- Учителю
- Системный подход в изучении детского музыкального фольклора, как фактор самореализации музыкально-творческих способностей учащихся на уроках музыки (из опыта работы)
Системный подход в изучении детского музыкального фольклора, как фактор самореализации музыкально-творческих способностей учащихся на уроках музыки (из опыта работы)
Системный подход в изучении детского музыкального фольклора, как фактор самореализации музыкально-творческих способностей учащихся на уроках музыки (из опыта работы)
Народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить молока матери для младенца.
С.Миропольский.
Пояснительная записка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности не считаются важными.
Сегодня чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных корней.
Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого - развитие личности.
Поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребенку поверить в добро, в красоту нашего мира.
Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество и других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.
В этой работе мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями, которые возникли в результате многолетних наблюдений за детьми, при их встрече с музыкальным фольклором на уроках музыки.
-
Детский музыкальный фольклор, как неотъемлемая часть русской культуры.
-
Свойства детского музыкального фольклора:
-
устность
-
коллективность
-
полифункциональность
-
традиционность
-
импровизационность
-
Игровой фольклор на уроках музыки (из опыта работы)
-
считалки
-
хороводы
-
песни - игры
-
Диагностика развития музыкальных способностей учащихся после применения детского музыкального фольклора на уроках музыки.
-
Заключение
Фольклор в переводе с английского - народная мудрость, и приобщить современных детей к ценностям народного творчества и можно, и нужно, потому что в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души. К тому же народное творчество с присущим ему четким сопоставлением добра и зла, с орнаментальностью, яркостью красок, волшебством, увлекательными ритмами как будто специально создано для детей. Чувство родства с природой, особое видение мира, понимание значимости природных циклов, прикосновение к истокам древней культуры - все это необходимо современному человеку.
Целью включения детского музыкального фольклора в уроки музыки является:
создание среды для формирования интереса детей к русской национальной культуре, воспитание национальной идентичности средствами развития музыкально-творческих способностей.
Осуществляя учебно-воспитательный процесс, учитель решает следующие задачи.
Образовательные:
-
знакомить детей в мир русской традиционной культуры;
-
формировать основы художественного вкуса;
-
формировать у детей музыкально-ритмические навыки;
-
обучать детей игровой деятельности;
-
формировать навыки правильного и выразительного движения под музыку.
Развивающие:
-
развивать у обучающихся вокально-хоровые навыки;
-
развивать у детей активность и самостоятельность;
-
развивать память, внимательность, расширять словарный запас;
Воспитательные:
-
способствовать развитию творческой одаренности каждого ребенка;
-
способствовать формированию устойчивого интереса детей к русской национальной культуре, национальной идентичности;
-
прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа, и к народной культуре других народов;
Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью, мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы детей в этот период еще только формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными. Поэтому если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодические интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой.
Свойства музыкального фольклора.
Для использования народного музыкального творчества на уроках музыки учителю необходимо знать основные признаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.
Музыкальный фольклор обладает специфическими свойствами, отличающими его от профессиональной (композиторской) музыки письменной традиции: устной природой бытования, множественностью своих воплощений (вариативностью), доминированием коллективного начала над индивидуальным. К фольклору не применимо понятие авторства, поскольку в нём не распределены акты творения, исполнения, восприятия. Музыкальный фольклор принято относить к каноническим художественным системам, в основе которых лежит ориентация на заданный образец. Русская традиционная музыкальная культура предстаёт в системе локальных традиций, что является высшей степенью проявления в ней принципа вариативности.
Устность.
Одним из главных свойств музыкального фольклора, во многом определяющих все его особенности и отличающих его от профессиональной музыки письменной традиции, является устная природа его бытования.
Произведения музыкального фольклора хранятся только в памяти людей - носителей народной музыкальной культуры, а не фиксируются ими в письменном виде.
Это означает, что любая народная песня или инструментальная мелодия воспринимается и усваивается каждым новым поколением на слух непосредственно в момент звучания.
Таким образом, фольклор, в том числе и музыкальный, как творчество устное, живёт в памяти людей и передаётся «из уст в уста».
Это свойство фольклора, особенно важно для детей первого класса. Они еще только начинают осваивать умение писать. И устность фольклора им очень близка, и понятна.
Коллективность.
Важной чертой, отличающей традиционное сообщество от современного городского и проявляющейся во всех сферах жизни, в том числе и в культуре, является коллективное сознание. Это выражается в единой для всех членов общины системе ценностей и правил, хранящейся в первую очередь в коллективной, а не в индивидуальной памяти. Коллективность фольклора проявляется и в процессе создания произведения, и в характере содержания, и в его исполнении.
Коллективность народной культуры выражается и в полном доверии к практическому опыту, накопленному множеством предыдущих поколений. Коллективность имеет огромное значение и в народной музыкальной культуре. Большинство песенных жанров воплощается в ансамблевом пении, и только такое их исполнение считается полноценным.
На уроках музыки это свойство фольклора является, пожалуй, определяющим. На занятиях по другим предметам ребенок индивидуален, он отвечает только за себя. И лишь коллективное пение, танец, игра делают его сопричастным общему, очень важному делу.
Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией. Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности». В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и её (личности) способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой и так далее
Полифункциональность.
Полифункциональность - неразрывное единство практической и эстетической функций фольклорного произведения. Рассмотрим свойство полифункциональности на примере колыбельной песни. Она поётся, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребёнок засыпает, песня прекращается - в ней нет больше необходимости. Так выражается практическая функция колыбельной песни. Желаемое достигнуто: малыш заснул - с ласковой интонацией, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева. Так проявляется эстетическая функция колыбельной песни. Всё взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, а пользу от красоты.
На уроке в I классе, я очень часто предлагаю детям принести на урок своих любимых кукол (девочкам) или игрушки (мальчикам). И предлагаю ребятам спеть для своих «деток» колыбельную. Ребят не просто поют колыбельную, они разыгрывают жизненную ситуацию. И в этот момент выступают в роли родителей, или старших братьев и сестер, которым необходимо уложить спать «непослушное дитя». Ребята приносят на урок, свои любимые игрушки с большой радостью. Для них очень важно показать всему классу своих «любимцев», и в этот момент они относятся к своим игрушкам, как к живым существам.
Традиционность
В научной литературе под традицией принимаются накопленные определённым человеческим сообществом практический опыт и знания, которые передаются следующим поколениям и воспроизводятся ими на новом историческом этапе. Это система народных представлений о Вселенной, человеке и социуме, то есть картина мира
Многообразие творческих проявлений в музыкальном фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. В каждой этнической традиции музыкального фольклора выработались ладоинтонационные и ритмоинтонационные стереотипы. Откуда берутся в песнях «ветры буйные», «чисто полюшко», «люди добрые», «добры молодцы и красны девицы»?.. Из традиционной образной речи сказок, заговоров, плачей и т.д., которые слышит человек всю жизнь от окружающих людей.
Вариативность и импровизационность
Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, «дыхания» фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение есть всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается «незаконченным» для каждого следующего исполнителя.
Музыкально-фольклорное произведение изначально предполагает под собой множественность воплощений, что обусловлено свойствами человеческой памяти. Правильность воспроизведения песни или инструментального наигрыша означает следование определённым правилам, которые могут не осознаваться человеком, но именно они усваиваются человеком в первую очередь. Очень близко к варьированию такое средство как импровизация.
Импровизационность - важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора - должна накладывать отпечаток на процесс освоения песни детьми, на формы ее разучивания: народные песни рекомендуется разучивать, включая элементы игры, ее инсценировки. Первые опыты приобщения ребенка к созданию своего «сочинения» в любой форме самовыражения дают положительные результаты и способствуют развитию устойчивого интереса детей к музыке. В начальной школе необходимо больше опираться на интуицию детей, на живой и увлекательный процесс их общения с музыкальным фольклором.
Без сомнения, программа «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной является одной из самых продуманных, проверенных временем учебно-методических программ. Однако, ежедневная многолетняя работа позволяет выявлять даже в очень хороших методических пособиях скрытый потенциал, для реализации которого приходится дополнять и развивать базовую программу. Этот процесс ни в коей мере не является отрицанием опыта данной программы, скорее, его развитием, и, как нам кажется, приветствовался бы самими авторами программ. Дополнения, введенные нами в педагогическую практику, касаются фольклорной части методических разработок. Остановимся на них подробнее.
Фольклорный компонент программы музыкального образования крайне важен. Он позволяет на конкретных исконно-народных примерах соединить весь тот материал, который проходится с детьми по мере изучения предмета. Помимо чисто музыкальных тем фольклорный материал позволяет объединить в целое краеведческие и исторические данные, тем самым реализуя метапредметный подход. Это способствует освоению знания учащимися - оно перестает быть абстрактным, а встраивается в систему представлений, знаний, чувствований ребенка.
Тема полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»
1 четверть
Дополнения
«И Муза вечная со мной!» (Урок - путешествие)
Хоровод муз. (Урок - экскурсия)
Хороводная песня «Во поле береза стояла»
Повсюду музыка слышна. ( Урок - игра)
Разучивание и разыгрывание попевки «Тень, тень, потетень»
Душа музыки - мелодия. (Урок - путешествие)
Разучивание посни-дразнилки «Андрей, воробей»
Музыка осени.
Разучивание народной песни «Есть у нас огород»
Сочини мелодию.
«Азбука, азбука каждому нужна…».
Разучивание песенки «Уж как шла лиса по
травке»
Музыкальная азбука.
Обобщающий урок 1 четверти.
Урок-концерт.
2 четверть
Музыкальные инструменты.
Игра на шумовых инструментах (ложки, бубны, свистульки)
«Садко». Из русского былинного сказа.
Фольклорный ансамбль «Живая вода» былина «Три горы» слушание
Музыкальные инструменты.
«Светит месяц» исполнение на шумовых инструментах
Звучащие картины.
Разучивание песни-игры «Снег летит по всей округе»
Разыграй песню.
Рождественская колядка «Как пойдем мы колядовать» (хоровод)
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Разучивание колядки «Щедрик»
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
«Рождественские посиделки» урок-праздник
Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ».
3 четверть
Край, в котором ты живешь.
Разучивание песни-игры «Заинька серенький»
Художник, поэт, композитор.
Разучивание народной песни «Блины»
Музыка утра.
Народная песня «Уж как я ль, мою коровушку люблю»
Музыка вечера.
Разучивание колыбельной песни «Зыбаю позыбаю»
Музыкальные портреты.
Песня игра «Заинька попляши»
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Музы не молчали.
Разучивание солдатской песни «Донцы-молодцы»
Мамин праздник.
Русская народная песня «Пряха»
Обобщающий урок 3 четверти.
4 четверть
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
Разучивание нар песни «Посмотрите-ка на нас музыканты мы сейчас»
Музыкальные инструменты.
Разучивание песенки «Ложки расписные»
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Слушание фольклорного ансамбля «Белорыбица»
Музыка в цирке.
Разучивание попевки «Дили-динь пришел Петрушка»
Дом, который звучит.
Опера-сказка.
«Ничего на свете лучше нету»
Песня -игра «Летели две птички»
Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
Мы, в нашей работе, стараемся не просто знакомить детей с элементами фольклора, но и включать их в совместное с учителем, а самое главное - с другими учениками творчество. Именно такого рода работа повышает, как мы можем судить по собственному опыту, эффективность усвоения материала. Это можно пояснить психологическими особенностями строения деятельности и обучения в частности.
Например, при изучении считалок, хороводов, песен-игр мы не просто разучиваем их и работаем с выученным материалом - это самый простой вариант. Не только пытаемся предсказать по мере разучивания развитие дальнейших событий - это один из возможных вариантов работы, который вносит в классную работу элемент игры. Мы просто воссоздаем эти жанры детского фольклора, причем оригинальный фольклорный материал служит только лишь отправной точкой для собственного детского коллективного творчества.
Например: в песенке «Есть у нас огород» разучивается первый куплет.
«Есть у нас огород
Там морковка растет.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины».
Проводится беседе о том, какие овощи растут в огороде. Потом перед детьми ставится проблема: огород большой, овощей в нем много, а в песне один куплет. Что делать? Тут же приходим к решению. Надо сочинить еще куплеты. Перед детьми ставится задача: вспомнить про свой любимый овощ, «про себя» пропеть о нем песенку, а потом, если все получится, мы споем этот куплет всем классом.
Очень легко и без усилий сочиняются куплеты про помидор, кабачок, баклажан и т.д. А вот лук, как говорят дети: «Не хочет дружить с песенкой». Тогда на помощь приходит весь класс. После некоторых усилий получается следующее: «И лучок там растет», или «Лук зеленый там растет». А дальше надо найти автора, сочинившего этот куплет. И ребята приходят к выводу: «Этот куплет сочинил не один человек, а весь класс». После этого ребята легко понимают, как в давние времена сочинялись песни и почему их называют народными.
В третьем классе подобное задание усложняется. Разучивается шотландская народная песня «Пегги»
«У Пегги жил веселый гусь,
Он знал все песни наизусть.
Ох, до чего веселый гусь
Спляшем, Пегги спляшем»
На дом задается задание: не просто сочинить новый куплет, но и выдержать шуточный характер песни. Варианты, написанных детьми куплетов:
-
«У Пегги жил смешной жираф,
Он по утрам влезал на шкаф»
-
«У Пегги жил большой индюк.
Он подарил жене утюг»
-
«У Пегги глупый жил баран.
Он продырявил барабан» и т.д.
На следующем уроке дети, которые справились с домашним заданием, поют свои варианты у доски, а весь класс подпевает припев.
Привлечь внимание каждого ребенка к новым вариантам и помочь ему самостоятельно их воспроизвести - значит включить его в активное творчество. Успех ожидает каждого, пусть не на первом занятии, а на втором, третьем. Главное - не оставить в группе инертных, равнодушных созерцателей происходящего. Все дети с удовольствием включаются в сочинение текста. Так приятно каждому слышать в песенке свою строчку
Сравнивая указанные три стратегии: первая - выучивание музыкального материала, вторая - попытка угадывать по мере разучивания текст песни, третья - самостоятельное индивидуально-групповое творчество по образцу, можно отметить наибольшую эффективность последней. Вторая является промежуточной формой, поэтому в дальнейшем мы будем сравнивать только первую и третью.
Психологический анализ вскрывает в любом изучаемом процессе три аспекта: 1) когнитивный - то, что мы знаем, 2) эмоциональной-аффективный - то, что мы по этому поводу чувствуем, переживаем и 3) поведенческий (деятельностный) - что мы с этим делаем. В соответствии со сказанным, можно отметить, что первая стратегия затрагивает только два аспекта из трех: когнитивный (новые факты, информация, связанная с материалом) и эмоциональный (отношение к тому, что только что было узнано, связано с ним). Третий аспект, который психологический анализ должен выделить во всяком изучаемом явлении - поведенческий, сводится лишь к фиксации полученного материала. Самостоятельное индивидуально-совместное творчество способствует более полной активизации всех ресурсов ребенка. Совсем иначе выстраивается мотивационная сфера - если в первой стратегии это учебная мотивация и, возможно, познавательная потребность, то в третьем случае мотив существенно обогащается.
Вместо деятельности принятой к исполнению, в случае правильной организации процесса и доверительных отношений между педагогом и учениками, возникает совместная творческая деятельность, которая обогащает мотивацию творческим компонентом. Отдельно надо отметить близость такой формы совместной работы игровой деятельности, бывшей еще недавно (в дошкольном возрасте) ведущей. Мы знаем, что деятельности при смене возраста могут перестать быть ведущими, как это случается с игровой деятельностью, но не исчезают полностью. Третья стратегия взаимодействия помогает превратить деятельность из учебной в учебно-игровую, что благотворно сказывается на образовательном процессе.
Изначально индивидуальное (каждый ребенок делает попытки придумать что-то) действие постепенно превращается в групповую работу. Ребята начинают делиться идеями, и можно видеть, как они через некоторое время коллективно создают тексты по образу аутентичных. Дети в своем групповом творчестве актуализируют феномены малой социальной группы, более известные под названием групповой динамики. Они выражаются в ином протекании процессов, чем если бы это было индивидуальное задание. В нашем случае происходит интенсификация - материал усваивается с большей скоростью, и в качественно ином виде. Это не просто информация, но результат совместной, эмоционально-насыщенной деятельности.
Именно такая подача материала соответствует на наш взгляд самой сути фольклорно-народной культуры. Она, как мы знаем, никогда не была «книжной», «записанной» - это по своей сути «устная традиция» год за годом, поколение за поколение воссоздаваемая в повседневной жизни. Такого рода ежедневное воспроизводство и обеспечивает фольклору как возможность передать материал через века - с одной стороны, так и его повседневную адаптацию, приспособление к повседневным нуждам - с другой.
Именно этот процесс мы и пытались построить на уроке. Впрочем, это выражение не совсем точно. Мы лишь воссоздавали условия, в которых заложенные в каждом ребенке творческие способности, могли бы подключиться к культурному полю, массе народно-фольклорного материала. Понятно, что существенной особенностью такого творчества является его спонтанность - в таком формате работы, мы не можем ждать от детей точно заданного результата. То, что дети в совместном творчестве (даже под руководством педагога) создают, не поддается прогнозированию, контролю. Самым сложным поначалу для нас было отказаться от попыток влияния на результат, который выдают дети на уроках. Тем не менее, полученные таким образом данные становятся материалом не только просветительной (в той мере, в какой они связаны с изучаемой темой), но и воспитательной работы. Работы, которая бы могла помочь в формировании достойного отношения к окружающему миру, ценностей вообще.
Другим существенным плюсом, таким образом выстроенной педагогической работы, является групповой, совместных ее характер. Ребенок не только не замыкается в индивидуальном творчестве, напротив, в игровой форме участвует вместе со своими одноклассниками в создании нового материала. Это, как мы можем судить, способствует сплочению класса, и общих коммуникативных навыков детей. Что особенно важно, этот процесс происходит под присмотром педагога, который может влиять на происходящее, что приближает урок, по сути, к формирующему психологическому эксперименту.
Многолетняя работа над фольклорными произведениями в начальной школе позволила мне сформулировать несколько правил, которыми, на мой взгляд, должен руководствоваться учитель.
Игровой фольклор на уроках музыки
Народная игра - естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, своего рода моральный кодекс, который усваивается в детстве «играючи».
Народные игры являются частью патриотического, эстетического воспитания детей. В них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Игра как средство социализации, является подготовкой, репетицией к будущей взрослой жизни детей, вхождением в социальную среду, которая формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром.
Огромное воспитательное значение уже заложено в правилах народной игры. Детский игровой коллектив - это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля, обеспечивающими одинаковые для каждого ребенка права на активную роль и творчество, детей, умеющих договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы, конфликты. Коллективные действия объединяют детей общими переживаниями и помогают формировать правильные отношения, умения жить с людьми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, они часто сопровождаются неожиданными веселыми движениями.
Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости - всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся.
Основной мотив игры - это не результат, а сам процесс игры. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Считалки, жеребьевки.
Все без исключения дети любят и знают считалки, жеребьевки. У каждого ребенка есть в запасе несколько любимых считалок. Считалки в большинстве своем основаны на "звукописании", на внутренних рифмах-созвучиях, звуковой инструментовке стиха: "Раз, два - голова; три, четыре - платье шили…" Главным в организации считалок является ритм. Подчас используется "заумь".
«Эни-бэни, рики-таки,
Турба-урба, синтибряки,
Дэо-дэо, краснодео, бац!»
Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела, нам велела.
А мы шишки не едим,
Таре-Маре отдадим!
Но поэтическая форма, звуковая или смысловая "заумь" никогда не бывают в детском фольклоре самоцелью. Вся система фольклорного воспитания основана на нерасторжимой связи пользы и красоты.
Незаменимы считалки на уроке, когда выбирает водящего или солиста не учитель, а кто-то из детей. Считалки помогают установить согласие и уважение к принятым правилам. С удовольствием дети выполняют домашнее задание, связанное с поиском новых считалок. Например:
«Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек - пташка,
Серая рубашка.
Откликайся воробей,
Вылетай-ка, не робей»
«Тели-тели птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить»
Считалка удобна и полезна для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции.
Хороводы
В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников (целый класс). Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.
Хорошо иметь в репертуаре хороводные песни, различные по типу, характеру и темпу исполнения, а так же песни с разнообразным движением хоровода. На уроках детям можно рассказать о том, что хороводы водили на вольном воздухе, за околицей, на зелёной луговине, в них участвовала сельская молодёжь, подростки. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (ещё их называли посиделками, беседами), на которых нередко исполнялись хороводные песни. Круг при этом часто отсутствовал, участники сидели на лавках.
При освоении хороводных песен в действие вступает принцип единства слова, напева и движения. Обратимся к русской народной песне « Во поле берёза стояла ». Приводится она в программе как пример одного из «трёх китов», как материал для фиксации внимания на основных вокально-хоровых навыках. С песней « Во поле береза стояла» дети встретятся в Четвёртой симфонии Чайковского, проследят за её развитием. Но этого мало для освоения песни как народного образца в подлинном понимании этого слова. К тому же обедняется возможность участия детей в творческом процессе. Ведь песня эта хороводная, движение, слово и напев в ней должны быть связаны воедино. Хороводные песни, как правило, состоят из двух частей - напевной первой и более «частой» второй. На первом уроке обращать внимание на это не обязательно. Учитель сам показывает разницу между частями: во время исполнения первой плавно идёт по кругу вместе с детьми, а после остановки на припеве «лю-ли» делает простые притопы и движения руками, всякий раз их варьируя. Несколько ребят по желанию может составить группу инструментального сопровождения. В практике часто оказывается, что дети знакомы с этой песней, знают, что она хороводная, и даже водили хоровод в детском саду.
Очень любят ребята Рождественский хоровод «Как пойдем мы колядовать». Проводится беседа о Святках, колядках, Христословах. После разучивания перед ребятами ставится задача придумать движения хоровода. Учитель должен заранее сам придумать эти движения и в случае затруднений у детей незаметно, ненавязчиво подсказать их детям. Важно создать у детей иллюзию того, что они сами придумали «сочинили» хоровод.
Эти два хоровода являются круговыми. Стандартные размеры музыкального класса создают некоторые сложности в исполнении хороводных песен, но и легко преодолевается. Круговые хороводы можно водить вокруг среднего ряда.
Орнаментальные хороводы отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. Примером такой песни является песня «Со вьюном». В классе этот хоровод можно танцевать «змейкой», «цепочкой». Считалочкой выбирается «заводила», который шагает соответственно «пульсу» песни. В одной руке у него «вьюн» (изготовление его может быть домашним заданием), а другой рукой он выбирает кого-то из ребят. До конца песни участниками хоровода должны стать все учащиеся. «Со вьюном» танцуется не один раз, каждый раз с новым ведущим.
Орнаментальным хороводом является и хоровод «Садила баба лук, чеснок». В процессе разучивания разбирается содержание этой песни (почему «садила лук, чеснок» - полезные овощи, почему продала козла на базаре - вытоптал огород, что купила на вырученные деньги - румяна, помаду, тушь для глаз). После беседы выбирается ведущий, который в процессе пения «вытягивает» в хоровод еще одного участника, а тот в свою очередь следующего и так далее, пока в хоровод не встанет весь класс. Запев танцуется, подчеркивая «пульс» хоровода четвертями, а в припеве - восьмыми (так называемыми «дробушками»). Перед классом ставится задача: что бы к концу хоровода не осталось ни одного сидящего за партой. Можно ввести еще одно правило: мальчик выбирает девочку и наоборот.
Песни-игры
Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко, с удовольствием. В этом секрет воспитательных и обучающих возможностей игры. Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. " Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности", - считал В.П.Сухомлинский.
Игра - путь к познанию ребёнком самого себя…
В игре формируется творческое воображение, развивается фантазия, повышается внимание учащихся, активизируется память, мышление, сообразительность. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, вести диалог, отстаивать свое мнение, сострадать и радоваться.
В обучении школьников применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и чётко выраженным «обучающим» началом, связанным с передачей и применением знаний, упражнениями.
Круг, в котором происходит игра, становится для всех особым миром, в котором действуют свои законы, зачастую отличные от требований к нефольклорному материалу. Для народных игр, как правило, не требуется ни какого особого помещения.
Например, в песенке «Заинька серенький, заинька беленький» дети встают в круг. В центре ребенок, изображающий «Заиньку». На слова «Заинька серенький, заинька беленький» хоровод двигается в одну сторону, а «Заинька» в другую. На слова «Не куда зайке выскочить, не куда зайке выпрыгнуть. Есть города турецкие, замочики немецкие» дети поднимают над головой сцепленные руки, изображая ворота, а водящий пытается выскочить из круга. Когда дети поют «Ну-ка, зайка шоком-боком перед нашим хороводом» воящий пляшет под хлопки детей. Затем, на слова «Еще зайка не ленись» дети грозят «Заиньке» пальчиком, а на слова «Если хочешь, поклонись» он выбирает нового «Заиньку» Есть в этой игре еще одно правило: мальчик выбирает девочку, а девочка - мальчика.
Каждый новый «Зайчик» решает творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим. Выбирая себе замену, он поддержит ход и темп игры, эмоционально определяя ее развитие или угасание.
«Тень-тень, потетень» любимая детьми песня-игра. Ее можно исполнять, применяя элементы драматической игры, если у учителя есть набор кукол-перчаток (лиса, заяц, ежик, медведь, коза). Исполняется эта песня по ролям.
«Летели две птички» парная песня-игра. Мальчик и девочка встают лицом друг к другу.
«Летели две птички,
ростом невелички» (дети кружатся, махая крыльями вправо)
«Как они летели
Все люди глядели» (дети кружатся, махая крыльями влево)
«Как они садились
Все люди дивились» (дети садятся на корточки «махая крылышками»)
«Как они вставали
Крепко обнимались» (дети встают, берут друг друга за руки, и касаются вначале правыми, а затем левыми плечами)
После этого подается звуковой сигнал, и дети меняются парами. Игра начинается заново.
Таких песен-игр, хороводов существует большое количество. Все их можно применять для занятий с детьми.
Диагностика развития музыкальных способностей учащихся
Для индивидуальной характеристики музыкального развития детей используются три уровня: высокий, средний, низкий. В процессе прослушивания у детей 1-х классов определяется уровень развития музыкально-интонационного слуха, чувство ритма, музыкальная память и эмоциональная отзывчивость на музыку.
Диагностика проводилась в 1-х классах дважды в учебном году (вторая неделя сентября и первая неделя мая). Количество ребят в классах примерно равное:
1а класс- 22 человека,1б класс - 23 человека, 1в класс - 25 человек.
Критерии определения уровней
Музыкально-интонационный слух.
Ребенку предлагается спеть знакомую песню
-
высокий уровень - точное воспроизведение мелодии
-
средний уровень - не совсем чистое интонирование
-
низкий уровень - произношение текста песни на одном звуке в низком регистре
Чувство ритма
Ребенка просят простучать заданный ритмический рисунок
-
высокий уровень - правильное воспроизведение ритмического рисунка
-
средний уровень - не точное воспроизведение ритмического рисунка
-
низкий уровень - не может повторить заданного ритмического рисунка
Музыкальная память
Запомнить и воспроизвести музыкальную попевку «Не летай соловей у окошечка»
-
высокий уровень - точное воспроизведение попевки
-
средний уровень - не точное воспроизведение попевки
-
низкий уровень - не умение воспроизвести мелодию и слова
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Ребенка просят исполнить знакомую песню
-
высокий уровень - выразительное исполнение, умение передать характер песни
-
средний уровень - есть реакция на музыку, но не перееден характер
-
низкий уровень - невыразительное исполнение песни
Диагностика развития музыкальных способностей учащихся 1а класса
(22 человека)
Диагностика развития музыкальных способностей учащихся 1б класса
(23 человека)
Диагностика развития музыкальных способностей учащихся 1в класса
(25 человека)
Как мы можем видеть по результатам проведенной диагностики, последовательная реализация системного подхода в использовании детского музыкального фольклора на уроках музыки, приводит к значительному повышению уровня музыкально-творческих способностей учащихся.
Заключение
Многолетняя работа над фольклорными произведениями в начальной школе позволила мне сформулировать несколько правил, которыми, на мой взгляд, должен руководствоваться учитель.
Заповеди школьного учителя музыки при изучении фольклорных произведений.
1. Воспитывайте средствами музыки у школьников чувство истиной любви к Миру и Человеку. Знания без любви к Миру могут обратиться во зло, против человека.
2. Развивайте в детях певческий голос, музыкальный слух, пластику движений и артистичность.
3. В творческих музыкальных играх постарайтесь раскрыть все грани природного музыкального дара ребенка, пусть «искра Божья» разгорится в нем любовью к музыке.
4. С первых же шагов приобщайте школьников к простейшим формам музыкальной импровизации и сочинению - важен не результат, а сам творческий процесс, активизирующий музыкально-слуховую память, внутренний слух, мышление.
5. Знания и навыки закрепляйте в игровых формах - игра повышает интерес к обучению, помогает лучше сосредоточиться и благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Выдумывайте вместе с детьми музыкальные игры на уроках.
6. Берегите детский голос.
Библиография:
Список используемой литературы:
1 «Музыка в школе», выпуск №3 (методический журнал) - М. 1987г.
2 «Музыка в школе», выпуск №1 - М. 1990г
3 «Искусство в школе», выпуск №1 - М. 1994г.
4 «Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся» В. А. Дышлевская. - М. 1986г.
5 «Русская народная песня». Сост.: Н. Калугина, В. Попов. - М. 1971г.
6 «Музыка в школе», выпуск №3 - М. 1990г.
7 «Искусство в школе», выпуск №2 - М. 1994г.
8 «Уроки музыки в начальных классах» Г. С. Ригина. - М. 1979г.
7 «Я иду на урок». . Букатова, В.М.Ершовой А.П Хрестоматии игровых приемов обучения.
Интернет-ресурсы
18