7


  • Учителю
  • Технологическая карта урока Небесное и земное в музыке И. Баха

Технологическая карта урока Небесное и земное в музыке И. Баха

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Технологическая карта

Урока музыки в 6 классе



«Небесное и земное в музыке И.-С. Баха»



Автор: Громова Светлана Вячеславовна

Учитель ГБОУ Лицей №144 Калининского района Санкт-Петербурга







Предметные:

  • развивать умения построения монологического высказывания по теме с последующей аргументацией своего мнения;

  • анализировать этапы творчества И.-С. Баха и его в клад в мировую культуру;

  • понимать и анализировать полифоническую форму на примере фуги.

Личностные:

  • воспитывать уважительного отношения к искусству;

  • формировать мотивацию к учебной деятельности;



Метапредметные:

  • научиться понимать особенности выражения музыкального образа в произведениях;

  • классифицировать полученную информацию.



Познавательные УУД:

  • формировать логическое и образное мышление;

  • находить необходимую информацию в тексте;

  • развивать умения анализировать полученную информацию.



Регулятивные УУД:

  • развивать умения ставить учебную задачу, искать способы ее решения, контролировать и оценивать полученные результаты;

  • развивать умение учащихся выделять то, что ими уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели, функции и задачи участников, а также способы их взаимодействия.

оборудование

Компьютер, проектор, колонки.

Образовательные ресурсы

Презентация; видео, аудио материал; раздаточный материал.



































Основные этапы организации учебной деятельности/ время





Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия





Деятельность учителя



Деятельность обучающихся





1.

Приветствие

Создание положительного эмоционального настроя

Музыкальное приветствие

«Здравствуйте.

Доброе утро.

Хорошего дня.»

Приятно слышать ваше теплое приветствие.

Меня зовут Светлана Вячеславовна.

Сегодня я приоткрою дверь в тайну музыки.



Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

2. Постановка учебных задач.



Создание проблемной ситуации.

Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Приветствие:

Уч. Вы, наверное, не знаете, я открою вам секрет. Далеко-далеко летят два космических корабля. Когда они покидали Землю, в 1977 году, несли на себе золотые информационные пластинки с записью звуковых и видеосигналов. На борту кораблей находятся аудиозаписи, содержащие приветствие от землян на 55 языках. Космические корабли «Вояджер» сейчас находятся в миллиардах километров от Земли, и эти записи, скорее всего, уже никогда не попадут на Землю. Тем не менее, прослушать все звуки, записанные на них, можно.

О пластинках говорят, как о «бутылках в космическом океане». Среди записей есть звук дождя, голос матери и ребенка, звук биения сердца. На этих кораблях находится произведение того композитора, под чью музыку вы зашли в кабинет. Кто может назвать автора музыки?









Решают задачу известным способом. Фиксируют проблему.



Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.



3. Актуализация знаний.

Фиксация затруднений для решения учебной задачи.



Поиск решения учебной задачи.



Системность проектирования деятельности учащихся по освоению темы

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Уч. В эпоху барокко, когда И.С.Бах писал музыку, она разделялась на светскую и духовную. Скажите, к какой музыке можно отнести произведение, под которое вы зашли? (ответы)

Если звучит орган-музыка духовная. А действительно ли вы можете отнести музыку, под которую вы зашли в кабинет именно к духовной? Можете ли вы определить черты, которые присущи светскому и духовному, небесному и земному? (ответы)





Предполагаемый ответ: инструмент орган- духовная.

Осознанно строят речевые высказывания, аргументируют свои ответы.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Выстраивают алгоритм выхода из затруднений.

4. Поиск решения, (открытия нового знания)



Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (в парах).

Перед вами конверт, на марке которого изображен И.С.Бах. Предлагаю вам его открыть. Достаньте глоссарий, ознакомьтесь с произведениями, написанными И.С.Бахом и ответьте на вопрос: «К какой группе, «небесное» или «земное» вы отнесете каждое из этих произведений?(2 мин.)

Сопоставьте свои ответы с ответами в таблице на экране и поднимите руку, у кого все совпало.

Предлагает работу с глоссарием.

Анализируют, систематизируют, классифицируют. Доказывают свою точку зрения.

Воспринимают ответы одноклассников.

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

5.

Конструирование нового способа действия.





Построение ориентированной основы нового способа действия.



Организует учебное исследование для выделения понятия.

