7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке для 4 класса

Рабочая программа по музыке для 4 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Русятинская основная общеобразовательная школа»



Рабочая программа

по музыке

2016 - 2017 учебный год

4 класс



Рабочая программа на основе программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1 - 4 классы ФГОС», 2013 год, авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Годовое количество часов - 34 часов

Годовое количество учебных недель - 34

Количество часов в неделю - 1 час

Учитель: Сухорученко Валентина Ивановна

( образование - высшее, категория - высшая) Рассмотрен на заседании МО учителей филологии и искусств ______ августа 2016 года

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы « Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 34 часов, в том числе 1 обобщающий урок. Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету « Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебник « Музыка.4 класс» ( М.,Просвещение, 2013), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие «Музыка. 1-4 классы» ( М., Просвещение, 2013).

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.. Мы живём на казачьей земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы 4 класса введён региональный ( казачий) компонент в следующих темах: « Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности», « На великий праздник собралася Русь!», « Композитор - имя ему народ!, « Праздники русского народа: Троицын день». Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам, поэтому часы по темам программы немного изменены: в некоторых уменьшены, в некоторых добавлены. Предмет « Музыка» , развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно - творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

4 кл. Основное содержание:



34

34



Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; - выявление характерных особенностей русской музыки ( народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран; - воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; - развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; - формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; - формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; - расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство , кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления; - совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

Календарно-тематическое планированиеТема урока

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

УУД

Личностные результаты













1 четверть - 9 часов «Россия - Родина моя!» (5 часов)

1

Мелодия.

«Вся Россия просится в песню».

Как мелодия передает душевное состояние композитора?

Мелодия. С.В.Рахманинов.

Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России». В.Локтев.

Куплетная форма.

Регулятивные:

Целеполагание в постановке учебных задач.

Познавательные:

Владение навыками речевого высказывания.

Коммуникативные:

Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России.

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»



Как звучит вокализ?

Вокализ. С.В.Рахманинов. А, капелла. А.В.Нежданова.

Сопрано.

Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.

П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности.

К: продуктивное сотрудничество со сверстниками

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества.

3

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

Как складывались народные песни.

Русская народная песня « У зори-то, у зореньки»,

«Солдатушки, бравы ребятушки»

Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли.

П: закрепление представлений о муз. языке русских народных песен, средствах муз. выразительности.

К: продуктивное сотрудничество со сверстниками.

Понимание значения народной музыки в жизни людей, общества.

4

« Я пойду по полю белому…»

Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева. горестные последствия боя.

Кантата. С.С.Прокофьев. Меццо-сопрано. Альт.

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.

П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

5

«На великий праздник собралася Русь!»



Как композиторы прославляют защитников нашей Родины?

Кантата. С.С.Прокофьева

« Александр Невский». М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя.

П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа.

«О России петь - что стремиться в храм» (1 час)

6

Святые Земли Русской. Илья Муромец

Как звучит стихира? Как жанр былины раскрывает образ

былинного героя?



Былинный напев.

Песнь-сказание.

А.П.Бородин «Богатырская» симфония. Стихира.

Пение а,капелла.

Икона «Всех святых в земле Русской просиявших».

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.

К: Формулировать свои затруднения.



«День, полный событий» ( 5 часов)

7

« Приют спокойствия, трудов и вдохновения…»

Осень в творчестве русских композиторов.

Как композитор передает осеннее настроение?

Лирика в поэзии и музыке.

П.И.Чайковский

«Осенняя песнь».

Г.В.Свиридов

«Осень», «Пастораль».

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения.

К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов.

Наличие эмоционального отношения к искусству.

8

« Что за прелесть эти сказки…»



Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов.

Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы?

Н.А. Римский-Корсаков « Сказка о царе Салтане…»

Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.

П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.

9

Музыка ярмарочных гуляний

Какая музыка звучит на ярмарках?

Народные песни, наигрыши, обработка народной музыки.

Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.

П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз. сочинения.

К: Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Развитие мотивов музыкальной учебной деятельности.

2 четверть - 7 часов

10

Святогорский монастырь

Колокольные звоны.

Музыкальная тема.

Регистры. Тембры.

Вступление к опере М.П. Мусоргского « Борис Годунов».

Р: Обобщенность действий, критичность.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Оценка действий партнера в групповой деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

11

Приют, сияньем муз одетый…»

Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта?

Музыка Тригорского

( Пушкинские Горы). Картины природы в романсе

« Венецианская ночь» М.И.Глинки.

Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.

П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей.

К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 часа

12

Композитор - имя ему народ

Народная песня - летопись жизни народа. Песни разных народов. Музыка в народном стиле.

Белорусская народная песня

« Бульба». Грузинская народная песня «Солнце, в дом войди».

Р: Установка на внимательное восприятие музыки.

П: Приобретение информации о значении народной музыки в жизни человека.

К: Речевые высказывания. Умение петь в хоре.

Понимание жизненного содержания музыки.

13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

История возникновения первых музыкальных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.



Р н п

« Камаринская»,

« Светит месяц»

Пляска скоморохов из оперы

« Снегурочка»







Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. инструментах.

К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.

Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся.

14

О музыке и музыкантах

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах.





В концертном зале ( 4 часа)

15

Музыкальные инструменты. Струнный квартет.

Вариации.

Как композитор в музыке передает ночной пейзаж?

Как определить музыкальную форму вариаций?

Струнный квартет.

А.П.Бородин.

Ноктюрн.

Музыкальная форма: вариации.

Стиль рококо.

Штрихи: легато, стаккато, акценты.

Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

П: Умение сравнивать музыкальные образы.

К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия.

Понимание жизненного содержания музыки.

16

















Сюита.

«Старый замок»

« Счастье в сирени живет…»

Как звучит музыка средневековья?

Как услышать звуки старого замка?

Сюита.

Трубадуры, менестрели.

М.П.Мусоргский.

Музыка средневековья. Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.

С.В.Рахманинов.

Сопрано.

Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.

П: Владение муз. Словарем в процессе размышлений о музыке.

К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Мотивация учебной деятельности.

Я - слушатель.

Реализация творческого потенциала.

3 четверть - 10 часов

17

« Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Судьба и творчество Ф.Шопена. Как композитор передает в музыке свое отношение к Родине?

Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная.

Ф. Шопен Мазурки,

Полонезы, Вальсы

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Узнавать и называть танцевальные жанры.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Уважительное отношение к культуре польского народа.

18

«Патетическая» соната Л. ван Бетховена. Годы странствий.

« Царит гармония оркестра…»



Как изменяются и развиваются интонации в сонате Бетховена? Как композитор подчеркивает национальный колорит в музыке?

Музыкальный жанр: соната.

Главные темы экспозиции.

Людвиг ван Бетховен. Симфоническая увертюра. Хота.

Кастаньеты.

Р: Ставить новые учебные задачи.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение слушать друг друга.

Усвоение жизненного содержания музыкальных образов .

День, полный событий - 1 час

19

Зимнее утро, Зимний вечер,

Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов.

« Зимний вечер». Выразительность и изобразительность музыки.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Активизация творческого мышления.

К: Умение учитывать разные мнения.

Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека.

В музыкальном театре - 6 часов

20

Опера М.И.Глинки

« Иван Сусанин» ( II-III действия).

Музыкальная характеристика героев оперы.

Как композитор охарактеризовал

стан противника?

Как звучат сольные и хоровые сцены в опере? Как развиваются муз.темы главных героев?

Музыкальный образ.

М.И.Глинка «Иван Сусанин».

Полонез. Мазурка.

Музыкальная драматургия.

Контраст.

Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.

П: Узнавать и называть танцевальные жанры.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Ценностное отношение к музыкальной культуре.

21

Опера М.И.Глинки

« Иван Сусанин»

(IV действие).

Ария. Сцена в лесу.

Как ария характеризует Ивана Сусанина? Какая интонация пронизывает оперу?

Ария. Речитатив.

Ф.И.Шаляпин.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу.

П: Использовать общие приемы решения задач.

К: Умение вести диалог.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

22

« Исходила младёшенька…»

Характеристика главной героини оперы М.П. Мусоргского

« Хованщина». Сравнительный анализ песни со вступлением к опере.

Симфонический оркестр.

Орхестра.

М.П.Мусоргский Опера

« Хованщина»

( музыкальные эпизоды)

Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

П: Выбор способов решения учебных задач.

К: Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.

23

Русский Восток.

Восточные мотивы.

Как звучат восточные интонации? Особенности восточного колорита.

Восточные интонации. Вариации.

Орнамент.

Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.

Готовность выражать свое отношение к искусству.

24

Балет И.Стравинского«Петрушка».



Как композитор изобразил сцену Масленицы ?

И.Ф.Стравинский.

Оркестровые тембры.

Музыка в народном стиле.

Р: Использовать речь для регуляции своего действия.

П: Узнавать, называть знакомые интонации.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.

25

Театр музыкальной комедии

Как ориентироваться в мире музыки?

Как исполняют оперетту?

Музыкальный жанр: оперетта, мюзикл.

И.Штраус.

Ф. Лоу.

Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.

П: Узнавать, называть жанры.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 2 часа

26

Исповедь души.

Прелюдия. Революционный этюд.



Как звучат прелюдии Рахманинова?

Как меняются чувства от части к части? Как звучат прелюдии Шопена?

С.В.Рахманинов.

Ф.Шопен. Прелюдии. Форма музыки: трехчастная. Ф.Шопен

«Революционный этюд».

Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.

П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.

К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.

Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Мотивация учебной деятельности.

4 четверть - 8 часов

27

Мастерство исполнителя.

Закрепление знаний о музыкальных жанрах .

Р н п « Тонкая рябина»

Э.Григ « Песня Сольвейг».



Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Определение способов взаимодействия .

Готовность выражать свое отношение к искусству.

« О России петь - что стремиться в храм …» - 3 часа

28

« Праздников праздник, торжество из торжеств»

Тема праздника в духовной и народной музыке

Тропарь, молитва, народные песни.

Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.

П: Узнавать, называть жанры.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой

29

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов.

Сюита С.В.Рахманинова

« Светлый праздник»

Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Определение способов взаимодействия

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

« Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Гимн Кириллу и Мефодию. Величание.

С. Рахманинов

« Богородице Дево, радуйся»

( №6 из

« Всенощного бдения»)

Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 час

31

Праздники русского народа: Троицын день.

Знакомство с обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.

А. Рублев

« Троица», молитвы.

Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

К: Определение способов взаимодействия .

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3 часа

32

Музыкальные инструменты. Гитара.

История создания гитары. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары.

Авторская песня.

В.Высоцкий

« Песня о друге».

С.Никитин «Сказка по лесу идёт».

Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.

К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

33

Музыкальный сказочник.



Как композитор рисует сказочные музыкальные образы?

Музыкальная сказка.

Н.А.Римский-Корсаков.

Опера.

Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.

П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

34

Рассвет на Москве-реке.

Заключительный урок.

Повторение и обобщение полученных знаний.

Симфоническая картинка М. П. Мусоргского. Образ Родины.

Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.

П: Контролировать и оценивать результат деятельности.

К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами.

Развитие эмоциональной отзывчивости.





















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал