7


  • Учителю
  • Программа внеурочной деятельности вокальной студии

Программа внеурочной деятельности вокальной студии

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» ГОРОДА БРАТСКА





РАССМОТРЕНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ №3»

Протокол № _______

от «___» __________ 2014 г.

зам. директора по НМР

Богдан Н.В._____________

РЕКОМЕНДОВАНО:



ЭМС МАУ «ЦРО»

г. Братска

протокол № ___ от ______ г.

Директор МАУ «ЦРО»

Кускова И.Н.___________



(печать)

УТВЕРЖДАЮ:



Приказ № _________

от ___________ 2014 г.

Директор

МБОУ «СОШ №3»

Безугленко В.Л. __________



(печать)





















АВТОРСКАЯ АДАПТАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «МЕЛОДИЯ»



(программа внеурочной деятельности для детей 5, 6, 7)



3года обучения







Направление внеурочной деятельности «общекультурное»













Разработала

Штрауб Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования

МБОУ «СОШ №3»

















Братск,2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Вокальная студия" для обучающихся 5-7 класса разработана на основе ООП НОО МБОУ «СОШ №3» на 2015-2018 учебные года, в соответствии с ФГОС НОО.





Цель программы: развитие вокальных и творческих способностей учащихся через органичное соединение вокальной техники с элементами внутренней и внешней техники актерского мастерства, создание музыкально-художественного образа произведения.

Задачи программы:

Обучающие:

  • сформировать и развить вокальные навыки (певческую установку, звукообразование, певческое дыхание, артикуляцию; координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полезностью и т.п.), слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания) и некоторые простейшие техники актерского и сценического мастерства (сценическое движение, сценическая хореография, погружение в образ, соответствующий художественно-идейному замыслу) певческие, вокально-слуховые навыки, навыки управления голосом, телом во время исполнения вокальных произведений;

  • научить активно включаться в процесс музицирования (ритмические, речевые, вокальные, пластические импровизации);

  • научить преодолению страха сцены и публичных выступлений - формирование уверенной личности; помогает выявить и развить индивидуальные творческие способности.

Развивающие:

  • развить музыкальный и художественный вкус, образное мышление;

  • развить художественно-эстетические способности учащихся (на основе исполнения музыкальных произведений и сценического движения), образное и ассоциативное мышление, фантазию, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • развить яркую, эмоциональную выразительность исполнения произведений;

Социальные и педагогические:

  • углублять знания детей в области музыки, театра, прививая интерес к миру искусства;

  • создать условия для развития творческих способностей детей, на основе их социального опыта и интеллекта;

  • развивать чувство ответственности и понимания собственной роли в творческом процессе, помочь увидеть и оценить свою уникальность и т.д.;

  • развивать опыт коммуникативности со сверстниками, педагогом, создание творческой атмосферы сотрудничества в коллективе;

  • прививать интерес к музыкальному искусству;

  • воспитать трудолюбие, выдержку, самостоятельную творческую личность;

  • подготовить ребенка как личность к социализации в обществе.













ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Как основа в программе обучения выбран вокал, с итальянского "воче" - голос. Но голос служит не только инструментом, он рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Объединение «Веселые нотки» предполагает ансамблевое пение, что позволит создать условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.

Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Основными видами занятий объединения «Веселые нотки» являются теоретические занятия и хоровая практика, где происходит интенсивное развитие музыкальных способностей детей. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. Работа внеурочной музыкальной деятельности создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями.

Практическая значимость программы внеурочной деятельности «Вокальная студия»: внеклассная работа по предмету является неотъемлемой частью учебно -воспитательного процесса и входит в качестве особого компонента в учебно-воспитательную деятельность учителя. Поиск оптимальных путей совершенствования процесса обучения, воспитания и развития обучающихся привел к необходимости создания той сферы в школе, которая:

  • обеспечит занятость детей во внеурочное время;

  • поможет выявить и развить индивидуальные творческие способности, включая в себя формирование и развитие вокальных навыков, слуховых навыков и некоторых простейших техник актерского и сценического мастерства;

  • формирует самостоятельность и творческую активность;

  • нацелена на духовно-нравственное развитие ребенка (прививает любовь и уважение к духовному наследию, уважению певческим традициям, пониманию, что музыка - важная часть самой жизни в целом, и в жизни каждого отдельного человека).

Занятия во внеурочной деятельности «Веселые нотки» позволяют решить эти задачи.

При разработке программы подбирались и учитывались такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы не только привлечь детей, заинтересовать их пением, но и раскрыть их творческий потенциал, приблизить к ним это прекрасное искусство, содержащее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека.



В основу программы положены следующие принципы:



  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения проявляется в постепенном усложнении вокальных упражнений и певческого репертуара;

  • принцип природосообразности. Духовные произведения и, в большей степени, музыкальные произведения о земной красоте и красоте взаимоотношения человека с природой не только воздействуют на сознание детей, но и формируют в детях душевную отзывчивость и эстетический вкус. Природа воспитывает в человеке такие необходимые черты характера, как нежность, доброта, милосердие. Вот почему в репертуар в большинстве своем включены песни о России, природе;

  • принцип патриотической направленности (патриотические чувства воспитываются на песнях военных лет и песнях о войне современных авторов, на важности участия в концертных мероприятиях, посвященных «Дню Защитника Отечества» и «День Победы»;

  • принцип сохранения здоровья ребенка (подбор упражнений и репертуара соответствующих физиологическим возможностям ребенка, использование «здоровьесберегающих» технологий: природотерапия, танцетерапия, психотерапия (аутотренинг, минутки релаксации), физкультминутки, дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой;



В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;

  • здоровьесберегающая технология.

  • компетентностного и деятельностного подхода;



В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования - начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:

  • понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.

  • присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

  • создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.

Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и учащимися. Оно принимает характер сотрудничества.



Основными видами деятельности учащихся, связанные с освоением данной программы являются:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)

  • Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)

  • Творческая деятельность (ТД)



Основными требованиями, предъявляемыми к обучающимся являются:

  • регулярное посещение занятий,

  • трудолюбие,

  • добросовестность,

  • доброжелательное отношение друг к другу.



Программа внеурочной деятельности вокального объединения рассчитана на 3 года обучения. При завершении 3-х летнего периода обучения, способные дети, желающие продолжить обучение вокальному искусству, зачисляются в вокальную студию «Мелодия», в данном образовательном учреждении, в группу, соответствующую их вокальному развитию, где главным преимуществом является овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности, совершенствование исполнительского мастерства, достижение яркой, эмоциональной выразительности исполнения.

Большое внимание уделяется постановке голоса, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене. Репертуар подбирается в соответствии с календарными праздниками и тематическими мероприятиями. Совместная подготовка педагога и детей к выступлению на мероприятиях реализуется по принципу педагогического сотрудничества. В цепи общения «педагог - ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение. При работе учитываются: индивидуальные природные особенности голоса юного вокалиста, его раннее приобретенные вокальные навыки. Каждое занятие - это собрание интересующихся музыкой детей. Здесь воспитывается чувство коллективизма и взаимопомощи, детская инициатива. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.

В начальной стадии работы над произведением педагог использует разные методы: словесный, наглядно-слуховой, обобщения, анализа. Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе. Работа над вокальной исполнительской техникой ведётся систематично, в течение всех лет обучения, на основе учебного материала, включающего разнообразные упражнения и вокализы, так как именно этот вид инструктивного материала даёт наибольший эффект, особенно на начальном этапе обучения. Вопросы теоретического и практического характера реализуются на разных этапах обучения, содержание обучения усложняется на 3год обучения.

Учебный план разделен на 2 уровня обучения:

I уровень -1 и 2 год обучения, где количество часов по каждой теме - одинаково, II уровень - 3год обучения.

1 год обучения - (возрастная категория: 5 классы) - начальный этап - знакомство с миром вокального искусства, начальное освоение вокальных навыков.

На 1году обучения происходит самый большой отсев обучающихся по разным причинам: - не все ученики в одинаковой степени осваивают певческие навыки: одни быстрее, другие медленнее; одни внимательны - другие рассеянны, не собраны; одни схватывают «на лету» - другие долго не могут понять, чего от них хотят; кто-то просто ленится;

- некоторые осознают свой низкий уровень музыкального развития, по сравнению с другими;

- некоторые ищут себя в разных видах творческой деятельности, посещая полгода то одну студию, то другую.

Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Все это, безусловно, сказывается на результате обучения.

2 год обучения - (возрастная категория: 6 классы) - (раскрывается певческий голос ребенка) начальное освоение вокальных навыков.

На 1 и 2 году обучения особое внимание уделяется постановке голоса и звуковедению. Для лучшего понимания и взаимодействия на 1 и 2 году обучения для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения из кино, мультфильмов, хиты, что помогает юным вокалистам постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом;



II уровень - 3 год обучения - (возрастная категория: 7 классы) - сформированы начальные вокальные навыки.

Учащиеся правильно работают с дыханием, чисто интонируют, более уверенно держатся на сцене, учатся держать свою партию в двухголосном исполнении, у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Больше внимания уделяется развитию голосовых и ритмических импровизаций, усложняется репертуар.



Для наиболее эффективной реализации программы необходимо:

  • учитывать возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивировать их деятельность;

  • выдать предусмотренный программой теоретический материал;

  • предоставление помещения (желательно актовый зал) оснащенного необходимой технической и музыкально-звуковой аппаратурой (микрофоны, микшер, усилитель, компьютер, колонки) за 2 недели до выступления. Занимаясь в зале, дети чувствуют себя более раскрепощено на праздничных мероприятиях, ведь не секрет, что они обычно боятся выступать, боятся сцены, микрофона, боятся показать свои знания и умения. В репетициях на сцене воспитанники учатся ориентироваться на сцене, двигаться по ней, а также связывать пение с движениями и жестами, показывать свою артистичность (исполняемая песня находит свое сценическое воплощение);

  • давать детям развернутые представления о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений;

  • проведение рефлексии и работы над ошибками.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного (знание нового) компонента будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.



В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.



Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения с помощью разных форм и видов вокального искусства;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • давать определение понятиям;

  • проявлять индивидуальные творческие способности в работе над выразительностью образа.







КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ



Развитие ключевых компетентностей необходимо выпускнику школы для его успешной социализации в обществе, профессиональной и личностной самореализации.



Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности:

  • оценивать собственные профессиональные возможности,

  • иметь навыки самоорганизации;



Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.



Коммуникация и социальное взаимодействие

Обучающийся научится:

  • проявлять активность в обсуждении различных вопросов, связанных с вокальным творчеством, устанавливать новые коммуникативные связи и приобретать навыки общения и взаимодействия между детьми;

  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы);



Поиск и организация хранения информации

Обучающийся научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации (исполнители, композиторы, минусовки, тексты песен) в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • использовать различные библиотечные, энциклопедические в том числе электронные каталоги для поиска необходимой литературы.



Формирование читательской компетентности,

умений и навыков работы с текстом



Работа с текстом: поиск интерпретация, преобразование информации

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте песни (куплет, припев);

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- находить и выделять в тесте произведения главные смысловые слова;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

  • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • интерпретировать текст;



Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Планируемый уровень подготовки участников вокального объединения внеурочной деятельности



Учащиеся 1 и 2 года обучения должны:

- знать о гигиене и охране певческого голоса;

- понимать основные музыкальные термины: понятия (певческая установка, звукообразование, артикуляция, дикция); основные жанры (песня, танец, марш); музыкальные средства выразительности (мелодия, темп, ритм, диссонанс, форте, пиано;.

- научится исполнять отработанные музыкальные произведения;

- выражать в пении свое эмоциональное отношение;

- передавать поэтическое содержание вокального произведения;





Учащиеся 3 года обучения:

  • научатся:

- соблюдать при пении правильную певческую установку;

- пользоваться мягкой атакой звука;

- делать вдох в характере исполняемого произведения;

- правильно формировать гласные и согласные звуки;

- эмоционально - образно воспринимать музыку разных форм и жанров;

- чисто интонировать мелодию;

- выдерживать постоянный темп или, выполнять ускорение и замедление;

- вместе начинать и заканчивать произведение или отдельные его части;

- правильно и четко исполнять ритмический рисунок песни;

- находить кульминации в отдельных частях и в песне в целом;

- выразительно исполнять произведения;

- оценивать характер музыки и определять её образное содержание;

- импровизировать в диалоге: «вопрос - ответ».



  • получат возможность творчески раскрыться в области вокального искусства;

  • смогут организовывать свой досуг;

  • смогут продолжить дальнейшее обучение, имея начальную вокальную подготовку, в направлении вокала для участия в школьных концертах.



Воспитательные результаты

  • 1. Результаты первого уровня (приобретение учащимся социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний об основах организации коллективной творческой деятельности.

  • 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностного отношения школьника к культуре и искусству России, его истории и народу, к ценностям семьи, к природе, к труду, к другим людям.

  • 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета





В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ценность природы - Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.











































































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I уровень (1 и 2 год обучения)



П№ п/п





Наименование разделов и тем

Количество часов 1 год обучения

Общее

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. «Песня в жизни»

1

1



1.1

Родительское собрание (Открытый урок)

1

0.5

0.5

2.1.

Учебно-тренировочный материал







2.1.1

Прослушивание. Диагностика.

1



1

2.1.2.

Певческая позиция.

3

1

2

2.1.3.

Дыхание.

2

0.5

1.5

2.1.4.

Дикция. Артикуляция.

2

1

1

2.1.5.

Звукообразование.

1

0.5

0.5

2.1.6.

Распевание.

1

0.5

0.5

2.1.7.

Звуковедение.

2

0.5

1.5

2.1.8.

Орфоэпия.

2

0.5

1.5

2.1.9.

Фонема.

2

0.5

1.5

2.1.10.

Дыхательная гимнастика.

1

0.5

0.5

2.1.11.

Работа с микрофонами.

2

0.5

1.5

2.2.

Работа над музыкально-художественным воплощением произведения







2.2.1.

Музыкальные жанры и вокальные стили

1

0.5

0.5

2.2.2.

Фольклор. Народные песни.

2

1

1

2.3 2.2.3.

Патриотические и военные песни.

3

1

2

2.2.4.

Современные и популярные песни.

4

0.5

3.5

2.2.5



Концертная деятельность

3



3

3.

Итого

34

10.5

23.5









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Вводное занятие. «Песня в жизни человека»

Заинтересовать вокальным творчеством. Ознакомить с правилами поведения на занятиях и гигиены голоса.

Теория: Значение пения для духовно-физиологического развития человека.

Объяснение целей и задач вокальной студии. Правила поведения на занятиях, культура поведения в актовом зале, на сцене.

Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям), а также профилактика перегрузки и заболевания голосовых связок.



Родительское собрание. Тема «Сохранность доровья голоса»

Теория: Знакомство с родителями. Открытое занятие для родителей. Перспективы занятия в вокальной студии. Советы для здоровья голоса.

Практика: 1.Упражнения на дыхание, артикуляцию - их важность для сохранения здоровья и профилактики ОРВИ;

2. Выступление младшей и средней групп студии «Мелодия». Подведение итогов



I раздел

Учебно-тренировочный материал.



Темы учебно-тренировочного материала I ступени теоретически рассматриваются в первом полугодии первого года обучения и в первой четверти второго. Практическая работа проводится на протяжении всего учебного года, постоянно переплетаясь с работой над музыкально-художественным воплощением и ориентирована на концертные выступления, способствует формированию певческой культуры, включает в себя: формирование правильной певческой позиции, работу над дыханием, дикцией, артикуляцией, звукообразованием и звуковедением.



Прослушивание

При прослушивании проверяются: диапазон голоса, музыкально-вокальные данные.

Теория: Для успешного обучения необходимы:наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкально-вокальный слух, музыкальная память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов; здоровый голосовой аппарат.

Практика: Индивидуальное прослушивание учащихся (предлагается исполнить понравившуюся песню, или предложенную руководителем и прохлопать предложенный ритмический рисунок)с целью выявления у учащихся: вокальные данные (диапазон голоса, интонирование), степени координации слуха и голоса, дикцию (прочтение стихотворения или скороговорки).



Певческая позиция

Теория: Понятие «Певческая позиция», строение голосового аппарата (гортани, голосовых связок певца). Общее здоровье организма человека - главное условие здорового голоса.

Практика: обучение правильному положению тела во время вокальных упражнений:

положения корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков.



Дыхание. Опора

Работа над развитием правильного певческого дыхания проводится на протяжении всех лет обучения, но больше всего времени уделяется в первом полугодии 1 и 2 года обучения, начиная с азов. Дети должны осознанно учиться правильному нижнереберному дыханию, выполняя специальные дыхательные упражнения. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. Каждое занятие начинается с упражнений на дыхание.

Теория: Типы дыхания: ключичное, диафрагматическое, нижнерёберное. Отличие певческого дыхания от обычного. Важность развития певческого дыхания. Опора.

Практика: Выполнение упражнений для выработки нижнереберного-диафрагматического дыхания:

1. Бесшумный вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох-спокойный без намека на насильственное «выталкивание» воздуха..

2. Вдох животом, не поднимая плеч, спокойный выдох.

3. Быстрый вдох и экономичный выдох (под счет).

4. Вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. (Данное упражнение выполняется на втором году обучения).



Дикция

Вокальная дикция - это четкое и ясное произношение слов во время пения. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «От топота копыт пыль по полю летит», «Черной ночью черный кот пролез в черный дымоход» и т. п.

Теория: Для чего человеку необходима дикция? Что такое «Артикуляция»? Какая между ними связь? Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Практика: Разучивание и правильное проговаривание скороговорок, большинство детей, которые знают. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все произноситься твёрдыми губами, при активной работе языка.



Артикуляция

Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки и упражнения, Необходимо работать над языком, над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани. Чёткость дикции зависит от уровня развития кончика языка. Постоянно работая над развитием артикуляционного аппарата язык полностью становится гибким.

Теория: понятие «Артикуляция», ее значение в исполнительстве.

Практика: первый из шести циклов фонопедического метода по системе В.В. Емельянова.(см.Приложение 2)



Звукообразование

Теория: понятие «Звукообразование», его значение в исполнении. Резонаторы: верхний резонатор (головной) - это полости глотки, рта и носа, нижний резонатор (грудной) - это полости бронхов и трахеи.

Правила звукообразования:

- вслушаться в предложенный звук (звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников);

- приготовить положение рта (а, о, у, е, и).При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения;

- упруго, но мягко послать выдох в связки.

Практика:

Контролируемое исполнение предложенных упражнений с обязательной концентрацией внимания:

1. Формирование округлости полости рта «полузевок», «шарик во рту».

2. Губная вибрация, имитационные: «шмель», «пчела» (снизу вверх и обратно);

3. Пение закрытым ртом звука «м» (зубы разжаты, мягкое нёбо в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. », зубы при этом должны быть разжаты. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.

4. Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них. Раздельно в грудном, затем в головном регистре. А когда уже дети освоят перестроение из одного регистра в другой применяетсямедленное глиссандо вверх и вниз.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных - «йа», «йэ», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Работа с согласными: Согласные произносятся легко, ясно и энергично. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, присоединять согласные к следующему слогу (например: мы-шка).



Распевание

Распевание позволяет развить звуковысотный слух учащихся и развитию диапазона.

Теория: Понятие «Диапазон», Значение распевок (разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений).

Практика: Выполнение распевочных упражнений. Примеры:

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание».

1. Дыхательные и вибрационные и резонирующие упражнения.

2. Распевание закрытым ртом «м» (полузевок, в головной регистр).

3. Пропевать на одной высоте дикционные.

4. Распевание на слоги под аккомпанемент (ле-ми-ле, ма-мэ-ми-мо-му).

6. Распевание на согласную. Три раза повторить отрывисто и на четвертый раз - протяжно (ж, м, з).

7. Распевание на слоги с открытым и закрытым ртом, очень тихо, просто тихо, громко и очень громко (лё-ли-лё-ли-лё).

8. Распевание в терцию, затем поступенно в квинту.

Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Они удобны и полезныдля выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции.



Дыхательная гимнастика И.А. Стрельниковой

Теория: Польза дыхательной гимнастикиИ.А. Стрельниковой (оздоровление организма (улучшение кровоснобжения в дыхательных и голосообразующих отделах - повышение защитных сил организма, а также развитие чувство ритма)).

Практика: Поэтапное выполнение упражнений, из которых первые 3 выполняются в 1 четверти.

  1. Думать только о вдохе, спокойно и произвольно дыша.

  2. Брать воздуха столько, сколько берется само собой, о выдохе не думайте.

3.Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом. При каждом повторении упражнения выдох удлиняется благодаря увеличению ряда цифр и постепенному замедлению темпа.

4.Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый ученик контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

5. Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь сделаться толще в районе пояса.

6.Вдох быстрый, короткий носом-голова прямо, выдох активный на согласную - голова в сторону. Чередовать поворот головы то вправо, то влево (Ч, Ш,С).



Звуковедение

Теория: Звуковедение - показатель образного мышления. В основе звукообразования лежат: связное пение (легато),активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра. Понятие кантиленного пения. Виды вокального звуковедения: legato, nonlegato, staccato.

Практика:

  1. Петь протяжно.

  2. Упражнения на сокрощательное движение диафрагмы.

  3. Упражнение «Дождик» - петь отрывисто.

Главный вид звуковедения на начальном этапе - кантилена, то есть плавное, связное, непрерывное, свободно льющееся звучание.



Фонема (Емельянова)

Теория: «Фонопедический метод развития голоса» Емельянова позволяет совершенствовать голос, метод направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Необходимо вырабатывать у обучающихся сознательное пользование регистрами в пении, тренировку фальцетного регистра, расширение певческого диапазона. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.

Практика: выполнение упражнений для развития артикуляционного аппарата и интонационно - фонетических упражнений. (Приложение 2).



Орфоэпия

Теория: Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки. Отличие певческой орфоэпии отречевой. Необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования для обеспечения тембральной ровности ансамбля и достижения хорошего унисона. Гласные - это те звуки, на которых раскрываются певческие возможности голоса.

Практика: Постепенное произношение и пропевание звуков используя зеркала:

Гласных в русском языке десять, шесть из них простые - и. э. а, о, у, ы, четыре сложные - я, ё, ю, е (йотированные)

Ё - округло, с добавлением О (думаем об О, и наоборот).

А - округлённо, с добавлением О ( думаем об О, и наоборот).

И - как французкое U (думаем об Ю, У, и наоборот).

Е - как Э, собранно ( думаем об Э, и наоборот).

О - не узко, округлённо, широко, как А

У - полётно.

При пении сложных гласных первый звук - й произносится очень коротко, следующий за ним простой гласный тянется долго. «Й» - относится к согласным и с ними объединяется. Например: "Да-лё-ки-ймо-йдру-гтво-йра-до-стны-йсвет".

Если в слове или на стыке слов две гласные стоят рядом, то в пении их нельзя сливать - вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: но остался; ни огня; попадаются одне.

Согласные в пении:

В отличие от гласных, которые поются максимально протяжно, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу. Это правило относится в первую очередь к произведениям, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.

Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Овладение правилами орфоэпии приводит к тембральной ровности ансамбля.



Ансамбль. Унисон

Теория: Понятие «Ансамбль» означает художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностью задач в хоровом пении различают ансамбль динамический, ритмический и тембровый. Состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет».

Практика: Работа над согласованным исполнением вокальных упражнений, а также разучиваемых произведений (работа малыми ансамблями (делятся по 2-человека в зависимости от уровня вокального развития)).При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс.

В самом начале вокально-хоровой работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание вокалистов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Теория: понятие «Унисон».

Практика: Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен, стремясь к тембральной ровности (выравнивание гласных), выработка навыка резонирования, активность работы артикуляционного аппарата.



Атака звука

У юных вокалистов необходимо вырабатывать мягкую атаку.

Теория: Виды атаки звука: мягкая, твёрдая, предыхательная. Мягкая атака - основа вокала. знакомство с понятием «импровизация», виды импровизации

Практика: Исполнение вокализов различными фонопедическими приемами:

- губной вибрацией, продуванием, на «нейтральный гласный» и т.п.

- после вдоха задержать дыхание и мысленно сформировать мыслеобраз исполняемой фразы;

- исполнять вокализы полетным и мягким звуком.

«Все звуки надо брать сверху, кончиком дыхания, а воздушный столб крепко опирать на диафрагму» - М. Донец-Тессейр.

Выполнение упражнения для развития импровизации «Вопрос-ответ». Необходимо следить, чтобы дети отвечали таким же звуковедением, каким был задан вопрос.



Импровизация

Теория: понятие «Импровизация», виды импровизации.

Практика: Исполнение импровизированных фраз в вокальной игре «Вопрос-ответ»



Работа с микрофонами

Теория: Акустическая система, осторожность при работе с микрофонами. «Заводка»

Практика: Освоение правильного обращения с микрофонами:

1. Вовремя включать и выключать микрофон.

2. Держать микрофон за его корпус, а не за «голову». Наилучший звук достигается при расстоянии от губ 0,5 - 2 см. Положение корпуса микрофона должно быть как бы продолжением звукового потока. Звук голоса нужно направлять сверху, в центр головы микрофона.

3. При движении на сцене или в танце во время пения следить за правильным положением



Сценическое движение

(отработка сценических движений, жестов, развитие координации движений).

Теория: Необходимость использования сценических движений, как элемент украшения, яркости исполнения произведения.

Практика:

- Выполнение упражнений на развитие координации движений (тренировка вестибулярного аппарата (ходьба на носках с приседаниями остановками пи поворотами вперед и назад в сочетании с определенными движениями рук, чтением текста, пением).

- Упражнения способствующие развитию навыков выполнения движений отдельными частями тела (рукой, ногой, шеей, глазами…) при полной неподвижности остальных.



II раздел

Работа над музыкально-художественным воплощением произведения.



Музыкальные жанры и вокальные стили

Теория: Какие музыкальные жанры известны учащимся? Понятие «Жанр».

Классификация жанров. Виды вокальной музыки: народный, академический эстрадный, джазовый вокал, рок-вокал. Стили: классика, рок, джаз, хип-хоп.

Практика: Прослушивание записей и умение определить на слух музыкальный жанр (песню, марш, танец…); вид вокальной музыки.



Фольклор. Народные песни

Теория: Каковы особенности русских народных песен. Жанры русской народной песни (лирические, плясовые, скоморошины, хороводные), её виды (бытовые, игровые, трудовые, военные, календарно-тематические).Знакомство с узорами хоровода: «змейка», «плетень», «капуста»; Знакомство с понятием «Стилизация», слушание записей стилизованного фольклора эстрадных коллективов «Русская песня» под рук. Н.Бабкиной, «Золотое кольцо» исп. Н.Кадышева и сравнивание образцов аутентичного и стилизованного фольклора (фольклорная музыка разных регионов).

Практика:

-пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация);

- разучить хоровод; выполнять узоры хоровода;

-разучивание, вокально-хоровая работа над стилизованной народной песней.



Патриотические и военные песни

Теория: Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, чувство гордости за свое Отечество. Беседа о значении и роли песни в жизни народа во времена войн, о содержании произведений, примеры подвигов.

Практика: Показ - исполнение песни. Анализ произведения, высказывание впечатлений о прослушанном произведении. Чтение стихотворного текста, выявление сути произведения, нахождение главных по содержанию фраз.

Работа над произведением: разучивание произведений (мелодии, фразировка); вокально-хоровая работа (отработка согласных, дикции, артикуляции, окончание слов и фраз, выравнивание звуковысотное, звуковедение); сценическое движение (разучивание движений).



Современные и популярные песни

Репертуар данной тематики помогает сформировать умение коллективного взаимодействия при исполнении музыкальных произведений и заинтересованность вокальным искусством. Очень часто для вокального и творческого развития на уроках проигрываются произведения в исполнении детских эстрадных коллективов, детей-солистов. Прослушивая их, учащиеся учатся оценивать качество исполнения, постигая эталонное звучание голоса, анализируют произведение, передают впечатления об услышанном словами.

Теория: Эстрадные песни. Беседа об авторе, музыке и тексте песни, раскрытие их художественного содержания. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, "легкая" музыка.

Практика :Песни подбираются в соответствии с тематикой (народные, патриотические), календарными праздниками. На занятиях одно из главных правил: когда учитель демонстрирует своим голосом образец исполнения, ученики должны смотреть, слушать и мысленно петь одновременно с ним. Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности. Слуховое внимание делается направленным и далее интонация становиться более точной.

Прослушивание песен. Разучивание песни по куплетам. Учащиеся самостоятельно определяют характер произведения. С помощью наводящих вопросов подвести детей к драматургии, поиску и выделению сути произведения, главных фраз, которую подскажут стихи.

Работа над произведением осуществляется поэтапно: разучивание мелодии, текста, вокально-хоровая работа, работа над художественным образом, сценическое движение.



Работа над репертуаром.

Разучивание песни:

1 этап: Прослушивание произведения.

Теория: Прослушивание произведения и его анализ (беседа о прослушанной песни, жанр, характер, содержание (замысел), особенности исполнения).

Практика: Разучивание проводится по одному куплету и припеву на одном занятии.

2 этап: Разучивание мелодии производится пропеванием на удобную гласную, отрабатываются сложные интонационные участки, всплывающие во время разучивания произведения и звуковедения. Одновременно с работой над интонацией проводится работа над дыханием.

3этап: Разучивание текста. Прочтение текста несколько раз, определение сложных дикционных мест. Отработка их скороговоркой.

4этап: Вокально-хоровая работа над песней.

Соединение текста с мелодией, единообразие манеры звукообразования, работа над дикцией, пропевание гласных и согласных, интонационная слаженность, ритмическая и темповая слитность, динамическое единство в партии, одновременное начало и окончание пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы) унисон); Подбор приёмов звукоизвлечения и звуковедения:legato, non-legato, работа над динамики в произведении (тихо - piano, громко -forte), способы выделения кульминации.

5 этап: Разучивание и отработка сценических движений, перемещений (подбираются движения наиболее целесообразные в данном произведении, чтобы сохранить образный строй песни, не препятствовать свободному исполнению). Содержание песни вокалисты должны передавать не только выразительным исполнением голоса, но и телом, жестами (рук, головы), глазами. В зависимости выбора репертуара (сложности театрализованной постановки произведения) уроки могут проводиться совместно с хореографом.

Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного исполнения.

6 этап: Работа на сцене .Генеральная репетиция.

Работа на сцене позволяет создать общую художественную картину музыкального номера. Генеральная репетиция - это последняя, сводная репетиция со всеми участниками, задействованных в проведении мероприятия. Определение места нахождения и перемещения участников, распределение и передача микрофонов, исполнение песни с движениями, отработка появления и ухода со сцены.





II раздел - КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Учащихся 1 года обучения впервые участвуют в концерте во 2 четверти, совместно с вокалистами 2 года обучения. Результатом работы коллектива является концертные выступления, по которым оценивается работа студии, требующие большой подготовки. Они позволяют более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют исполнительскому росту.







УЧЕБНЫЙ ПЛАН

II уровень (3 год обучения)





№ п/п





Наименование разделов и тем

Количество часов 3 год обучения

Общее

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1



2.



ВОКАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА







2.1.

Учебно-тренировочный материал

15

2

13

2.1.1.

Прослушивание.Диагностика «на входе».

1



1



Повторение. Распевание. Формирование певческой культуры (дыхание, артикуляция, дикция), «Оживлялки», Звуковедение. Регистровый порог, «Кантилена», Фонема Импровизация.

14

2

12



2.2.

Работа над музыкально-художественным воплощением произведения:

18

5

13

2.2.1.

Музыкальные жанры, вокальные виды и стили.

1





2.2.2.

Народный календарь.



3





2.3 2.2.3.

Патриотические и военные песни.



5





2 2.2.4.

Современные и популярные песни.



5





2.2.5

Концертная деятельность

4





4.



Итого





34



8



26











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II уровня



Вводное занятие

Теория: Правила культуры поведения. Соблюдение техники безопасности в помещении. «Табу» для вокалистов. Цели и задачи на первое полугодии. Пожелания учащихся.



I Раздел Учебно-тренировочный материал.



Диагностика «на входе». Прослушивание

Практика: Прослушивание учащихся с целью диагностики вокальных навыков и состояния голосового аппарата. Констатирование состояния после летних каникул.

Повторение

Формирование певческой культуры -8.5час. Работа над формированием певческой культуры проводится постоянно на каждом уроке. В начале четверти повторяется материал, ранее изученных тем. Усложняется материал следующих тем: Дыхание, Звуковедение, Распевание, Нотная грамота.

Теория: краткое повторение пройденных тем: Певческая позиция, Дикция, Опора, Артикуляция, Звукообразование. Звуковедение. Мягкая атака. Орфоэпия, понятие «Унисон», Ансамбль. Их значение в вокальном исполнительстве.

Практика: Прослушивание учащихся для определения границы диапазона. Констатирование изменения в звучании голоса; выполнение ранее изученных упражнений, правил. На каждом занятии проводятся: упражнения на развитие дыхания, четкости дикции, артикуляцию, распевочные упражнения и упражнения на разные виды звуковедения.

Каждое занятие начинается с разогрева артикуляционного и голосообразующего аппарата, за счет выполнения упражнений:

1. на развитие дыхания;

2. на разогрев лицевых мышц (массаж точек, вибрационные упражнения, «Оживлялки»);

3. на развитие артикуляционного аппарата;

4. распевание на развитие диапазона, и музыкального слуха.



Формирование певческой культуры :

- Дыхание.

Выполнение упражнений на дыхание вырабатывает у учащихся сильное и эластичное певческое дыхание.

Теория: Главные составляющие «певческой культуры». Значение правильного дыхания при пении. Понятие «Опора». Знакомство с навыками "цепного дыхания".

Практика:

1. выполнение упражнений:

- Вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось.

- Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания, затем мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Время звучания потом постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения.

2. Поэтапное освоение певческого дыхания:

- Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения. Пение более длинных фраз без смены дыхания.

- Быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.

- Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно.

3. Выполнение некоторых упражнений из гимнастики Стрельниковой.



- Артикуляция. «Оживлялки».

Выполнение упражнений способствует активизации работы артикуляционного аппарата;

Теория:

- профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

- подъем эмоционального тонуса, создание атмосферы раскрепощености;

- снятие напряжения и усталости во время работы;

Практика: выполнение упражнений «Оживлялки»:

- самостоятельное выполнение артикуляционного массажа;

-массировать точки указательным или средним пальцем, отвечающие за снятия мышечного напряжения и профилактику заболеваний верхних дыхательных путей.



- Дикция.

Выполнение упражнений вырабатывает ясное произношение согласных, активность губ без напряжения лицевых мышц.

Теория: Понятие «Дикция», ее значение.

Практика: Выполнение дикционных упражнений, элементарные приёмы артикуляции; Отработка сложных дикционных мест в песнях:

- короткое произношение согласных в конце слова,

- отнесение согласных к следующему слогу.



Распевание

Необходимо учить обучающихся естественному звукообразованию, пению без напряжения, правильному формированию и округлению гласных, расширению диапазона.

Теория: понятия «Распевки», «Микст». Виды звуковедения. Значение выполнения вокальных упражнений. Распевание несет функции: подготовки голосового аппарата для наилучшего усвоения репертуара, отработки правильного звукообразования и навыков звуковедения, тембровой ровности, развитие диапазона. Одна из задач в распевании третьего и четвертого года обучения - соединение грудного и головного регистров, то есть, микст. Хорошо замикстованный средний регистр даёт возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты.

Практика: Пение несложных вокальных упражнений, упражнений на развитие диапазона. Вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Особое внимание уделяется работе над переходными нотами и выравниванием регистров, работа над округлением гласных. Протяжность отдельных звуков, пение закрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Преимущественно мягкая атака звука. Упражнения на разные виды звуковедения: legato, staccato, non legato..



Кантилена

Теория: понятие «Кантилена».

Практика: Исполнять в спокойном темпе, ровным, благородным, мягким, льющимся звуком, ровно, без crescendo (петь все звуки одинаковым тембром. Следить за рациональным расходованием дыхания;

Например:

- пение закрытым ртом;

- смена гласных на повторяющемся звуке;

- нисходящие трёх-пятиступенчатые построения, начиная с середины регистра,

- гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения её небольших отрезков);

- трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх;

- небольшие мелодические обороты (отрывки песен, подсознательное усвоение интонирования тона и полутона).



Регистровый порог

Теория: Понятие «Регистровый порог», головной и грудной регистры. Учащиеся учатся ощущать момент перехода из грудного регистра в фальцет.

Практика:

- губная вибрация, чередование с «ы» (интервал октава)

- глиссандо на «А» (октава и шире)

- максимально открытый рот, положение языка на «Ы» (две октавы)



Фонема Емельянова

Теория: Фонема Емельянова позволяет совершенствовать голос, метод направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы

Практика: Выполнение ранее выученных упражнений и новых:

Упражнение №1 «Штро-бас» («Кот -воркот»). Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление

Упражнение №2 «Конючим» («Попрошайка»). Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица полусонное, глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз. В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в грудной режим на последовательностях гласных, постепенно включаемых в работу. Затем, последовательно соединять в одном движении три режима: штро-бас, грудной, фальцет. Перевод штро-баса в грудной режим производится без перерыва, дополнительной атаки или придыхания. Необходимо сохранять положение языка на губе в грудном режиме. Издавать штро-бас и переводить в грудной режим нужно на чистом гласном «А», хотя положение языка этому препятствует и провоцирует открытый гласный «Э». Артикуляцию гласных «АЭЫ» производить только за счет подъема спинки языка при неподвижной расслабленной передней части, челюсти и губах.

Перевод грудного режима в фальцет происходит на восходящей глиссирующей интонации со срабатыванием порога. Следить, чтобы гласные «у» и «ы» в фальцетном режиме сохраняли форму, организованную в грудном, контролируя пальцами (протыкаем щёки) или глядя в зеркало.

Упражнение №3. Любую строчку из стихотворения произносить штро-басом, переводя его в грудной режим на двух последних слогах каждой строки.



Импровизация

Теория: понятие «Импровизация», виды импровизации.

Практика: Исполнение импровизированных фраз в вокальной игре «Вопрос-ответ», досочинение мелодии в одной тональности.





II раздел

Работа над музыкально - художественным

воплощением произведения.



Работа над музыкально-художественным воплощением проводится на протяжении всего учебного года, ориентирована на концертные выступления. Включает в себя подбор репертуара и работу над ним в соответствии с календарными праздниками и тематическими мероприятиями, опираясь на следующие темы: «Фольклор. Народные песни», «Патриотические и военные песни», «Современные и популярные песни». Работа над репертуаром каждой из этих тем проводится поэтапно:

1. Прослушивание песни;

2. Разучивание песни;

3. Вокально-хоровая работа;

4. Работа с микрофонами;

5. Работа над художественным образом;

6. Сценическое движение;

7. Работа на сцене. Генеральная репетиция.





Работа над репертуаром.



Теория: Прослушивание произведения и его анализ (беседа о прослушанной песни, жанр, характер, содержание (замысел), особенности исполнения). Понятие «Художественный образ», средства выразительности.

Практика:

1. Прослушивание произведение, учащиеся определяют его характер, образный строй, дают общую характеристику содержания произведения (анализируют).

2. Разучивание песни (разбор текста, отработка сложных дикционных мест, фразировка, разучивание мелодии).

3. Вокально-хоровая работа: (отработка окончания фраз, манера исполнения, приемы звуковедения, чистое интонирование, выравнивание по тембру и голосу солистов). Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а также естественности звучания. Проблема интонирования в ансамбле, всегда была одной из самых острых и болезненных. Хоровой строй невозможен без чистого унисона, который возникает благодаря осознанному интонированию музыкальных звуков голосом. Немаловажную роль в интонации играет внимание ребёнка.

4. Работа с микрофонами.

Теория: Акустическая система, осторожность при работе с микрофонами. «Заводка»

Практика: Освоение правильного обращения с микрофонами (включение, выключение, передача, положение во время исполнения).

5. Работа над художественным образом.

Вокалистам необходимо развивать музыкально-эстетический вкус, мастерство исполнения через средства музыкальной выразительности. Воплощение художественного образа музыкального произведения путем эмоционального «прочувствования».

Теория: понятия «Художественный образ», эмоциональность, динамика, «Кульминация».

Практика:

1. Учащиеся самостоятельно учатся определять главную сюжетную линию (с помощью наводящих вопросов подвести детей к драматургии, поиску и выделению сути произведения, главных фраз, которую подскажут стихи).

2. Исходя из художественного анализа произведения, выстраивается драматургическая линия музыкального номера. Предлагается учащимся придумать или вспомнить ситуацию, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова. Это даст им возможность окрасить песню живой человеческой эмоцией.

3. Осуществляется подбор приёмов звукоизвлечения, вокальных украшений, изменение фразировки, динамики в произведении (тихо - piano, громко - forte, усиливая - crescendo, ослабляя - diminuendo), способы выделения кульминации.

4. Эмоциональное выразительное исполнение (осмысленное).

6. Сценическое движение

Теория: Необходимость использования сценических движений, как элемент украшения, яркости исполнения произведения, элементы стилизации.

Практика:

Тема «Сценическое движение» включает в себя:

-выполнение упражнений на развитие Вокально-двигательной координации - (тренировка вестибулярного аппарата (ходьба на носках с приседаниями остановками и поворотами вперед и назад в сочетании с определенными движениями рук, чтением текста, пением).

- выполнение упражнений способствующих развитию навыков выполнения движений отдельными частями тела (рукой, ногой, шеей, глазами…) при полной неподвижности остальных;

- выполнение упражнений на развитие пластичности рук и тела (над развитием гибкости и подвижности плечевых, локтевых, лучезапястных суставов и пальцев. Выполнение упражнений «Волна», «Раскрытие», «Птица»); взаимодействие и противодействие обеих рук: сжатие и растяжка, прижимание и отталкивание);

- работу над сценическими движениями - Подбор, разучивание и отработка сценических движений (движения под музыку, перемещения, появление, построение ансамбля на сцене и уход для каждой конкретной песни, работа); работа над жестами (содержание песни вокалисты должны передавать не только выразительным исполнением голоса, но и телом, жестами (рук, головы), глазами;

7. Работа на сцене. Генеральные репетиции.

Теория: План расстановки вокалистов по сценарию.

Практика:

-нахождение и перемещение участников, появление и уход со сцены,

-распределение и передача микрофонов,

-исполнение песни с движениями,

-двигательная импровизация,

- общая художественная картина музыкального номера,

-прогон по сценарию,

- генеральная репетиция.



Музыкальные жанры, вокальные виды и стили

Теория: Какие музыкальные жанры известны учащимся? Какие музыкальные стили они знают и каким они отдают предпочтение? Манеры исполнения. Основные стили вокальной музыки: романс, джаз, блюз, рок-н- ролл, поп-музыка, эстрада..

Изучение песен разных жанров повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию

Практика: Прослушивание аудио-записей, подготовленных преподавателем или учащимися.



Современные и популярные песни

Исполнение современных песен помогает формировать умение коллективного взаимодействия при исполнении музыкальных произведений, при пении понравившейся песни - раскрыть творческий потенциал.

Теория: Особенности исполнения современных песен. Каких отечественных музыкантов-композиторов знают дети? Прослушивание записей песен и их анализ. Беседа об авторе, музыке и тексте песни, раскрытие их художественного содержания.

Практика: Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Разучивание выбранных произведений. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений под фонограмму (минус).

Работа над произведением: разучивание произведений (мелодии, фразировка); вокально-хоровая работа (отработка согласных, дикции, артикуляции, окончание слов и фраз, выравнивание звуковысотное, звуковедение); сценическое движение (разучивание движений); работа над образом; работа на сцене.





Патриотические и военные песни

Главной задачей исполнения военных песен - развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности.

Теория: Беседа о значении и роли песни в жизни народа во времена войн, о содержании произведений.

Практика: Показ - исполнение песни. Анализ произведения, высказывание впечатлений о прослушанном произведении. Чтение стихотворного текста, выявление сути произведения, нахождение главных по содержанию фраз. Учащимся необходимо постараться проникнуть в образное содержание произведения. Вокально-хоровая и художественная работа над выбранным произведением.



Народный календарь.

Включает в себя краткое знакомство с основными обрядовыми праздниками. Обрядовые (Святки, Колядки), Колыбельные, Плясовые песни.

Теория: Знакомство с фольклорной музыкой (прослушивание фольклорных песен разных регионов). Прослушание фольклорных образцов многоголосных песен с использованием приёма «а капелла». Различие фольклорного пения от стилизованного (в обработке). Народный календарь. Обрядовые песни. Колыбельные песни их характерные особенности содержания; Плясовые песни. Частушки.

Практика:

- разучивание элементов фольклорного творчества (колядки, потешки, а капелла) (индивидуальная работа с учащимися, занимающимися народным пением);

- исполнить знакомые частушки и попытаться сочинить частушку самим;

- работа над произведением: разучивание народной песни с сопровождением музыкального инструмента и оригинальных народных песен без сопровождения (мелодии, фразировка); вокально-хоровая работа (отработка согласных, дикции, артикуляции, окончание слов и фраз, выравнивание звуковысотное, звуковедение); сценическое движение (разучивание движений); работа над образом; работа на сцене. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.





Концертная деятельность

Данный раздел включает: концертную деятельность; самоанализ, диагностику на «выходе» и работу над ошибками.

Обучающиеся участвуют в различных концертах, проводимых как в своем образовательном учреждении, так и в мероприятиях муниципального уровня (благотворительные концерты, акции, смотры песен, на родительских собрании).

На концерте перед выходом на сцену вокалисты: проговаривают поставленные задачи; разогревают артикуляционный аппарат. Преподаватель убеждает детей в их готовности перед выступлением, приободряя и настраивая на успех.

После концерта вокалисты учатся анализировать свое выступление. После просмотра видео-записи проводится работа над ошибками.









Виды и формы организации деятельности учащихся



Виды деятельности

Формы организации деятельности

Познавательная деятельность

Чтение

Решение учебных задач

Сбор и обработка информации

Творческая деятельность

Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конструирование, моделирование, конференция, творческая мастерская, создание презентаций, видеоклипа, сценария, написание эссе, сочинения, изложения, работа с портфолио, художественное и техническое творчество, социально значимое проектирование и т.д.

Совместно-распределенная проектная деятельность

Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных проектных задач, учебный проект, лабораторная работа

Учебно-исследовательская деятельность

Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, исторические расследования, изучение и анализ исторических документов, кинохроник, мемуаров, подбор материала, реферирование, лабораторная работа и т.д.

Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей)

Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, разновозрастное сотрудничество, консультации, взаимопроверки, дебаты, дискуссии и т.д.

Рефлексивная деятельность

(контрольно-оценочная деятельность)

Концертные выступления

Совместно - распределенная учебная (образовательная) деятельность

Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.:, работа в малых группах, мастерские, экскурсии, лекция, семинар, практикумы, лекции, семинары, тренинги, стажировки и т.д.).

Игровая деятельность

Игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами, ролевая игра

Коммуникативная деятельность

Беседа

Дискуссия

Дебаты













ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ



Педагогический мониторинг, который позволяет отслеживать результативность образовательного процесса, включает в себя следующие формы контроля:

1) текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

2) промежуточный - участие в мероприятиях, проводимых ОУ в течении учебного года, позволяющий осуществлять контроль за развитием каждого обучающегося, раскрытием его творческих и духовных устремлений;

3) итоговый (6 и 7 классы) участие в отчетном концерте «За честь школы», где исполняются лучшие произведения учебного года. Лучшим вокалистам вручается (благодарность, грамота, благодарственное письмо). Выступления учащихся в течении года оцениваются словесной характеристикой, при этом отмечаются достигнутые учеников успехи и имеющиеся недостатки.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



1. Технические средства обучения:

- компьютер /ноутбук;

- звукоусиливающая аппаратура: усилитель, микшер, микрофоны;

- доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;



2.Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи и видеозаписи вокального творчества;

- видеозаписи выступлений студии;



3. Материалы и инструменты:

- фортепиано;

- стулья;

- реквизиты (бубны, трещетки, маракасы и т.д.).



4. Помещение для занятий:

- просторный, хорошо проветриваемый класс;

- актовый зал, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием - для проведения концертов, репетиций, общестудийных мероприятий и занятий.

- служебные помещения (гардероб, санитарная комната).









ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Литература, использованная при подготовке программы



  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 1997. - 192с.

  2. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М., 2000.

  3. Комальков Ю.К, Э.В.Соболева. Потешки и забавы. Издательство «Советский композитор». М. 1988.

  4. Кобзева Н.Д. Программа дополнительного образования детей 8 - 17лет Музыкальное развитие обучающихся на занятиях вокального ансамбля. - Волгоград, 2010.

  5. Радионова Н.Ф., Катунова М.Р., Сеничева И.О., Якушева Е.Л. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие.- СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.

  6. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство Прометей, 1992.

  7. Ускова С.Б. Праздники привычные и необычные. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс» 2003

  8. Щетинин М. Н.. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.- М.: Метафора, 2006г.

  9. Ядровская Ю.А. Образовательная программа «Студия эстрадного вокала». - М., 2012.









Интернет - ресурсы



  1. Российский общеобразовательный портал - [электронный ресурс] - music.edu.ru/, 38edu.ru ( дата обращения 10.08.2013)

  2. Профессиональная постановка речевого и певческого голоса. Уроки вокала - [электронный ресурс] mastergolosa.nethouse.ru/ (дата обращения 10.08.2013)

  3. Интернет-портал «Pesniland - страна песен» - [электронный ресурс] pesniland.ru/metod.html (дата обращения 13.08.2013)

  4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru - [электронный ресурс] /nsportal.ru/eremina-tatyana-panteleevna/(дата обращения 13.08.2013).

  5. Школьный музыкант - [электронный ресурс] shkolamuzikant.ru/ (дата обращения 16.08.2013)

  6. Музыковед - музыка для жизни - [электронный ресурс] www.muzykoved.info (дата обращения 19.08.2013)

  7. Музыкальный форум Vocal.ru - [электронный ресурс] forum.vocal.ru/ (дата обращения 19.08.2013)

Мир книг - [электронный ресурс] mirknig.com /(дата обращения 19.08.2013)

  1. Muzruk.info - все для учителя музыки - [электронный ресурс] muzruk.info/</ (дата обращения 21.08.2013)







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал