- Учителю
- Публикация на тему: 'Народный танец – как средство патриотического воспитания школьника».
Публикация на тему: 'Народный танец – как средство патриотического воспитания школьника».
«Народный танец - как средство патриотического воспитания школьника».
Томина Ольга Викторовна
Педагог дополнительного образования
«Танец - это тайный язык души» (Марта Грэхем)
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка - это опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус воспитанника. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями, родителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога - помочь детям проникнуть в мир музыки и танца.
Народный (фольклорный) танец - вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.
Искусство танца, созданное народом, формировалось на протяжении многих веков. Рожденный из жизни, народный танец возник как необходимая потребность проявления чувств. Он несет в себе большую жизненную энергию, воплощенную в художественных формах.
Общение в хореографическом жанре происходит посредством танцевального языка, который также древен, как и язык литературный. Посредством танцевального языка тоже выражаются мысли, чувства, раскрываются взаимоотношения людей, их характеры, образы героев, идея произведения. Так же как литературный язык одного народа отличается от другого, так и танцевальный язык у разных народов различен.
На развитие танца, его рисунка, хореографического языка влияли и условия быта народа, его занятия, климат и т. п. Танцевальный язык вобрал в себя характер народа, его темперамент, а также и его жизненный уклад, его социальный строй.
Сочинять хореографический текст в жанре народной хореографии следует в традициях танцевальной культуры того народа, о котором рассказывается в данном хореографическом произведении, ибо танцевальный язык, танцевальный текст находятся в тесной зависимости от национального характера народа, его образа жизни, особенностей мышления.
Ямал - суровый северный край, который славится не только своими полезными ископаемыми, но и богат разными традициями, которые передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней. И моя задача как педагога донести до детей традиции нашего края через хореографическое искусство - фольклорные игры, праздники, национальные обряды и танцы.
Развивать танцевальный язык, безусловно, нужно, но сохраняя его национальную первооснову.
Список литературы:
1. Ваганова А. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980. 191с.
2. Захаров Р. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1977. 159 с.
3. Мессерер А. Уроки классического танца. - СПб.: «Лань», 2004.