Корскаков опера «Сказка о царе Солтане» «Колыбельная Гвидона»
1
Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.
Знать/понимать: изученные музы- кальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике
- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- работать с рисунками;
-составлять рассказ по рисунку;
- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;
- умение отвечать на вопросы;
- работать с рисунками;
Учебная лекция
5
Движения под музыку марш, вальс, полька, мазурка. Движения в размере 2/4
1
Выразительность и изобразительность в музыке.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках
Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;
сольной, хоровой, оркестровой);
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию
Разучивание и исполнение песен
6
Импровизация П Чайковский балет «Щелкунчик» «Вальс цветов» танец «Феи Драже»
1
Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке.
Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров
Выразительность и изобразительность в музыке.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках
Выполнение практических упражнений
7
Хоровое пение музыка Вержинникова «Песня о России» движения под музыку в размере ¾ гавот, мазурка, полька
1
Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах
- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека,
- выявлять различные по смыслу интонации,
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление,
- определять жизненную основу музыкальных произведений.
Учебная лекция, обсуждения,
рисунок музыки
8
Хоровое пение музыка Лядова «Дружная семейка» слушание Г Свиридов «Полька» импровизация в размере 4/4
9 хоровое пение музыка Слонова «Веселая песенка» движегия под музыку «Вальс»2/4
1
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем
Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов
- передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными;
-эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам
Рисунок музыки, рассказ анализ
произведений
2 четверть ( 7 часов)
Инструментальная и вокальная музыка
10
Хоровое пение музыка Шаинского «Чему учат в школе» слушание К Сен-Санс» Лебедь» .
1
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки.
Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений
- анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;
- узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов
Демонстрация слайдов беседа
11
Хорове пение музыка Пескова «Пробуждальная песенка» Движения под музыку В Моцарт «Минует»
1
Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности,
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки
Выполнение практических упражнений
12
Хоровое пение муз Крылатова «Колыбельная медведицы» слушание А Алябьев «Соловей»
1
внимательно воспринимать информацию;
соотносить художественно-образное содержание между образами литературного и музыкального произведений;
соотносить характеры образов живописного и музыкального произведений;
осуществлять музыкально-ритмические движения
Понимать значения музыкальных сказок шуток
Показать различные способы создания и передачи музыкальных образов на примере произведений на тему зимы и Нового года
Рисунок выполнение практических
упражнений
13
Импровиция я - композитор (мелодическая). А Рубинштейн «Мелодия»
1
Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей;
- передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений;
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции
Беседа, рассказ
14
Хоровое пение музыка Шаинского «Снежинки» Слушание музыка А Лятова «Кикимора»
1
сравнивать настроения и чувства, выраженные в различных музыкальных произведениях;
понимать значение мелодии в музыке;
выражать в цвете (раскрашивание «музыкального» рисунка) эмоциональное отношение к музыкальному образу
Воплощать образные содержания в играх движениях импровизациях пениях простых мелодий
Обогатить музыкальный опыт детей посредством знакомства с произведениями о бабушках
Слушание обсуждение, учебная лекция
15
Хоровое пение украинская народная песня «Галя по садочку ходила»Слушание РНП «Колядка»
1
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
- определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;
сольной, хоровой, оркестровой);
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию
Сочинение, рисунок, разучивание песен
16
Движения под музыку «гапак» дирижирование в размере 6/8. импровизация на стихотворный текст ( песня, танец, марш) ( мелодическая)
1
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знать/понимать: название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музы- кальный язык. Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
- узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора;
- называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства;
- анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства;
- определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях
Выполнение практических упражнений
3 четверть 10 часов
Музыка разных народов ( 5 часов)
17
Хоровое пение РНП «Во поле береза стояла» движения под музыку РНП «Барыня»
1
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выражен ной в звуках
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Знать/понимать: понимать и воспри-нимать интонацию как носителя образного смысла музыки.Уметь: выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям, исполнять вокальные произведения с музыкальным сопровождением и без него, внимательно слушать и определять характер музыкального произведения. Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук
- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям
- создавать собственные исполнительские интерпретации.
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства
Рассказ, беседа, анализ произведения
18
Импровизация «Музыкальный разговор» Ритмическая Слушание Э Григ «шествие гномов»
1
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре»..
Знать/понимать: народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России.
Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация и др.).
- разыгрывать народные игровые песни;
- использовать музыкальную речь
как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки,
- выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора.
Индивидуальный фронтальный
устный опрос, беседа
19
20
Хоровое пения муз Шаинского «Чунга-Чпнга» слушание И С Бах «Шутка»
Хоровое пение музыка Р Паульса «Золотая свадьба» движения под музыку полька эстонская танцевальная мелодия
1
1
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: определять на слух знакомые жанры, узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося). Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.
- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;
- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека,
Разучивание песен, танца, анализ
произведений
21
Слушание А Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
Картины природы в музыке ( 5 часов)
1
Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты.
-
«Калинка» - р.н.п.
-
«Светит месяц» - вариации на тему русской народной песни
-
«Камаринская» - р.н.п.
Знать/понимать: наиболее популярные в России музыкальные инструменты, и инструменты народов Севера, виды оркестров (оркестр русских народных инструментов) образцы музыкального фольклора, названия изученных жанров и форм музыки (напев, пляска, наигрыш, вариация). Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
- различать жанры народных песен -плясовые, их характерные особенности;
- определять на слух звучание народных инструментов;
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
- подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.
- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека,
Беседы, слушания с/р по проверке знаний исполнения песен
22
Хоровое пения музыка Веселова «Береза» Движения под музыку С Прокофьев «Шествие кузнечиков»
1
Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Композитор как создатель музыки.
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Ввести понятие духовная музыка. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
- название колокольных звонов, своеобразие их интонационного звучания,
- передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов,
- распознавать исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения,
- выполнять задания в творческой тетради
Беседы, слушания, анализ
23
С Прокофьев «Утро». Импровизация А Фет «Осень» движения под музыку П Вяземский «Зима» мелодическая
1
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
-
Масленичные песни
-
Весенние заклички
Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.
- осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
- выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
- наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Исполнение песен и практическая работа
24
Хоровое пение музыка Чичкова «Осень» Слушание Г Свиридов «Весна и осень» из музыки к повести Пушкина «Метель»
1
Выразительность и изобразительность в музыке.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
.
Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
-эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета;
- рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов;
- вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными.
Беседа, слушание, анализ
25
Э Григ «Утро»движения подмузыку П Чайковский «Вальс»
1
выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
играть на детских музыкальных инструментах
Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов
Развивать вокальные навыки
при исполнении песен. .
Разучивание песен, танца, анализ
произведений
26
Дирижирование в размере 6/8 хоровое пение музыка Чичкова «Весёлая песенка» импровизация Д Кобалевский «Клоуны» ритмическая
1
выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
играть на детских музыкальных инструментах
Слушать музыкальные произведения, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительной особенности наблюдать за изменениями темпа динамики настроения
Раскрыть детям способы отражения темы весны в народном творчестве и классических произведениях.
Сообщения учащихся.
27
»4 четверть (8 часов) героические страницы роднои истории в музыке
Хоровое пение С Прокофьев из контаты « Александр Невский» Хоры « Вставайте люди русские» «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»
Движение под музыку дирижирование в размере ¾
рассуждать об истоках возникновения музыки;
отличать музыкальные звуки от немузыкальных; выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко;
осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений
Воплощать настроение музыкальных произведений в пении
Учить детей творческой деятельности и развивать умение импровизации
Фронтальный и индивидуальный опрос,
учебная лекция
28
Слушание М Блантера «Катюша» импровизация П Воронько «Лучше нет родного края» (мелодическая)
1
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки - инструментальная. Песенность.
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия.
Аккомпанемент.
-
«Рассвет на Москве - реке» М.Мусоргский.
понимать: что мелодия - это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.
- обогащение индивидуального музыкального опыта;
- пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
- расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;
- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать
29
Хоровое пение музыка Чичкова «Россия» Слушание музыка Френкеля «Журавли»
1
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-
ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- задавать вопросы;
- отвечать на вопросы;
- умение выражать свои мысли.
- воспринимать информацию;
- владение умениями совместной деятельности.
Беседа о творчестве В Шаинского с/р по
проверке знаний учащихся
30
Хоровое пение Г Свиридов «Песни о Москве» Слушание М Глинка опера «Иван Сусанин» хор «Славься»
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: определять на слух знакомые жанры, узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося). Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.
- учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;
- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека,
Разучивание песен, танца, анализ
произведений
31
Хоровое пение музыка Савельева «Большой хоровад» импровизация И Никитина «Русь»
Понимать смысл инструкций учителя
Знать/понимать: народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России.
Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация и др.).
- разыгрывать народные игровые песни;
- использовать музыкальную речь
как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки,
- выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора.
Учебная лекция, слушания, анализ,
исполнения песен
32
Хоровое пение музыка Львова-Компанейца «Московский воробей» движения под музыку в размере 4/4
1
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции
понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты (скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- передавать настроение музыки в пении;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- давать определения общего характера музыки.
Танец, сообщения учащихся,
музыкальный диктант.
33
Хоровое пение РНП «Солдатушки, юраво ребятшки» Слушание М Глинка опера « Жизнь за царя» ария Сусанина Движения под музыку. Дирижирование в размере 6/8
1
эмоционально откликаться на содержание произведения;
различать настроения, чувства и характер музыки;
различать музыкальные инструменты: пианино, рояль;
высказываться о характере музыки, исполнительских возможностях
понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты (скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- передавать настроение музыки в пении;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- давать определения общего характера музыки.
учебная лекция П/р, музыкальная
викторина
34
Хоровое пение РНП «Вспомним братцы Русь и славу» Импровизация говот мелодическая
1
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
понимать: слова и мелодию Гимна России. Иметь представления о музыке своего народа. Уметь: Исполнять Гимн России. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
- выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении,
- приобретать (моделировать) опыт
музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
- исполнять песни.
- воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать
Разучивание песен, танца, анализ
произведений
Клаендарно-тематическое планирование составлено с учетом требований программы по музке: Сборник программ для начальной школы. Система Л В Занкова. Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом «Фёдолров» 2011 год и методического пособия Г С Ригина
Прохождение программы по музыке 3 класс
2013- 2014 учебный год
Четверть
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
учебный год
План
факт
План
Факт
План
Факт
План
Факт
план
Факт
Кол-во час
9
7
10
8
34
Из них
Самостоятельная работа
1
1
1
3
Контрольная работа
Тест
1
1
1
1
4
Зачет
1
1
1
1
4
Диктант
Лабораторная работа
Практическая работа
Проект
Реферат
Коррекция программы