7


  • Учителю
  • Доклад по Историко-бытовому танцу

Доклад по Историко-бытовому танцу

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Методическое объединение «Концертмейстерское искусство»

Школа Искусств №1, г. Усть-Илимск

Доклад на тему : Историко-бытовой танец как ключ к пониманию музыки бального репертуара XV-XIX веков

Выполнила: концертмейстер Х/О Смотрина Ю.В.

Февраль 2015


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..2

XI-XIVвв………………………………………………………………………………………3

XIV-XVIвв……………………………………………………………………………….……4

XVIIвв………………………………………………………………………………………….5

XVIIIвв………………………………………………………………………………………….6

XIXвв…………………………………………………………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………………………10



Введение

Историко-бытовой танец, по сути дела, народный танец, корни которого уходят в народное творчество. Это молодая дисциплина и ею занимается малое число педагогов. В исторических танцах манеру и стиль восстанавливать очень трудно. За помощью чаще всего приходится обращаться к музыке, поэтому подбор музыкального материала имеет большое значение. По словам Жан Жорж Новера (великого реформатора французского балета XVIII в.), удачный выбор мотива - столь же существенная часть танцев, как и подбор слов и оборотов речи для красноречия! Учащиеся слушают подлинные народные мелодии, музыку прошлых эпох в лучших ее образцах. Впрочем, такие образцы есть и у композиторов нашего времени - Ж.Массне, П.И. Чайковского,С. Прокофьева.

Однако концертмейстеру желательно владеть не только музыкальным репертуаром, но и знаниями в истории возникновения придворных танцев. Важно знать, что основой их является народный танец, измененный и переработанный согласно правилам этикета. Оттуда черпались движения, фигуры, а иногда и целые композиции. Можно с уверенностью сказать, что Историко-бытовой танец - связующее звено между народной пляской и профессиональной сценической хореографией.

XI-XIV вв.

Французская народная культура (национальные напевы, ритмы и пластика) - движущая сила развития западноевропейской культуры.

В средние века появляется ряд простейших форм, которые, развиваясь и видоизменяясь, дают начало многим танцам. Народное творчество в этот период отстаивает свои права на существование, ведь церковь видит в смехе, веселье и в танцевальных движениях влияние сатаны. Но, несмотря на строгие запреты, люди исполняют свои незатейливые танцы и во время народных праздников и на ярмарках. Наиболее распространенный их них -бранль. Французское слово «branler» означает «хоровод», «колебание». Когда крестьяне и ремесленники демонстрировали свои изделия, заодно в танце воспроизводили движения трудового процесса. Оттуда и названия: бранль прачек, бранль башмачников.

Можно уверенно сказать, что Бранль-первоисточник всех появившихся позднее бальных танцев. Исполняли его под пение, дудку или удары тамбурина. Тяжеловесно, поскольку основная обувь в то время - деревянные башмаки. Придворная знать резко изменила танец, пышная одежда придала ему чопорность, сменив прыжки и выбрасывание ноги на глиссирующие шаги.

Бурре, ригодон - в их основе лежат усложненные движения бранля. Танцевали их также в сабо(деревянных башмаках), сильно ударяя каблуком об пол.

Беспрыжковые старинные танцы назывались «бассдансами». Выглядели они как «прогулочные» шаги, скользящие и торжественные, исполнялись под хоральные мелодии самих танцующих.


XIV-XVIвв.

В эпоху Возрождения бытовой танец приобретает большее значение, он сопровождает и балы, и вечера и пышные празднества. В Италии, Франции, Англии и Испании возникают новые формы. Но Франция оказалась более развитой в танцевальной культуре страной, опередив даже Италию.

Придворные танцы того времени - те же народные, но переработанные. Эти танцы более сложны в движениях и фигурах. Парный танец окончательно вытесняет хоровод, сопровождался бесконечными поклонами, так как это часть придворного этикета. Реверанс - почтительный поклон. Его характер зависел от покроя одежды, а особое внимание уделялось умению кавалера обращаться с головным убором. Общий стиль костюма дамы пышный и тяжелый, он связывал и не давал свободы движений. При этом, все движения должны быть подчеркнуто красивыми.

В моде бранли с игровыми моментами, а также бранль, состоящий из мелких шагов, будущий менуэт.

Итак, к началу XVI столетия французские танцы получают всеевропейскую известность. Также придворная хореография окончательно порывает с приемами исполнения, свойственными народному танцу, убираются прыжковые движения, оттачивается манера носить платье, приветствовать партнера. Танцмейстеры требуют от танцующих важную осанку, размеренную поступь, ибо все живые движения считались дурным тоном.

Эпохе возрождения типичны придворные балы, где приглашалось лишь избранное общество. Название «бал» произошло от греческого «баллери» и старофранцузского «баллер», что означает «танцевать, прыгать». Популярными были следующие «высокие» танцы: монтаньяр, вольта, гальярда, где танцующие вертелись, прыгали. Контрданс вообще был основой европейской танцевальной музыки. Его французское название - вариант английского «country-dance», что буквально означает «деревенский танец». Несложный, удобный, демократичный, он был чрезвычайно популярен. Имел множество разновидностей: кадриль, гросфатер, экосез, англез и др.

В Германии появилась аллеманда, двухдольный инструментальный танец эпохи барокко.

Гавот, изящный, степенный и приветливо-грациозный танец также взял свое начало с фольклора. Появление на балах сделало его более утонченным. Три столетия подряд он видоизменялся, но оставался весьма популярным.

XVIIвв.

На рубеже XVI-XVII веков появилась «горделивая» куранта, павана и аллеманда, которые относятся к «низким» танцам, т. е. без прыжков и ноги почти не поднимались. Реверансы уже не играют важной роли и танцы исполнялись в головном уборе. Техника усложнялась, появилась обязательная «выворотность» и строгий рисунок. Усложнение связано с изменением фасона придворной одежды. Женские платья уже не имеют форму колокола, а складки ткани свободно падают. Волосы, завитые локонами, спускали на спину и плечи, большое декольте, корсет на талии. Мужской костюм - шляпа и завитой парик, короткий камзол( к концу века камзол удлиняется), панталоны и туфли на каблуке.

Также в этот период, а точнее в 1661году Людовик XIV подписал указ об организации Парижской академии танца. Академия способствовала развитию хороших манер среди состоятельных классов. Бальные танцы стали популярны также благодаря Академии, она устраивает танцевальные вечера, выдает дипломы, проверяет работу учителей, занимается выработкой общей методики преподавания.

Италия в этот период славилась работами Монтеверди, Фрескобальди. Их сочинения обогатили бальный танец разновидностью гальярды - романеской, отличающейся остинатным басом и благозвучной мелодией.

Еще один из новых танцев, сарабанда - испанский женский танец под аккомпанемент кастаньет, гитары и пения. Изначально ритм живой, движения грациозны. И только за пределами Испании она становится парным танцем с более спокойным ритмом, исполняется медленно и важно.

Гавот захватывал своей грацией, был одним из самых излюбленных танцев не только исполнителей, но и композиторов. Ж. Ф. Рамо,А. Корелли и Ж.Б. Люлли обращались и к гавоту и к менуэту в своем творчестве.

Менуэт один из самых популярных танцев , название получил от фр. «pas menus». Возник в народе, однако при Людовике XIV становится любимым танцем двора и теряет народный характер и простоту. Он более величественен, т.к. пышная одежда обязывала . Его называют «королем танцев и танцем королей». Танцующие распределялись строго по рангам. Руки танцующих мягкие, пластичные, с красивым изгибом, их разрешалось поднимать выше плеч. Более скорый менуэт назывался пасспье. На рубеже XVII-XVIIIвеков эстафету балов подхватила и Россия, во время преобразовательной деятельности Петра I.

XVIIIвв.

В первой половине века главенствует бурре, ригодон, гавот, менуэт. Великий реформатор Ж.Ж. Новер превращает балетный спектакль в самостоятельный театральный жанр. Придворные танцы требуют детального освоения отдельных движений и реверансов. Костюм мало видоизменяется, но появляется мужской фрак.

Французская революция 1789г внесла новые взгляды на науку и искусство. Прославленные менуэт и гавот постепенно теряют популярность и становится главным образом средством воспитания хороших манер, развития осанки, изящности движений. Отмечу, что на технике этих танцев строилась методика преподавания, мелкие движения были просто невозможны для исполнения без подготовки.

Подчеркнуто изящное искусство рококо оказывало влияние на убранство балов, наряды дам, манеру и стиль хореографии. Как следствие- менуэт более скорый, появление новых танцев: тампет, матредур, вальс. Гавот видоизменен - на рубеже XVII-XVIIIвеков возрождается в новом виде, не похожим на первоисточник, более галантном и манерном. Решающая роль в этом принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии гавота и менуэта(Гендель, В. А.Моцарт, И.С. Бах)

Аллеманда к концу XIIIв становится трехдольной, что несколько меняет танец и делает его похожим на вальс.

Полонез стал известен в начале XVIII столетия. Он берет начало от народного польского танца «ходзон». Это любимый танец крестьян, часто с каким -либо предметом в руках (подушка, свеча, а на свадьбе принято танцевать с кружкой пива) Со временем ходзон перешел в дворянские залы, где потерял свою простоту и за основу был взят ритмический мягкий шаг, сопровождающийся плавным приседанием на 3 четверти. Интересно, что его называли «ходячий разговор», т.к. во время исполнения можно было вести беседу.

Контрданс в конце XVIIIв. получает название кадриль.

XIXвв

В 19 веке сохранились многие танцы прошлых веков. Балы и маскарады устраивались в парках и публичных залах и больше походили на народные гулянья с играми, забавами и шуточными свадьбами. Женщины всегда под маской. Общественные балы очень популярны, нередко они были тематические : бал индустриальный, бал журналистов.

В придворных же балах не было таких развлечений и веселья, потому что и поклоны и туалеты гостей должны были удовлетворять строгим требованиям этикета.

Нетрудно заметить, что несколько веков Франция диктовала манеру исполнения и поставляла всему миру новые танцы. Так было до 40-х годов XIX столетия. Потом на смену французским танцам приходят английские, австрийские, славянские. Широкое распространение получает мазурка, полька, краковяк, вальс, кадриль. Меняется техника, упрощаются поклоны, они более естественные. Меняется дамская одежда, платье суживалось, лишалось оборок и вычурных украшений. Теперь оно похоже на тунику с высокой талией, а под ним накрахмаленная юбка. Дамы почти не брались за юбку. Бальные танцы становятся непринужденными, легкими, подвижными.

Французский котильон, танец-игра, приобрел большую популярность.

В XIXв. кончилась блистательная эпоха менуэта и гавота. Появление вальса заставило отказаться от многих приемов и правил, порожденных французской хореографией. Народное происхождение вальса не вызывает сомнений, однако установить первоисточник дело трудное. По одному мнению, предшественником является аллеманда, ведь когда она попала во Францию, претерпела сложную эволюцию, стала грациозным парным танцем, с плавным скользящим шагом. По другому мнению, предшествовал австрийский лендлер, ему типичны и скользящий шаг и повороты в среднем темпе. Слово «вальс» вошло в употребление с XIXвека. Weller,walzen означает «кружиться».

Долгое время танцы с парным вращением подвергались гонениям со стороны церкви как безнравственные. При малейшем нарушении разрешалось и штрафовать и заключать в тюрьму. В России вальс был введен лишь после смерти Екатерины II в 1798г.

Главная пропаганда вальса это сама музыка, которую множество композиторов вводило в свои сочинения. Это Ф.Шуберт,Ф. Шопен,И. Штраус, М.И.Глинка ,П.И. Чайковский, А.Глазунов.

Мазурка - польский стремительный, динамичный танец, требующий большой тренировки, специального обучения. Истоки его восходят к народному танцу «мазуру». В XIX в. исполнялся на балах всех стран.

Полька - чешский танец, первые упоминания о нем как бальном - 1825год. Успешная, как вальс. Имеет живой ритм, вращательные движения.

Появляются венгерка, тарантелла - вольные сочинения танцмейстеров, приукрашенные стилизованными движениями. А Петербуржский танцмейстер Н.П. Гавликовский, наблюдая упадок изящного стиля, задался целью возродить былую красоту. Его балетная интерпретация менуэта и гавота получила название « шакон». Шакон и романеска одни из немногих танцев, сумевший найти себе место в музыке XIXв.



Заключение.

По сути, периодизировать бальный танец затруднительно, потому что многие танцы постепенно распространялись и становились модными, однако в каждой стране их стремились приспособить к местным вкусам. В России, например, многие танцы исполнялись более оживленно. А в менуэте совершенно не соблюдалось строгое чинопочитание и чопорный гросфатер превращался в танец-игру.

Ивановский Н.П., первый русский исследователь бального танца, справедливо указал, что в бытовой хореографии прошлого «отражены вкусы различных социальных слоев, от королевской семьи до городского населения, соответственно, одни и те же танцы были по-разному приспособлены»

Итак, подведя итог, можно с уверенностью заявить, что историко-бытовой танец представляет стиль и манеру танцев прошлого. Он несет в себе одну из ценных граней подготовки и современных артистов балета, и подрастающих музыкантов - это формирование художественного и музыкального вкуса.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал