7


  • Учителю
  • Проект по предмету «Музыка» тема: «Домра на Руси»

Проект по предмету «Музыка» тема: «Домра на Руси»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Краснодарский край

Муниципальное образование Туапсинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №25

с..Небуг



Проект по предмету «Музыка»


тема: « Домра на Руси»




Выполнил:

ученик 2А класса

Георгий Игоревич Дундуков

учитель:

Наталья Сергеевна Дундукова

2015 год.





Цель:

Познакомить одноклассников с домрой, продемонстрировать её звучание.

Задачи:

1.Узнать о происхождении домры.

2. Выяснить историческое значении инструмента на Руси.

3. Пригласить детей на обучение в музыкальную школу.

Здравствуйте!

Разрешите представить вашему вниманию проект о музыкальном инструменте - ДОМРЕ. Я учусь играть на домре в музыкальной школе и хочу познакомить вас с ним. Вот он (демонстрация домры). Для вас я исполню на домре русскую народную песню «Перепёлочка».


Откуда, как и когда появилась домра на Руси?

Домра - старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна.

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается загадкой. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI (16) века. Вероятно, слово «домра» тюркского происхождения (танбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).

Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.


История существования домры на Руси

Основываясь на исторических материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII (17) в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров др.

Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово «скоморох» происходит от арабского «maskhora» - смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в «вольном» городе большой честью.

Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного «тишайшим» по инициативе патриарха начались гонения на певцов и скоморохов.

Аскетичные византийцы считали, что русские очень любившие пение и музыку, стали злоупотреблять этим искусством, распевая разного рода «скандалезные песни». Музыка и её орудия признавались «треклятыми изобретениями дьявола», музыкант считался прямым слугою сатаны и назывался «шпынь».

Начиная с 1648 года последовал ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то, нагрузив ими 5 возов, свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе приобретают певцы духовных стихов.


Современная жизнь домры.

Но искусство игры на домре не пропало, а активно развивалось и росло.

В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров - создатель первой школы игры на трехструнной домре.

В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы - Александр Цыганков и Тамара Вольская, творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара.

Будущее домры - в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. И кто знает, возможно, скоро она завоюет мировое признание. Ведь на ней уже играют в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов, отдельные музыканты-любители).

Я очень хочу, чтобы в XXI веке в России на вопрос: «Знаете ли вы музыкальный инструмент домра?» - утвердительно ответил бы даже ребенок, и уже никто не спутал бы домру с казахской домброй.

Такова сегодня задача всех исполнителей в области народных инструментов.

А помогает домре богато звучать - ФОРТЕПИАНО, на нём тоже учат играть в музыкальной школе. Для вас звучит украинская народная песня «Ой, ты, дивчина».

- Приходите учиться в музыкальную школу, это интересно!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал