- Учителю
- Конспект урока по музыке 'Фрески Софии Киевской' (6 класс)
Конспект урока по музыке 'Фрески Софии Киевской' (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 9 г. Воронежа
Конспект урока музыки в 6 классе.
Тема: «Фрески Софии Киевской»
Учитель: Пчелинцева
Лариса Петровна
Воронеж
6 класс. IIчетверть
Урок № 2.
Тема урока: «Фрески Софии Киевской» (учебник, с.58 - 61; творческая тетрадь, с. 25).
Тип урока: урок расширения знаний; урок-исследование.
Цель урока: подвести обучающихся к размышлению о том, какое значение в жизни современного человека имеет тема духовности, почему (и как) современные композиторы в современной музыке раскрывают религиозные сюжеты и образы.
Задачи: ключевые слова: арфа, музыка в народном духе, повтор, вариантность, живописность музыки, контраст образов, варьирование; значение принципов повтора, вариантности, контраста; научится определять жизненно-образное содержание музыки; наблюдать за развитием музыкальных образов; использовать различные формы музицирования в освоении образа; выполнять задания из творческой тетради.
Формирование УУД: личностные - воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке В. Кикты; формирование целостности мировоззрения; развитие образно-ассоциативного мышления; формирование коммуникативной компетентности.;
познавательные - воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке В. Кикты; формирование целостности мировоззрения; развитие образно-ассоциативного мышления; формирование коммуникативной компетентности; регулятивные - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения современной духовной музыки; совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной музыкальной, творческо-художественной деятельности; коммуникативные - формирование навыков сотрудничества, совместной работы в коллективе; совершенствование видов речевой деятельности; самостоятельно осуществлять поиск информации, систематизировать ее, критически оценивать и интерпретировать.
Методы и приемы: ретроспективы и перспективы; эмоциональной драматургии; анализ, сравнение; тождества и контраста; исследовательско-поисковый; анализ, сравнение, наблюдение, обобщение. Проверка ранее полученных знаний (Проверочная работа № 1); пластическое интонирование.
Музыкальный материал:
-
Фрагменты из симфонии «Фрески Софии Киевской» («Орнамент», «Орнамент II», «Борьба ряженых», «Музыкант») В. Кикты;
-
«Будь со мною» («Молитва»), Е. Крылатов, Ю. Энтин.
Видеофайл: «Фрески Софии Киевской».
Дидактический материал: УМК «Музыка. 6 класс» (Критская, Сергеева, Шмагина), учебник «Искусство. 6 класс» Г. И. Даниловой (2013 г.)
ИКТ: ПК, проектор, МД, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Вход в класс. Приветствие. Проверка готовности уч-ся к уроку.
II. Проверка домашнего задания. Проведение проверочной работы № 1:
1. Характерные черты русской православной музыки.
2. Знаменная нотация - это…
3. Партесное пение - это…
4. Одно из самых значительных произведений М. Березовского.
5. Какой тип фактуры использует Березовский в духовном концерте:
а) полифония; б) гомофония.
III. Введение в тему урока.
1. Просмотр видеофильма «Фрески Софии Киевской» (слайд 2).
2. Определение темы и задач урока.
3. Обобщение и рефлексия.
IV. Работа по теме урока.
1. Слово учителя о произведении, которое будет звучать на уроке (слайд 3).
2. Работа в группах. Исследовательская работа (слайд 4):
Учитель: - Найди информацию в учебнике или в творческой тетради:
1-я группа: 1. Софийский собор.
2. Фреска. Орнамент.
2-я группа: 1. Солирующий инструмент необычной симфонии.
2. Музыкальная тема, объединяющая все части симфонии в единое произведение.
3. Заслушивание ответов по группам.
4. Вокализация темы «Орнамент» классом. Мини-конкурс на лучшее исполнение темы «Орнамент». По группам.
5. Слушание «Орнамент II» (№ 5).
Учитель: - Во время звучания музыки, обратите внимание, что изменилось в этом варианте звучания «орнамента»? (Добавилось звучание флейты, которая словно рисует новый узор поверх знакомой мелодии. Мелодия флейты звучит носит печальный характер, благодаря ниспадающим интонациям в конце фраз.) Во время слушания музыки мелодию флейты исполните выразительным движением руки. (Звучит музыка.)
6. Восприятие обучающимися 6-й части симфонии «Борьба ряженых» (слайд 6). Работа в группах.
Вопросы к слушанию:
1-я группа: 1. Какое эмоциональное состояние преобладает в этой части? (Тревога, напряженность.).
2. Какими средствами композитор передает характер народной забавы? (Стремительный темп, яркие всплески звучаний, острые ритмы ударных.)
2-я группа: 1. Ощущается ли в этой музыке настроение игры, праздничности? (Нет, преобладает волнение, драматизм.)
2. Какую роль играют в этой части тембры инструментов? (Напряженные пассажи арфы, тремоло струнных, холодные перестуки ксилофона, призывные интонации барабана.)
7. Восприятие обучающимися 7-й части симфонии «Музыкант» с использование пластического интонирования (слайд 7). Работа в группах.
Вопросы к слушанию:
1-я группа: 1. Каково эмоциональное состояние человека? (Взволован…)
2. Можно ли по этому музыкальному портрету определить возраст героя, род его занятий? (Да. Он прожил жизнь…)
2-я группа: 1. Человек размышляет или действует? (Размышляет…)
2. Жизнь этого человека спокойна или полна тревог, разочарований? (Тревожная жизнь…)
8. Вокально-хоровая работа. «Будь со мною» («Молитва») Е. Крылатова, Ю. Энтина (слайд 8-9).
V. Обобщение темы урока (слайд 10).
Учитель: - В чем современность музыкальных образов, созданных В. Киктой в концертной симфонии «Фрески Софии Киевской»? (Ответы школьников.)
VI. Рефлексия.
Учитель: - Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы? (Ответы школьников.) (Если обучающиеся затрудняются с ответом, то вопрос можно дать как домашнее задание.)
VII. Итог урока.
Домашнее задание (слайд 11): учебник, с.61, вопрос № 4 или творческая тетрадь, с. 25
Объявление оценок.
Прощание. Выход из класса.