7


  • Учителю
  • Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План-конспект урока

по учебному предмету «Музыкальная литература»

3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП

преподаватель Белобородова Виктория Викторовна

МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»

Тема: Симфонические сочинения М.И. Глинки

Цель: познакомить обучающихся с симфоническими произведениями М.И. Глинки «Камаринская», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота»

Задачи: 1. Образовательная:

Симфонические сочинения М.И. Глинки: симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.), симфоническая фантазия «Вальс-фантазия» (1856 г.), испанская увертюра «Арагонская хота» (1845 г.).

Симфоническое творчество Глинки невелико по объему. Наиболее значимы в нем «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс- фантазия» и оркестровые номера из музыки к трагедии «Князь Холмский».

Симфонические произведения М. Глинки не имели сюжетных программ (кроме музыки к трагедии «Князь Холмский»). Но каждое из них отличается яркостью и богатством образов. В них мы находим и личные переживания автора, и впечатления от природы и быта Испании, и зарисовки народной жизни и характеров русского народа.

Главной особенностью симфонической музыки Глинки является ее простота и доступность широким слоям любительской музыки. В своих оркестровых произведениях Глинка широко использовал народные мелодии. В «Камаринской» и испанских увертюрах он ввел подлинные народные напевы. Именно Глинка ввел в русскую музыку такие приемы симфонического развития, которые были близки характеру самих народных мелодий: вариационную разработку и полифоническое обогащение.

2.Воспитательная: воспитание у обучающихся уважительного отношения к русской и испанской культуре и эмоционального отклика на симфонические сочинения русского композитора-классика М.И. Глинки.

3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, перспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.

Оборудование: ноутбук, колонки, мультимедиа.

Демонстрационный материал: слайды - картинки «Камаринская», «Арагонская хота».

Музыкальный материал: Слушание симфонических произведений М.И. Глинки: симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.), симфоническая фантазия «Вальс-фантазия» (1856 г.), испанская увертюра «Арагонская хота» (1845 г.).

Использование ИКТ: Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Русская музыка. - М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.

Использование ЭОР: Испанский танец www.Youtube,com Дата загрузки: 14 мар. 2009 г. Spanish dance "Jota aragonesa" Ансамбль танцю "Мрія".Харків.Україна Ensamble dance "Mriya".Kharkiv.Ukraine [Дата обращения: 03.04.2016 г.]

М.И. Глинка «Арагонская хота» www.audiopoisk.com/track/no/mp3/glinka-mi---aragonskaa-hota/ [Дата обращения: 03.04.2016 г.]

Картинка «Арагонская хота» www.yung-zilovets.ru/foto_gal/arch/arh_dance.html [Дата обращения: 03.04.2016 г.]

Картинка «Арагонская хота» imgplusdb.com/rodina-tanec-aragon [Дата обращения: 03.04.2016 г.]

Картинка «Камаринская» www.1c-interes.ru/catalog/all6965/3462848/ [Дата обращения: 03.04.2016 г.]

Картинка «Камаринская» www.masterandmargarita.eu/ru/07recencies/kamarinskaja.html [Дата обращения: 03.04.2016 г.]

Название ресурса: тематическая подборка материала.

Список методической и используемой литературы

1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 - 5 классов. - Срок реализации - 5 лет. - Усть-Ордынский, 2015.

2.Э. Смирнова. Русская музыкальная литература для VI-VII классов ДМШ. - 11-е изд. - М.: Музыка, 1989.

3.Шорникова М. Музыкальная литература: русская музыкальная классика: третий год обучения: учеб. пособ. / М. Шорникова. - 6-изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Ход урока

Симфонические сочинения М.И. Глинки: симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.), симфоническая фантазия «Вальс-фантазия» (1856 г.), испанская увертюра «Арагонская хота» (1845 г.).

Симфоническое творчество Глинки невелико по объему. Наиболее значимы в нем «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс- фантазия» и оркестровые номера из музыки к трагедии «Князь Холмский».

Симфонические произведения М. Глинки не имели сюжетных программ (кроме музыки к трагедии «Князь Холмский»). Но каждое из них отличается яркостью и богатством образов. В них мы находим и личные переживания автора, и впечатления от природы и быта Испании, и зарисовки народной жизни и характеров русского народа.

Главной особенностью симфонической музыки Глинки является ее простота и доступность широким слоям любительской музыки. В своих оркестровых произведениях Глинка широко использовал народные мелодии. В «Камаринской» и испанских увертюрах он ввел подлинные народные напевы. Именно Глинка ввел в русскую музыку такие приемы симфонического развития, которые были близки характеру самих народных мелодий: вариационную разработку и полифоническое обогащение.

Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848 г.) представляет собой вариации на две русские народные темы, разработанные поочередно. Темы эти контрастны. Первая из них - широкая и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», повествующая о белой лебедушке - невесте, которую клюют и щиплют серые гуси - недобрая женихова родня:

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)

Вторая тема - удалая русская плясовая «Камаринская»:

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)

Напев первой песни задумчиво-лирический. При варьировании мелодия остается неизменной, оплетаясь все новыми и новыми подголосками наподобие русских протяжных песен. В развитии темы композитор красочно использует деревянные духовые инструменты близкие по звучанию духовым народным инструментам - пастушескому рожку, жалейке, дудке.

Напев «Камаринской» быстрый и веселый. В вариациях этой мелодии Глинка применяет пиццикато струнных, напоминающее звучание русской балалайки. При варьировании плясовая мелодия также обрастает подголосками, а порой и существенно изменяет свой облик. Так, после ряда вариаций появляется мелодия, сходная - несмотря на быстрое плясовое движение и отрывистость с темой протяжной свадебной песни:

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)

Эта тема незаметно приводит к возвращению первой - медленно-величавой темы, после чего с новой силой звучит буйная народная пляска.

В «Камаринской» Глинка воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину праздничного быта русского народа. Контрастное сопоставление неторопливой лирической, а затем веселой, задорной песен часто можно встретить в народном хоровом исполнении. Очень важно, что Глинка умело, применил подголосочное и вариационное развитие мелодии, свойственное народному исполнительству (слушание).

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс) Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)

«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. Сначала это была небольшая фортепианная пьеса, позднее она была расширена и оркестрована. Незадолго до смерти (в 1856 году) композитор взялся за ее переработку и превратил бытовую пьеску в совершенную по мастерству симфоническую фантазию. В основе ее лежит задушевная, ласковая тема. Благодаря нисходящей тритоновой интонации эта задумчиво-элегическая мелодия звучит порывисто и напряженно. Своеобразно строение темы: нечетные трехтактовые фразы, какие мы встретим в русских народных песнях, а не «квадратные» четырехтактовые, как в западноевропейских вальсах. Такая нечетная структура придает мелодии Глинки устремленность и полетность:

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)

С основной вальсовой темой контрастируют разнообразные по характеру эпизоды, то светлые и грациозные, то взволнованно-драматические. Главная тема повторяется многократно, становясь рефреном формы рондо. Удивительно изящна инструментовка этого произведения. Преобладание струнной группы придает звучанию легкость, полетность, прозрачность, неповторимое очарование мечты. Впервые в русское музыке на основе бытового танца возникло развернутое симфоническое произведение, отражающее многообразные оттенки душевных переживаний (слушание).

Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение - концертную увертюру «Арагонская хота», хота - испанский национальный народный танец (слушание).

Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс) Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП Симфонические произведения М.И. Глинки (3 класс)





</ Д/З

1.Составить 8 вопросов по теме «Симфонические произведения М.И. Глинки».

2.Подговиться к викторине по симфоническим произведениям «Камаринская», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота».











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал