7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 7 класс на основе концепции Д. Б. Кабалевского

Рабочая программа по музыке 7 класс на основе концепции Д. Б. Кабалевского

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по музыке для 7 классов разработана на основе авторской программы по музыке под руководством Д. Б. Кабалевского. Она рассчитана на 4 года обучения, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений.

Программа по предмету «Музыка» для I-VIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством

Д. Б. Кабалевского, В этой редакции программа претерпела некоторые изменения, вызванные объективными условиями ее реализации в образовательных учреждениях России: социокультурными функциями (задачами) разнообразных типов школ (массовая школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов искусства), потребностями учителей в обновлении содержания и технологий преподавания музыки, процессами интеграции. искусств в учебно-воспитательном процессе, а также расширением возможностей музыкального (и шире - художественно-эстетического) развития учащихся.

Во-первых, авторская статья Д. Б. Кабалевского «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы», которой открывается данный вариант программы, публикуется в несколько сокращенном виде, как она уже была издана в сборниках программ для четырехлетней начальной школы.

Во-вторых, этот вариант программы дополнен теми направлениями музыкального развития учащихся I-VIII классов, которые изложены в нормативных документах по образовательной области «Искусство». В данной редакции прослежены линии включения в программу таких направлений музыкального искусства, как фольклор, музыка религиозной традиции. Значительно расширен материал золотого фонда классики и.

современной музыки (академической и популярной), обновлен песенный репертуар программы.

В-третьих, в данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий - это слушание музыки и размышления о ней, хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование, разнообразного рода импровизации. Музыкальный материал программы.

предполагает также активное использование на уроках музыки творческих опытов интонационно-образного анализа произведений народной и религиозной традиции, золотого фонда классической и современной музыки, личностную оценку разнообразных явлений музыкальной культуры. Самостоятельные работы учащихся по озвучиванию литературно-поэтических произведений, выражение учащимися собственных музыкальных впечатлений в вокализации, художественном движении, живописных работах, рисунках, графике, конструировании, дизайне и прочих видах творческих работ расширят возможности их участия в проектной деятельности, организации досуга, занятиях по дополнительному образованию.

В-четвертых, раздел программы «Примерный музыкальный материал» включает не только произведения, названные в тексте, но и дополнительный музыкальный материал, соответствующий учебным темам и отвечающий таким критериям, как художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность.

В-пятых, в подобный раздел программы основной школы, кроме музыкального материала, включены произведения литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино (видеофильмы), которые помогут учителю музыки развивать ассоциативно-образное мышление учащихся.

Надеемся, что данное издание программы Д.Б.Кабалевского будет творчески применяться учителями музыки и способствовать развитию музыкальной культуры учащихся.

Структура рабочей программы.

1.Титульный лист;

2.Пояснительная записка;

-название, автор, год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана

Рабочая программа;

-Общая характеристика предмета и цели изучения общего предмета;

-общеучебные умения, навыки и способы деятельности начального, основного и среднего

общего образования;

-специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету;

-содержание, обозначенное в темах и разделах;

-продолжительность и последовательность тем и разделов;

-требование к уровню подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной)

ступени общего образования;

-изменения и внесенные в авторскую программу и их обоснование;

-содержание УМК, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с

образовательной программой учреждения;

- кол-во учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа;

3. Календарно тематическое планирование;

4. Перечень учебно-методических средств и описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

5. критерии оценивания учебного предмета;

6. объем домашнего задания;

7. КИМ промежуточная аттестация по предмету «МУЗЫКА»


Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - формирование основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного

мышления, творческого воображения певческого голоса,

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального

языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом

движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа

и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в

самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностномго отношения к музыке;

слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, и нахождению при этом оригинальных решений.

В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными видами источников информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач


Специальные умения, навык, способности деятельности по учебному предмету

В основе подхода к разработке содержания программы начальных классов лежит процесс вхождения учащихся в музыкальное искусство, как начального этапа систематического формирования музыкальной культуры детей шестилетнего возраста в условиях общеобразовательной школы.

Урок музыки как урок искусства невозможно представить иначе как импровизацию на большую и важную тему, где импровизационность как принцип работы с младшими школьниками реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. Ценность импровизации как методического приема заключается не в умении создавать музыкальные конструкции (завершенные или менее завершенные), а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.

Следующая методическая позиция связана с важной проблемой: как естественнее, логичнее, непосредственнее ввести ребят в мир музыкальных образов. Наиболее эффективно решение этой проблемы в опоре на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы воображения. Поэтому большое место на уроках должно отводиться музыкальным играм, инсценировкам, играм-драматизациям, которые накоплены в опыте дошкольного музыкального воспитания.

Ни одна программа не может обойтись без решения вопроса о месте знаний, умений и навыков в учебно-воспитательном процессе. В данной программе во главу угла ставится задача развития личности ребенка, обогащения его духовного мира, развития способности видеть, слышать, чувствовать, думать; навыки же, как и специфические знания о музыке, формируются незаметно, как бы исподволь. Педагогическая стратегия, педагогическая мудрость уже на начальном этапе вхождения в музыкальное искусство состоит в том, что навыки должны созреть, и при этом созреть в процессе работы над музыкальными образами, над их духовным содержанием, а не над самими навыками.

Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

* формирование основ музыкальной культуры;

* развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

* освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

* овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

* воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству


Содержание, обозначенное в темах и разделах.

Ведущей подсистемой в 7 классе является тема «Содержание и форма в музыке», которая раскрывается в двух крупных разделах - «Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр» и «Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия». Подробно разбирается и доказывается, что и содержание, и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя единство художественного замысла и его воплощения. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).

Содержание раскрывается в учебных темах по полугодиям.

Тема первого полугодия: «Музыкальный образ». (16 часов)

Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.» Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров - песня, танец, марш.

Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».

Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.

Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия». (19 часов)

Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма - это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»;
С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония №, I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г. Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.

Важной линией реализации темы «Музыкальный образ» является выяснение специфики образной стороны разных музыкальных произведений, их многообразие в различных музыкальных жанрах. Тема первого полугодия раскрывается по двум направлениям:

- виды музыкального образа;

-средства музыкальной выразительности, способствующие раскрытию образной стороны музыкального произведения.

Реализация темы «Музыкальный образ» строится на выявлении многообразия музыкальных образов и способов их развития.

Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия» развивается по двум направлениям:

- принципы построения музыкальной драматургии;

- многообразие форм и жанров, раскрывающих данные принципы.

Реализация темы «Музыкальная драматургия» строится на выявлении взаимосвязей между музыкальными образами и на этой основе раскрытии содержательной линии музыкального произведения.


Продолжительность и последовательность тем и разделов.


Содержание

Кол-во часов

1 полугодие.

Музыкальный образ

16 часов


Музыкальный образ. Образы войны и мира. Светлые и возвышенные образы в творчестве

Иоганна Себастьяна Баха. Стиль Венской классической

школы. Музыкальные образы в творчестве Моцарта Музыкальные образы в творчестве Бетховена. Драматический образ в творчестве Шуберта. Лирические образы в творчестве Шумана. Романтические образы в творчестве Шопена. Разнообразие музыкальных образов. Фантастические образы в творчестве Грига. Музыкальная драма в творчестве Ж. Бизе. Национальные истоки Ф. Листа. Образ венгерского

народа в творчестве И. Брамса. Образ танца в творчестве

М. Равеля. Импрессионизм в искусстве. Разнообразие музыкальных образов. Урок-концерт

Второе полугодье

Музыкальная драматургия

19 часов


Развитие музыкального произведения

Жизнь музыкальных образов в одном произведении.

Жизнь музыкальных образов в творчестве

А. Бородина

Противоборство музыкальных образов в одном произведении

Музыкальная драматургия

Драматургия контрастных сопоставлений

Интонационное единство балета (оперы)

Столкновение двух образов -основа драматургии «симфонии №7» Д. Шостаковича.

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

«А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим!»

Драматургия малых форм Музыкальная драматургия.

Требование к уровню подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) ступени общего образования.

Результаты обучения. Результаты усвоения содержания музыкального образования в 7 классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих школу» и содержат три компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах музыкальной деятельности); выделана также группа знаний и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни.

Сказанное означает, что изложенное ниже основное содержание музыкального образования в основной школе предполагает, что учащиеся обязаны усвоить тот материал, который необходим для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, сформулированных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы». Остальное содержание программы может носить ознакомительный характер.

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);

  • сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;

  • размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.


Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснования.

Расширен список фонохрестоматии, а именно музыкального материала для более глубокого изучения материала. Расширен комплекс тестовых заданий по музыке.


Количество учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа.

Учебная нагрузка по предмету «Музыка» в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю, а именно 35 часов в год. Из этой нагрузки составлен тематический план урока «Музыки» на 2014-2015 учебный год.




Календарно - тематическое планирование

7 а класс - 35 часов


п/п


Объем выполнения программы (разделы, крупные темы, блоки и т.п.)


Кол-во

часов

по плану


Дата проведения

уроков

по плану




Цель изучения темы



Музыкальный материал



Примечание



Первое полугодье

Музыкальный образ.

1

Музыкальный образ. Образы войны и мира

1

1неделя

Поставить новые учебные задачи, раскрыть понятие музыкальный образ, сравнить образы войны и мира в опере.

«Ария Кутузова» из оперы «Война и мир»

Учить текст песни

2

Светлые и возвышенные образы в творчестве

Иоганна Себастьяна Баха

1

2 неделя

Прочувствовать музыку И. С. Баха, определить стиль композитора

"Шутка" И.С. Бах Ария из сюиты №3


подобрать стих под светлый образ

3

Стиль Венской

классической

школы

1

3 неделя

Учиться определять музыкальные образы в произведении через характер и средства музыкальной выразительности

«Дороги» А. Новиков. «Надежда» Пахмутова.

закрепить понятие

4

Музыкальные образы в творчестве Моцарта

1

4 неделя

Расширить представления учащихся о творчестве Моцарта, умение анализировать прослушанную музыку.

«Ария Фигаро», «Симфония №40» В. А. Моцарт,

текст песни

5

Музыкальные образы в творчестве Бетховена

1

5 неделя

Умение анализировать прослушанную музыку, разбор тем увертюры.

«Увертюра Эгмонт» «Надежда» Пахмутова, «Песня туристов» К. Молчанов

текст песни

6

Драматический образ в творчестве Шуберта.

1

6 неделя

Раскрыть драматический образ - образ царя через средства музыкальной выразительности

«Лесной царь» Ф. Шуберт, «Песня туристов» К. Молчанов

учить биографию

7

Лирические образы в творчестве Шумана

1

7 неделя

Расширить представления учащихся о творчестве Р. Шумана, знакомство с «Карнавалом», разбор, анализ.

«Карнавал» Р. Шуман, «Милая моя» Ю. Визбор.

учить биографию

8

Романтические образы в творчестве Шопена

1

8 неделя

Сравнительный анализ двух произведений

«Вальс - минутка» «Вальс №7» Ф. Шопен, «Милая моя» Ю. Визбор,



учить биографию

9

Разнообразие музыкальных образов.

1

9 неделя

Обобщение, систематизация и закрепление учебного материала

Угадай-ка, контрольная работа, контрольное исполнение песен

Учить текст песни

10

Фантастические образы в творчестве Грига.

1

10 неделя

Расширить представления учащихся о творчестве Э. Грига, определить особенности фантастических образов.

«В пещере горного короля», «Танец эльфа» Э. Григ, «Ветер перемен»

учить биографию

11

Музыкальная драма в творчестве Ж. Бизе

1

11 неделя

Раскрыть образ Кармен в опере. Проанализировать её музыкальную характеристику в опере.

«Хабанера» «У любви» из оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Ветер перемен»

учить биографию

12

Национальные истоки Ф. Листа.


1

12 неделя

Выяснить национальные черты венгерской музыки через творчество Ф. Листа.

«Венгерская рапсодия» Ф. Лист,

учить биографию

13

Образ венгерского

народа в творчестве

И. Брамса

1

13 неделя

Познакомить с творчеством И. Брамса

«Венгерские танцы» И. Брамс

учить биографию

14

Образ танца в творчестве

М. Равель

Импрессионизм в искусстве

1

14 неделя

Расширить представление об импрессионизме в музыке, его особенностях, знакомство с творчеством М. Равеля

«Болеро» М. Равель, «Где-то на белом свете»

учить биографию

15

Разнообразие музыкальных образов

1

15 неделя

Систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала за полугодие

«Угадай-ка, контрольная работа, контрольное исполнение песен

Учить текст

16

Урок-концерт

1

16 неделя

Систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала за полугодие

Репертуар по выбору учащихся

Учить песню

Второе полугодье

Музыкальная драматургия

17

Развитие

музыкального

произведения

1

17 неделя

Дать представление учащимся о музыкальной драматургии и развитии музыки.

«Рапсодия№2» Ф. Лист. «Старый замок» М. Мусоргский

Учить песню

18

19

Жизнь

музыкальных образов в одном произведении.

2

18 неделя

19 неделя

Формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии.

«Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила»

Учить понятия

Учить понятия



20

21

Жизнь

музыкальных образов в творчестве

А. Бородина

2

20 неделя

21 неделя

Формирование представления о содружестве музыкантов «Могучая кучка», творчестве композитора и музыкальной драматургии. Разобрать сонатную форму.

«Спящая княжна», «Симфония №2 Богатырская» А. П. Бородин

Учить песню

Учить песню

22

Противоборство музыкальных образов в одном произведении

1

22 неделя

Прочувствовать взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей в симфонической картине Н. А. Римского-Корсакова «Сеча при Керженце».

«Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римский - Корсаков, «Рассвет на Москве -реке» М. Мусоргский

Учить песню

23

Противоборство музыкальных образов в одном произведении

1

23 неделя

Показать каким образом в увертюре «Эгмонт» Л. Бетховена выражены основной конфликт и основная идея произведения.

«Увертюра Эгмонт» Л. В. Бетховен

Учить песню

24


Противоборство музыкальных образов в одном произведении

1

24 неделя


Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере увертюры - фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского; в процессе восприятия увертюры, осмысления её образов, закрепить представления о сонатной форме.

Увертюра «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковский, Симфония № 4.

Учить песню

Учить песню

25

Музыкальная драматургия

1

25 неделя

Систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала за полугодие

«Угадай-ка, контрольная работа, контрольное исполнение песен

Учить песню

26

Драматургия контрастных сопоставлений

1

26 неделя

Показать сопоставление образов в музыкальной драматургии, укрепить и расширить представление учащихся о венгерской и одновременно советской музыке.

А. Эшпай «Венгерские напевы», «День Победы» Д. Тухманов

Учить песню

27

Интонационное единство балета (оперы)

1

27 неделя

Определить драматургию балета, доказать, что единство балета достигается интонационным единством, пронизывающим весь спектакль.

«Золушка» фрагменты С. Прокофьев, «День Победы» Д. Тухманов

Учить песню

28

Столкновение двух образов -основа драматургии «симфонии №7» Д. Шостаковича.

1

28 неделя

Подвести учащихся к осознанию того, что в 1-й части Седьмой симфонии Д. Шостакович средствами музыки передал глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей; раскрыл борьбу двух начал: добра и зла.

«Симфония №7» Д. Шостакович, «День Победы»

Учить песню

29

30

Жизненное содержание и форма

музыкальных произведений

2

29 неделя

30 неделя

Почувствовать особенности драматургии песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат».

В.Мурадели «Бухенвальдский набат»,

«День Победы»

Учить песню

31

«А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим!»

1

31 неделя

Показать, как в произведениях искусства (музыке. Литературе, живописи) изображена сила и мощь советского народа. Победившего фашизм.

«Симфония №7» Д. Шостакович. «Священная война» А. Александров, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «День Победы» Д. Тухманов.

Учить песню

32

Драматургия малых форм

1

32 неделя

Проследить что меняется в драматургии малых форм.

«Прелюдия №4» А. Скрябин

Учить песню

33

Драматургия малых форм

1

33 неделя

Расширить представление о творчестве С. Рахманинова и его музыкальных образах.

Прелюдия до диеза минор» С. Рахманинов.

Учить песню

34

35

Музыкальная драматургия

2

34 неделя

35 неделя

Систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала за полугодие

«Угадай-ка, контрольная работа, контрольное исполнение песен

Приготовить список песен


Перечень учебно-методических средств и описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф-комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся).

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке.


Комплект учебников


Д




К

Примерная программа, авторские

рабочие программы, входящие в обязательное программно-методическое

обеспечение кабинета музыки.

Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, признаки

характера звучания, средства музыкальной выразительности.

Схемы: расположение инструментов

и оркестровых групп в различных оркестрах, расположение партий в хоре,

графические партитуры.

Портреты композиторов и исполнителей.

Атласы музыкальных инструментов.

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал.

Карточки с признаками характера

звучания; с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств; с обозначением исполнительских средств выразительности

Д









Д

Д






Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном

вариантах, полиграфических изданиях

и на электронных носителях.


Комплекты могут быть представлены

в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и

на электронных носителях


Цифровые образовательные ресурсы

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.

Цифровая база данных для создания

тематических и итоговых разно-уровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.


Общепользовательские цифровые

инструменты учебной деятельности.

Д/П



























Д/П











Д/П






Коллекция образовательных ресурсов

включает комплект информационно-

справочных материалов, объединённых

единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности (в том числе на исследовательскую проектную работу). В коллекцию могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио и видео материалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения).

Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учётом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

К общепользовательским цифровым

инструментам учебной деятельности,

используемым в обучении музыке, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений, выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов.


Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных

исторических стилей и направлений,

эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к

литературным первоисточникам музыкальных произведений)

Нотный и поэтический тексты песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

Д

Д




Д







Д


Комплекты компакт-дисков и аудио_

кассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал

для слушания и исполнения (возможно

в цифровом виде). Песенный материал

может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся (возможно в цифровом виде)

Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты:

Клавишный синтезатор.

Комплект детских музыкальных инструментов:

бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны.

Народные инструменты (свистульки,

деревянные ложки, трещотки и др.).

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики).

Персональный компьютер.

Медиапроектор.

Д


К

К


К



Д

Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала.

Для учителя.


Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно

расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель.

В комплекте не менее трёх микрофонов и двух динамиков.


В комплекте не менее двух электрогитар и ударная установка.

Для демонстрации электронных образовательных ресурсов




Критерии оценивания учебного предмета.


1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает 70% незнание и непонимание учебного материала.

Оценка «единица»:

Полное 100% незнание и непонимание учебного материала


Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

«Единица»

- отказ от исполнения

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.


Объем домашнего задания.

Объем домашнего задания не превышают рамки, установленные СанПином

Временные рамки домашних заданий регламентируются 2.4.2. - 576 - 96 в следующих

пределах:

- в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч.,

- во 2-м - до 1,5 ч.,

- в 3-4-м до 2 ч.,

- в 5-6-м до 2,5 ч.,

- в 7-8-м до 3 ч.,

- в 9-11-м до 4 ч.

В 7 классе объем домашнего задания по предмету музыка рассчитан на 25 мин.

Суда входит:

теоретическое изучение материала или терминология

- биография композиторов или музыкальных деятелей

-слушание музыкальных произведений

-просмотры опер, балетов

практическое задание

-сочинить

-записать песню

-выучить текст песни или саму песню, а точнее ее мелодию.

-Приготовить сообщение.

Объем домашнего задания этот урок - неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения - заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни. Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей. «Учитель обязан создать на уроке музыки доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Ученику предоставляется режим «наибольшего благоприятствования». Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому, слабому, поддержит его похвалой; сумеет так дифференцировать задание, чтобы и способные дети развивались активно. Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, труда. Общих радостей, побед и поражений- всё это позволяет достигнуть наилучших результатов. Главное «оружие» музыкального педагога - похвала. Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.» (Б.С. Рачина.)














КИМ промежуточная аттестация по предмету «МУЗЫКА»

Осуществляется с помощью контрольных тестов разработана система.

Система тестовых заданий по предмету «МУЗЫКА» Тесты по музыке разработаны на основе государственной программы «Музыка», составленной под редакцией тестовых работ рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Тематическая структура и уровень заданий позволяют использовать тесты для проведения итоговой проверки знаний в конце года, предназначаются для определения уровня индивидуальных достижений. Предлагаемые задания созданы для того, чтобы развить у учащихся умение анализировать музыку, разбираться в стилистических особенностях композитора, обобщать. Они активизируют музыкальную память, музыкальное мышление, что в конечном итоге способствует формированию музыкальной культуры школьников.

Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений,

навыков каждого испытуемого, используется конкретная для определенной возрастной группы учащихся область содержания данного учебного предмета. При составлении тестовых заданий учитывались основные требования тестовых технологий:

• адаптивность

• качество

• эффективность.

Задания тестов разработаны в двух формах:

1. Закрытые задания (задания с выбором ответов, при которых испытуемый выбирает правильный ответ из числа готовых, прилагаемых в задании теста (как правило 3-4 варианта).

2. Открытые задания (задания, в которых испытуемый сам формулирует ответ).

Время необходимое для выполнения теста 45 минут, урок.

Интерпретация результатов тестирования осуществляется в виде:

• текста,

• таблицы,

• статистических данных,

• диаграмм.

Для установки шкалы оценивания в каждой возрастной категории даются коды ответов закрытых заданий (каждое задание оценивается в 2 балла) и инструкция по проверке открытых заданий.

Перевод баллов в оценку осуществляется по следующей схеме:

«3» - 28-43 балла

«4» - 43-54 балла

«5» - 54 и выше баллов.

Достоинство данных тестов:

• комплексность проверки,

• объективность и скорость оценки результатов.

При оценивании итоговой работы следует обязательно отметить достигнутые учеником успехи, а также недостатки и пути их устранения. Систему подсчета и оценивания тестов, а также правила их выполнения необходимо обсудить с учащимися до выполнения тестовых заданий. Результаты тестирования заносятся в таблицу. Матрица данных и шкала оценки прилагаются. Для проведения тестовых заданий по музыке необходимо наличие аудио- и видеоаппаратуры, так как отдельные вопросы включают в себя слушание музыкальных фрагментов и просмотр видеоматериалов. Список, используемых видеоматериалов и музыкальных произведений прилагается. Следует отметить, что предложенная технология тестирования не является единственно возможным способом оценки знаний, данные тестовые задания нужно рассматривать как один из наиболее эффективных инструментариев для совершенствования процесса обучения.

КИМ тестовых работ в Приложение к рабочей программе.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал