7


  • Учителю
  • Конспект урока по музыке в 6 классе «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов».

Конспект урока по музыке в 6 классе «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №21, г. Иваново.

Учитель музыки - Тарасова Надежда Николаевна.

Урок музыки в 6 классе.





Урок №7. «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов».



(УЧЕБНИК стр.30-37.)

Повторение:

  • С какими образами, созданными великим певцом Ф.И.Шаляпиным мы познакомились на прошлом уроке? (Иван Сусанин, Фарлаф, Варяжский гость.)

  • Каким по тембру голосом он обладал? (Высокий бас - баритон.)





Работа над новым материалом. Слайд №1.

Тема нашего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов». Запишите.

  • Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР? Слайд №2.

Фолькло́р (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.



ФОЛЬКЛОР делится на две группы - обрядовый и не обрядовый. доп.щелчок.

К обрядовому фольклору относятся:

  • календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

  • семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания</<font face="Times New Roman, serif">),

  • окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю - например, засухи, мора скота).



Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времён года, начало и конец сельскохозяйственных работ - сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII- XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.



Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов - старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)



Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси. Слайд №3.

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, всё равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребёнка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.





Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Послушаем обработку русской народной песни Михаила Матвеева «Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж.Бичевской. Слайд №4.

Звучит песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

(текст на слайде). Запишите название.

  • Какое настроение создаёт эта песня? (Очень волнительное, тревожное…)

  • Эта песня построена в форме монолога невесты? (Нет, есть диалог девушки и матери.)



Рассмотрим мелодический рисунок в нотном тесте на стр.30.

  • Что вы видите? (Ответы детей, анализируют нотную запись и указания.)

Первая строчка - обращение к матери - очень скоро, вопросительно, вторая и третья строчки - обращение к дочери - сдержанно, медленно.



Вот такая таблица с характеристикой у меня получилась. Посмотрите: Слайд №5.



  • Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? (Не хочется без любви выходить замуж, расставаться с родителями…)

Запишите: песня построена на диалоге: тревожное обращение дочери, и успокаивающие ответы матери.





А сейчас мы послушаем русскую народную песню на эти же стихи. Нотный текст на стр.30 - 4-ый вариант.

  • Что скажете после прослушивания в сравнении с композиторской песней? Слайд №6.

Звучит русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

(Песня звучит очень сдержанно, строго, довольно широко и распевно, нет такого драматизма, как в песне Матвеева…)

Запишите название песни. И характеристику.



  • В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой драматический? (В песне композитора - драматический, народная песня имеет эпический характер.)



Слайд №7. В песне поётся о тяжёлой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям (выгоден был либо богатый (знаменитый) жених, либо богатая невеста). Песня «Матушка…» рассказывает не только о переживаниях дочери - невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда её саму насильно выдавали замуж, и теперь, когда она выдаёт так же свою дочь. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.





Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.

Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их.

  • Почему отец с радостью выдаёт дочь замуж?

  • Почему дворянин женится на купеческой дочери?

  • Как художник подчёркивает богатство и роскошь купеческого дома?

Рассмотрите и мелкие детали в картине.

  • Какова их роль? Что они подчёркивают, детализируют?

  • Как художник относится к происходящему?

(Жених - беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Тяжёлый, неподвижный взгляд, в котором читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие.

Невеста - мягкая женственность, изящество, очарование юности.

Горничная - сочувствует барышне, соболезнует, волнуется за её судьбу.

Отец - угодлив, с готовностью отдаёт дочь за старого майора-дворянина.

Кошка зазывает гостей. Вино и фужеры на стуле - не успели подготовиться к встречи гостя. Украшения невесты выставлены напоказ, чтобы похвалиться богатством. Стул - ножки стула выгнулись точь - в - точь, как ноги жениха, будто мебель передразнивает промотавшего своё состояние майора.

Художник иронизирует, подшучивает над героями).



Мы видим, что все фигуры расположены симметрично по отношению к центру. Найдите центр картины.

  • Чья фигура выбивается из центра, из симметричного построения?

(Дочь, которая в порыве бежит к «спасительным» дверям, ведущим в глубину комнаты).

Все герои картины находятся в движении, и картина как бы оживает, благодаря закономерному чередованию элементов, которое называется в изобразительном искусстве - ритмом.



Слайд №8. Картина «Неравный брак» - одна из самых распространённых и известных, которая тоже отражает те чувства, которые испытывает девушка, когда её выдают замуж не по любви.





На стр.31 учебника мы тоже видим две картины. Рассмотрите их. Слайды №9-10.

  • Опишите картины.

  • Какие эмоции переживают героини этих картин? (Смятение и тревогу на 2-ой картине, покорность - на первой картине).

  • Попробуйте предположить и высказать свои мысли по поводу того, каков диалог героев, которых мы видим на картинах? (Ребята высказывают свои предположения.)

  • Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? (Да, очень схожи настроения, особенно со 2-ой картиной.)



Может кто желает разыграть песню по ролям? Выступить в роли матушки и дочери.

(Желающие исполняют песню.)





А сейчас прочитаем текст учебника на стр.30-31. Чтение.

А тепер откройте стр.32-33. «Песня в свадебном обряде». Прочитаем текст на этих страницах.

Чтение.

Такие русские народные песни как «Ты река ль моя, реченька» или «На море утушка купалася» создали образ светлой грусти, печали, нежности, задушевности.

Послушайте фрагмент песни «Ты река ль моя, реченька». Слайд №11.

Звучит фрагмент песни. Запишите.



Откройте стр.34-35.

Свадебные хоры из опер также воссоздают народный обряд. Сейчас мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.

  • Попробуйте определить, какой из хоров имеет лирический образ, а какой величальный.

  • Как вы думаете, в каком хоре композитором использована русская народная песня?

Звучит хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского

Слайд №12. Запишите.

Звучит хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Слайд №13. Запишите.

(Ответы ребят).



Слайд №14.

Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу в тетради..

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера - это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.



Итог урока:

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки и русской народной песне «Ты река ль моя, реченька».







Д/З - записи в тетради повторить.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал