- Учителю
- Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основе следующих документов:
-
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
-
Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
-
примерной программы по музыке и на основе авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной к учебнику «Музыка» 2 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина М.: «Просвещение», 2012г
-
основной образовательной программы основного начального образования МБОУ «Бичурская средняя общеобразовательная школа № 5» Бичурского района, республики Бурятия.
-
Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 -2016 учебном году
Цели обучения
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Задачи обучения:
-
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
-
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония)
-
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
-
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
-
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
-
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
-
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно - образный смысл;
-
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
-
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
-
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Компетенции.
В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать:
-
Жанры музыки (песня, танец, марш);
-
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
-
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
В результате изучения музыки ученик должен уметь:
-
Выявлять жанровое начало музыки;
-
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
-
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
-
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
-
Проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально - ритмическом движении.
В конце 2 класса учащиеся должны:
-
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
-
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
Особенности рабочей программы.
Рабочая программа по музыке базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Формы и методы работы с обучающимися.
-
индивидуальные;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальная
-
работа в парах
-
работа в группах.
Межпредметные связи.
Основные межпредметные связи осуществляются с изобразительного искусства и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром, математикой.
Социализация.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком -используются видеоматериалы концертах, театрах, филармониях.
Общая характеристика учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего - 35 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета
Россия - Родина моя (3 часа).
Мелодия. «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Гимн России.
День, полный событий (6 часов).
Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
О России петь - что стремиться в храм (5 часов).
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли рус-ской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: Проводы зимы. Встреча весны.
В музыкальном театре (5 часов).
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.
В концертном зале (5 часов).
Симфоническая сказка (С. С. Прокофьев «Петя и Волк»). Картинки с выставки (М. П. Мусоргский). Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов).
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это - Бах. Всё в движении. Попутная песня. «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский. С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?
Тематическое планирование.
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Россия - Родина моя
3 ч.
2
День, полный событий
6 ч.
3
О России петь - что стремиться в храм
5 ч.
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
4 ч.
5
В музыкальном театре
5 ч.
6
В концертном зале
5 ч.
7
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
6 ч.
8
Резервное время
1ч.
Итого
35 ч.
Календарно - учебный график.
№
п/п
Дата
Тема, тип
урока
Решаемые проблемы; цель деятельности
учителя
Планируемые результаты
понятия
предметные результаты
универсальные учебные действия
(УУД)
личностные
результаты
1
2
3
4
5
6
7
8
Россия - Родина моя
1
1-я неделя
Мелодия
(У., с. 8-9)
(вводный урок; урок-экскурсия)
Какому народу близка эта музыка?
Цель: учить определять, на что похожа мелодия (песня), кем она написана
(написал композитор или народная), какие интонации помогают узнать время суток, изображённое в музыке
Композитор, мелодия, аккомпанемент, песня, ноты, слушатель
Узнают: что такое мелодия и аккомпанемент, назовут, кто сочиняет музыку.
Научатся: размышлять
о музыке, какую она рисует картину (на примере музыки М. П. Мусоргского), слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, исполнять хоровое произведение (петь хором)
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: использовать общие приёмы решения познавательной задачи.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и понимать собеседника
Показывает наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда
на мир
2
2-я неделя
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.
(У., с. 10-13)
(изучение
и закрепление новых знаний;
Что объединяет песни о Родине?
Цель: учить подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций), воплощать ха-
Запев, припев, хор, солист, ис-полнитель.
Россия - Родина моя. Музыка о род-
Узнают: смысл понятий: запев, припев, хор, солист, исполнитель, Родина, песня, танец, марш, мелодия.
Научатся: петь хором
и с солистом на примере песен Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»
Регулятивные: формулировать
и удерживать учебную задачу; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соотвтествии с поставленной задачей.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов
Проявляет чувство гордости
за культурное наследие своего народа; оценивает
рактер и настроение песен о Родине в своём исполнении; по-знакомить с музыкальными образцами родного края
ном крае. Композиторская
и народная музыка
и Г. Струве «Моя Россия», воплощая характер и настроение песен о Родине, слушать музыку, устно отвечать на вопросы по содержанию музыкальных произведений
решения учебно-практических
и познавательных задач; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; предлагать творческие варианты решения поставленной задачи; использовать полученные знания в самостоятельной работе.
Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию
и сознательно выстраивает эстетические от-ношения
к себе, другим людям.
3
3-я неделя
Гимн России.
(У., с. 14-15)
(расширение и углубление знаний; урок- историческое путешествие)
Что такое гимн?
Цель: познакомить
с Гимном России
и его авторами; обратить внимание учащихся на особенности исполнения Гимна,
Гимн, символы России (флаг, герб), памятники архитектуры. Столица. Гимн России - главная песня нашей Родины
Узнают: символы России (флаг, герб, гимн), особенности исполнения гимна, значение понятий: гимн, символы, памятники архитектуры.
Научатся: слушать и ис-
полнять гимн, исполнять музыальное произведение в хоре, выполнять интонационно-образный анализ музыки
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; адекватно ис-пользовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и понимать собеседника
Осознает гражданскую идентичность
в соответствии с традициями семьи и народа
.
День, полный событий
4
4-я неделя
Музыкальные инструменты (фортепиано)
(У., с. 18-19)
(расширение и углубление знаний; урок-путешествие
в концертный зал)
Что роднит и что от-личает два цикла
детской музыки -
П. И. Чайковского («Детский альбом») и С. С. Прокофьева («Детская музыка»)?
Цель: научить определять жизненную основу музыкальных
произведений, понимать выразительныевозможности фортепиано в создании различных образов
Форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист
Узнают: понятия: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный аль-бом, интонации.
Научатся: называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский,Сергей Сергеевич Прокофьев), музыкальные инструменты,
определять, как они связаны между собой (на при-мере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки»
С. С. Прокофьева)
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в по-знавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск информации об истории и уст-ройстве фортепиано.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Проявляет эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяет свою ценностную сферу
в процессе общения
с музыкой
5
5-я неделя
Природа
и музыка.
Прогулка.
(У., с. 20-23)
(изучение нового материала;
Какое время суток определяется в каждой из пьес?
Цели: познакомить с пьесами «Утро»
и «Вечер» С. Прокофьева, «Прогулка» М. Мусоргского
и С. Прокофьева; на-учить применять
Песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр
Научатся: определять, какая из пьес С. Прокофьева изображает утро, а какая - вечер, характеризовать их выразительные возможности на примере пьес «Прогулка» М. Мусоргского
и С. Прокофьева.
Узнают: понятия песенности, танцевальности и
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ставить вопросы; формулировать проблемы; осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источни-
Проявляет наличие стремления к красоте и гармонии; приобретает эстетический взгляд
на мир;
знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения, сравнивать контрастные пьесы одного композитора, композиторские стили
и произведения с одинаковыми названиями
маршевости, мелодия, регистр, изобразительность в музыке, что такое регистр, о песенности, танцевальности и маршевости в музыке русских композиторов, об изобразительности в музыке
ков); применять и представлять информацию.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной
оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношения
к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом
6
6-я неделя
Танцы, танцы, танцы…
(У., с. 24-25)
(расширение и углубление знаний; урок-танц-класс)
Как различать многообразие танцевальной музыки?
Цели: познакомить с танцами «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева; научить определять ритмическую основу музыки, её танцевальные ритмы, характерные движения
Танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный эстрадный). Танцевальные ритмы. Пластика движений
Узнают: названия танцев: полька, вальс, тарантелла, камаринская, понятия: танцевальные ритмы, пластика движений, танцевальные жанры.
Научатся: различать народный и классический танец, определять ритмы танцев; выполнять музыкально-ритмические движения; слушать музыку
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе
Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, об-щения; реализует творческий потенциал
в процессе коллективного танца
7
7-я неделя
Эти разные марши.
Звучащие картины.
(У., с. 26-29)
(закрепление нового материала; урок-)
Кому из композиторов принадлежат марши? Как звучит музыка, которую исполняют пианисты, изображённые на картинах?
Цель: расширить
и углубить знания
о жанре марша и разнообразии маршевой музыки; помочь накопить музыкально-слуховой опыт как опыт интонационно-стилевой
Интонация шага, поступь. Ритм марша
Узнают: отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага.
Научатся: определять
на слух маршевую музыку, выделять среди произведений пьесы маршевого характера, сравнивать музыкальные ритмы движений деревянных солдатиков
и мальчика, кузнечиков
и месяца на примере пьес П. И. Чайковского
и С. С. Прокофьева
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда
на мир в его художественном разнообразии
8
8-я неделя
Расскажи сказку.
(У., с. 30-31)
; урок-сказка)
О чём рассказали
в своих музыкальных сказках П. И. Чайковский и С. С. Прокофьев?
Цель: сравнить и сопоставить музыкальное развитие и содержание пьес «Нянина сказка» П. И. Чайков-
Мелодия, аккомпанемент, вступление. Сказочные образы в музыке
Узнают: значение музыкальных терминов: мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке.
Научатся: находить сход-ство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка» П. И. Чайковского
и «Сказочка» С. С. Проко-
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач; рисовать услышанное.
Стремится к формированию ассоциативно-образного мышления; имеет позитивную самооценку своих
ского и «Сказочка»
С. С. Прокофьева из двух фортепианных альбомов для детей
фьева), рисовать то, что услышали, и сочинять сказку к своему рисунку
Коммуникативные: ставить вопросы; учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки
музыкально-творческих способностей
9
9-я неделя
Колыбельные. Мама.
(У., с. 32-35)
(обобщение и систематизация знаний, урок-игра)
О чём говорит музыка? Что нужно для того, чтобы выразительно исполнить колыбельные песни?
Цель: помочь учащимся определить интонацию колыбельной в музыкальных произведениях; развивать умения выделять отличительные черты колыбельной песни, подбирать слова к мелодии, играть на музыкальных ин-струментах, выразительно исполнять колыбельные песни
Темп, динамика, выразительность ис-полнения, интонация колыбельной, фраза.
Колыбельные - самые древние песни
Узнают: значение музыкальных терминов: темп, динамика, построение музыки, музыкальная форма.
Научатся: слушать и выразительно исполнять колыбельные песни на примере пьесы из «Детского аль-бома» П. И. Чайковского «Мама» и песен композиторов Е. Крылатова, А. Ос-тровского, Р. Паулса, различать особенности построения музыки (двухчастная, трёхчастная форма) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев)
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план
и последовательность действий.
Познавательные: ставить и формулировать проблему; осуществлять запись, фиксацию информации о музыкальном мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Коммуникативные: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом исполнении песен
Проявляет духовно-нравственные и этические чувства, уважительное отношение к матери
.
«О России петь - что стремиться в храм»
10
10-я неделя
Великий колокольный звон. Звучащие картины.(У.,
с. 38-41)
(вводный урок;
Как звучит «Великий колокольный звон»?
Цели: познакомить с голосами-тембрами колоколов, с разнообразием колокольных звонов, с композиторами, включавшими звоны колоколов в свои произведения; помочь учащимся определить, какая музыка звучит на картинах художников
Голоса-тембры колоколов. Колокольные звоны: благовест, трезвон, перезвон, всполошный, набат, метельный звон. Музыкальный пейзаж
Узнают: названия колокольных звонов, что такое музыкальный пейзаж, звучащие картины, голоса-тембры.
Научатся: определять голоса-тембры колоколов, сравнивать их на примере музыки М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»
из кантаты «Александр Невский», «Праздничного трезвона», передавать
в пластике движений
и в игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов, сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи
Регулятивные: выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: выделять необходимую для решения познавательной задачи информацию; рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание; объяснять, почему некоторые картины называют звучащими.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Сохраняет внутреннюю позицию школьника на ос-нове положительного отношения к школе; воспринимает музыкальное произведение на ос-нове эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства со-причастности к истории своей Родины
и народа
.
11-12
11-я неделя 12-я неделя
Святые земли русской. Александр Невский.
(У., с. 42-43)
Святые земли русской.
Сергий Радонежский.
(У., с. 44-45)
(изучение
и закрепление нового материала;
Что такое кантата? Чем дорога народу память подвигов Александра Невского
и Сергия Радонежского?
Цели: познакомить
с именами святых земли русской; объяснить, что они сделали для Руси, какие подвиги прославили их имена; помочь осмыслить понятия: кантата, народные песни, церковные песнопения
Народные песнопения, церковные песнопения, житие. Кантата. Хор
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: хор, кантата, триптих, народные песнопения, церковные песнопения, житие.
Научатся: называть име-
на святых, исполнять темы «Песни об Александре Невском» и «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
С. С. Прокофьева, рассказывать о национальных героях, аргументируя, почему их любят, чтят и помнят потомки, обсуждать, какая музыка должна звучать в честь национальных героев
Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью и результатами.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебных задач информации.
Коммуникативные: выслуши-
вать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активность
во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Проявляет этические чувства, чувство со-причастности к истории своей
Родины
и народа; оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношения
к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом
13-14
13-я неделя 14-я неделя
Молитва
(У., с. 46-47)
С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.
Что такое молитва?
Цели: дать понятие молитвы через пьесы из «Детского аль-бома» П. И. Чайковского; развивать умение проводить интонационно-образный
Икона. Молитва. Мелодия. Композитор.
Народные славянские песнопения.
Узнают: значение понятий: молитва, икона.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере пьес из «Детского альбома» И. Чайковского «Утренняя молитва»,
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.
Коммуникативные: договариваться о распределении функ-
Укрепляет культурную, этническую
и гражданскую идентичность
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
15
15-я неделя
Русские народные ин-струменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. (У.,
с. 54-59)
(повторение и закрепление изученного материала. Урок-игра)
Какие русские народные инструменты вы знаете?
Цель: продолжить знакомить учащихся с музыкальными ин-струментами, с составом оркестра рус-ских народных ин-струментов; помочь учащимся создать инструментальные импровизации; объяснить значение музыкальных понятий: плясовые наигрыши, вариации
Оркестр русских народных инструментов. Пляска. Наигрыш. Вариации. Песня-игра. Песня-диалог. Рус-ские народные песни. Хоровод. Фольклор
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: оркестр русских народных инструментов, вариации, наигрыш, пляска, фольклор, песня-игра, песня-диалог.
Научатся: называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух рус-ские народные инструменты, импровизировать в иг-ре на народных инструментах, разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», выразительно
Регулятивные: обдумывать замысел и реализовывать его
в исполнении; определять об-щую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения их существенных признаков.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; задавать вопросы, необходимые
Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, об-щения; реализует творческий потенциал
в процессе коллективного танца, игры, музицирования
16
16-я неделя
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
(У., с. 62-65)
(изучение
и закрепле-
ние изученного;
Какая из предложенных мелодий звучит в «Детском альбоме» П. И. Чайковского?
Цель: развивать умение сопоставлять мелодии произведений
из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева, находить черты, роднящие их с народными напевами и наигрышами
Авторская музыка
в народном стиле. Напев, наигрыш.
Регистр.
Мотив.
Выразительность
Узнают: значение понятий: авторская музыка
в народном стиле.
Научатся: сочинять мелодию на заданный текст, импровизировать в игре на народных инструмен-
тах, понимать и слышать характерные народные ин-тонации, ритмы, тембры, приёмы развития на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и «Детской музыки» С. С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»)
Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленной учебной задачи информации.
Коммуникативные: договари-ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты
на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Проявляет эмоционально-ценностное отношение к искусству; реали-
зует творческий потенциал
в процессе сочинения
17-18
17-я неделя 18-я неделя
Русские
народные праздники:
Проводы
Почему в народных песнях часто повторяются и мелодия и слова?
Русский народный праздник. Песенка-
Узнают: значение понятий: русский народный праздник, фольклор, песенка-закличка, выразитель-
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: использовать
Укрепляет культурную, этническую
зимы. (У., с. 66-67)
Встреча весны.(У.,
с. 68-69)
(повторение и закрепление изученного материала; урок-игра)
Цель: познакомить с чертами и приёмами народных праздников; разучить масленичные песни, весенние заклички, детские игры, соответствующие данному празднику
закличка. Выразительность
ность, историю и содержание народных праздников.
Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни, работать с учебником и дополнительной литературой; выполнять игровые и театрализованные действия
общие приёмы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о рас-пределении функций и ролей
в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию
и гражданскую идентичность
в соответствии с духовными традициями семьи и народа
В музыкальном театре
19-20
19-я неделя 20-я неделя
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет.
(У., с. 72-77)
(изучение
и закрепление нового материала; урок-путе-
Как вы думаете, кто в опере исполняет эти темы? Что такое балет?
Цель: привлечь внимание учащихся
к произведениям крупных музыкальных форм; заинтересовать жанрами оперы и балета; помочь учащимся раскрыть для себя удивитель-
Музыкальный диалог. Музыкальный театр. Опера. Хор.
Солист. Балет. Балерина. Танцор. Примадонна. Дуэт. Трио
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина.
Научатся: называть имена композиторов, названия произведений (опера
М. Коваля «Волк и семеро козлят», балет С. Прокофьева «Золушка»), выразительно исполнять темы героев
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленных учебно-практических и познавательных задач информации.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения,
Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; имеет позитивную самооценку своих музыкально-творчес-
шествие
в мир музыкального театра)
ный мир театра; научить выразительно исполнять главные темы оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»
оперы, сопоставлять
и сравнивать характеры действующих лиц, передавать настроение музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла
обсуждать и анализировать соб-ственную музыкальную (певческую, исполнительскую, слушательскую) деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения музыкального содержания и средств его выражения
ких возможностей
21
21-я неделя
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра.
(У., с. 78-81)
(изучение
нового материала; урок-
Какие оперы и балеты вы видели в театре?
Цели: научить ис-пользовать приём свободного дирижирования, передачи
характера звучания музыки пластичными движениями; развивать умения слушать музыкальные произведения и узнавать знакомые мелодии в них
Симфонический ор-кестр. Дирижёр - руководитель оркестра. Дири-
жёрские жесты
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: симфонический ор-кестр, дирижёр, дирижёрские жесты.
Научатся: представлять себя в роли дирижёра и ди-
рижировать разными маршами из опер и балетов, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля
Регулятивные: контролировать и оценивать свою учебную деятельность.
Познавательные: обдумывать замысел и реализовывать его
в исполнении: драматизации
и пластическом интонировании.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; учитывать эмоциональное восприятие музыки других учащихся; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания
Реализует творческий потенциал в процессе коллективного и инди-
видуального музицирования
22-23
22-я неделя 23-я неделя
Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье!
Увертюра.
Финал.
(У., с. 82-87)
(изучение
и обобщение полученных знаний;
В чём сходство и различие сцен в поэтической сказке (поэме) «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
и оперы «Руслан
и Людмила» М. И. Глинки?
Цель: научить разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития, проводить сравнительный анализ музыки
Действие. Солист. Хор. Контраст. Сцена из оперы. Увертюра. Финал
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал.
Научатся: проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов, понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» на примере музыки М. И. Глинки, слушать и понимать музыку
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию во взаимодействии
Проявляет наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи, театра
В концертном зале
24-25
24-я неделя 25-я неделя
Симфоническая сказка.
(С. С. Прокофьев «Петя и волк»)
(У., с. 90-93)
Каким персонажам сказки принадлежат музыкальные темы? Какие инструменты их исполняют?
Цели: объяснить
Концертный зал. Сюжет. Тема. Тембр. Партитура. Симфони-
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, инструменты симфонического оркестра.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; концентрировать волю
для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизировать эмоциональное состояние
Стремится к развитию эмоционального восприятия музы-
.
(изучение
и закрепление новых знаний, урок-путешествие в симфоническую сказку)
значение понятий: симфоническая сказка, партитура; научить следить по партитуре появление действующих лиц, их разговор между собой, помочь учащимся услышать различное звучание музыкальных инструментов, характеризующих действующих лиц сказки
ческая сказка. Инструменты симфонического оркестра
Научатся: различать
на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, следить
по партитуре за развитием музыки, выделять изобразительность и выразительность в музыке
для решения поставленных учебных задач.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебно-познавательной задачи информации.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе
кальных произведений; проявляет интерес к от-дельным видам музыкально-практической деятельности
26
26-я неделя
Сюита
М. П. Мусоргского «Картинки
с выставки». Музыкальное впечатление. (У.,
с. 94 -97)
(изучение
Отличаются ли образы рисунков художника В. Гартмана от музыкальных образов М. Мусоргского?
Цели: познакомить учащихся с пьесами из фортепианного цикла (сюиты) «Картинки с выставки»
Музыкальный портрет. Сюита. Фортепианные пьесы. Музыкальные впечатления. Музыкальные
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: сюита, музыкальный портрет, о музыкальном творчестве М. П. Мусоргского для детей.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыки, выделять выразительность и изобрази-
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию;
Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; стремится к развитию ассоциативно-об-
.
и закрепление нового материала;урок-экскурсия на выставку художника)
М. П. Мусоргского; научить выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии
портреты и образы
в сюите М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
тельность в музыке на примере фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; определять музыкальные портреты и образы на основе анализа пьес-картинок М. П. Мусоргского
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
разного мышления
27-28
27-я неделя 28- неделя
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.
(У., с. 98-
103) (закрепление и обобщение знаний; урок- путешествие в концертный зал)
Почему современный поэт В. Боков назвал композитора
В. А. Моцарта «нестареющим»? В чём секрет современности музыки Моцарта?
Цель: познакомить учащихся с западноевропейской музыкой, с автобиографией
и музыкальными произведениями великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта
Опера. Симфония. Рондо. Симфоническая партитура. Контраст. Увертюра
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, контраст, увертюра,о жизни и творчестве В. А. Моцарта.
Научатся: анализировать и сравнивать музыкальные произведения на примере симфонии № 40, оперы «Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта и произведений М. И. Глинки
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: выделять
и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-практические действия в соответствии с правилами ролевой игры «Играем в дирижёра».
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; конструктивно вести диалог; слушать и понимать собеседника; управлять коммуникацией: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Проявляет уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов
.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
29
29-я неделя
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты
(орган).
«И всё это -
И.-С. Бах».
(У., с. 106-
111) (изучение и закрепление новых знаний;
Почему другой немецкий композитор - Людвиг ван Бетховен - сказал о Бахе: «Не ручей - море ему имя!»?
Цели: продолжить знакомить учащихся с западноевропейской музыкой, с музыкальными произведениями И.-С. Баха; объяснить значение понятий: органная музыка, орган, менуэт, старинный народный танец мюзет, волынка
Интонация. Мелодия. Динамика. Лад. Тембр. Музыкальный
инструмент. Музыкальная речь - интонация. Музыкальный язык. Регистр. Орган. Ритм. Органная музыка.
Менуэт
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: интонация, темп, тембр, мелодия, динамика, лад, регистр, ритм, орган, органная музыка,
менуэт, аккомпанемент.
Научатся: слушать и отличать на слух тембр органа, анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
на примере музыки И.-С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности
Проявляет интерес
к отдельным видам музыкально-
практической дея-тельности, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов
30
30-я неделя
Всё в движении. Попутная песня.
(У., с. 112-
115)
(повторение изучен-
Какое чувство выражает музыка? Что помогает услышать характер движения
в музыке?
Цель: дать понятие: выразительность,
Выразительность и изобразительность музыки, темп, контраст. Срав-
Узнают: значение понятий: изобразительность
и выразительность музыки, темп, контраст, о характере движения в музыке и способах его выражения композиторамию
Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для реализации поставлен-
Демонстрирует наличие навыков родуктивного сотрудничества,
.
ного материала, урок-путешествие)
изобразительность, темп, контраст
нительный анализ произведений
Г. В. Свиридова
и М. И. Глинки
Научатся: анализировать и сопоставлять музыкальные произведения разных композиторов, осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях
на примере «Тройки» Г. В. Свиридова, «Попутной песни» М. И. Глинки
ных учебно-практических и по-знавательных задач.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью к учителю, партнеру по сотрудничеству; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
общения, взаимодействия со сверстниками при решении различных творческих (музыкальных) задач
31
31-я неделя
«Музыка учит людей понимать друг друга».
(У., с. 116-
117)
(повторение изученного материала, урок-путешествие)
Как музыка учит людей понимать друг друга?
Цели: помочь учащимся ощутить свои возможности в качестве слушателей
и исполнителей, осо-знать значение средств музыкальной выразительности; познакомить
с творчеством отечественного композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского
Песня, танец, марш. Композитор, исполнитель, слушатель. Творчество Д. Б. Кабалевского
Узнают: значение понятий: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель.
Научатся: понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя на примере музыкальных произведений Д. Б. Кабалевского («Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель» и др.); выполнять интонационно-образный сравнительный анализ произведений
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя в соответствии с поставленной учебной задачей;
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (музыкальные пьесы Д. Б. Кабалевского) с целью решения конкретных задач).
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Проявляет этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, положительное отношение к музыкальным занятиям
32
32-я неделя
Два лада.
Легенда. Природа
и музыка.
(У., с. 118-
121) (изучение и закрепление полученных знаний; урок-
Какие чувства и настроения близки картине М. Нестерова «Два лада»? Как вы думаете, можно ли при помощи лада создать контрастные музыкальные образы?
Цель: вызвать у учащихся чувства сопереживания и одухотворённости, любви
к жизни, к другому человеку, родственное отношение к миру
и природе, возникающие на основе слушания музыкалных произведений в процессе музыкальной урочной и внеурочной деятельности
Музыкальный лад. Мажор, минор, краска, тембр. Рисунок. Цвет. Мелодия. Легенда. «Волшебный цветик-семицветик»
Узнают: значение понятий (музыкальных терминов): музыкальный лад, тембр, краска, мелодия.
Научатся: на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности на примере картины М. Нестерова «Два лада», картин В. Борисова-Мусатова «Цветущие
вишни» и «Осенняя песнь», музыкальных произведений «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Весна» и «Осень» Г. В. Свиридова; выполнять интонационно-образный сравнителный анализ музыки, слушать музыку, исполнять хором песни
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.
Познавательные: ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой для решения учебной и познавательной задач информации; использовать общие приёмы решения по-ставленных задач.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию
Стремится к развитию навыков художественного восприятия произведений искусства; проявляет эмоциональную отзывчивость, духовно-нравственные и этические чувства
33
33-я неделя
Печаль моя светла.
(У., с. 122-
125)
(повторе-
Как выразили своё отношение к природе композиторы
М. И. Глинка и
В.-А. Моцарт?
Лад. Выразительность. Сопоставле-ние. Ми-
Узнают: значение понятия (музыкального термина) музыкальный лад, особенности звучания музы-кальных произведений
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учи-телем и одноклассниками или
Проявляет наличие эмоционального
отношения
.
ние и обобщение полученных знаний.
Цели: закрепить понятия мажор и минор; помочь учащимся почувствовать на-строение песен, написанных композиторами на основе минорного лада; дать представление о знаках альтерации - способах повышения и понижения звуков
в нотной записи
нор. Мажор. Крас- ка. Тембр. Выразительность
и отдельных мелодий, написанных композиторами в минорном ладе, о знаках альтерации в нотной записи и их назначении.
Научатся: понимать ос-новные музыкальные термины и понятия музыкального искусства, рассуждать о выразительных средствах, использованных композиторами для выражения своего отношения к природе в музыкальных произведениях
самостоятельно; оценивать процесс и результат действия; вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: формулировать познавательную цель; узнавать, называть и определять объ-екты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию
к искусству, уважение к чувствам и настроениям другого человека, положительное отношение к музыкальным занятиям
34
34-я неделя
Первый. Мир композитора
(П. И. Чайковский,
С. С. Прокофьев).
Могут ли иссякнуть
мелодии?
(У., с. 126-
128) (обоб-
Какие сочинения композиторов вы вспоминаете, рассматривая рисунки? Могут ли иссякнуть мелодии? Какие международные музыкальные конкурсы вам известны? Кого
из отечественных ис-полнителей-виртуозов вы знаете?
Консерватория. Конкурс. Международные музыкальные конкурсы, фестивали. Мир композитора. Ин-тонация, музыкаль-
Узнают: могут ли иссякнуть мелодии в результате обсуждения проблемного вопроса; (вспомнят) изученные на уроках музыкальные сочинения (ориентируясь на рисунки, характерные мелодии известных произведений) и назовут их авторов, исполнителей и исполнительские коллективы (симфонический ор-
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; осуществлять констатирующий
Сохраняет внутреннюю позицию школьника на ос-нове положительного отношения к школе; воспринимает му-зыкальное
щение изученного материала. Заключительный урок-концерт)
В чем состоит мир композитора?
Цели: закрепить понятия, полученные на уроках; помочь учащимся вспомнить произведения различных музыкальных жанров и обоб-щить особенности музыкального «почерка» выдающихся рус-ских композиторов -
П. И. Чайковского
и С. С. Прокофьева
ная речь, народная и композиторская музыка, театр, опера, балет, ор-кестр, дирижёр, концертный зал, изобразительность и выразительность музыки, партитура, лад (мажорный лад, минорный лад)
кестр, оркестр народных инструментов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, квинтет); услышат отзывы
о предпочтительных музыкальных направлениях
и любимых музыкальных произведениях своих од-ноклассников, послушают эти произведения.
Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов.
и прогнозирующий контроль
по результату и по способу действия; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: предлагать помощь и договариваться о распределении функций в совместной деятельности; конструктивно и плодотворно работать
в группе
произведение на ос-нове эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства со-причастности к истории своей Родины
и народа.
35
35-я неделя
Резервное время.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учащихся:
1. Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2012.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс: рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2012.
Литература для учителя:
1. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. - М.: «ВАКО», 2013.
2. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2011.
4. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2010. - электрон. опт. диск (CD-Rom).
5.Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2011.