- Учителю
- Разработка урока по теме: Музыка и другие виды искусства (5 класс)
Разработка урока по теме: Музыка и другие виды искусства (5 класс)
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 3 5 класс
Тема: Искусство открывает мир.
Цели урока: рассмотреть искусство с точки зрения историко-философского аспекта; содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру.
Материалы к уроку: рисунки детей 2-7 лет, слуховая наглядность: «Маленький принц» муз. М. Таривердиева, сл. Н Добронравова, «Продавец зонтиков» (автор неизвестен).
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит песня «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, ст. Н. Добронравова.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать».
(А. Толстой)
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим беседу об искусстве, открывающем мир.
Работа по теме урока.
1. Беседа о роли искусства в жизни человека.
- Человек соприкасается с искусством каждый день, порой сам об этом не задумываясь. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство бы не вошло. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. У музыки, литературы и изобразительного искусства один и тот же главный объект исследования - человек, восприятие им окружающей действительности, его душевный мир.
Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности - это радость, утешение, поддержка.
На заре человечества люди только начинали осознавать себя. Они придумывали разные слова, которые впоследствии становились речью, пытались воспроизводить разные звуки, которые постепенно превращались в мелодии, вырезали на стенах пещер контуры различных животных, сцены охоты, что впоследствии стало именоваться живописью.
Известно, что древние человеческие послания по большей части изображали какие-либо зашифрованные символы, расшифровать которые мог только истинный мудрец. Включая своё богатое воображение, он видел связь между изображениями и той ситуацией, которые они выражали. А мы с вами можем прочитать любой текст, потому что специально этому обучались.
Существует историческое свидетельство о том, как скифы прислали персидскому царю Дарию письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это означало: если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами.
Однако и сейчас необходимо иметь и воображение, и мудрость для того, чтобы понять произведения искусства, так как их смысл, истина не лежат на поверхности, а зашифрованы в словах, в мелодиях и красках.
Посмотрите на детские рисунки (рисунки 2-7-летних детей передаются по рядам), что вы можете сказать об этих рисунках? (Каждый ребёнок видит мир по-своему, своими глазами, и отражает его в своих рисунках через сочетания красок, непривычными, с точки зрения взрослых, изображениями.)
То же касается и слов, которые придумывают дети для обозначения того или иного предмета. Приведите примеры из своего детства.
Учащиеся приводят примеры.
2. Работа с учебником.
- А какие замечательные непосредственные стихи и истории сочиняются в этом возрасте!
К сожалению, новизна восприятия с годами проходит у многих людей, и они перестают удивляться, восхищаться и видят мир по-другому. Давайте зачитаем фрагмент из замечательной сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где как раз говорится об этом, а затем побеседуем.
Вот как она начинается:
«Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку: на картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:
В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться, и спит полгода подряд, пока не переварит пищу». Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:
Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
- Разве шляпа страшная?- возразили мне.
А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2.
Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».
В этой книге автор делает ещё один грустный вывод:
«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.
Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они воскликнут: «Какая красота!»
- Что вы можете сказать о прочитанном? (Заслушиваются ответы учащихся.)
- Конечно, все взрослые - разные: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие - сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых эти разные люди с трудом понимают друг друга. А иногда, это даже приводит к тяжёлым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.
Экзюпери писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».
Перефразировав известную фразу можно сказать: «Понимание и доброта спасут мир!»
3. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни «Маленький принц».
- Сегодня мы с вами начнём разучивать одну из самых красивых песен, в которой прекрасна не только музыка, но и слова. Называется она так же, как та сказка, фрагмент из которой мы с вами сейчас прочитали. Давайте вспомним, как называлась эта сказка? («Маленький принц».)
- Совершенно верно. А музыку к этой песне написал замечательный композитор, известный своей необыкновенной поэтичностью, Микаэл Леонович Таривердиев. Его музыку отличает необыкновенная свежесть, искренность, тонкость и красота. Слова написаны поэтом-песенником Николаем Добронравовым.
Разучивание первого куплета.
- Мы с вами сегодня уже говорили, что существуют люди, которые поглощены только собой, своей выгодой, не видящие вокруг себя ничего прекрасного.
Но бывает так, что какое-то событие переворачивает жизнь такого человека - и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. Всё это было в человеке, но только забылось за долгие годы пустой, ничем не одухотворенной жизни. И нужен был какой- то импульс, толчок, будь то встреча с добрым человеком, услышанная музыка либо прочитанная книга для того, чтобы он вновь вернулся к самому себе, к своим истокам.
Продолжение разучивания песни «Продавец зонтиков».
4. Знакомство со сказкой Г. Х. Андерсена «Соловей».
- В Китае, как вы знаете, глава государства - император, и в целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться, поднимите руки те, кто читал эту сказку?
- Правильно - это «Соловей» Г. Х. Андерсена - сказка, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства. Эта сказка изложена в ваших учебниках на странице 16. Прочитайте её.
Могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всех концов света. Возвращаясь домой, путешественники превозносили в своих книгах все, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря.
Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нем в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.
И мы видим, что император жесток и своенравен. Каковы же его подданные?
«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулась туда. Шли-шли, вдруг где-то замычала корова.
- О! - воскликнули молодые придворные. - Вот он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше.
- Это мычат коровы,- сказала девочка.- Нам ещё далеко идти.
Немного погодя в болоте заквакали лягушки.
- Изумительно! - вскричал придворный проповедник. - Теперь я слышу! Точь-в-точь колокольчик в молельне.
- Нет, это лягушки! - возразила девочка. - Но теперь мы, наверное, скоро услышим его.
И, наконец, запел соловей.
- Вот это соловей! - сказала девочка. - Слушайте, слушайте! А вот он и сам! - И она показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях.
- Неужели этот? - удивился первый приближенный. - Вот уж не ожидал, что он такой! Такой невзрачный! Очевидно, все его краски полиняли, едва он увидел столько знатных особ!
Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как люди, ослеплённые собственным величием, уже не способны разбираться в самых простых вещах.
И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются им, но более всего они радуются его предстоящему успеху при дворе.
Однако сам император был глубоко потрясён: «Соловей запел, да так дивно, что у императора слезы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она так и хватала за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею.
Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён.
- Я видел на глазах императора слезы,- какой ещё награды мне желать? В слезах императора дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!»
Слезы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшего в его душе. В конце концов, они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него на груди. Соловей, преданный императором и изгнанный из его государства, прилетел снова, чтобы утешить и ободрить его. Пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила.
«Ты уже вознаградил меня раз и навсегда!- сказал соловей в ответ на горячую благодарность императора. - Когда я в первый раз пел тебе, я видел слезы на твоих глазах, и этого мне не забыть никогда!»
После чтения учащиеся высказывают своё мнение о героях сказки.
- Отныне император и соловей обрели друг друга. Песня соловья каждый вечер радует императора и заставляет его задуматься. Истина, открывшаяся им обоим, уничтожила границы между владыкой государства и маленькой серой птичкой, но в этом единении обнаружилось нечто высшее, чем сословные и вельможные предрассудки.
Итог урока.
- Искусство способно воспитывать, оно открывает мир - не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Мы уже знаем, что внешнее, поверхностное никогда не бывает самым главным. Как создается искусство?
Заслушиваются ответы учащихся.
- Искусство это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это дело божественным. Не случайно создателя произведений искусства называют творцом, как Всевышнего. Не случайно и то, что гений, а творят искусство гении - у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения, этим словом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового.
Когда художник берет в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, не означает ли это, что в эту минуту ему открывается некий сокровенный смысл, которым он спешит поделиться со всеми людьми?
Вопросы и задания:
«Искусство открывает мир». Как ты понимаешь эти слова по отношению к сказке Г. Х. Андерсена «Соловей»?
Был ли в твоей жизни случай, когда под впечатлением от музыкального произведения ты совершил добрый поступок?
Согласен ли ты, что песня «Маленький принц» о мечте человека? Какие слова песни подтверждают это?
Внимательно рассмотри портреты великих деятелей искусства. Какие черты объединяют эти изображения?
3адумайся: слово дух родственно словам духовность, одухотворённость. Почему возможно говорить о реальности духа?
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение о музыке. Какие чувства оно вызывает в тебе?