- Учителю
- Рабочая программа 3а класса
Рабочая программа 3а класса
Учебно-тематическое планирование
По музыке
Класс: 3 а
Учитель: Сафиуллина Гулия Рафаэлевна
Всего: 35 часа, 1 час в неделю
Плановых контрольных уроков, зачетов, тестов
Административных контрольных уроков
Планирование составлено на основе Государственной программы для коррекционных школ 8 видапод редакцией В.В. Воронковой
Дополнительная литература:
1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционного общеобразовательного учреждения 8 вида
Москва «Просвещение» 1999г.
2. Музыка в начальной школе Д.Б.Кабалевский Москва «Просвещение» 1983г.
3. Учите детей петь ( песни, упражнения для развития голоса) у детей 6-7 лет Т.М. Орлова, С.И.Бекина Москва «Просвещение» 1987 г.
4. Учите детей петь ( песни, упражнения для развития голоса) у детей 5-6 лет Т.М. Орлова, С.И.Бекина Москва «Просвещение» 1988 г.
Интернет сайты:
shkola-korrekcii.ru/ nbekshanka.ucoz.ru/
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия
- музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
- эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
- свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную
- отзывчивость; активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Принципы обучения:
- коррекционная направленность обучения
- оптимистическая перспектива образования
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения
- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Отличительные особенности программы:
- интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;
- обновление нотно-музыкального материала для разучивания;
- использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);
- включение в изучаемый материал произведений тамбовских авторов и сведений по музыкальному краеведению.
Формы, методы, приёмы обучения
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской ) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля.
Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни - главная причина совершенствования вокально-технических приёмов исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен. Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с трудностями мутационного периода учащихся.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов.
В 3 классе
Учащиеся должны знать и уметь:
-
музыкальную форму: одночастную, двухчастную, трехчастную ;
-
музыкальные инструменты и их звучание виолончель, саксофон, балалайка;
-
сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
-
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
-
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на одном слоге;
-
воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучного артикулирования в сопровождении инструмента.
3а классп/п
Название темы урока
Кол-во часов
Элементы содержания урока
Дата проведения план
Дата проведения факт
1 четверть 9 недель х 1 час = 9 часов
1
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. Гимн России
1
Переход в более широкие музыкальные понятия- песенность, танцевальность, маршевость.
2.09
2
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. «Скворушка прощается»
1
Познакомиться ближе с понятиями - песенность, танцевальность, маршевость. Вырабатывать напевное звучание песен
9.09
3
Песенность в вокально-инструментальной музыке«Скворушка прощается»
1
Более глубокое изучение темы «песенность»; знакомство с романсом. Вырабатывать напевное звучание песен
16.09
4
Песенность в вокально- инструментальной музыке« Вместе весело шагать»
1
Научить слышать песенность в произведениях Э.Грига.
23.09
5
Песенность в вокально-инструментальной музыке« Вместе весело шагать»
1
Продолжить и развить тему песенности на римере произведений М.И.Глинки и С.С.Прокофьева.
30.09
6
Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения
1
Знакомство с музыкой русской православной церкви как части художественной культуры России
7.10
7
Танцевальность «Улыбка»
1
Развить тему, научить детей слышать танцевальность в музыке, развивать их фантазию и музыкальный слух.
14.10
8
Танцевальность «Улыбка»
1
Развитие темы «танцевальность» на примере инструментальной музыке. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе.
21.10
9
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.
1
Развитие темы «танцевальность»; знакомство с мазурками Ф.Шопена, произведениями С Прокофьева; обобщение темы.
28.10
2 четверть 7 недель х 1 час = 7 часов
10
Маршевость в музыке«Ужасно интересно»
1
Знакомство с более широким понятием «маршевость» на примере произведений Л.Бетховена, Ф.Шуберта и Р.Щедрина
11.11
11
Песенно-танцевальная музыка «Весёлый ветер»
1
Знакомство с жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Вырабатывать напевность.
18.11
12
Интонация «Весёлый ветер»
1
Дать представление о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое имеет значение, о приёме скороговорки, интонационной системе выразительности исполнения
25.11
13
Интонация «Песня Зайца и волка на карнавале»
1
Продолжить знакомство с интонацией; выразительные и изобразительные интонации.
2.12
14
Интонация. Зерно-интонация «Новогодние песни»
1
Уметь услышать зерно-интонацию в музыкальных произведениях. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе
9.12
15
Интонация «Новогодние песни-танцы»
1
Дальнейшее изучение выразительности и изобразительности интонации; вокальные и пластические зёрна интонации
16.12
16
Интонация «Новогодние песни-танцы»
1
Обобщение темы, знакомство с нотной записью. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе
23.12
3 четверть 10 недель х 1 час = 10 часов
17
Развитие музыки «Почему медведь зимой спит»
1
Знакомство с понятием и видами музыкального развития. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе
13.01
18
Развитие музыки «Почему медведь зимой спит»
1
Дальнейшее знакомство с развитием музыки на примере симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева.
20.01
19
Развитие музыки «Песня о пограничнике»
1
Знакомство с ладовым и динамическим развитием музыки .вырабатывать напевное звучание при сохранении марша
27.01
20
Развитие музыки «Песня о пограничнике»
1
Расширить представление о развитии музыки на примере классической музыки, народных песнях
3.02
21
Развитие музыки «Песенка мамонтёнка»
1
Подтверждение того, что повтор, контраст. Вариационность - основные принципы развития народной музыки и в произведениях, написанных композиторами.
10.02
22
Развитие музыки «Мамина песня»
1
Дальнейшее развитие темы. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе
17.02
23
Развитие музыки «Любитель-рыболов»
1
Дальнейшее развитие темы на примере произведений Ф.Шуберта. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе.
24.02
24
Развитие музыки
1
Знакомство с развитием чувств в музыке, с её выразительным и изобразительным развитием.
3.03
25
Развитие музыки «Непогода»
1
Познакомить учащихся с темповым развитием музыки. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе
10.03
26
Построение (формы ) музыки. «Пастушья песня»
1
Закрепление понимания, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе
17.03
4 четверть 9 недель х 1 час = 9 часов
27
Формы музыки «Песенка о капитане»
1
Рассмотреть примеры двухчастной музыкальной формы. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе
31.03
28
Построение музыки «Песенка о капитане»
1
Знакомство с новой формой - рондо. Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе
7.04
29
Повторение
1
Закрепление
14.04
30
Развитие музыки
1
Закрепление музыкальной формы Рондо, знакомство с вариационной формой музыкального произведения
21.04
31
Формы музыкального произведения «Смешной человечек»
1
Развитие и закрепление темы «Формы музыки». Вырабатывать напевное звучание при подвижном темпе
28.04
32
Формы музыки «Смешной человечек»
1
Закрепление, обобщение темы четверти. Систематизировать вокальные навыки учащихся
5.05
33
Подготовка к уроку-концерту
1
Закрепление, обобщение темы четверти, систематизировать вокальные навыки учащихся
12.05
34
Урок-концерт
1
Закрепление, обобщение темы четверти, систематизировать вокальные навыки учащихся
19.05
35
Итоговый урок
1
Повторение
</<font face="Times New Roman, serif">26.05