- Учителю
- Урок музыки в 8 классе «Современность в музыке»
Урок музыки в 8 классе «Современность в музыке»
8-й КЛАСС. I СЕМЕСТР.
Что значит современность в музыке?
Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «современность» в музыке.
Задачи образовательные: формирование понятий «современность в музыке», «качество музыки», умение определять в дальнейшем звучание концерта «Времена года» А.Л. Вивальди; расширение знаний о творчестве Вивальди, эпохе барокко.
Задачи развивающие: развитие образной памяти на классическую музыку, в частности на стиль музыки эпохи барокко; логического ассоциативного мышления; гибкости и быстроты мышления; овладение вокально-хоровыми навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразительного исполнения. Межпредметные связи (мировая художественная культура, история).
Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Оборудование и музыкальный материал: компьютер, мультимедийные слайды, музыкальный центр, записи концерта «Времена года» А.Л. Вивальди как в оригинале, так и в обработке Ванессы Мэй. Ноты песни А. Городницкого «Атланты».доска, мел.
Структура урока:
-
организационный момент;
-
объяснение нового материала в форме творческих заданий;
-
закрепление изученного материала;
-
диагностика;
-
оценивание.
Виды деятельности учащихся:
-
выполнение творческих заданий;
-
слушание;
-
вокально-хоровая работа.
Методы обучения: обобщение; словесный; наглядно-слуховой; анализ; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создания проблемно-поисковых ситуаций.
Ход урока
I. Приветствие в форме вокализации учителем: «Здравствуйте, ребята» и двухголосного ответа учащихся: «Здравствуйте».
Учитель. Вы уже имеете большой опыт общения с музыкой, поэтому вам будет несложно определить эпоху или имя композитора следующего произведения и проанализировать его образный строй, характер и те мысли, которые хотел этот композитор донести до нас.
П. Слушание скрипичного концерта «Лето»,ч.3 (allegro) А.Л. Вивальди (3 минуты).Показ слайда №2.
Учитель. Итак, на какую известную вам эпоху указывает стиль музыкального произведения?
Учащиеся. Эпоху барокко.
Учитель. Почему вы так решили?
Учащиеся. Потому что звучат скрипки; мелодия ярко выражена, полифонический характер звучания.
Учитель. Для скрипки в полифоническом складе сочиняли многие композиторы, Бах достиг высочайшего совершенства музыки в этом роде. Сегодня мы будем говорить с вами не о Бахе , а его современнике - Антонио Лючио Вивальди, а также об эпохе барокко. Эпоха барокко прославилась в истории мировой музыкальной культуры прежде всего именами двух крупнейших композиторов - Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха. Показ слайда№3. Поговорим о характере, образах музыки, которые хотел передать А. Л. Вивальди.
Учащиеся дают различные ответы, на основании которых учитель, несколько корректируя, делает вывод о том, что музыка Вивальди глубоко человечная, полная небывалой до него в музыке эмоциональной силы, вступала в резкое противоречие с господствующими в ту пору сухими нормами средневековой церкви.
Почти современники (Бах был моложе Вивальди всего на семь лет), они были во многом схожи в творческой судьбе. Показ слайдов с подборкой сведений о жизни Вивальди(№№4-8).
Показ слайда №9.
Учитель рассказывает материал о строении концерта. Показ слайда №10.
Учитель. Вам сложно было воспринимать музыку Вивальди, понятна она вам?
Учащиеся. Воспринимать легко, музыка понятна.
Учитель. Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана три века назад. Многие современные музыканты обращаются к творчеству классиков, переосмысливая его заново, делая его понятным для современного слушателя. В середине 80-х годов уже делались попытки "осовременить" классиков. некоторые из них с треском провалились. Сегодня мы познакомимся с творчеством скрипачки Ванессы Мэй. Показ слайда№ 11-12. Краткие сведения. Итак, «вторая жизнь классической музыки в творчестве Ванессы Мэй».
Учитель. Итак, что изменилось в музыке Вивальди в обработке Ванессы Мэй?
Учащиеся. Да. Добавилась современная ритмическая установка, усилилась роль ударных инструментов.
Учитель. Изменился стиль музыкального произведения?
Учащиеся. Музыка стала ближе к современной музыке. Добавились шумовые эффекты - звук удара, напоминающей то ли стук открытой форточки во время грозы, то ли раскат грома. Осталась неизменной форма и мелодия Вивальди, смысл музыкального произведения. Осталась солирующая скрипка.
В связи с этим предлагаю вам письменно выполнить следующее задание: составить логическую цепочку или несколько ее вариантов для ассоциативного перехода через три-четыре промежуточных понятия от слова «современность» к слову «Вивальди». Возможна обратная последовательность: «Вивальди - современность». Показ слайда № 13 с заданием.
За более оригинальную, интересную цепочку я поставлю оценку, также оценю того, кто придумает больше вариантов последовательного перехода . На выполнение работы дается 5 минут.
Учащиеся придумывают варианты логического перехода и записывают их.
Приведем несколько ответов:
Современность - жизнь; жизнь - красота; красота - музыка; музыка - Вивальди.
Современность - мир; мир - вечность; вечность - Вивальди.
Вивальди - чувства; чувства - восприятие; восприятие - действительность; действительность - современность.
Учитель. Исходя из ваших вариантов логических цепочек мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на временную отдаленность Вивальди и его музыки от нас, мы можем рассматривать этого композитора как актуального, современного, воспитывающего вечные, глубокие темы жизни, счастья, красоты природы, человеческого достоинства, силу духа.
Теперь учитель предлагает послушать песню автора-исполнителя А. Городницкого «Атланты». Постарайтесь определить её общее настроение и идею.
III. Слушание песни в исполнении учителя. Показ слайда №14-15 с нотами и словами. (4 мин).
Учащиеся после прослушивания обмениваются впечатлениями, характеризуют песню как светлую, но тревожную, добрую, душевную, воспевающую идею стремления к миру, счастью.
Приёмы разучивания: вокализация на «ду» (выявляем особенности строения фраз и мелодии, кульминации. (7 минут). Исполнение 1,2,3 куплетов.
-
Диагностика: чтобы сделать вывод о знаниях, полученных на сегодняшнем уроке, учитель просит на листочке каждого учащегося самостоятельно дать ответ на вопрос нашего урока: «Что значит современность в музыке?». Желательно, чтобы были приведены примеры. (Листочки собираются для оценивания.)
VI. Домашнее задание: написать в тетради, какие композиторы прошлого и их произведения, на ваш взгляд, современны и на сегодняшний день.
Критериями оценивания будут активность учащихся на уроке, количество правильных ответов, качество выполнения творческих заданий: быстрота, оригинальность и многовариантность , логика. Отметки могут быть выставлены также, исходя из содержания проверочной работы (диагностики).