7


  • Учителю
  • 'Музыкальная драматургия - развитие музыки' 18 урок, 7 класс

'Музыкальная драматургия - развитие музыки' 18 урок, 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Волкова И.А. Урок музыки в 7 классе. Критская.

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»


УРОК 18: Музыкальная драматургия - развитие музыки - 1 час


СОДЕРЖАНИЕ темы: Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.


Цель: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Задачи:

  • формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;

  • воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.


Музыкальный материал: Фуга ля мирон для органа И. С. Баха;«Высокая месса» - месса си минор И. С. Баха: ария «Aqnus Dei» из «Высокой мессы» си минор; песня «Родина моя» Д. Тухманова, Р. Рождественского.

Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, экран, магнитофон, CD диск, портреты композиторов.

ХОД УРОКА

1 этап: организационный момент

СЛАЙД 1

Фоновый рисунок «Музыка»

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова встречаемся с миром прекрасного, завершая изучение курса «Музыка».

2 этап: повторение пройденного материала

Давайте вспомним основные разделы курса «Музыка», изученные нами в 5-6 классах.

СЛАЙД 2

«МУЗЫКА» предмет: учебники, название разделов.

В 5 классе мы знакомились с взаимодействием МУЗЫКИ с другими видами искусства: литературой и изобразительным искусством. Учились находить признаки их взаимопроникновения.

СЛАЙД 3

«МУЗЫКА» 5 класс

СЛУШАНИЕ: романс «Горные вершины» А. Варламов на стихи М. Лермонтова

СЛУШАНИЕ: «Весело на душе» фрагмент хоровой симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина

СЛУШАНИЕ: «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

Говоря о взаимодействии Музыки и Литературы, мы познакомились с понятием ПРОГРАММНАЯ музыка.

- Вспомните его? (ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - это музыкальное произведение, в основе которого лежит литературное произведение)

- Перечислите, известные вам примеры ПРОГРАММНОЙ музыки? (ответы обучающихся)

Изучая взаимодействие Музыки и Изобразительного искусства, мы сравнивали произведения музыкальные и произведения живописные, отмечали их СОЗВУЧИЕ.

НАПРИМЕР: самое известное произведение великого художника эпохи Возрождение Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» мы нашли созвучным трём музыкальным произведениям с одинаковым названием.

- Вспомните название этих произведений? («Аве Мария»)

- Назовите композиторов, написавших музыкальные произведения с таким названием? (Джулио Каччини, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт)

СЛУШАНИЕ: «Аве Мария» Дж. Каччини

СЛУШАНИЕ: «Аве Мария» И. С. Бах

СЛУШАНИЕ: «Аве Мария» Ф. Шуберт

Именно эти произведения: музыкальные и живописное, позволили говорить нам о существовании МУЗЫКАЛЬНОЙ живописи и ЖИВОПИСНОЙ музыки.

- Вспомните эти понятия? (МУЗЫАЛЬНАЯ живопись - это живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. ЖИВОПИСНАЯ музыка - это музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.)

- Приведите примеры музыкальной живописи и живописной музыки? (ответы обучающихся)

В 6 классе говорили о музыкальных образах.

- Вспомните понятие МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ? (Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора)

СЛАЙД 4

«МУЗЫКА» 6 класс

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ складывается из следующих составляющих:

•характер;

•музыкально-выразительные средства;

•общественно-исторические условия создания;

•особенности построения;

•стиль композитора.

Музыкальные образы бывают:

•лирические - образы чувств, ощущений;

•эпические - описание;

•драматические - образы-конфликты, столкновения.


СЛУШАНИЕ: романс «Сирень» С. Рахманинова

СЛУШАНИЕ: «Орнамент» фрагмент симфонии «Фрески Софии киевской» В. Кикты

СЛУШАНИЕ: «Эгмонт» программная увертюра Л. Ван Бетховена

В 7 классе мы приступили к разговору о драматургии в музыке.

СЛАЙД 5

«МУЗЫКА» 7 класс

- Вспомните понятия ДРАМАТУРГИЯ и МУЗЫКАЛЬНАЯ драматургия? (ДРАМАТУРГИЯ это сюжетно - композиционная основа произведения)

В первом полугодии мы говорили об «Особенностях драматургии сценической музыки».

Предлагаю вам вспомнить фрагменты музыкальных произведений, с которыми мы познакомились в 1 полугодии.

СЛУШАНИЕ: Хор половецких пленниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина

СЛУШАНИЕ: «Куплеты Лайфа Спортинга» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина

СЛУШАНИЕ: «Увертюра» к опере «Кармен» Ж. Бизе

СЛУШАНИЕ: Финальная ария Порги «Господи, я на твоём пути» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина

СЛУШАНИЕ: «Антракт» ко 2 действию оперы «Кармен» Ж. Бизе

3 этап: изучение нового материала

СЛАЙД 6

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». За 18 учебных часов мы изучим 7 тем, представленных на стр. 82-83 учебника и обобщим весь изученный материал, создав исследовательский проект на одну, из предложенных тем.

Тема нашего урока «Музыкальная драматургия - развитие музыки».

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.

СЛАЙД 7

Таблица «Воплощение музыкальных образов»


Воплощение музыкальных образов

Принцип СХОДСТВА

Принцип

РАЗЛИЧИЯ


Понятие

понятие

понятие

понятие

понятие

Музыкальный пример

Музыкальный пример

Музыкальный пример

Музыкальный пример

Музыкальный

примерОднако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.

Сегодня мы закрепим знания об особенностях воплощения музыкальных образов в следующей таблице:

РАБОТА обучающихся в тетради.

Главное в музыке, так же, как и в жизни - развитие. Давайте поразмышляем над следующими вопросами:

- Что происходит с человеком на протяжении нескольких лет жизни?

- Меняются ли его жизненные пристрастия, музыкальные предпочтения?

- Как воспринимается одно и то же музыкальное проведение человеком на разных этапах его жизни?

Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, м3узыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР.

СЛАЙД 8

ПОВТОР (понятие)

ПОВТОР - прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности. Звуковые повторы. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.)

В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.


СЛАЙД 9

«Во поле берёза стояла» РНП (текст+ фонограмма)


Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - ВАРЬИРОВАНИЕ.


СЛАЙД 10

ВАРЬИРОВАНИЕ (понятие)


ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910)


ВАРЬИРОВАНИЕ - это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.

На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования.

СЛАЙД 11

«Симфония №4» финал П. И. Чайковского


СЛУШАНИЕ: «Симфония №3» («Героическая») финал Л. Ван Бетховен

СЛУШАНИЕ: «Симфония №4» финал П. И. Чайковский


Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.


СЛАЙД 12

РАЗРАБОТКА (понятие)


В разработке находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ.


СЛАЙД 13

СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ

(понятия + музыкальные примеры)


СЛУШАНИЕ: «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина (СЕКВЕНЦИЯ)

СЛУШАНИЕ: «Высокая месса» си минор И. С. Баха (ИМИТАЦИЯ)


Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу РАЗЛИЧИЯ. Главной составляющей этого принципа является КОНТРАСТ.


СЛАЙД 14

КОНТРАСТ (понятие)


КОНТРАСТ - это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907)


- Перечислите известные вам КОНРАСТЫ музыкальной речи? (МЕЛОДИЯ - подъём, спад; РИТМ - двудольный, трёхдольный; ЛАД - мажор, минор, ТЕМП - быстры1й, медленный; РЕГИСТР - высокий, низкий, ДИНАМИКА - громко, тихо; ФАКТУРА - гармония, полифония, ЗВУКОВЕДЕНИЕ - легато, стаккато)

СЛАЙД 15

КОНТРАСТы музыкальной речи (примеры)

СЛАЙД 16

КОНТРАСТы музыкальной речи (примеры)


4 этап: домашнее задание


Закрепить полученные знания


5 этап: подведение итогов урока


Подведём итоги. Сегодня мы говорили о музыкальной драматургии, как главном развитии музыки.

- Вспомните понятие музыкальная драматургия? (Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-театрального жанра (оперы, балета, оперетты и др.)


- По каким принципам воплощаются музыкальные образы в музыкальной драматургии? (принцип сходства и принцип различия)

- Перечислите составляющие обоих принципов? (ответы обучающихся)

- Какой вывод мы можем сделать по итогам работы на уроке? (ВЫВОД: В основе музыкальной драматургии лежит развитие музыки. Закономерности музыкальной драматургии заключаются в особенностях воплощения музыкальных образов по принципу СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ)


Спасибо за работу на уроке!


СПИСОК Литературы:


  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 7 класс: пособие для учителя .- М.: Просвещение, 2007.

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка.: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 5-е изд. .- М.: Просвещение, 2011..


ИНТЕРНЕТ-ресурсы:


  1. Классическая музыка.

  2. САЙТ Музыка нет. Словарь музыкальных терминов.

7




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал