7


  • Учителю
  • Освоение вокально-технических навыков с детьми на уроках постановки голоса и хора

Освоение вокально-технических навыков с детьми на уроках постановки голоса и хора

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Когда я начала работать с детьми по таким дисциплинам, как: постановка голоса, сольное пение, народный хор - я очень волновалось. Перечитала огромное количество литературы по работе с детским голосом. Ведь главная задача педагога-хормейстера не испортить детский вокальн
предварительный просмотр материала

муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Курчатовская школа искусств»


Методическая разработка на тему: Освоение вокально-технических навыков с детьми на уроках постановки голоса и хора.

Разработала преподаватель

МКОУ ДОД «Курчатовская ДШИ»

Баскина Юлия Алексеевна



Курчатов - 2014


Содержание.

1.Пояснительная записка............................................с.3

2. Цели и задачи..........................................................с.4

3. Психофизиологические особенности детей разных возрастных групп.............................................................................с.5

4. Формирование певческого дыхания.......................с.7

5. Работа над дикцией и артикуляцией....................с.12 6. Упражнения на дикцию..........................................с.13

7. Работа над навыком многоголосного пения..........с.17

8. Вокально-хоровые упражнения.............................с.19

9. Из опыта работы....................................................с.22 10. Список литературы................................................с.23

11. Приложение (сценарии к календарно-тематическим мероприятиям ("Праздник проводов зимы - "Масленица" и "Рождество. Колядки")......................с.24

Пояснительная записка

В настоящее время многие дети среднего возраста мало знают народных песен, традиций и обрядов русского народа. Сегодня средствами массовой информации насаждается низкопробная отечественная песенная и чужая праздничная культура (праздники "Хэлуин", "Святого Валентина", "Патрика" и др.), что негативно отражается на кругозоре подрастающего поколения в области празднично-песенной культуры.

Обучение народному пению и народным традициям является одной из форм освоения отечественной культуры. Песня занимает главное место в музыкальном фольклоре. Именно в песне отражена жизнь человека, стремление к добру, счастью. С помощью песен можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребёнок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. Народная песня, рождённая голосом, прошла естественный отбор голосами многих поколений. Ей присущи плавность голосоведения, тембральная окраска, удобство тесситуры. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, активно использовался в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для воспитания и развития детей. Закладывая у детей знания народных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, который формирует основы культуры.

Таким образом, актуальность и востребованность данной методической разработки продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности.


Основные цели и задачи.

ЦЕЛЬ:

- формирование и развитие вокально-исполнительских навыков и умений;

- формирование естественного, открытого звука, основанного на разговорной речи с приоритетом смысловой интонации;

- формирование и развитие навыка пения в ансамбле;

- формирование художественного вкуса;

- формирование личности на основе вокальной хоровой культуры.


ЗАДАЧИ:

- постановка певческого дыхания;

- развитие диапазона и звукового объема певческого голоса;

- развитие точного интонирования;

- выработка чёткой и эмоциональной дикции;

- развитие творческой индивидуальности;

- выработка навыков сценического мастерства.

Психофизиологические особенности детей возрастных групп

Младший школьный возраст. Начинать работу нужно с детьми в возрасте 6-9 лет. Это младшая возрастная группа. В этом возрасте дети ещё не получили вредных певческих навыков, они более раскрепощены, чем дети старшего возраста в плане своих эмоций и движений. У детей 6-7 лет преобладает головное резонирование. В процессе вокальных занятий голосовая мышца у ребёнка развивается и появляется грудное резонирование. Стоит отметить, что дети в этом возрасте имеют узкий диапазон голоса: - в объеме терции. Практика работы показывает, что при правильной работе педагога петь в народной манере может каждый ребёнок, даже "гудошник".

Начинать работу с детьми этого возраста следует с игрового материала. В процессе игры педагог не навязывает варианты мелодических оборотов, не добивается чистого интонирования - они появятся сами собой. Репертуар составляют заклички, дразнилки, потешки, так как исполнение этих произведений находится на грани между речевым и мелодическим интонированием.

Считалки не поются, а громко проговариваются, заклички - энергично выкрикиваются, дразнилки исполняются на 2-3 звуках. Очень важно, чтобы дети старались чётко произносить слова с различной речевой интонацией (весело, с удивлением и т. д.).

В возрасте 8-9 лет у детей укрепляется голосовая мышца, а также координация движений.

В репертуар можно брать произведения, в тексте которых присутствует диалог. В процессе игры дети поют, одновременно накапливают слуховой опыт, тренируют голосовой аппарат, и, что немаловажно в дальнейшей работе, передают при помощи интонации содержание музыкального произведения и красоту мелодии.

В младшей возрастной группе основу репертуара составляют игры, игры-хороводы, календарный фольклор (колядки, заклички), колыбельные (с куклами), хороводные песни (в узком диапазоне), а также частушки детского поэтического содержания.

Хочется отметить, что дети часто фальшиво интонируют. Это происходит от недостаточной координации слуха и голоса. Педагог должен набраться терпения и добиваться чистого интонирования.

Средний школьный возраст.

Как показывает практика, работа с школьниками этого возраста - (10-13 лет) - наиболее благодатный период. У детей активно развивается голосовой аппарат, формируются навыки к слухового анализа, улучшается музыкальная память. Дети в этом возрасте обладают более ярко выраженными вокальными данными, голоса отличаются яркостью, тембральной окраской, диапазон становится шире.

Если преподаватель работал с детьми начиная с младшего школьного возраста, то поставленные вокальные задачи усложняются. Нужно заниматься расширением вокального диапазона учащихся, вырабатывать навыки цепного дыхания и кантилены, работать над исполнением двухголосия (канон, бурдон, параллельные терции).

В репертуар среднего школьного возраста следует брать игровые хороводы, песни хороводно-плясового жанра с нешироким диапазоном, календарные песни, частушки.

Если педагог начинает работать с детьми в возрасте (10-12лет), то он должен учитывать ряд следующих моментов:

- дети уже могут иметь вредные вокальные навыки, из-за подражания эстрадным исполнителям;

- бывают эмоционально зажаты, так как с ними не занимались раскрепощением раньше, дети обращают внимание на то, как на них посмотрят окружающие;

- имеют дефекты в пении из-за неправильной работы с ними раньше.

Всё это создаёт определённые трудности в работе руководителя ансамбля. Сегодня вопрос стоит таким образом, что преподаватель должен очень заинтересовать детей, увлечь, развить желание заниматься народно-песенным творчеством.

Старшая возрастная группа.

В эту возрастную группу входят дети 13-16 лет. У детей начинает изменяться физиологическое состояние голосового аппарата. Начинается мутационный период. Иногда он длится несколько месяцев, а иногда протекает незаметно, почти безболезненно для голоса. Как правило, у девочек этот период проходит более гладко, чем у мальчиков, но может повториться в 15-16 лет. Педагог обратит внимание на то, что звонкость и полётность звука уменьшится, может появиться сипота, хотя отметится расширение диапазона. Постепенно голос приобретёт индивидуальные качества: тембральную окраску, грудное звучание. Особенно остро мутация протекает у мальчиков (от 6-8 месяцев до 2-3 лет). Голос опускается минимум на октаву, у некоторык возникают болезненные состояния. Встречаются случаи, когда подростки жалуются на то, что голос "не слушается". Нужно быть очень внимательным, осторожным к голосу ребёнка, работать в щадящем режиме. Если мутация у ребёнка протекает болезненно, то ему лучше не петь или частично исключить рабочий режим.

В после мутационный период, когда "ломка" голоса завершена, следует бережно, постепенно, при помощи специальных певческих упражнений закреплять и потом расширять диапазон звучания. Очень важно в этот период уберечь голоса детей, занятия сократить по времени, но репетиции проводить чаще. Педагог должен вести работу над звуковедением, опорой звука, певческим дыханием, навыками пения многоголосия.

Как отмечалось ранее, голоса детей в этом возрасте приобретают тембральную окраску. Нужно добиться единого хорового звукоизвлечения, произношения, слитности голосов и т. д.


Формирование певческого дыхания.

В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Работа над ней - главная задача педагога. Народное вокальное мастерство создавалось многими поколениями и передавалось из уст в уста (методом обучения было перенимание). В современной работе с хоровым коллективом это достигается систематическим обучением и тренировкой, при помощи специальных упражнений под контролем хормейстера. Певческая работа складывается из многих компонентов: певческой установки, певческого дыхания, атаки звука, приёмов звуковедения, строя хора, ансамбля.

Певческая установка.

На самых первых занятиях я объясняю детям, как правильно сидеть во время пения на уроке, т. к. главное условие певческой установки - правильное положение исполнителя. От детей требуется старание сидеть прямо, не опускать и не запрокидывать голову, держать спину прямо, плечи расправить. Нельзя сидеть нога на ногу, т. к. это сковывает певческое дыхание. В связи с тем, что занятия проходят с детьми, то естественно долго сидеть на одном месте они не смогут, следовательно нужно каждые 10 минут менять вид деятельности ( петь сидя, стоя, в движении).

Певческое дыхание.

По вопросам где петь, как и куда брать дыхание, как расходовать, как открывать рот и укладывать язык и т.д., что немаловажно знать, можно найти в следующих работах:

А. Вербов "Техника постановки голоса",

Л. Шамина " Работа с самодеятельным коллективом",

Н. Мешко "Работа с детским хором",

Н. Мешко " Искусство народного пения" и др.

Детям младшей возрастной группы я не рассказываю весь процесс певческого дыхания, а предлагаю простейшие упражнения, которые произвольно организуют принцип дыхания, например:

№1 Изобразить, как дышит собачка. Положить руки на нижние рёбра и полуоткрыв рот, высунув язык начать дышать. Дышим вместе с ребёнком. Можно изображать какие-либо действия. Собака прибежала к хозяину радостная или уставшая и т. д. Когда ребёнок почувствует движение нижних рёбер диафрагмы, можно начинать подражать голосам животных: собаке (гав-гав), корове (му-у), овце (бе -е -е), и др.

№2 Ребёнок представляет, что он нюхает цветок. Вдох медленный глубокий, выдох активный на звук "а".

№3 Упражнение "паровоз" -" попыхтеть": "п - п - п - п - п" и последний раз протянуть - выдохнуть.

№4 Громко за учителем повторять гласные звуки: а, о, е,ё, у, э и т. д.

№5 Поиграть на кугиклах.

№6 Изобразить сирену скорой помощи на распетый слог "э - э -эх!"

№7 Выполнить речевые упражнения (в игровой форме), при этом следить за диафрагмой и речевой интонацией.

а) Р. - Это кость моя! Отдай!

У. - Ты кусаться? Голос!

Р. - Гав, гав!

У. Голос!

Р. - Гав, гав!

б) Ноющие интонации в голосе.

У. - Тебя укусила пчела?

Р. - О - ё - ё й!

У. Больно?

Р.- Да-а-а...

в) " - Лена, Юля, Оля, Ира, Аня" - проговорить плавно, нараспев,

" - Айда гулять!" - сказать активно, чётко.

е) Разучивать небольшие попевки в форме диалога:

- ку- ро- чка, ря-бу-шка, ку- да по(о) - шла(а) ты? - На мель-ни-цу.

- ку- ро- чка, ря-бу-шка, за-чем по(о-о-о)-шла? - Да за водой.

- ку- ро- чка, ря-бу-шка, ко-му во(о-о-о)-да? - Деткам маленьким.

- ку- ро- чка, ря-бу-шка, ре-бя-та чьи? - Мои! Они пить хотят, на всю улицу кричат!

-Си-дит за-яц бе-лый хвост. "Где ты был?" - " Ко-сил о-вёс."

- "Где о-вёс?" - " жу-ра-влик съел." - "Где жу-ра-влик?" - "У-ле-тел."

Детям средней возрастной группы говорю о роли вдоха и выдоха в формировании звука. Рассказываю о типах дыхания. Это делаю для того, чтобы дети осознанно следили за своими действиями и совершенствовали навыки вокального дыхания.

Певческое дыхание можно воспитывать следующими способами:

а) развивать дыхательную мускулатуру специальными упражнениями;

б) развивать дыхание на вокальных упражнениях.

№1 Взять вдох в живот ( "дышим пупком"), одна рука на животе, другая на рёбрах, которые следят за расходованием выдоха на согласный звук "с" произносим выдох. На счёт "раз" - вдох, на "десять" - выдох. Далее продолжаем работу с нажимом на выдох.

№2 Взять вдох в живот и в момент выдоха проговаривать скороговорку: "Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. " Стараться довести счёт до максимального количества Егорок.

№3 Упражнение "восьмёрочки". Взять вдох в живот, в момент выдоха проговаривать счёт до восьми восемь раз подряд.

№4 Приёмы на формирование определённой гласной:

а) Задержать гласную с нажимом в брюшной полости.

б) Упражнение "Качели". Объясняю детям, "Сажаем гласную букву на качели,и толкнув их вперёд, сбрасываем её". В упражнении можно использовать такие междометия, как: ой-ёё-ой, ай-яя-ай, ох-хо-хо, эх, ой-да, ай-да и т. д. Данное упражнение помогает ощутить опору звука не на гортани, а в брюшной полости.

После нахождения осмысленной тембристости в без высотном произношении, можно переходить к высотным распевкам.

№1 Е- йе-йе ой да, я-йя-йя ай да, я-йя-йя ай да, е-йе-йе ой-да.

В процессе пения нельзя разрешать детям кричать, надо научить их петь на "опоре", ровным, непрерывным звуком. Пропевать по полутонам вверх и вниз.

№2 А - ох - хо.

№3 Ве-ре-я мо-я, ве-ре-я, ве-ре-ю-шка мо-я.

№4 Ты мо-ло-дчик, мо-ло-дчик ты мой, раз-мо-ло-де-нький ку-дря-ве-нький.

Для укрепления дыхания и выработки непрерывно льющегося звука - кантилены- можно использовать следующие попевки. Петь на любую гласную. Пропевать по полутонам вверх и вниз.

№5

№6

Важно концентрировать внимание на плавном движении звука вперёд. Избегать подталкивания голоса при переходе от звука к звуку. Должен быть единый звукопоток и одна гласная, произнесённая вначале и энергично пропетая до конца. После упражнений можно переходить к знакомой лирической песне.

Работа над дикцией и артикуляцией.

Пение - вид музыкального искусства, в котором слово и музыка органически связаны. Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение каждой гласной и согласной буквы в отдельности, а также слов и фраз в целом. Результатом работы над дикцией является донесение до слушателя не отдельных слов или фраз, а заключённой в них мысли.

Основой народно-певческой дикции является предельно экономный способ произношения - упругий, собранный. Текст нужно произносить твёрдым кончиком языка.

Работая с детским коллективом следует отметить, что есть дети с невнятным произношением слов, с носовым призвуком произношения. На это следует обращать внимание, и давать посильные задания, корректирующие данные проблеммы, напромер скороговорки, при помощи которых отрабатывается навык "мелкой дикции" .

Мы часто говорим: "Старайся петь, как говоришь", но следует знать разницу между разговорной речью и певческой. В пении все гласные и согласные пропеваются, растягиваются, а разговорная речь - скороговорочная. Я думаю, что прозвучавшее слово зависит от правильно сформированного звука, а отсюда и активный посыл произношения. Какими бы утомительными не казались вокальные упражнения, они приносят пользу в произношении отдельного слова, предложения в целом. Существуют определённые факторы, влияющие на дикцию:

1. Тесситура (в высокой тесситуре сложно произносить текст).

2.Сила звука (при исполнении "пиано" - дикция теряется).

3. Темп.

4. Наличие аккомпанемента.

5. Сочетание пения со сценическим действием.

Для тренировки артикуляционного аппарата я беру различные физические упражнения для тренировки мышц языка, нижней челюсти, а также скороговорки и считалки на произношение согласных.

Упражнения для работы над дикцией см. в приложении.

Хочется обратить внимание на следующие моменты: певческое дыхание, формирование звука, дикция, - все это является одним целым в исполнении песни. В работе над выбранным произведением нельзя отрываться от творческой, художественной цели. Я часто обращаю внимание детей на то, что песню нужно непросто петь, её нужно "играть, как играют её в народе", - голосом, словом, мимикой, движением.

С ребятами, которые занимаются в ансамбле народного пения, мы часто обсуждаем инсценировку или разводку к какой-либо песне. Считаю, что таким образом у детей развивается образное и художественное мышление.

Упражнения на дикцию.

физические упражнения

№1 Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающимися движениями, а затем движениями имитирующими утюг, гладящий бельё. Через несколько минут вы почувствуете тепло и прилив энергии.

№2 Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотнт прилегать к зубам. (Упражнение делать по 10 раз в каждую сторону)

№3 Слегка сомкните губы и вытяните их вперёд (губы - "поцелуйчики"). На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки или мычание коровы. Выдувание звука должно быть мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы почувствуете лёгкое щекотание на губах.

Упражнение на тренировку мышц языка.

№1 Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка - у нижних передних резцов. На счёт "раз" кончик языка поднимается к основанию верхних передних резцов, на счёт "два" язык опускается в исходное положение, кончик языка упирается в нижние резцы. На счёт "три" кончик языка роднимается к альвеолам (углубление в челюсти, в котором находится корень зуба), на "четыре" - принимает исходное положение. На "пять" кончик языка находится за альвеолами, а на"шесть" принимает исходное положение.

Упражнения для работы над согласными звуками

№1 Произнесение твердых согласных.

Би-бэ-ба-бо-бу-бы, пи-пэ-па-по-пу-пы.

Бе-бя-бё-бю, пе-пя-пё-пю.

Би-пи ,бэ-пэ, ба-па, бо-по, бу-пу.

Ди-дэ, да-до, ду-ды.

Ти-тэ, та-то, ту-ты.

Тиди - тидди, тэдэ - тэддэ, тада - тадда.

Ги - гэ- га - го - гу - гы.

Ки - кэ - ка - ку - ку - кы.

Ге - гя - гё - гю.

Ке - кя - кё - кю

Зи - зэ - за - зо - зу - зы и т.д.

№2. Произнесение свистящих и шипящих.

Си - сэ - са - со - су - сы.

Иси - эсэ - аса - осо - усу - ысы.

Ис - эс - ас - ос - ус - ыс.

Се - ся - сё - сю.

Есе - яся - ёсь - юсь и т. д.

Упражнения №1 и №2 можно исполнять вокально, пропевать гласную в сочетании с согласной на отдельных звуках, контролируя активность дыхания.


Скороговорки и поговорки на произнесение твердых согласных.

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Ткёт ткач ткани на платоток Тане.

3. Ушёл Прокоп - кипел укроп, пришёл Прокоп - кипел укроп,

Как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипел укроп.

4. У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.

Скороговорки на произнесение свистящих и шипящих.

1. Не велика птица-синица, да умница.

2. Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

3. Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

4.Кому пироги, да пышки, а кому синяки да шишки.

Скороговорки, пословицы и поговорки на мягкие согласные и звуки "л" и "р".

1. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

2. Пока битва впереди, храбрецов хоть пруд пруди.

3. Проворонила ворона воронёнка.

4.Кто гостей не любит звать, тому радости не знать.

Скороговорки на согласные "т, н, к, п, в, б".

1. У тетерева тетеревята.

2. Около кола колокола.

3. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

В фольклорных песнях южнорусской традиции часто встречаются огласовки в сочетании с комбинированными гласными, когда поётся "средняя гласная". Я предлагаю детям для развития этого навыка проговаривать тексты песен скороговоркой, например:

За - п(ы) - ле - ти - ся п(ы) - ле - те- н(и), за - п(ы) - ле - ти - ся,

За - ве - р(ы) - ни - ся т(ы) - ру - ба зо - ло - та - я,

До - га - да - йся ку - ма мо - ло - да - я и т.д.

Работа над навыком многоголосного пения.

Хоровое пение - это прежде всего пение многоголосное. Однако в младшем школьном возрасте добиться даже уверенного двухголосия бывает нелегко. Пожалуй, это одна их трудных проблемм, с которой сталкиваются учителя.

В песнях с двухголосной основой большинство участников хора или ансамбля исполняют нижний голос. Эта традиция связана с тем, что высокий голос по силе звучания вполне уравновешивается с большим числом низких голосов. Кроме того, основное мелодическая тема в таких песнях находится в нижнем голосе. Чем увереннее и устойчивее звучат нижние голоса, тем легче высокому голосу.

В песнях с трёхголосной основой нижние голоса также составляют большинство. Крепкое, твёрдое звучание нижних голосов является условием хорошего строя.

Особое внимание в работе над многоголосием обращаю на окончание фраз, т. к. они заканчиваются унисонами, которые являются как бы опорными пунктами для последующего развития мелодического материала.

Перед учителем всегда встаёт вопрос - "С каких песен лучше начинать обучение многоголосию?!"

Самый простой вид, с которого следует начинать - "педальное двухголосие", в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора.

Например, р. н. п. " Поставила ведёрочки" (сб. Мы играем и поем. С. Пушкина)

По-ста ви-ла ве-дё-ро-чки на ля-ду, по-ста-ви-ла ве-дё-ро-чки на ля-ду

Сначала учитель поёт с детьми первый и второй куплеты, добиваясь свободного исполнения. Как только песня зазвучала, -"включаем педаль". Чтобы дети не утомились однообразным заданием, желательно включать в пение элемент игры. Разбить учеников на две группы. Одна - птички, исполняют мелодию, другая - рыбки, исполняют педаль. Все вместе поют куплет, а припев поочереди птички или рыбки. После уверенно выполненного задания попросить детей спеть всех вместе и куплет и припев. Такой приём позволит добиться лёгкости и непринуждённости в исполнении эпизодического двухголосия.

Из опыта работы могу сказать, что ребята любят петь каноны. Это ещё один вид работы обучения многоголосию. Берём например канон "Веники".

Ве-ни-ки, ве-ни-ки, ве-ни-ки - по-ме-ли-ки на пе-чи ва-ля-ли-ся с пе-чи о-бо-рва-ли-ся.

"Кум Га-ври-ла, Кум Га-ври-ла, - я Га-ври-ле го-во-ри-ла - ве-ре-тё-на не то-че-ны, в

ба-не ве-ни-ки мо-че-ны".

Это игровая песня. В процессе исполнения вместе с учителем дети запоминают музыкальную тему. Затем делим учеников на две группы. Одни - соловьи, другие - жаворонки. По сигналу педагога начинают петь соловьи, и потом с опозданием на четыре такта вступают жаворонки. Такой метод позволяет добиться двухголосного пения в терцию.

Далее работа ведётся над закреплением этого навыка. Как только дети освоят этот вид деятельности, переходим к пению паралельными терциями, например:

При исполнении упражнения необходимо сначала "выстроить" первую терцию, остановившись на ней.

Затем можно переходить к двухголосному интонированию в терцию с переходом в квинту, нарпимер:

В конце попевки рекомендуется сделать остановку на последнем слоге, для "выстраивания" квинтового интервала.

Когда дети в процессе обучения овладели такими навыками, как певческое дыхание, чёткая артикуляция, устойчивое интонирование терции, кварты, квинты, трезвучий и др. - можно переходить к освоению пения в три голоса, например:

Данное упражнение развивает гармонический слух, чистоту интонирования аккорда, активизирует высокую певческую позицию.

Вокально-хоровые упражнения.

№1 На звуках примарной зоны проговаривать текст скороговорки, вкладывая в неё различный интонационный смысл. Можно исполнять с интонацией удивления, радости, испуга и т. д. Следить за удержанием дыхания, говорить посылая звук вперёд. Такое упражнение помогает выработке четкой дикции и точного унисона.

Из-за ле-са, из-за гор е-дет де-ду-шка Е-гор.

№2 Для становления гласной на протяжных нотах.

Да, да, да, да, да.

До, до, до, до, до и т. д.

№3 Для становления гласной на коротких нотах.

Да, да, да, да, да.

Е, е, е, е, е.

№4 Для выработки подвижности диафрагмы, пользоваться "сбросом дыхания".

Да, да, да, да, да.

№5 Две небольшие попевки помогают развивать подвижность голоса - одна вверх, другая - вниз. Следить за ровностью звука и высотой позиции.

Ле-бедь се- ра- я, ле-бедь се- ра- я.

Возможно использование данных попевок как вариант работы над двухголосием (пение паралельными терциями).

№6 Развитие навыка единого произношения гласных.

Я - ли, ё - ли, я, о - ли, и - ли, о.

№7 Работа над звукообразованием, ощущением грудного резонирования, опорой звука и торможением выдоха.

Я, е, я, е, я, а, э, о, я, ё.

№8 Упражнение на йотированные гласные, для точного интонирования кварты.

Е, е, е, е, е, е, е, е, е и т.д.

№9 Упражнение для чёткого интонирования квинты.

Да, да, да, да.

№10 Упражнение на развитие диапазона голоса.

Не бе - лы сне - га, во чис - том по - ле.

№11 Упражнение на дыхание, округление звука, навыка пения двухголосия в терцию. Исполнять мелодию медленно, певуче.

Да, да, да, да.

До, до, до, до.

Рэ, рэ, рэ, рэ.

Ри, ри, ри, ри и др.

№12 Упражнение на отработку упругости и чёткости языковых ударов.

Зве - не - ли зво - ны, зве - не - ли зво - ны.

Каждое из предложенных упражнений нужно петь по полутонам вверх и вниз.


из опыта работы

Когда я начала работать с детьми по таким дисциплинам, как: постановка голоса, сольное пение, народный хор - я очень волновалось. Перечитала огромное количество литературы по работе с детским голосом. Ведь главная задача педагога-хормейстера не испортить детский вокальный голос. Нужно правильно оценить вокальные качества и возможности каждого ребёнка, и "растить" голоса. Работа с детьми - это большая ответственность педагога. Он должен хорошо знать свой предмет.

Для успешной работы с детским коллективом и ребёнком в частности нужно владеть методикой обучения народному пению, методикой школьного воспитания, организацией музыкальной деятельности, знать психофизиологические особенности развития детских голосов, найти доступный подход к формированию певческого дыхания, а отсюда и выбираемые вокальные упражнения.

Пение соединяет в себе три искусства: драматическое, музыкальное и вокальное. Драматическое искусство воплощается в слове и несёт основную смысловую нагрузку. Музыкальное искусство для певца живёт в мелодии и музыкальном сопровождении. Исполняя мелодию голосом певец должен слышать и чувствовать темп и ритм с пульсацией метрических долей, лад, гармонию в песне. Голос человека - живой инструмент, находящийся внутри его организма. Он не только воспроизводит мелодию, но и пропевая текст окрашивает её смысловыми интонациями.

Объединив всё это мы создадим поэтический образ произведения, который дополняется мимикой, жестами, движением, костюмом и т. д. Это и есть конечная цель - создание высоко художественного музыкально-поэтического образа народной песни.

В своей работе я стараюсь искать, находить применять на практике новые формы работы с детским певческим коллективом.

Список литературы

1. Амосова Т. Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. М., 2006

2. Адамова Н. Слепцова Г. Народные игры для детей. Молодёжная эстрада №4, 1999

3. Барышева Г. А. Народные песни для детей младшего школьного возраста. Орёл,2008

4. Бахметьева Т. И. Детские частушки, шутки прибаутки. Ярославль, 1997

5.Веретенников И. И. Русская народная песня. Белгород, 1994

6. Веретенников И. И. Народные песни Белгородской области. Белгород, 2001.

7. Веретенников И. И. Русская народная песня в школе. Белгород, 1995

8. Гаврилова Н. А. Народные песни Курской области. Курск, 1994

9. Гилярова Н. И. Хрестоматия по русскому народному творчеству. М., 1996

10. Музыкальный фольклор и дети. Сборник М., 1997

11. Мешко Н. Искусство народного пения.Ч. 1,2. М., 1996

12. Науменко Г. Жаворонушки. Вып.3. М., 1986

13. Науменко Г. Жаворонушки. Вып.4. М., 1987

14. Науменко Г. Жаворонушки. Вып.5. М., 1988

15. Пушкина С. И. Мы играем и поём. М., 2001

16.Чабан С. Н. Особенности работы над дикцией в народно-певческом коллективе. Орёл, 2008





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал