- Учителю
- Открытый урок в 7- м классе «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне».
Открытый урок в 7- м классе «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне».
Открытый урок в 7- м классе «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне ». Учитель музыки МБОУ СОШ
с. Троицкого Моздокского района РСО-Алания Вовченко Е. Н.
23. 04. 2014г.
Цель урока:
-
показать развитие и столкновение музыкальных образов в «Симфонии № 7» Д. Шостаковича ;
-
раскрыть перед учащимися и дать им возможность почувствовать особенности драматургии песни сл. А. Соболева муз. В. Мурадели «Бухенвальдский набат»;
-
развивать чувства любви к малой Родине через музыкальную драматургию песни Л. Цаллаговой «Журавли»;
-
воспитывать у учащихся нравственные качества личности на примере мужества и героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи урока:
-
обратить внимание учащихся на высокое и трепетное отношение к Родине;
-
закрепить и обобщить понятия: сонатная форма, музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Музыкальный материал: Д. Тухманов «День Победы»,Симфония № 7» Д. Шостаковича, В. Мурадели "Бухенвальдский набат", Л.Цаллагова «Журавли». Оборудование: баян, магнитофон, компьютер, мультимедийная установка.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя.
-
Введение в тему урока.
-
Слушание Симфонии № 7 часть первая. Обсуждение прослушанного.
-
Слушание главных тем экспозиции. Обсуждение прослушанного.
-
Слушание эпизода нашествия. Обсуждение прослушанного.
-
Слушание репризы и коды. Обсуждение прослушанного.
-
Повторное слушание 1 части симфонии.
-
Слушание песни В. Мурадели « Бухенвальдский набат».
-
Разучивание и исполнение первого куплета песни.
-
Проект Вовченко Кирилла «Журавли над Родиной».
-
Исполнение песни Л. Цаллаговой « Журавли».
-
Итог урока. 1
Ход урока.
На доске эпиграф к уроку
Об одном прошу тех, кто переживает это время: не забудьте!...
Не забудьте ни добрых , ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…
Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!
Юлиус Фучик
Организационный момент. Построение класса. Вход в класс под звучание песни Д. Тухманова «День Победы».
Приветствие.
Вступительное слово учителя.
Учитель: Песня какого композитора и почему именно эта песня прозвучала в начале нашего урока ?
-Песню Д. Тухманова «День Победы».
Учитель: Абсолютно верно, это песня Д. Тухманова, на слова В. Харитонова «День Победы».
Сегодня на уроке мы будем слушать, разбирать песни и музыкальные произведения в которых раскрывается подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Учитель:9 мая - День Победы, впервые праздновавшийся в 1945 году, навсегда останется одним из самых светлых праздников нашего народа, нашей страны. И вместе с нами его всегда будут праздновать миллионы людей во всём мире, кто превыше всего ценит свободу и независимость народов, в чьей памяти никогда не сотрётся чувство ненависти к фашизму, стремившемуся поработить весь мир.
1 -слайд
Начиная с этого урока , мы будем обращаться к теме войны 2
в произведениях разных авторов. Мы будем говорить о
музыке, которая рождалась и звучала как в годы Великой Отечественной войны так и в послевоенные годы и
постараемся разобраться в многообразии музыкальных
образов, созданных композиторами в этих произведениях. Тема нашего урока «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне».
Учитель : Скажите ,какой музыкальный образ раскрываются в песне Д .Тухманова «День Победы»?
- Торжества, праздника, победы.
Учитель :В каком характере звучит эта песня?
-Радостном ,торжественном.
Учитель :А какие чувства вы испытали слушая песню?
- Гордости, ликования.
Учитель: В какой форме написана она?
- Куплетной.
Учитель: Какие еще музыкальные формы вы знаете?
1-я,2-я,3-я,вариации,рондо,сонатная форма.
Учитель: Какое произведение мы с вами слушали , написанное в сонатной форме?
-Увертюра к опере М. И. Глинки « Руслан и Людмила», увертюра Л. Бетховена «Эгмонт».
Введение в тему урока.
2-4-й слайд
ВОВ. Ленинград. Дорога жизни" -эти слова тесно связанны между собой. 3
Краткий рассказ учителя о блокаде Ленинграда.
5-й слайд (портрет Д.Д. Шостаковича).
6-й слайд
Учитель: Композитор Д.Д.Шостакович, родившийся 25 сентября 1906 г. В Петербурге, очень любил этот город и его народ. Он тяжело переживал за его судьбу, гордился мужеством ленинградцев и вместе с ними переносил все тяготы блокады. В первые месяцы войны , в осажденном Ленинграде он начинает работу над созданием крупного симфонического произведения -симфонии № 7 и посвящает ее городу Ленинграду, его жителям.
7-й слайд
Композитор заканчивает работу над симфонией - 27 декабря 1941 года в Куйбышеве, куда его больного, ослабевшего от голода с двумя маленькими детьми, вывезли на самолёте.
Четыре части симфонии показывают схватку советского народа с фашизмом, раскрывают идею борьбы и торжества добра . Наиболее ярко столкновение двух образов показано в 1 части, которая написана в сонатной форме.
Учитель: Давайте вспомним из каких разделов состоит сонатная форма и на чём она основана?
- Сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой.
Учитель: И основана на контрасте основных тем экспозиции - главной и побочной.
Первая часть начинаетя широкой , распевной мелодией. Затем она развивается, растет, наполняется все большей мощью.
Шостакович говорил: « Работая над симфонией , я думал о величии нашего народа, о его героизме…» Все это воплощено в теме главной партии .4
Внимательно вслушайтесь какой музыкальный образ несет в себе каждый раздел сонатного аллегро и как развивается и видоизменяется мелодия.
Слушание Симфонии № 7 , часть первая (на фоне звучания музыки давать отдельные пояснения).
Учитель: Побочная партия тоже песенная .Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Побочная партия продолжает линию главной и раскрывают один образ - образ Родины и русского народа. Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но они не противопоставлены друг другу а дополняют друг друга.
Учитель: Следующий раздел в сонатной форме - разработка? Это самый напряженный раздел сонатной формы. В разделе разработки темы показанные в экспозиции достигают наивысшей точки драматизма. В данной симфонии разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Вместо разработки звучит знаменитый эпизод - тема фашистского нашествия.
Откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется примитивная мелодия, как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия»- картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не меняется , она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов.
Так эта тема , которая сначала казалась не угрожающей а пошлой и примитивной, превращается в колоссальное чудовище - машину уничтожения .Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
Учитель: В тот момент , когда кажется , что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя , происходит неожиданное . Начинается противодействие . 5
Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. Слышаться стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва в которой идет показ противостояния советских солдат фашистам.
Учитель: После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной партии в ней звучит как речь , обращенная ко всему человечеству , полная великой силы протеста против зла. А выразительная побочная партия стала тоскливой и одинокой- это больше не колыбельная , а скорее плач. Только в коде главная партия звучит в мажоре , как бы утверждая преодоление сил зла. Но обратите внимание издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.
Учитель: какой образ композитор раскрывает в экспозиции?
- Образ Родины и русского народа.
Учитель: что изображает эпизод нашествия?
- Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину.
Учитель: Каков характер музыки?
- Суровый, напористый, маршевый.
Учитель: Определите музыкальный образ.
- Образ нашествия врага.
Учитель: когда звучит мотив сопротивления , что изображает музыка ?
-Кровавую схватку советских солдат с фашистами.
Учитель: Какая по характеру музыка звучит в репризе?
-Траурная, печальная
Учитель: Что она изображает? 6
- Плачь по погибшим воинам.
Учитель: что показывает музыка в финале 1 части?
- Хотя война еще не закончена силы зла будут побеждены.
Музыка звучит тихо , как мечта о мире.
Учитель: Сколько музыкальных образов в 1 части 7-й Симфонии Д. Шостаковича?
-Два : добра и зла.
Учитель: Что такое музыкальная драматургия?
-Последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов , образующих динамику музыкального звучания.
-Учитель: На чем построена драматургия симфонии?
-На столкновении двух образов - добра и зла.
Учитель: Когда и где состоялась премьера исполнения?
9-й слайд (изображение афиши концерта 7-й симфонии во время Великой Отечественной войны).
Учитель: 5 марта 1942 года в Куйбышеве (Самара) состоялась премьера исполнения 7-й симфонии, а затем в Москве.
А 9 августа 1942 г. когда по плану фашистов Ленинград должен был пасть, 7-я симфония была исполнена в этом городе, измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.
11- слайд
Более 60 раз прозвучала 7-я симфония в США в течение 1942 года. Американский критик, услышав эту симфонию, написал: "Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой:" 7
Учитель: Советская Армия освободила от фашистов не только нашу страну, но и весь мир. В этом заключено мировое значение Победы.
Учитель: Извечная борьба добра и зла отражалась
композиторами не только в симфонической музыка , но и в песнях.
Учитель: Страшное слово - война! За ним разрушенные города , горе , слезы смерть а еще миллионы людей , в том числе стариков и детей, погибших мучительной смертью в фашистских лагерях смерти.
12- слайд ( концентрационный лагерь Освенцим).
Учитель: Утонченные приспособления издевательств , мрачные печи крематория , кучи обуви среди которой много детской , огромное помещение заполненное волосами людей , где рядом с седыми блестят золотые локоны детей . Все это увидел когда посещал концентрационный лагерь Освенцим, который был создан на территории Польши вблизи города Освенцима во время второй мировой войны и где фашисты умертвили 4 млн. человек
- композитор Вано Ильич Мурадели.
Учитель: То, что увидел композитор ,так его потрясло, что он обратился с призывом ко всему человечеству: Этого забыть нельзя! Нельзя , чтобы подобные зверства повторялись!
13-й слайд ( портрет композитора В. Мурадели и писателя Александра Соболева).
Учитель: Вместе с поэтом, писателем , участником Великой Отечественной войны - Александром Соболевым была написана песня «Бухенвальдский набат».
14-й слайд 8
Правда Бухенвальдский лагерь смерти находился не в Польше, как Освенцим, а в Германии . Но назначение всех подобных лагерей было одинаково - уничтожение людей.
Бухенвальд,- в переводе с немецкого- «буковый лес».В этом буковом лесу на окраине г. Веймара помещался лагерь смерти Бухенвальд. Оттуда шел черный дым , стелившийся над черепичными крышами домов. А печах Бухенвальда были сожжены тысячи жертв.
15-й слайд
Семь лет известный немецкий скульптор Фриц Кремер работал над монументом борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде и в 1958 г. на территории бывшего лагеря смерти был установлен памятник , представляющий собой огромные каменные столбы , олицетворяющие узников лагеря и огромная башня , увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать о жертвах фашизма и войны.
16-й слайд
Ежегодно в память о тех , кто здесь страдал и погиб , слышится гул набата.
17-й слайд
Послушайте и подумайте какой музыкальный образ воплощен авторами в эту песню.
18-24-й слайд Слушание песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат»
Учитель: Песня « День победы это песня -эмблема праздника победы , а «Бухенвальдский набат » это песня-
призыв. Призыв к борьбе за мир во всём мире.
Учитель: И раскрывает один образ
- образ борьбы за мир. Призыв к тому , чтобы люди не допустили новых войн. 9
Учитель: Как надо петь песню которая начинается словами : «Люди мира на минутку встаньте!». Можно ли обращаться ко всем людям на земле с призывом « встаньте!», а самим при этом сидеть?!».
25-й слайд. Слова первого куплета песни.
Разучивание 1 куплета песни. Исполнение в соответствии с его характером.
Учитель: Страшное слово - война! За ним разрушения, горе, слезы матерей. Не миновала тяжелая чаша испытаний и нашу маленькую Осетию. Стальным смертоносным крылом коснулась
война каждого дома в Осетии. Не обошла стороной и дом семьи Газдановых. Ученик 7 класса подготовил проект « Журавли над Родиной».
Исполнение песни Л. Цаллаговой « Журавли над Родиной».
Итог урока: своеобразно сплетаются и противостоят друг другу образ добра и зла в 7-й симфонии Д. Шостаковича, и образ войны и борьбы за мир в песне «Бухенвальдский набат». А память не дает нам забыть о героях погибших в годы Великой Отечественной войны
10