7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 7 класс

Рабочая программа по музыке 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №9

Утверждаю:

Директор

МКОУ СКОШ VIII вида №9

_________Поставная А.К.

приказ №_____________

от____________________

Рассмотрено:

на педагогическом

совете

протокол №__

от « »____20____


Адаптированная образовательная

рабочая программа основного общего образования

по учебному предмету «Музыка и пение»

7 класс



Мысковский городской округ, 2015


Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «Музыка и пение» 7 класс разработана Лушниковой Е.Б., учителем музыки первой квалификационной категории

Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования по «Музыке и пению» 7 класс разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.). - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г.


Структура рабочей программы:


1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) Общая характеристика учебного предмета, курса;

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты

5) Содержание учебного предмета, курса;

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета


1. Пояснительная записка

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Музыкально - эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры для детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей жизни.


Целью музыкального воспитания и образования является формирование музыкальной культуры обучающихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Исходя из целей музыкального воспитания и образования, выделяется комплекс задач, стоящих перед учителем на уроках музыки и пения.


Задачи образовательные:


- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственно - музыкальной исполнительской деятельности;

- формировать музыкально-эстетический словарь;

- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;


Задачи воспитывающие:


- помочь самовыражению обучающихся с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.


Задачи коррекционно - развивающие:


- коррегировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- коррегировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса


Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств обучающихся, адаптации их в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

- оптимистическая перспектива образования;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.


В программу включены следующие разделы:

  1. Пение

  2. Слушание музыки

  3. Элементы музыкальной грамоты.


Раздел «Пение»


Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений обучающихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная зарубежная и отечественная песня - основа формирования песенного репертуара для обучающихся основной школы.

При работе с солистами и инсценировании песен внимание должно быть направлено на чистоту интонации, строя, ансамбля.

Пение без сопровождения (a capella) способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает потребность в слуховом контроле.

Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение пению обучающихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, поэтому необходимо соблюдать щадящий режим исполнения: удобный диапазон звучания, пение спокойным, негромким звуком.

Задачи раздела «Пение» включают в себя следующее:

- продолжение работы над формированием певческого звучания в мутационный период;

- развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной;

- использование вокальных упражнений, попевок, прибауток.


Наряду с освоением обучающимися нового песенного материала, важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет обучающимся вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включать в программу своих выступлений на школьных мероприятиях, праздниках.

Песенный репертуар подразумевает свободный выбор песен учителем.


Раздел «Слушание музыки»


В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания обучающимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

В процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкально искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Музыкальные произведения для слушания способны выполнять несколько функций:

- обучающиеся могут слушать произведения;

- беседовать о характере, особенностях формы произведения;

- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;

- выполнять индивидуальные задания творческого характера - рисунки на тему произведения, сочинять небольшие рассказы о музыке;

-исполнять ритмическое сопровождение к музыке;

- включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т.д.


Раздел «Слушание музыки» включает в себя темы:

- легкая и серьезная музыка; их взаимосвязь;

- программная музыка - инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет;

- особенности творчества композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова;

- элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;

- формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов: синтезатор, гитары, ударные.


Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей обучающихся, может быть изменен в зависимости от местных условий, исторических изменений в стране.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты»


Раздел «Элементы музыкальной грамоты содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности:

- интонация, как совокупность средств музыкальной выразительности;

- интонации в разговорной речи и в музыке;

- мелодия, как основное выразительное средство;

- формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т.д.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «Музыка и пение» 7 класс, согласно годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий, рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год - 34 часа.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностные УУД


  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Коммуникативные УУД


  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.


Познавательные УУД


  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Личностные результаты:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.


Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса.


Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов.


Обучающиеся научатся:

- воспринимать музыку различных жанров;

- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.


5. Содержание учебного предмета, курса


Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.

Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: народная и композиторская, детская, классическая, современная музыка.


Раздел «Пение»


1. Исполнение песенного материала в диапазоне си - ми2, однако крайние звуки используются довольно редко.

2. Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удоб­ного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуаль­ными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков).

3. Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограм­мой, инструментальной и вокальной.

4. Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

5. Повторение песен, разученных в 6-м классе.


Музыкальный материал для пения


1 четверть

«Все пройдет». Музыка А. Флярковского, слова А. Дидурова

«Дорога добра». Музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина

«Отговорила роща золотая». Музыка Г. Пономаренко, слова С. Есенина

«С нами, друг!». Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой

«Листья желтые». Музыка Р. Паулса, слова Я. Петерса

«Сторона моя». Музыка И. Космачева, слова Л. Дербенева

«Школьный корабль». Музыка Г. Струве, слова К. Ибряева


2 четверть

«Московские окна». Музыка Т. Хренникова, слова М. Матусовского

«Огромное небо». Музыка О. Фельцмана, слова Р. Рождественского

«Волшебник-недоучка». Музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева

«Колокола». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

«Песенка о хорошем настроении». Музыка А. Лепина, слова В. Коростылева

«Песня остается с человеком». Музыка А. Островского, слова С. Островского

«Санта Лючия». Итальянская народная песня

3 четверть

«женька». Музыка Е. Жарковского, слова К. Ваншенкина

«Звездочка моя ясная». Музыка В. Семенова, слова О. Фокиной

«Надежда». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова

«Песня гардемаринов». Музыка В. Лебедева, слова Ю. Ряшенцева

«Прощайте, скалистые горы». Музыка Е. Жарковского, слова Н. Букина

«Трус не играет в хоккей». Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенщикова и Н. Добронравова

«Честно говоря». Музыка С. Дьячкова, слова М. Ножкина

«Хорошие девчата». Музыка А. Пахмутовой, слова М. Матусовского


4 четверть

«Березовый сок». Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского

«На безымянной высоте». Музыка В. Баснера, слова М. Матусовского

«Первый дождь». Музыка А. Флярковского, слова А. Дидурова

«Темная ночь». Музыка Н. Богословского, слова В. Агатова

«Песня старого извозчика». Музыка Н. Богословского, слова Я. Родионова

«Четырнадцать минут до старта». Музыка О. Фельцмана, слова В. Войновича

«Песня туристов». Музыка К. Молчанова, слова народные

Раздел «Слушание музыки»


1. Классическая и эстрадная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы эстрадной музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведе­ния современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях эстрадной музыки.

2. Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и сло­ва. Программная музыка - инструментальная, оркестровая, имею­щая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в лите­ратурной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.

3. Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковс­кий, Н. Римский-Корсаков.

4. Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.

5. Формирование представлений о составе и звучании групп со­временных музыкальных инструментов. Знакомство с современны­ми электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, ги­тары, ударные инструменты, звукозаписывающее, и воспроизводящее оборудование.

6. Повторное прослушивание произведений из программы 6-го класса


Музыкальные произведения для слушания


Бах. «Ария» ре мажор

Бетховен. «Allegro con brio» из симфонии № 5, до минор, ор. 67

Ж. Бизе. Вступление из оперы «Кармен»

Ж. Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен»

Майерс. «Каватина»

Равель. «Болеро»

Россини. Увертюра из оперы «Севильский цирюльник

Штраус. Вальс из оперетты «Летучая мышь»

Шуберт. «Серенада»

Глинка. «Ария Сусанина» из оперы «Борис Годунов»

С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

А. Рубинштейн - М. Лермонтов. «Горные вершины»

М. Мусоргский. «Сцена юродивого» из оперы «Борис Годунов»

Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»

Свиридов. Увертюра из к/ф «Время, вперед»

Свиридов. Тройка. Вальс. Из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»

А. Хачатурян. Танец с саблями из балета «Гаянэ»

Чайковский. Allegro con fuoco» из концерта для фортепиано с оркестром № 1

Э. Морриконе. «Мелодия» из к/ф «Профессионал»

Л. Субраманиам. «Иллюзия»

Е. Дога. «Мой белый город» из к/ф «Мой белый город»

Раздел «Элементы музыкальной грамоты»


1. Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса рече­вых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.

2. Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


№ п /п

Раздел

Общее количество уроков

Уроки освоения новых знаний

Уроки закрепления знаний

Уроки обобщения и систематизации знаний

Уроки комплексного применения знаний

Уроки контроля, оценки и коррекции знаний

1

Пение


1. Исполнение песенного материала в диапазоне си - ми2, однако крайние звуки используются довольно редко.


2. Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удоб­ного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуаль­ными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков).


3. Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограм­мой, инструментальной и вокальной.


4. Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.


5. Повторение песен, разученных в 6-м классе.


7





1









2






1








2









1


2

Слушание музыки



1. Классическая и эстрадная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы эстрадной музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведе­ния современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях эстрадной музыки.


2. Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и сло­ва. Программная музыка - инструментальная, оркестровая, имею­щая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в лите­ратурной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.


3. Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковс­кий, Н. Римский-Корсаков.


4. Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.


5. Формирование представлений о составе и звучании групп со­временных музыкальных инструментов. Знакомство с современны­ми электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, ги­тары, ударные инструменты, звукозаписывающее, и воспроизводящее оборудование.


6. Повторное прослушивание произведений из программы 6-го класса.

21




3







3






3



7




2






























1

















1



1



3

Элементы музыкальной грамоты


1. Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса рече­вых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.


2. Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д.


6










2



4





Виды контроля


текущий - контроль в процессе изучения темы

итоговый - контроль в конце изучения раздела, темы


Формы (приемы) контроля

В качестве форм контроля могут использоваться:

- творческие задания;

- музыкальные турниры,

- урок - музыкальное путешествие;

- музыкальные викторины;

- урок - концерт;

- тесты;

-диагностические задания, кроссворды, ребусы и т.д.


Оценка по предмету «Музыка и пение» Итоговая оценка достижения обучающимися школы планируемых результатов по музыке имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания достижений требования стандарта и специфики самого предмета. Специфика оценки определяется тем, что музыка изучается как живое искусство в его неразрывной связи с жизнью. Поэтому оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах, и соответствующие планируемым результатам знания и способы деятельности обучающихся. Полнота оценки планируемых результатов по музыке обеспечивается тем, что итоговая оценка обучающегося складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы.

Оценивание результатов по музыке каждого обучающегося носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года. При этом учитывается степень активности обучающегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной работы. Важным показателем успешности становления музыкальной культуры и достижения планируемых результатов является участие обучающихся в различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы.

Особое внимание уделяется оценке сформированности умения выполнять учебные и художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни (например, выбор песни для поздравления членов семьи или сверстников, самостоятельное исполнение вокального произведения для друзей, в кругу семьи). Достижения целого ряда планируемых результатов проверяется комплексными заданиями, которые в зависимости от сформированности музыкально-слухового опыта и способностей обучающихся могут быть выполнены как на базовом, так и на повышенном уровне.

Разнообразные вопросы и задания базового и повышенного уровня дают возможность обучающимся проявить артистизм в исполнении музыки разных форм и жанров, импровизировать в соответствии с заданным или самостоятельно выбранным музыкальным образом.

Способность успешно справляться с предложенными заданиями базового уровня целенаправленно формируется и отрабатывается в ходе учебного процесса со всеми обучающимися. При выполнении заданий повышенного уровня, обучающиеся в значительной степени опираются на имеющийся музыкально-жизненный опыт и художественный кругозор, включая знания из других предметов.

Итоговая оценка исполнительской деятельности обучающегося может складываться по результат совместной деятельности в процессе хорового или группового исполнения репертуара. Задания на определение уровня овладения обучающимися основными видами учебной, музыкально-творческой деятельности оцениваются, исходя из эмоционального отклика обучающихся на музыку, а также проявлений артистичности, наличия сформированных умений и навыков (вокально-хоровых, музыкально-ритмических, игровых и др.) при ее исполнении.

Для принятия положительного заключения накопленная оценка обучающегося должна отражать успешное выполнение не менее 50% заданий базового уровня в каждом из трех разделов планируемых результатов.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к школьникам, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Критерии и нормы оценки по музыке и пению:

  • проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё;

  • высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки;

  • рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.


Слушание музыки


Оценка «5» ставится, если дан правильный и полный ответ, включающий элементарные знания о музыкальном произведении (автор, название произведения), о средствах музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «4» ставится, если ответ правильный, но неполный: дана характеристика музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1 - 2) вопросами учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Пение


Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.


Оценка «5» ставится:

  • знание мелодической линии и текста песни;

  • чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

  • выразительное исполнение.


Оценка «4» ставится:

  • допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

  • в основном чистое интонирование, соблюдение ритмического рисунка произведения;

  • пение недостаточно выразительное.


Оценка «3» ставится:

  • несоблюдение мелодической линии песни, неточности в тексте песни;

  • неточное интонирование, несоблюдение ритмического рисунка песни;

  • пение невыразительное


Согласно письма Министерства образования Российской Федерации от 03 октября 2003 года N 13-51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физкультуре, изобразительному искусству, музыке» при обучении музыке и пению возможно безотметочное оценивание по зачетной системе с последующим внесением записи «зачтено/не зачтено».

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Организация учебного кабинета

  1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. № 178-02)

  2. Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и обучающихся. В наличие: ученические парты - 6; стулья - 15; стол учительский - 1; классная доска - 1.

  3. Кабинет оснащен техническими средствами и созданы условия для их эффективного использования и хранения. В наличие: музыкальный центр, компьютер, клавишный синтезатор «Casio-3000».

  4. Интерьер оформлен в соответствии с функциональной значимостью кабинета музыки.

  5. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

  6. Презентации к урокам, информационный наглядный материал находится на цифровых носителях.


Данная адаптированная образовательная рабочая программа «Музыка и пение» для 7 класса разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ

  2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования в образовательных учреждениях». РГ - Федеральный выпуск № 5430 от 16 марта 2011 года.

  4. Годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий МКОУ СКОШ VIII вида № 9» на 2015/2016 учебный год

  5. Основной образовательной программы МКОУ СКОШ VIII вида № 9

  6. Положения о Рабочей программе Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9.

  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко.

Библиотечный фонд

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ЛАДА, 2006. - 224 с.

  2. Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. - М., 1993

  3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. - М., 1991.

  4. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. - Минск, 1999.

  5. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор, 1991.

  6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. - М., 1989.

  7. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008.

  8. Книга о музыке / составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. - М., 1988.

  9. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  10. Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990.

  11. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко.

  12. Русское народное музыкальное творчество / Сост. З. Яковлева. - М., 2004.

  13. Способин И. Музыкальная форма. - М., 1972.

Таблицы и карточки


1. Таблица с изображением нотного стана. Для практических занятий.

2. Карточки с изображением музыкальных инструментов русского народного оркестра, симфонического оркестра.

3. Таблица с текстом Государственного гимна Российской Федерации.

4. Портреты русских и зарубежных композиторов.


Технические средства обучения

  1. Компьютер (мультимедийное оборудование доступно).

  2. Музыкальный центр

  3. Микрофоны (2 шт.)

  4. Синтезатор «Casio-3000»



Информационно-коммуникационные средства

Демонстрационный материал на цифровых носителях:

1.Музыкальные инструменты от А до Я (звучание народных инструментов).

2. Музыкальные презентации, видеофильмы «Шишкина школа. Музыка»


8. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Минимальный уровень:


Обучающиеся должны знать:


- Наизусть 8-10 песен и самостоятельно исполнять их;

- Примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;

- Основные музыкальные профессии, специальности;

-Инструменты симфонического оркестра и их звучание;

- Жанровые особенности программной музыки;

- Правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.


Обучающиеся должны уметь:


- самостоятельно определять музыкальные инструменты при прослушивании музыкальных произведений;


- Осознанно, выразительно исполнять песни с использованием интонационно-смысловых ударений, пауз, темпа, ритма, динамических оттенков;

- Самостоятельно выделять незнакомые слова в текстах песен и выяснять их значение;

- Выделять мелодию, тему, формулировать основную идею слушаемого произведения;

- Пересказывать примерное содержание прослушанных произведений, определять мотивы поступков героев, последствия их действий, выражать собственное отношение к событиям и явлениям;

- Осознавать причинно-следственные, временные последовательности и зависимости событий, изложенных в прослушанных произведениях.

Достаточный уровень:

Учащиеся должны знать:

- наизусть 10-12 песен;

- наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно опре­делять и называть их, указывать автора;

- жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, сим­фония, концерт, квартет, романс, серенада;

- музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;

- современные электронные музыкальные инструменты и их зву­чание.

Учащиеся должны уметь:


- исполнять вокально-хоровые упражнения;

- выразительно исполнять песни различного содержания;

- адекватно оценивать самостоятельное исполнение и пение других обучающихся;

- соотносить прослушанные произведения с определенным музыкальным жанром;

- давать характеристику примерного содержания прослушанных произведений;

- оценивать нравственную значимость мотивов, поступков действующих лиц музыкальных произведений;

- отвечать на вопросы учителя по примерному содержанию музыки;

-самостоятельно слушать рекомендованные учителем музыкальные произведения.


22




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал