- Учителю
- Технологическая карта по музыки на тему В.Гаврилин. Перезвоны (6 класс).
Технологическая карта по музыки на тему В.Гаврилин. Перезвоны (6 класс).
Музыка 6 класс. Урок №13.
Учитель: Н.Н. Неборская.
Тема: Симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны» «Молитва» .
УМК «Музыка. 6 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование к уроку: ноутбук, проектор, экран, тесты.
Цель: сформировать представление об актуальности духовной музыки в произведениях современных композиторов ХХ века, В. Гаврилина «Перезвоны» и песни Б. Окуджавы «Молитва».
Задачи:
1.Предметные:
- выражать своё отношение к искусству;
- оценивать художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
2. Метапредметные.
- сопоставить произведения музыки и жанр молитвы, выявить общее в этих произведениях;
- расширить и углубить представления обучающихся о многогранных связях духовной музыки и живописи (иконописи);
- умение определять понятия; умение устанавливать причинно- следственные связи, рассуждать, размышлять;
- умение взаимодействовать и сотрудничать в группе, смысловое чтение.
Личностные:
-укрепление культурной, и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
Прогнозируемые результаты:
-
У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
а) личностные
- умеет формировать целостный взгляд на мир, отношения к Добру и Злу;
- умеет формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- способен развивать образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
б) регулятивные:
- анализирует и оценивает свою деятельность; осознавать качество и уровень усвоения;
- выделяет и осознает то, что уже усвоено; осознает качество и уровень усвоения.
- умеет проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.
в) коммуникативные:
- проявляет сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выражает своё отношение, учитывать разные мнения.
г)познавательные
- умеет выражать взаимосвязь музыки и литературы в опере; закрепляет понятия: опера, ария, солист, увертюра;
- умеет структурировать знания, умения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
Характеристика учебной деятельности:
- понимать роль духовного искусства в освоении человеком мира, познании природы, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;
- находить параллели между музыкой духовной и ее значении в современном мире;
- обогащать словарь эмоций.
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, изобразительное искусство, театр.
Методы:
Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный, наглядный.
Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Ход урока
I Организационная часть урока
-
Приветствие
-
Проверка готовности к уроку
II Мотивация
III Актуализация знаний.
IV Формулирование учебной проблемы; планирование действий
V Открытие нового знания
VI Первичная проверка понимания
VII Применение новых знаний
VIII Рефлексия учебной деятельности
Технологическая карта
Формирование УУД,
технология оценивания
действия учителя
действия учеников
I
Организационная часть урока
Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся.
Проверяют готовность к уроку.
Личностные:
Воспитание уважительного отношения к творчеству - как своему, так и других людей.
II
Мотивация
4 мин
С каким направлением музыки мы с вами познакомились на прошлом уроке?
1. Слушание фрагмента из литургии С. Рахманинова «Богородице Дево, Радуйся»
- К какой музыке вы можете отнести это произведение?
- Как можно назвать это произведение? (молитва).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке?
Тема сформулирована и записана в тетради (слайд).
Слушают музыку, отвечают на вопросы, анализируют ситуацию и формулируют тему урока.
Личностные: развитие творческих способностей.
Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости.
III
Актуализация знаний.
4мин.
Вопросы (по теме прошлого урока, проверка домашнего задания):
- Как возникла духовная музыка?
- Какое направление музыки было первоначальным, духовная музыка или языческая?
- Как исполнялась духовная музыка?
- Какие сюжеты были положены в основу духовных текстов молитвы? (библейские).
- Кто сочинял музыку для церкви?
- Можете ли вы назвать первых композиторов, которые сочиняли духовную музыку?
- О чем говорится в духовном концерте М. Березовского «Не отвержи мене во время старости»?
- вспоминают знакомую
информацию о духовной музыке
Регулятивные: самостоятельное выделение - формирование познавательной цели.
Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
IV
Формулирование учебной проблемы, планирование действий.
4 мин
Целеполагание.
«Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве
твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая
мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и
поймешь, что молитва есть воспитание».
Достоевский. Ф.М. (1821-1881) , русский
писатель
- Какое значение вкладывает писатель в понятие молитва?
- Обращаются ли современные композиторы, к теме воспитания через духовную музыку?
Как мы с вами это поймем? Какие цели мы должны для себя на уроке поставить?
Совместное целеполагание.
- Совместное обсуждение с учителем вопросов, которые ведут к целеполаганию.
Регулятивные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.
V
Открытие нового знания
(изучение новой темы)
I 1.Краткий рассказ о мотивах, которые легли в основу создании симфонии-действа «Перезвоны» (слайд).
«Молитва» из 20 частей симфонии-действа является смысловой кульминацией всего произведения. Почему композитор подытоживает именно этой частью произведение, мы сейчас с вами узнаем, когда прослушаем произведение.
2.Слушание фрагментов «Перезвоны» «Молитва»
Работа по слушанию и анализу музыкального произведения в таблице.
- Какие необычные вы услышали средства музыкальной выразительности?
- Какое время передает композитор в музыке?
- Какие образы и картины жизни возникают в вашем воображении?
- О чем заставляет задуматься это произведение?
- Почему композитор эту часть произведения назвал молитвой? (слайд со словами из «Молитвы»)
- Какой образ в музыке создает колокольный звон?
- Где мы можем услышать звон колоколов сейчас?
3. Слушание звучания карильона: (слайд)
- Какое впечатление на вас произвело звучание колокольной музыки?
- Где может сейчас звучать такая музыка?
4. Слушание авторской песни Б. Окуджавы «Молитва»: (слайд)
- О чем говорится в этой песне?
- Сумели ли вы почувствовать состояние молящегося человека?
Слушают.
Ученики читают из учебника стр. 62. О композиторе В. Гаврилине.
Слушают музыку, анализируют её, отвечают на вопросы, рассуждают.
- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в заданной таблице;
Личностные: формирование уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности.
Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.
VI
Первичная проверка понимания и включение нового знания в систему знаний.
Вывод:
- Прочитайте пожалуйста, что у вас получилось во второй графе задания.
- Какое значение имеет духовная музыка для нас с вами? О каких вечных истинах она нам говорит?
- анализируют выполненное задание, делают свои выводы.
Личностные: развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки.
Коммуникативные: выражать своё отношение, учитывать разные мнения.
VII
Рефлексия и оценивание
- Делаем вывод. Удалось ли нам сегодня на уроке достичь цели?
- размышляют, оценивают свою работу.
Личностные: получают удовлетворённость, эмоциональный отклик .Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости, выражать своё отношение, учитывать разные мнения.
VIII
Формирование и обсуждение домашнего задания.
- подобрать литературное или художественное произведение, которое отражает духовное содержание.
- Уточняют и обсуждают выполнение домашнего задания.
Личностные: Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки.
Познавательные: понимание особенностей музыкального театра; степень сформированности представлении об особенностях построения оперы.