Уч. Какое произведение классифицировано не верно?(фуга)

Посмотрите пожалуйста на картину Н.Чюрлениса «Фуга» и ответьте на вопрос: «Что такое фуга? Какие в ней особенности, закономерности?» (ответы).

В фуге есть тема, которая повторяется несколько раз. Давайте обратимся к нотной записи фуги до мажор и разберем более подробно на нотном примере. Предлагаю вам разучить главную тему (вокальная работа).







Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Предполагаемый ответ: одна идея, тема. Возможно повторение. Целенаправленное, осознаннее, активное и творческое восприятие музыки.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

Учащиеся знакомятся с предложенным материалом. Определяют цели, функции и задачи участников, а также способы взаимодействия.

6. Применение нового знания





































Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.



Создание условий для активной самостоятельной деятельности учащихся

Уч. Мы разучили с вами главную тему. Сейчас вы услышите начало фуги до мажор и прошу вас поднимать руку каждый раз, когда вы услышите проведение темы. (музыка)

Вы услышали три проведения. Сейчас я попрошу вас закрыть глаза, вслушаться в звучание фуги. Каждый раз, когда вы будете слышать тему, поднимите, пожалуйста, руку. Поставьте для себя задачу: услышать определенное количество тем.

(музыка)

У кого получилось услышать столько тем, сколько задумано? Поднимите руку. Ответьте.

Уч. Скажите, теперь, когда мы с вами познакомились с фугой, можем ли мы ответить на вопрос «небесное или земное» присутствует в этом произведении?

Когда Бах писал фугу, каждая тема соответствовала определенной молитве, которую знали все прихожане. И теперь мы совершенно точно можем сказать, что это произведение небесное, теплое, доброе.



Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Уметь анализировать прослушанное произведение



Предполагаемый ответ: самооценка



Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Повышают культуру слушания и слышания музыкальных произведений.

Обобщают, делают выводы, оценивают действенность используемого алгоритма.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы в соответствии с этими критериями.

Вокальная работа



Согласованность действий учителя и учащихся



Уч. Мы тоже можем поделиться друг с другом теплом, можем отправить его к другим галактикам, а можем передать тому, кто находится рядом с нами.

Послушайте «Грузинскую песню» Булата Окуджавы и, скажите, пожалуйста, что в ней самое важное?

Слушание.

Что мы должны вложить в произведение, над которым мы будем работать?

(песня - «душевная»)

Разучивание и исполнение песни.

Скажите, чем вы поделились сейчас друг с другом?

Раскрывают художественный образ песни для более глубокого и осмысленного восприятия.

Осуществляют работу по формированию основных музыкально-хоровых навыков: звукообразование, дикция, чистый унисон, нюансировка.

Вырабатывают умение исполнения произведения в ансамбле.

Вырабатывают стремление стремления к действительно выразительному пению.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу.

Уч. Мы сегодня на уроке много узнали: то, что Бах писал музыку светскую и духовную. Что,….(ответы от детей)

</ Перед вами на слайде название темы урока «Небесное и земное». Что из трех составляющих является самым важным? Выберете пожалуйста одно.

И.С.Бах писал разную музыку, и всегда было важным именно то, что для более глубокого ее понимания, понятия «Земного и небесного» существовали нераздельно.

Применяют используемый ранее способ.

Строят рассуждения, понятные для собеседника.



Предполагаемый ответ: союз и.

7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности.

Уч. Посмотрите, перед вами портрет композитора, с которого он протягивает нам свое послание. (просмотр видеоролика)

Какие ассоциации возникают, когда вы слушаете музыку великого композитора? Напишите на листе с гербовой печатью И.С Баха свой ответ: «Какие чувства у вас рождаются после прослушивания произведения великого композитора?» (письменные ответы)

Уверенна, что родились интересные, глубокие мысли. Может быть есть желающие поделиться с нами своими открытиями?

Никто лучше композитора не сможет сказать о своей музыке. Я хочу закончить урок словами И.С.Баха «Всю свою музыку я посвящаю Богу».

Анализируют, контролируют и оценивают результат.

Учащиеся отвечают на предложенные им вопросы. Раскрывают значимость произведения

Обобщают, делают вывод.

Осуществляют пошаговый контроль.



Условные сокращения: Уч. - слова учителя,

Предполагаемый ответ - предполагаемые ответы учащихся.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал