- Учителю
- Рабочая программа по музыке 6 кл по учебнику Г.П.Сергеева
Рабочая программа по музыке 6 кл по учебнику Г.П.Сергеева
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса музыки для 6-го класса (далее рабочая программа) составлена соответствие ФКГОС и на основе примерной программы основного общего образования по музыке и авторской программы планирования учебного материала (Программы для общеобразовательных учреждений. «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская\ Москва, Просвещение, 2011) соответствующий федеральному и региональному перечням учебников на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи изучения:
Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования , в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознание ребенка.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федерального базисного учебного плана РТ и учебного плана МБОУ «Аюская ООШ им.Р.Х.Кагирова» на изучение музыки в 6 классе отводится 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Разделы
Кол-во часов
1
«О сн ов ы м уз ыкальн ой к уль т уры »-
34 ч.
Под
раздел1
Музыка как вид искусства.
10 ч.
Под
раздел 2
Народное музыкальное творчество
1ч.
Под
раздел 3
Русская музыка от эпохи средневековья до
рубежа XIX - ХХ веков
7 ч.
Под
раздел 4
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до
рубежа XIX - ХХ веков
7 ч.
Под
раздел 5
Отечественное и зарубежное музыкальное
искусство ХХ века
8 ч.
Под
раздел 6
Представления о музыкальной жизни России и
других стран
1ч.
2
«М уз ыка в форми рован и и д ух овн ой к уль т уры
ли чн ости »
1 ч.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
-
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
-
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
-
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
-
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;
-
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
-
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-
совершенствовать умения и навыки самообразования
Система оценивания
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Технические средства обучения:
-
Компьютер
-
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике изучаемого предмета
-
МР3 - плеер
-
Портреты композиторов
-
Интерактивная доска
-
Мультимедийный проектор
-
Экран проекционный
-
Видеомагнитофон
Литература для ученика
«Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2006 г.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Электронные цифровые ресурсы
Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
Литература для учителя
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2009г.
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2012г.
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г
-
фонохрестоматия для 5 класса (6 аудио кассет)
-
«Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2011 г.
Дополнительная литература
1.Страницы о музыке. Беседы и лекции для учащихся./ Авторы-составители: Баландина Е.Г, Голова В.Ю., Голов Д.В. - Казань:РИЦ «Школа», 2006
2.Уз жырыбыз булсын эле. Сборник. Ф.Галимов, Казан, «Печать-сервис», 2013
3. Кояш колэ. Н.Лотфуллина,песни. Казан, ГранДан.1998
4.Жырлап узган жэй. Музыкаль экиятлэр, Л.Батыр-Болгари., Казан , Мэгариф, 2009
5. Кояшлы жыр. Р.Вэлиев, Балалар очен жырлар. Казан., Татарское книжное издательство,2007
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
2 Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
3.. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП).
4..Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-
552f31d9b164
5..Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
6..Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
Календарно-тематическое планирование
по музыке
Класс: 6
Учитель: Фаррахова Гелюся Газизяновна
Количество часов за год: всего 35, в неделю 1
Плановых тестов 1_ч.;
Планирование составлено на основе авто рско й про гр аммы «Музыка »
(Пр о гр аммы д ля общеоб разовательн ых учр ежд ен ий : Музыка: 5 -7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Кр и тская , Г .П. Сер геева, Т.С. Шмагин а - Мо сква: "Пр о свещен и е", 20 09 год .
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
Тема урока
Кол-
во часов
Тип урока
Планируемые
результаты освоения материала
Виды
контроля
Основные виды
учебной деятельности
Дата
По
плану
По
факту
Р аз дел 1 «Осн овы м уз ы к аль н ой к уль т ур ы »- 34 ч.
Музыка как вид искусства. - 10 ч. Народное музыкальное творчество. -1 ч.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX - ХХ веков.- 7 ч. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX - ХХ веков. - 7 ч. Отечественное и зарубежное музыкальное искусство ХХ века. - 8 ч. Представления о музыкальной жизни России и других стран. - 1 ч.
Р аз дел 2 «М уз ыка в формирован и и д ух овн ой кул ь т уры ли чн ости » - 1 ч.
1
Раздел 1
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Музыкальный образ и музыкальная драматургия Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной, инструментальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс.
1
Урок изучения и
первичного закрепления новых знаний
Знать/понимать: что
музыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках Уметь: Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую
интерпретацию
замысла композитора.
Входной.
Наблюдение.
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
3.09
3.09
2
Раздел 1
Два музыкальных посвящения. Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс). Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации
1
Расширение и
углубление знаний
Знать способысоздания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведениеблагодаря эмоциональному воздействию позволяетпережить всю глубину чувств.Уметь: Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую
интерпретацию
замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные
Текущий
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
10.09
10.09
сочинения с произ- ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора - М.Глинки.
3
Раздел 1
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Закрепление.
Возможности воплощения
музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
1
Расширение и
углубление знаний
Знать жизненно
образное содержание муз. Произведений разных жанров.
Уметь выделять средства муз. Выразительности.
Текущий
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
17.09
17.09
4
Раздел
«Уноси моё сердце в звенящую даль…» Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс). Отечественная музыкальная
культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.
1
Расширение и
углубление знаний
Знать именавыдающихся русских композиторов: А.Варламов,А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь: проводить интонационно- образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников
Текущий
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
1.10
1.10
5
Раздел 1
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские
исполнители: Ф.И.Шаляпин Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас.Всемирно известные театры оперы и балета.
1
Сообщение и
усвоение новых знаний
Знать/понимать: имена
известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас,
Э.Карузо,
Е.Образцова), понятие
бельканто.
Уметь: размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой
работы.
Текущий
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального
произведения.
8.10
8.10
6
Раздел 1
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Фольклор как часть общей культуры народа .Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
1
Комбинированный
урок
Знать/понимать: Знать
особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда, Владеть навыками музицирования:исполнение песен (на-родных).
Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
15.10
15.10
7
Раздел 1
Образы песен зарубежных композиторов Искусство прекрасного пения. Отличительные черты творчества композиторов- романтиков -Ф.Шуберт. Знакомство с вокальным
искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от
интонации до сюжетной сцены
1
Урок закрепления
нового материала
Знать/понимать:
известных исполнителей. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера,
романс, баркарола,
серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто. Уметь:наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого
образа.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального
произведения.
22.10
22.10
8
Раздел 1
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь». Интонация как носитель смысла в музыке. Певческие голоса
1
Урок закрепления
нового материала
Знать/понимать: имена
зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения. Знать определения музыкальных жанров и терминов: баллада. Уметь: различать эпические, драма- тические музыкальные образы в вокальной музыке.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; повторение музыкальных произведений.
29.10
29.10
Раздел 1
Образы русской
народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Духовная музыка в эпоху
средневековья:
знаменный распев.
1
Урок нового материала
особенности
народного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва. Уметь: по характерным
признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю.
Устный
опрос
восприятие
музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
12.11
12.11
10
Раздел 1
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Духовная и светская
музыкальная культура второй половины XVII - XVIII веков. Основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт.
1
Комбинированный
урок.
Знать понятие духовный концерт.
Фронтальный
Работа по карточкам
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
19.11
19.11
11
Раздел 1
«Фрески Софии Киевской»
Стилевое многообразие Музыки Стилевое многообразии и ХХ столетия: развитие традиций русско Стилевое многообразией классической музыкальной школы.
музыки ХХ столетия: развитие традиций русско
1
Комбинированный
урок
Знать/понимать:
какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты. Уметь: наблюдать за развитием музыки,
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
26.11
26.1
выявлять средства
выразительности разных видов искусств
12
Раздел 1 «Перезвоны». Молитва.
Способы обращения композиторов к
народной музыке. Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов
1
Урок изучения и
первичного закрепления новых знаний.
Знать/понимать:
значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно- жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.
Уметь: соотносить музыкальные
сочинения с
произведениями
других видов искусств.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
3.12
3.12
13
Раздел 1
1.Образы духовной музыки Западной Европы.
2.Средневековая духовная
3.музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.
4.Образцы духовной
5.музыки: реквием. Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.-С.Баха
(прелюдия, фуга, месса).
1
Урок изучения и
первичного закрепления новых знаний.
Знать/понимать:
определения музы- кальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить
представление о стиле
барокко.
Фронтальный
Устный
опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
10.12
10.12
Уметь: проводить
интонационно- образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,
о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.
14
Раздел 2
Небесное и земное в музыке И. Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Предназначение
музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений:
вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха)
1
Урок изучения и
первичного закрепления новых знаний.
Знать имена
зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
17.12
17.12
15
Раздел 1
Образы скорби и печали.
Знакомство с наиболее
яркими произведениями зарубежных композиторов К.Орф.
1
Урок изучения и
первичного закрепления новых знаний.
Знать/понимать:
особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты и реквиема. Знать произведения К.Орфа - сценическая кантата, особенности его творчества, понятия: реквием, кантата, полифония. Уметь: совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить инто- национно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
24.12
24.12
16
Раздел 1
Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»
Разнообразие камерно-
инструментальной музыки
1
Урок изучения и
первичного закрепления новых знаний.
Фронтальный
Устный опрос
16.01
16.01
17
Раздел 1
Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз- искусство хх века.
Взаимопроникновение
«легкой» и «серьезной»
музыки.
Джаз (Л.Армстронг, Л.Утесов).
Спиричуэл, блюз
(Э.Фицджеральд).
1
Урок обобщения и
систематизации знаний по разделу
.
Знать/понимать:
определения музыкальных жанров и терминов: авторская песня, имена авторов бардовской песни: Б.Окуджава, Ю.Ким,
В.Высоцкий,
А.Городницкий. Историю развития авторской песни.истоки джаза, определения
музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей:
Фронтальный
Устный опрос
Восприятие
музыки; повторение музыкальных произведений.
21.01
18
Раздел 1
Вечные темы искусства и жизни.
Отличительные черты
творчества композиторов- романтиков Ф.Шопен. Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка прелюдия. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд
1
Вводный.
Сообщение и усвоение новых знаний.
Знать/понимать: что
жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Понимать, что все искусства связаны между собой. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической
музыки. Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.
Входной
Наблюдение
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
28.01
19
Раздел 1
Образы камерной музыки.
Жанры светской музыки:
камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.), концерт. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная
инструментальная.
1
Расширение и
углубление знаний
Знать/понимать:
жанры камерной музыки: инструментальная
баллада, ноктюрн, прелюдия,
инструментальный
концерт. Понимать строение музыкальных форм: рондо, вариация. Уметь: узнавать произведения определенного
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание,
исполнение музыкального
произведения.
30.01
4.02
композитора.
Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию
замысла композитора.
20
Раздел 1
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Классицизм и романтизм
в западноевропейской музыке. ноктюрн. Сравнительная характеристика
особенностей восприятия мира композиторами
1
Расширение и
углубление знаний
Знать/понимать: что
баллада один из жанров романтического
искусства, а создателем инструментальной баллады был Ф.
Шопен.
Уметь: выразительно исполнять песни, передавая в них музыкальные образы.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
6.02
11.02
21
Раздел 1
Инструментальный концерт.
«Итальянский концерт». Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
1
Расширение и
углубление знаний
Знать/понимать:
значение программной музыки, закрепить представления о различных видах концерта: хоровой духовный концерт, инструментальный, особенности стиля барокко.
Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов,
Фронтальный
Работа по таблице
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
13.02
18.02
22
Раздел 1
«Космический пейзаж».
«Быть может, вся природа - мозаика цветов?». Картинная галерея.
Стилевое многообразие
музыки .Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления. Стилевое многообразие
музыки ХХ столетия
1
Расширение и
углубление знаний
Знать/понимать:
осознать взаимопро- никновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Синтезатор. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
20.02
25.02
23
Раздел 1
Образы симфонической музыки. Основные жанры светской музыки:
симфония. Стилевое многообразие
музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
1
Расширение и
углубление знаний
Знать/понимать:
понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов,
понимать определение программной музыки. Уметь: выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
27.02
3.03
24
Раздел 1
«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина . Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности
Г.В.Свиридов
1
Расширение и
углубление знаний
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
6.03
10.03
Определять тембры
музыкальных инструментов,
выявлять средства выразительности, форму, приемы развития музыкальных произведений.
25
Раздел 1
Симфоническое развитие музыкальных образов.
Характерные черты
русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
1
Расширение и
углубление знаний
Знать/понимать: имена
выдающихся русских: П.Чайковский и зарубежных-В.Моцарт. композиторов и их произведения, уметь войти в мир музыкальных образов композиторов П.Чайковского и В.Моцарта. Понимать значение интерпретаций в произведениях.
Уметь: осознать взаимопроникновение
и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства,
хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
13.03
17.03
26
Раздел 1
«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Традиции и новаторство
в музыкальном искусстве. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как
1
Расширение и
углубление знаний
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
20.03
31.03
27
Раздел 1
Программная увертюра. Особенности венской
классической школы Л. ван Бетховен. Особенности трактовки
драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
1
Сообщение и
усвоение новых знаний
Знать/понимать: имена
зарубежных композиторов:
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки;
3.04
7.04
Л.Бетховен и его
произведения. Понимать строение сонатной формы на примере увертюры
«Эгмонт».
Уметь: сравнивать различные испол- нительские трактовки одного и того же произведения и выявлять их своеобразие, высказывать собственную точку зрения
Разучивание,
исполнение музыкального произведения.
28
Раздел 1
Увертюра «Эгмонт». Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах сонатно-симфонического цикла. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке
1
Сообщение и
усвоение новых знаний
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
10.04
11.04
29
Раздел 1
Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта» Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского.Драматизм, героика, психологизм, картинность, как характерные особенности русской классической школы.
1
Сообщение и
усвоение новых знаний
Знать/понимать: имена
выдающихся русских (П.Чайковский) композиторов и их произведения.
Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора;
Уметь: выявлять связь
музыки с другими искусствами, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
17.04
21.04
30
Раздел 1
Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта». Закрепление. Разнообразие симфонической и театральной музыки. Оркестр.
1
Сообщение и
усвоение новых знаний
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
24.04
31
Раздел 1
Мир музыкального театра. Взаимопроникновение
«легкой» и «серьезной»
музыки.
1
Сообщение и
усвоение новых знаний
Знать имена
выдающихся русских и современных композиторов: С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Журбин и их произведения. Понимать жизненно - образное содержание музыкальных произведений.
Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
произведения современных композиторов. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения.
8.05
12.05
32
Раздел 1
Мир музыкального театра. Закрепление.
Многообразие
современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.
1
Сообщение и
усвоение новых знаний
Понимать жизненно-
образное содержание музыкальных произведений.
Уметь определять по
характерным признакам принадлежность муз.произведений к соответствующему жанру и стилю.
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки; Разучивание, исполнение
музыкального произведения.
19.05
33
Раздел 1
Мир музыкального театра. Интонационно-образная,
жанровая, стилевая основа музыки.
1
Сообщение и
усвоение новых знаний
Знать специфику лирических, эпических, драматических
Фронтальный
Устный опрос
Слушание,
восприятие музыки;
15.05
25.05
34
Раздел 1
Промежуточная итоговая аттестация в форме тестирования
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
1
Контрольный урок
Знать/понимать:
Знать имена
выдающихся композиторов современности: И.Дунаевский, Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев,
Л.Бернстайн и их
произведения.
Уметь: сравнивать различные испол- нительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Определять по характерным
признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Выразительно исполнять песни.
Письменный
Тестирование
Исполнение
музыкальных произведений.
22.05
5.05
35
Раздел 2
</ Образы киномузыки. Творчество отечественных композиторов- песенников, ставшее
«музыкальным
символом» своего времени(И.О.Дунаевский,
А.В. Александров).
1
Обобщение
полученных знаний.
Фронтальный
Устный опрос
Восприятие
музыки. Повторение, исполнение
музыкальных
произведений.
29.05
25.05
Комплект оценочных и методических материалов для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации
Примерные задания для проведения промежуточной аттестации на 2015-2016 учебный год.
Дата проведения: 22 .05.2015
1. Кого в России называли « Русский царь- бас?»
А) Хворостовский Б) Шаляпин В) Бородин
2. Кто в 1927году был лишён звания народный артист за то, что помогал нуждающимся людям, стоящим у церкви?
А) Хворостовский Б) Суриков В) Шаляпин
3. Годы жизни С. Рахманинова
А) 1889-1945 Б) 1854- 1895 В) 1873- 1943
4. Как называлась опера С. Рахманинова, написанная для дипломной работы, а затем стала знаменитой на весь мир?
А) Цыганка Аза Б) Онегин В) Онегин
5. Кто из композиторов сочинял музыкальные произведения только для церкви?
А) Чайковский Б) Чесноков В) Бородин
6. Кто из композиторов любил очень шумную музыку и почему?
А) Бетховен Б) Моцарт В) Орф
7. Как называется жанр музыкального произведения Ф. Шуберта « Лесной царь»?
А) Опера Б) Романс В ) Баллада
8. Кто автор литературного произведения « Лесной Царь»?
А) Шекспир Б) Гёте В) Пушкин
9. Кого из французских исполнителей называли « Воробышек»?
А) Мирей Матье Б) Эдит Гассион В) Эдит Паиаф
10. Кто автор произведения « Эгмонт»?
А) Гёте Б) Бетховен В) Моцарт
11. Сколько музыкальных образов в увертюре « Эгмонт»?
А) 1 Б) 2 В ) 3
12. Количество симфоний, сочинённых П. И. Чайковским:
А) 2;
Б) 6;
В) не писал симфоний.
13. Музыкант, блестяще владеющий инструментальной или вокальной техникой:
А) скрипач;
Б) виртуоз;
В) вокалист.
14. Автор цикла произведений под названием «Времена года»:
А) М. И. Глинка;
Б) П. И. Чайковский;
В) М. П. Мусоргский.
15. Об этом композиторе Л. Бетховен сказал: «Не ручей - море ему имя!» С немецкого языка фамилия этого композитора переводится как «ручей»:
А) И. С. Бах;
Б) В. А. Моцарт;
В) Ф. Шопен.
Вариант 2
К каждому из заданий 1-15 даны 4 варианта ответа,
из которых только один правильный
1. Музыкальное сопровождение, поддержка основного голоса:
А) адажио;
Б) вариации;
В) аккомпанемент.
2. Этого великого австрийского композитора часто называют «отцом симфонии» (их у него 104):
А) В. А. Моцарт;
Б) Й. Гайдн;
В) Л. Бетховен.
3. Консерватория, в которой учился П. И. Чайковский:
А) Московская;
Б) Петербургская;
В) не учился в консерватории.
4. Слова «Музыка - душа моя!» сказал:
А) А. П. Бородин;
Б) П. И. Чайковский;
В) М. И. Глинка.
5. Последнюю, 41-ю симфонию В. А. Моцарт назвал:
А) «Юпитер»;
Б) «Марс»;
В) «Сатурн».
6. В расцвете творческих сил С. В. Рахманинов был вынужден навсегда покинуть Россию:
А) в 1917 году;
Б) в 1937 году;
В) в 1943 году.
7. Автор симфонической сюиты «Шехеразада» по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь»:
А) М. И. Глинка;
Б) Н. А. Римский-Корсаков;
В) П. И. Чайковский.
8. Кто назвал 14-ю сонату Л. Бетховена «Лунной»:
А) его возлюбленная Джульетта Гвиччарди;
Б) поэт-романтик Людвиг Рельштаб;
В) сам композитор?
9. Сюжет оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинке предложил:
А) А. С. Пушкин;
Б) А. А. Фет;
В) В. А. Жуковский.
10. Из перечисленных произведений П. И. Чайковского не является балетом:
А) «Щелкунчик»;
Б) «Пиковая дама»;
В) «Лебединое озеро».
11. Один из замечательных французских композиторов очень любил животных и даже написал сюиту «Карнавал животных». Это:
А) Ж. Бизе;
Б) К. Сен-Санс;
В) Л. Делиб.
12. Норвежский драматург Генрик Ибсен прославился благодаря своему соотечественнику -композитору, написавшему на основе его поэмы сюиту «Пер Гюнт». Этого композитора зовут:
А) Ф. Шопен;
Б) Э. Григ;
В) Ф. Шуберт.
13. Основатель и первый директор Московской консерватории:
А) Антон Григорьевич Рубинштейн;
Б) Николай Григорьевич Рубинштейн;
В) Пётр Ильич Чайковский.
14. Сочинитель музыки:
А) музыкант;
Б) виртуоз;
В) композитор.
15. Л. Бетховен написал на текст оды «К радости» Ф. Шиллера финал:
А) 3-й симфонии;
Б) 6-й симфонии;
В) 9-й симфонии.
Аннотация
к рабочей программе 6 класса по музыки (учитель Фаррахова Г.Г.)
на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по предмету «Музыка» в 6 классе с учетом отведения 1 час в неделю с общим количеством 35 часов в год составлена по авторской программе Программы для общеобразовательных учреждений. «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская\ Москва, Просвещение, 2011
Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Планируемый результат:
Знать/понимать:
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации по музыки в 6 классе проходит в конце учебного года в форме тестирования.
Структура рабочей программы : титульный лист, пояснительная записка , календарно-тематическое планирование.
Лист учета выполнения содержания КТП