- Учителю
- Программа по музыке на тему: Домисолька-солисты (1-7 класс)
Программа по музыке на тему: Домисолька-солисты (1-7 класс)
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Утверждаю:
Директор школы-интерната №9
ОАО «РЖД»
_______________ А.Н. Мальцев
«____» ______________20___ г.
Программа принята на основании
решения педагогического совета школы-интерната №9 ОАО «РЖД»
Протокол №___от «___»______20__ г.
Рабочая программа
дополнительного образования
«До-ми-соль-ка»
солисты
Составлена учителем
музыки первой квалификационной категории Таракановой И.Н.
г.о. Кинель
20 ____ год
Пояснительная записка
Рабочая программа вокально-хорового кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.
Срок реализации программы - 1год. Возраст детей, на которых рассчитана программа - 7-12 лет.
Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе кружка:
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.
- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно - нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье-cберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Особенности возрастной группы учащихся которым адресована программа.
Возраст детей 6-13лет. Это учащиеся младшей группы (1,2,3,4 классов) и старшей группы (5,6,7 классов). Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Режим занятий.
Общее количество часов в год - 34 часа.
Количество часов в неделю - 1час.
Продолжительность занятия - 1час.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например - выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда.
комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.
Формой подведения итогов считать:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
магнитофон,
музыкальный центр (караоке),
диски с записью музыкальных сказок,
диски с музыкой (классической и детской),
музыкальные инструменты.
Согласовано:
Зам. директора по ВР
_________ О.В.Мельник
«____» _________20___ г.
Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол № _____
«____» _________20___ г.
дополнительного образования
«До-ми-соль-ка»
(название кружка, секции, курса)
вокалисты
Тараканова Инна Николаевна
учитель
учитель технологии
должность
34 часа в год (1 час в неделю)
Тематическое планирование составил Тараканова Инна Николаевна
______________ _____________________
подпись расшифровка подписи
2016/2017учебный год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия
по теме
№
учебной недели
Тема занятия
Описание примерного содержания
1
2
3
4
5
Тема 1. Наименование темы (количество часов)
1
1
1
Певческая установка.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
2
2
2
Певческое дыхание.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
3
1
3
Музыкальный звук
Высота звука. Мягкая атака звука.
4
2
4
Музыкальный звук
Естественный свободный звук без крика и напряжения.
5
3
5
Музыкальный звук
Естественный свободный звук без крика и напряжения.
6
4
6
Музыкальный звук
Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
7
5
7
Музыкальный звук
Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
8
1
8
Работа над дикцией и артикуляцией
Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции
9
2
9
Работа над дикцией и артикуляцией
Умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту
10
3
10
Работа над дикцией и артикуляцией
Умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту
11
1
11
Формирование чувства ансамбля
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
12
2
12
Формирование чувства ансамбля
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
13
3
13
Формирование сценической культуры
Работа с фонограммой
14
4
14
Формирование сценической культуры
Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе.
15
5
15
Формирование сценической культуры
Пение под фонограмму - заключительный этап работы.
16
6
16
Формирование сценической культуры
Формировать у детей культуру поведения на сцене
17
1
17
Певческое дыхание
Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных) Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании)
18
1
18
Работа над звуковедением и чистотой интонирования
Пение нон легато и легато
19
2
19
Работа над звуковедением и чистотой интонирования
Пение нон легато и легато
20
3
20
Работа над звуковедением и чистотой интонирования
Пение нон легато и легато
21
4
21
Работа над звуковедением и чистотой интонирования
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры
22
5
22
Работа над звуковедением и чистотой интонирования
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры
23
1
23
Работа над дикцией и артикуляцией.
Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
24
2
24
Работа над дикцией и артикуляцией
Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
25
3
25
Работа над дикцией и артикуляцией
Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
26
4
26
Работа над дикцией и артикуляцией
Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
27
1
27
Формирование чувства ансамбля.
Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).
28
2
28
Формирование чувства ансамбля.
Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
29
3
29
Формирование чувства ансамбля.
Навыки пения двухголосия с аккомпанементом
30
4
30
Формирование сценической культуры.
Работа с фонограммой.
31
5
31
Формирование сценической культуры.
Пение под фонограмму.
32
6
32
Формирование сценической культуры.
Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями.
33
7
33
Формирование сценической культуры
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
34
8
34
Формирование сценической культуры
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва «Аквариум» - 1999
2. Т.Е. Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва «Просвещение» - 1990
3. Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва «Просвещение» - 1999
4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
5. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой - Москва «Метафора» - 2005
6. Т.А. Затямина «Современный урок музыки» - Москва «Глобус» - 2010
7. Л.В. Масленникова - Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
8. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
9. Н.А. Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991