7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 5 класс

Рабочая программа по музыке 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Рабочая программа по музыке 5 класс













Рабочая программа

по музыке 5 класс

учителя первой квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Больше Машляковская средняя общеобразовательная школа»

Нуреевой Альбины Накифовны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1от

« 20 » августа 2016 г.

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка



Рабочая программа по предмету МУЗЫКА для 5класса на 2016-2017учебный год разработана на основе следующих документов:



  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;



  • Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ «Об образовании»;



приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1015;



  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;



  • ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)



Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ«Больше-Машляковская СОШ» , утвержденный приказом № 150 о/д от 21.08.2015г.





- Учебный план МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 133 о/д от 20.08.2016г.;

- Годовой календарный учебный график МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 140 о/д от 20.08.2016г.;

- Программы общеобразовательных учреждений по музыке

Цель программы- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.



Задачи:



  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;



  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;



  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании,

музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и



других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся..









Общая характеристика учебного предмета В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия - связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.



Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участ-ников в художественно-педагогическом процессе.



Преемственность содержания программы V-VII классов с программой «Музыка» для ОСНОВНОЙ школы выражается в таких аспектах, как:



- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства - интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;



-включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;



-расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;



-формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.



Промежуточная аттестация по истории в 5классе проводится согласно положения о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации МБОУ «Больше-Машляковская СОШ»







Содержание тем учебного курса

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».

Разделы темы

Количество часов

Форма контроля

Оценочное средство

1полугодие

«Музыка и литература»

17

тест

приложение

2полугодие

«Музыка и изобразительное искусство»

18

тест

приложение







Тема I полугодия: "Музыка и литература" (17 часов)



Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)



Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.



литературой, если бы не было музыки? Поэма,

былина, сказка. Песня,

романс.

Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие

искусства. Значение слов в песне. Вокализ.

Сходство выразительных

средств

живописи и музыки: плавные изгибы линий

рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки

в



картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.



Урок 2-4 Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… (1ч)



Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.



Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня - верный спутник человека.Песня русская в березах, песня русская в хлебах( 1ч).



Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).



Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности - на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это

мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.



Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» (1ч)



Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.



Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой.



сочинения, созданные на основе различных литературных источников

(русских народных сказаний, сказок разных

народов и

др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества

как части общей культуры народа, как способа



самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» .(1 ч)



Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.



Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою»

(1ч)



Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.



выразительности песни без слов и романса - инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.



Урок 8-9 Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (2ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.



Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: "Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем". Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка,



трактовка.

Урок 10. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны»(1ч)



Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.



Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение

композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.



Урок 11-13. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (3ч)



Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.



Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли,



но и играет в литературе драматургическую

роль,

выявляя

внутреннюю сущность

человека, оттеняя, углубляя

характеры,

ситуации, события. Творчество Ф. Шопена

как

композитора связано

с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен

утвердил прелюдию как самостоятельный вид

творчества,

открыл

новое

направление в развитии жанра этюда, никогда

не отделяя

техническую сторону исполнения от художественной.













Урок 14-15. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (2ч.)









Развитие жанра - опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.



Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как

источника либретто оперы. Разновидности

вокальных и инструментальных жанров, форм

внутри оперы - (увертюра,

ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы,

дирижёр, оркестр).















Урок 16. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра - балет. Формирование русской классической школы.



На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).



Урок 17. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов - песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.



Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка - одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.



Урок 18. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)



Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.



Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом "Кошки" Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.



Обобщение изученного по разделу: "Музыка и литература"

Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (19 часов)

Урок 19. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).



Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи Урок 20. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)



Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.



Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.



Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)



Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).



Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.



Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)



Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.



Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов - романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.



Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)



Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.



Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.



Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.



Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность



- важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.



Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.



Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.



Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.



Урок 27. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.



Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры - Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.



Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)



Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).



Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)



Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра - фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).



Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.



Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.



Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.



Урок 31 Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.



Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.



Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.



Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр - Реквием.



Урок 33. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном - инструментальной музыке.



Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия Урок 34. Мир композитора.



Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов. Урок 35. Итоговый урок

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.



При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта:



  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.

  • учебник «Музыка. Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская 5 класс», М., Просвещение, 2016г.

  • Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия музыкального материала (2 CD, MP3)-электронная версия



Обоснование выбора УМК:



Программа и УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» полностью обеспечивают содержание государственного образовательного стандарта в основной школе. Для выполнения следующих дидактических единиц государственного стандарта: «панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре; знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов - исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников центров региональной музыкальной культуры и музыкального образования» нужно внести дополнения по реализации музыкально-краеведческого содержания в рабочие программы для 5-7 классов.









MULTIMEDIA - поддержка предмета



1.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164



2.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/



3.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Планируемые результаты

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.



Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка» в 5 классе:



-- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;



  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем



взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; -коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно



полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; -участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;



-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; -принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;



Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;



  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;



  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;



  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;



  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.



Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; -развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления,



фантазии и творческого воображения; -воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в



многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; -расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;



-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью; -приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая



информационно-коммуникационные технологии; -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.





Универсальные учебные действия

Работа с текстом: формирование умения работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства.

Личностные: формирование эстетических и ценностно-смысловых ориентаций, создающих основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки.

Формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Регулятивные: формирование умения организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: формирование умения замещения и моделирования. Формирование представления о музыкальных жанрах. Умение выявлять сходства и различия музыкальных и речевых интонаций. Формирование восприятия музыкальной речи как способа общения между людьми и эмоционального воздействия.

Коммуникативные: развитие эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. Умение работать в группе. Умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства. Критично относиться к своему мнению.



Критерии оценивания достижений учащихся



Функция оценки - учет знаний. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.



Для устных ответов определяются следующие критерии оценок: Отметка "5" ставится:

  • если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

  • умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.



Отметка «4» ставится:

  • если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);

  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

  • умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.



Отметка «3» ставится:

  • проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);

  • или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;



-или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.



Отметка «2» ставится:

-нет интереса, эмоционального отклика;



  • неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

  • нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.



Оценивание тестовых работ учащихся осуществляется в зависимости от процентного соотношения выполненных заданий. Оценивается работа следующим образом:

90-100% выполненных заданий оценка «5»

70-89% оценка «4»

50-69% оценка «3»



Менее 50% -оценка «2» Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания



музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.



Слушание музыки.



Оценка «пять»:



дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения,средств музыкальной выразительности,ответ самостоятельный.



Оценка «четыре»:



ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.



Оценка «три»:



ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.



Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.



Хоровое пение.



Оценка «пять»:



-знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; -выразительное исполнение.



Оценка «четыре»:



-знание мелодической линии и текста песни; -в основном чистое интонирование,ритмически правильное; -пение недостаточно выразительное.



Оценка «три»:



-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное,иногда фальшивое исполнение,есть ритмические неточности; -пение невыразительное.



Оценка «два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.



Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.



3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося. 4.Блиц-ответы (письменно )по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.



5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных). 6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком(рисунки,поделки и т.д.)



7.Ведение тетради по музыке.



Календарно-тематическое планирование





п/

Тема урока

Кол-

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата



п



во















часо

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт





в











1

Что роднит музыку с

1

Знать:

Способность выбирать средства

. формирование основ российской

2.09





литературой



- что роднит музыку с

музыкальной деятельности и

гражданской идентичности, чувства







Интонационно - образная,



литературой;

способы её успешного

гордости за свою Родину, российский







жанровая и стилевая



- о том, что литература дает жизнь

осуществления в реальных

народ музыкальном







основы музыкального



огромной области музыкального

жизненных ситуация Развивать









искусства как ее



искусства.

умения «слышать другого









важнейшие



Уметь выявлять связи музыки и











закономерности,



литературы











открывающие путь для















его познания,















установления связи с















жизнью и с другими















видами искусства Сюита,















песня, романс, симфония.















Чайковский, Григ, Глинка













2-4

Вокальная музыка

3

Знать, каковы отличия

- Способность выбирать

- формирование основ российской

16.09





Сущность и особенности



музыкальной речи от речи

средства музыкальной

гражданской идентичности, чувства

23.09





устного народного



литературной.

деятельности и способы её

гордости за свою Родину, российский

30.09





музыкального творчества



Уметь называть основные жанры

успешного осуществления в

народ музыкальном







как части общей культуры



русских народных песен;

реальных жизненных









народа, как способа













- определять значение песни в

ситуация Развивать умения









самовыражения человека.













жизни общества;

«слышать другого









Специфика русской народной













- отличать романс от песни, роль











музыкальной культуры и ее













основные жанры (наиболее



сопровождения в исполнении











распространенные



романса, песни .











разновидности обрядовых















песен, трудовые песни,















былины, лирические песни,















частушки). Хор















им.Пятницкого. Романс.















Дуэт Возможности















воплощения музыкального















образа и его развития в















различных музыкальных















формах : двухчастной и















трехчастной. Певческие















голоса. Варламов.















А.Рубинштейн.





























5-6

Фольклор в музыке

2

Знать понятие программная

Интонационно- образный анализ

Анализировать и

7.10





русских композиторов



музыка.

музыки. Развивать умения

характеризовать эмоциональные

14.10





Камерная



Уметь анализировать

«слышать другого

состояния и чувства окружающих,







инструментальная



составляющие средств



строить свои взаимоотношения с их







музыка.



выразительности: мелодию, ритм,



учетом.







Сущность и особенности



темп, динамику, лад











устного народного















музыкального















творчества как части















общей культуры народа,















как способа















самовыражения человека.















Стилевые особенности















русской классической















музыкальной школы и их















претворение в творчестве















Н.А. Римского-Корсакова















,Лядова Программная















музыка. Санкт-















Петербургская















государственная















консерватория имени















Н.А.Римского- Корсакова.













7

Жанры инстру-

1

Знать понятия: вокальная,

Находить и выделять

Анализировать и

21.10





ментальной и



инструментальная музыка.

необходимую информацию,

характеризовать эмоциональные







вокальной музыки



Уметь называть основные жанры

умение находить главные идеи в

состояния и чувства окружающих,







Развитие жанров



вокальной и инструментальной

текстовом материале

строить свои взаимоотношения с их







светской вокальной и



музыки



учетом.







инструментальной















музыки. Вокализ ,песня















без слов, баркарола.















Рахманинов, Свиридов,















Мендельсон, Шуберт













8-9

Вторая жизнь песни

2

Знать основные черты и

определять связи между

. Анализировать и

28.10





















Народно-песенные истоки



характеристики авторского и

композиторским и народным

характеризовать эмоциональные

11.11





русской профессиональной



народного музыкального

музыкальным искусством

состояния и чувства окружающих,







музыки. Способы



творчества.



строить свои взаимоотношения с их







обращения композиторов к







учетом.







народной музыке:















цитирование,















варьирование,















интерпретация.















Фортепианный концерт















№ 1 П.Чайковского;















Международный















музыкальный конкурс















исполнителей имени















П.И.Чайковского.















Московская















государственная















консерватория имени















П.И.Чайковского













10

«Всю жизнь мою несу

1

Знать значение колокольного

Анализировать существующее

Анализировать и

18.11





родину в душе...»



звона в жизни человека.

разнообразие музыкальной

характеризовать эмоциональные











Уметь выявлять родственные

картины мира.

состояния и чувства окружающих,











средства выразительности музыки



строить свои взаимоотношения с их











и живописи



учетом.





11-13

Писатели и поэты о

3

Знать:

- Находить и выделять

Анализировать и

25.11





музыке и музыкантах



- что благодаря музыке появились

необходимую информацию,

характеризовать эмоциональные

2.12





Сравнительная



многие произведения литературы;

умение находить главные идеи

состояния и чувства окружающих,







9.12





характеристика



основные события из жизни и

в текстовом материале.

строить свои взаимоотношения с их













особенностей восприятия



творчества композиторов



учетом.







мира композиторами-







-







классиками и















романтиками. Хор.















Оркестр. Кантата « Снег















идет»















Г.Свиридов«Гармонии















задумчивый















поэт».Ф.Шопен- польский















композитор.















Сравнительная















характеристика















особенностей восприятия















мира композиторами-















классиками и















романтиками. Жанры















фортепианной музыки-















этюд, прелюдия, вальс,













баллада Выдающийся российский



пианист- С.Рихтер













14

Первое путешествие в

1

Знать:

- Находить ассоциативные связи

. формирование целостного,

16.12



музыкальный театр.



- историю развития оперного

между художественными

социально ориентированного взгляда





Опера



искусства;

образами музыки и других

на мир в процессе познания









понятия: опера, либретто,

видов искусства

произведений разных жанров, форм









увертюра, речитатив, хор,





и стилей, разнообразных типов









ансамбль, сцена из оперы.





музыкальных образов и их









Уметь приводить примеры к





взаимодействия









понятиям









15

Опера-былина Н. А.

1

Знать сюжет (либретто) оперы

-Передавать свои музыкальные

формирование целостного,

23.12



Римского- Корсакова



«Садко».

впечатления в устной и

социально ориентированного взгляда





«Садко»



Уметь анализировать

письменной форме. -Делиться

на мир в процессе познания









составляющие средств

впечатлениями о концертах,

произведений разных жанров, форм









музыкальной выразительности

спектаклях и т.п. со

и стилей, разнообразных типов











сверстниками и родителями

музыкальных образов и их















взаимодействия



16

Второе путешествие в

1

Знать: историю развития ба-

-

Оценивать собственные



13.01



музыкальный театр.



летного искусства; понятия: балет,

действия наряду с явлениями

социально ориентированного взгляда





Балет ( тест за



солист- танцор, кордебалет.

жизни и искусства

на мир в процессе познания





1полугодие)



Уметь анализировать

Анализировать собственную

произведений разных жанров, форм





Сравнительная



составляющие средства

работу: находить ошибки,

и стилей, разнообразных типов





характеристика



музыкальной выразительности

устанавливать их причины

музыкальных образов и их





особенностей восприятия





-



взаимодействия





мира композиторами-















классиками и















романтиками.















Творчество















В.А.Моцарта. Контраст















интонаций. Реквием.















Соната













17

Музыка в театре, кино,

1

Уметь определять значение

Анализировать собственную

освоения способов отражения жизни в

20.01



на телевидении



литературы и музыки в

работу: находить ошибки,

музыке и различных форм





Хоровое, ансамблевое и



синтетических видах искусства

устанавливать их причины

воздействия музыки на человека;





сольное пение













18

Третье путешествие в

1

Знать: историю возникновения

Делиться впечатлениями о

освоения способов отражения жизни

27.01



музыкальный театр.



мюзикла; чем мюзикл отличается

концертах, спектаклях и т.п. со

в музыке и различных форм





Мюзикл



от оперы.

сверстниками и родителями.

воздействия музыки на человека;





Мир музыкального



Уметь называть наиболее

Анализировать собственную







театра.



известные мюзиклы и их

работу: находить ошибки,







Взаимопроникновение



композиторов

устанавливать их причины







«легкой» и «серьезной















музыки», особенности их















взаимоотношения в















различных пластах















современного















музыкального искусства.















Знакомство с жанром















мюзикл. Э.Л.Уэббер















«Кошки»













19

Музыка и

1

Знать, что роднит музыку и

Умение применять полученные

-Развитие музыкально-

3.02





изобразительное



изобразительное искусство.

знания о музыке как виде

эстетического чувства,







искусство



Уметь выявлять связи и общие

искусства для решения

проявляющееся в эмоционально-







Что роднит музыку с



черты в средствах выразительности

разнообразных художественно-

ценностном отношении к искусству







изобразительным ис-



музыки и изобразительного

творческих задач -









кусством? Мир



искусства

Анализировать, находить









композитора.





ассоциации между









Знакомство с





произведениями разных видов









творчеством





искусства









региональных















композиторов. Жиганов,















поэма «Кырлай».





























20

«Небесное и земное» в

1

Знать, в чем выражается общность

Анализировать, находить

Развитие музыкально- эстетического

10.02





звуках и красках



языка различных видов искусства.

ассоциации между

чувства, проявляющееся в







Портрет в музыке и



Уметь выявлять общие черты в

произведениями разных видов

эмоционально-ценностном







изобразительном



художественных и музыкальных

искусства

отношении к искусству







искусстве. Интонация



образах











как носитель смысла в















музыке. Стилевые















особенности русской















классической музыкальной















школы и их претворение в















творчестве М.И.Глинки,















А.П.Бородина. Музей















музыкальной культуры















имени М.И.Глинки.













21

«Звать через прошлое к

1

Уметь: выявлять общие черты в

Анализировать, находить

Развитие музыкально- эстетического

17.02





настоящему»



художественных и музыкальных

ассоциации между

чувства, проявляющееся в







Народные истоки русской



образах; определять на слух

произведениями разных видов

эмоционально-ценностном отношении







профессиональной



основные части кантаты

искусства

к искусству







музыки. Концертная















симфония.













22-

Музыкальная живопись



Уметь выявлять общее в вы-

Интонационно-образный анализ

Развитие музыкально- эстетического

24.02



23

и живописная музыка

2

музыкальных и художест-

чувства, проявляющееся в

3.03



разительных возможностях музыки





Музыкальная живопись и



венных произведений

эмоционально-ценностном







и живописи; - анализировать







живописная музыка





отношении к искусству









составляющие средств выра-









Шуберта.















зительности: мелодию, ритм,











Взаимодействие музыки и



























живописи на основе



темп, динамику, лад











осознания специфики















языка каждого из них.















Общее и особенное в















русском и западно -















европейском искусстве















различных исторических















эпох, стилевых















направлений, творчестве















выдающихся















композиторов прошлого













24

Колокольные звоны в

1

Знать место и значение

Интонационно-образный анализ

Развитие музыкально- эстетического

10.03





музыке и изобразитель-



колокольных звонов в жизни

музыкальных и художест-

чувства, проявляющееся в







ном искусстве



человека.

венных произведений

эмоционально-ценностном







Стилевое многообразие



Уметь проводить интонационно-



отношении к искусству







музыки 20 столетия.



образный анализ музыки











Наиболее значимые















стилевые особенности















русской классической















музыкальной школы,















развитие традиций















русской классической















музыкальной школы













25

Портрет в музыке и

1

Знать об истории создания

Умение размышлять о

Умение выражать своё отношение к

17.03





изобразительном ис-



скрипки, ее мастерах-изготовителях

воздействии музыки на человека,

произведениям искусства в различных







кусстве Интонация как



и исполнителях. Уметь:

её взаимосвязи с жизнью и

формах







носитель смысла в музыке.



-сопоставлять скрипичную музыку с

другими видами искусства









Выразительность и



живописью;











изобразительность



- анализировать, сравнивать











музыкальной интонации.



произведения











Инструментальный















концерт. Великие















скрипачи- Паганини,















Л.Коган, Д.Ойстрах





























26

Волшебная палочка

1

Знать: понятия: оркестр, ди-

Умение размышлять о

Умение выражать своё отношение к

31.03





дирижера Виды



рижер; состав групп инструментов

воздействии музыки на

произведениям искусства в различных







оркестров. Группы



оркестра.

человека, её взаимосвязи с

формах







симфонического оркестра.



Уметь называть имена известных

жизнью и другими видами









Знакомство с



дирижеров

искусства









творчеством выдающихся















дирижеров. Караян,















Мравинский, В. Гергиев,















Ю. Башмет; Бриттен















«Путеводитель по















оркестру»













27

Образы борьбы и победы

1

Уметь: делать предположения о том,

Интонационно- образный анализ

Развитие музыкально- эстетического

7.04





в искусстве



что предстоит услышать (образный

Умение размышлять о

чувства, проявляющееся в











строй);

воздействии музыки на человека,

эмоционально-ценностном











проводить интонационно-образный



отношении к искусству











анализ музыки



-





28

Застывшая музыка

1

Знать:

Умение находить,

- Выражать эмоциональное содержание

14.04





Особенности трактовки



- отличия католической и

систематизировать,

музыкальных произведений в







драматической музыки на



православной музыкальной

преобразовывать информацию

исполнении, проявлять инициативу в







примере образцов



культуры;

из разных источников,

художественно-творческой







симфонии Л.в Бетховена



понятие а капелла.

осуществлять поиск

деятельности











Уметь сопоставлять музыку и

музыкально-образовательной













памятники архитектуры

информации в сети Интернет.







29

Полифония в музыке и

1

Знать: понятия: орган, полифония,

Умение находить,

Выражать эмоциональное содержание

21.04





живописи



фуга;

систематизировать,

музыкальных произведений в







Особенности музыки



основные события из жизни и

преобразовывать информацию из

исполнении, проявлять инициативу в







эпохи Возрождения и



творчества И. С. Баха

разных источников, осуществлять

художественно-творческой







Барокко. Музыка И.Баха





поиск музыкально-









как вечно живое





образовательной информации в









искусство, возвышающее





сети Интернет.









душу человека. Фуга.















Выразительные















возможности различного















склада письма















(полифония).Кельнский















собор













30

Музыка на мольберте

1

Знать, что роднит музыку и

Творчески интерпретировать

Различать основные нравственно-

28.04





Стилевое многообразие



изобразительное искусство.

содержание музыкального

этические понятия







музыки 20 столетия.



Уметь выявлять связи и общие

произведения в пении, муз-ритм.









Знакомство с



черты в средствах выразительности

движении, поэтическом слове,









творчеством





изобразительной деятельности.









композиторов















М.Чюрлениса, К.Дебюсси .





























31

Импрессионизм в музыке

1

Знать понятия: импрессионизм,

Стремление к самостоятельному



5.05





и живописи Стилевое



интерпретация, джаз

общению с искусством и

этические понятия







многообразие музыки 20





художественному









столетия. Специфика





самообразованию









выразительных средств















разных искусств (звучаний,















линий, красок).















Импрессионизм.













32

«О подвигах, о доблести,

1

Знать понятие реквием.

Работать с разными источниками

Различать основные нравственно-

12.05





о славе...» О подвигах, о



Уметь проводить интонационно-

информации

этические понятия







доблести, о славе.



образный анализ музыки











Стилевое многообразие















музыки 20 века.















Богатство музыкальных















образов - драматические,















героические, лирические.















Реквием. Хоровое пение













33

«В каждой мимолетности

1

Знать понятие интерпретация.

Стремление к самостоятельному

Выражать эмоциональное содержание

13.05





вижу я миры...»



Уметь выявлять общие черты в

общению с искусством и

музыкальных произведений в







( тестирование за



средствах выразительности музыки и

художественному

исполнении, проявлять инициативу в







2полугодие) Музыкальные



изобразительного искусства

самообразованию

художественно-творческой







образы и особенности их







деятельности







развития в камерно -















инструментальной















музыке. Произведений С.















Прокофьева и М.















Мусоргского.















Фортепианная















миниатюра. Контраст.















Вариативность.













34

Мир композитора

1

Знать, что роднит музыку,

Обобщение представлений о

Выражать эмоциональное

20.05





Родство



литературу и изобразительное

взаимодействии музыки,

содержание музыкальных







художественных образов



искусство.

литературы и изобразительного

произведений в исполнении,







разных искусств.



Уметь выявлять общие черты в

искусства. Их стилевое

проявлять инициативу в







Творчество Р. Яхина.



средствах выразительности этих

сходство и различие на примере

художественно-творческой







Музыкальная живопись



трех искусств

творчества русских и

деятельности







композитора.





зарубежных композиторов























35

Итоговый урок

1







27.05



























Вид деятельности на уроках музыки













№п

Раздел, тема

Кол-во

Характеристика основных видов деятельности учащихся



.п



часов





1

Что роднит музыку с литературой

1

Выявлять многосторонние связи музыки и литературы



















2-4

Вокальная музыка

3

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства,









культуру слушателя и исполнителя



5-6

Фольклор в музыке

2

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями,





русских композиторов



созданными на основе различных литературных источников.













7

Жанры инструментальной

1

Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо





и вокальной музыки



урной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с









вокальной баркаролой.



8

Вторая жизнь песни.

1

Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках





Живительный родник



ональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки.





творчества.









Обобщение материала









1четверти







9

«Всю жизнь мою несу родину в

1

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением





душе…»



творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет»









Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.



10-

Писатели и поэты о музыке и

3

Осознание значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений



12

музыкантах



о творчестве западноевропейских композиторов - Ф. Шопена, В. Моцарта.













13

Первое путешествие в музыкальный

1

Более подробное ознакомления с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного





театр. Опера



произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и









форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же



14

Опера-былина Н. А. Римского-

1

Знакомство с творчеством Римского-Корсакова





Корсакова «Садко»



Народные мотивы в опере Садко



15

Второе путешествие в музыкальный

1

Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля,





театр. Балет



основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и









хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)













16

Музыка в театре, кино, на те-

1

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино,





левидении



на телевидении.



17

Третье путешествие в музыкальный

1

Более подробное ознакомление с жанром мюзикл, его происхождением





театр. Мюзикл







18-

Что роднит музыку с изобра-

1

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства



19

зительным искусством?







20

«Небесное и земное» в звуках и

1

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и





красках



западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-









стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох,









национальных и индивидуальных стилей.



21

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с









образами изобразительного искусства.



22

Музыкальная

1

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в





живопись и живописная музыка



образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о









выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли









мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»



23

Колокольные звоны в музыке и

1

Расширение представлений о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений





изобразительном искусстве



отечественных композиторов - С. Рахманинова и В. Кикты.



24

Портрет в музыке и изобразительном

1

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор -





искусстве



исполнитель - слушатель», расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях









и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно - музыкального опыта (повторение









знакомых музыкальных произведений);



25

Волшебная палочка дирижера

1

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных









групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.



26

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки









композитором, особенностями ее симфонического развития.



27

Застывшая музыка

1

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести









музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.



28

Полифония в музыке и живописи

1

Продолжить знакомство с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой



29

Музыка

1

Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы





на мольберте



на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса



30-

Импрессионизм в музыке и живописи

2

Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы



31





на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса



32

«0 подвигах, о доблести, о славе…»

1

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств,









раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.



33

«В каждой мимолетности вижу я

1

Знакомство с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить





миры…»



понимание своеобразия их творчества.



34

Мир композитора (обобщение)

1

Обобщить представления о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.



35

Обобщение материала 4 четверти:

1

Обобщение музыкальных представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки





Музыка и изобразительное искусство







Приложение

Примерные итоговые контрольные работы по музыке (Программа «Музыка» Е.Д.Критская)



Тест №1 за 1полугодие



1.Музыка - это:

а) Вид искусства.



б) Жанр изобразительного искусства. в) Художественное произведение.

2.Жанр балета сочетает в себе такие виды искусства, как:



а) Музыка, изобразительное искусство, мозаика. б) Кино, литература, музыка.



в) Хореография, музыка, изобразительное искусство, литература.



3.Музыкальные жанры - это:

а) Симфония, опера, балет, песня.



б) Романс, кантата, портрет, вокализ. в) Песня, соната, живопись, симфония.

4.Инструментальная музыка - это:

а) Музыка, исполняемая голосом.



б) Музыка, исполняемая на различных музыкальных инструментах. в) Музыка, исполняемая голосом без слов.



5.Жанры вокальной музыки:



а) Песня, романс, симфония. б) Кантата, опера, балет.

в) Вокализ, песня, опера, кантата.



6."Вокализ" написал русский композитор:

а) М.И.Глинка.



б) С.В.Рахманинов. в) П.И.Чайковский.

7.Русские композиторы - это:



а) Г.Свиридов, С.В.Рахманинов, М.И.Глинка. б) Ф.Шопен, А.Даргомыжский, М.И.Глинка.

в) Ф.Шуберт, М.Балакирев, П.И.Чайковский.



8.Кантата - это:



а) Музыка, исполняемая женским хором. б) Музыка, исполняемая голосом без слов.

в) Крупное, многочастное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра.











Тест №2 за 2полугодие



  1. Балет - это… а) музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют;



б) музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют; в) музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют и танцуют.



  1. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют - это…

а) опера;



б) балет; в) кантата.



  1. «Руслан и Людмила» - это…



а) опера; б) балет; в) мюзикл.



  1. Опера «Садко» написал…

а) Н.А. Римский-Корсаков;



б) К. Хачатурян; в) М.И.Глинка.



  1. М.И.Глинка …



а) русский композитор, основоположник русской музыки; б) норвежский композитор;



в) один из русских композиторов содружества любителей музыки «Могучая кучка».



6. Массовая сцена в балете - это…



а) хор; б) кордебалет;



в) Балетная вариация.



7. Сольная сцена в опере - это…



а) ария;

б) балетная вариация;

в) хор.

</



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал