7


  • Учителю
  • План урока по музыкальной литературе. Разбор и показ оперы

План урока по музыкальной литературе. Разбор и показ оперы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План урока по музыкальной литературе.

Разбор и показ оперы



Тема урока: Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» 1 действие

Цель урока: познакомить с оперой в целом и композиционно-драматургическими особенностями. 1 действия

Учебные вопросы: формируют задачи, необходимые для раскрытия новой темы

  1. История создания оперы

  2. Главная идея оперы

  3. Композиция оперы

  4. Содержание, структура, музыкальный язык, драматургическая роль 1 действия оперы



  1. Организационная часть

  2. Опрос

Вопросы по пройденному материалу

1). Автор оперы «Садко»

2). Участники «Могучей кучки»?

3). Сколько опер у А.П.Бородина?



  1. Изложение нового материала

А) Теоретическая часть - объяснение новой темы

Оперы «Иван Сусанин» и «Руслан Людмила» М.И.Глинки становятся первыми образцами русской классической оперы.



  1. История создания

</ Замысел создания оперы

Начало работы: 1834 г. Окончание работы: 1836 г

Премьера 27 ноября 1836 г. в Петербурге - день рождения русской классической оперы.

Сюжет и название «Жизнь за царя» предложены В. Жуковским; - дума К. Рылеева «Иван Сусанин» (1825): - подвиг русского крестьянина села Домнино (близ Костромы) Ивана Осиповича Сусанина. Он завел отряд поляков в непроходимые дебри и был убит поляками. - исторические события 1612г. Нашествие польской шляхты на Россию.

Либретто: придворного поэта Розена (при участии Н. Кукольника и В. Жуковского); в 1939 г. - новое либретто С. Городецкого (с целью убрать упоминания о царе, вере.)

Опера переименована - «Иван Сусанин». Жанр: историко-героическая опера-драма.

Время действия: 1612г. Место действия: Россия, Польша (II д.). Драматургия: конфликтная.



  1. Сюжет

М.И. Глинка (1804 - 1857) - гениальный композитор, основоположник оперной и симфонической русской классической музыки, как и А.С. Пушкин в русской литературе и поэзии. Талант М.И. Глинки созревал и сформировался в послевоенный период победоносной войны с Наполеоном в 1812 году. Данный исторический период связан с ростом освободительных идей от гнета помещиков крестьянства. Он воплотил и поднял на более высокий уровень музыкальное творчество своих предшественников. М.И.Глинка написал оперу «Иван Сусанин» в 1836 году с либреттистом Е.Ф. Розеном, но приближенные к царю настояли на названии данной оперы «Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. В 1939 году С.М. Городетский местами изменил текст и воплотил в жизнь замысел автора, восстановил прежнее название оперы. Глинка в своей героико-патриотической опере «ИВАН СУСАНИН» показал великую роль народа, его самоотверженность, его подвиги, ради освобождения Руси от польской интервенции. Он описывает, как народные массы сплотились вокруг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по их призыву и духовным благословлением патриарха Гермагена. Ещё в детстве Глинка много слышал рассказов о героизме народа и проникся любовью и уважением к простому люду. Он создал новый тип национальной оперы классического реализма. Это самобытное, уникальное, реалистическое музыкально творение периода жизни М.И. Глинки. Опера «Иван Сусанин» - первое в истории мировой музыкальной культуры, образец героической народной драмы. В основу оперы положено реальное историческое событие, крестьянина Ивана Осиповича Сусанина из села Домнино, вблизи города Костромы. Он трудился, как все крестьяне его села и пел в церковном хоре. Имел двоих детей; дочку Антониду и приемного сына Ивана. Его дом находился на окраине села, чем и воспользовался отряд польских захватчиков. К этому времени часть польской шляхты была изгнана с территории Руси, а части разрозненных отрядов ещё бродили и причиняли большой ущерб местному населению разбоем и грабежами. Данный отряд искал в окрестностях села Домнино, укрывавшегося русского царя Михаила Фёдоровича, с целью его захвата и пленения. Ворвавшись в дом Ивана Сусанина, шляхтичи вынуждали его показать им правильную дорогу. Данная местность изобиловала не проходимыми лесами и топкими болотами. Узнав истинную цель поляков, Сусанин завел их в глухой болотистый лес и ценою своей жизни загубил отряд польских захватчиков. Данный подвиг Сусанин совершил, сознавая высокое чувство долга перед всем народом. Патриотический призыв для создания ополчения купца Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского из Нижнего Новгорода, совместно с героическим поступком крестьянина Ивана Сусанина, являются объединительным фактором всего народа - создателями общественного русского общества. Данное историческое событие отображено в русских народных песнях, народных сказаниях, в стихотворении Рылеева «Дума об Иване Сусанине», в опере «Иван Сусанин» композитора Кавоса. На данное событие 1612 года М.И. Глинка создал свой шедевр мирового значения, оперу «Иван Сусанин». В настоящее время мы празднуем четвертого ноября - «День национального единства».

Увертюра начинается воинственным вступлением. Основной раздел показывает и предвосхищает все основные события оперы. При создании увертюры композитор создал три ее варианта, а использовал третий.



Первое действие. Все события разворачиваются в доме И. Сусанина, где идет подготовка к свадьбе Антониды и ратника Собинина.



Интродукция начинается мужским хором «Родина моя». Здесь Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа через русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. Женская тема «На зов своей родной страны» первый раз появляется в оркестре, потом звучит в исполнение хора. Интонации хора напоминают хороводные, крестьянские, лирические песни, посвященные весеннему пробуждению природы. Оба хора образуют величественную развернутую фугу, создавая музыкальное полотно, в котором объединяются интонации хоров из интродукции. Это и есть объединенный образ народа.



Каватина и Рондо Антониды. Каватина раскрывает прекрасные черты русской девушки - искренность, простоту, нежность и верность ее чувств. Каватина медленная часть арии. Музыка рондо выражает светлый и радостный образ энергичной невесты. В мелодии опевается V ступень, как в арии Сусанина из IV действия. Экспозиция главного героя И. Сусанина «Что гадать о свадьбе…», интонация певучая, с распевами. Автор использовал данную песню, услышанную им от извозчика из Луги.



Трио «Не томи, родимый…» в составе: Собинина, Антониды и Сусанина, в котором передает грустные и печальные переживания жениха - Богдана Собинина. Антонида и ее отец стараются успокоить его из-за переноса свадьбы. Это лирическая задушевная мелодия, близка к городскому бытовому романсу. Глинка использует имитацию и переклички, как средство объединения героев. Первое действие завершается финалом, в котором Глинка показывает, что героев вдохновляет на подвиг весь народ. Звучит заключительный хор.



Выводы и итоги. Создание данной оперы явилось поворотным пунктом в развитии русского оперного искусства и важным событием оперного жанра. Глинка создал первую отечественную оперу. Опера является цельным, неразрывным произведением с героика - патриотической идеей, на протяжении всего произведения.

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», являлась образцом для композиторов «Могучей кучки» при создании их шедевров.



Б) Практическая часть - прослушивание музыкальных произведений с указанием конкретного материала



  1. Закрепление нового материала

Вопросы по новой теме:

  1. Какое содержание имеет опера «Иван Сусанин» и кто подсказал Глинке идею этой оперы?

  2. У какого героя, который ценой своей жизни, спас нашу Родину от польских захватчиков. Это простой русских крестьянин. Кто он?

  3. О каких событиях рассказывает опера «Иван Сусанин», и почему она также называется «Жизнь за царя»?

  4. Чем начинается опера?

  5. Где происходит 1-ое действие?

  6. Каков характер основных образов Интродукции?

  7. Чем завершается интродукция?

  8. Кто исполняет трио?

  9. Кто исполняет каватину и рондо?

  10. Какие средства выразительности использованы для характеристики Ивана Сусанина?

  11. Чем завершается 1 действие?

  12. В чем заключается драматургическая роль 1 действия оперы?



  1. Домашнее задание -

  1. Прочитать по учебнику Русская музыкальная литература. Вып.1. Общ. Ред. Э.Фрид- Л.,1970 стр. 123-130 об опере «Иван Сусанин» и дополнить конспект

  2. Выучить наизусть темы: Мужской и женский хор Интродукции №61,62; Каватина и рондо Антониды по клавиру оперы; Выход Сусанина №64.



  1. Хронометраж урока

Организационная часть - 5 мин

Опрос - 15 мин

Изложение нового материала - 55 мин

Закрепление нового материала - 10 мин

Домашнее задание - 5 мин









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал