7


  • Учителю
  • Системный подход и реализациия ФГОС по предмету Музыка - 6 класс

Системный подход и реализациия ФГОС по предмету Музыка - 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 173

с углубленным изучением отдельных предметов





«Согласовано»

с учебной частью

зам. директора по УВР

___________

Стрелкова О. Н.

от « » _______2013 г.







«Рассмотрена» и «принята»

школьным методическим

объединением учителей

начальных классов

Протокол №1

от « » _______2013 г.

.

.



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 173

_________ О.А.Докукина

« » _____________2013г.











Рабочая программа

по музыке 5-7классы

(основное общее образование, базовый уровень)

на 2013-2014 учебный год





Рабочую программу разработала учитель музыки Михеева Е.О.,

на основе учебной программы музыка начальная школа авторов:В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, Т.И.Науменко «Просвещение»2011г.











































г. Нижний Новгород

2013 год





Пояснительная записка





Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.

Программа включает четыре раздела:

• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

• «Содержание учебного предмета, курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

• «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета «Музыка» в современной школе.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.



Актуальность изучение данного курса «Музыки» знакомит с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна и др.; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.



Задачи изучения курса



  1. о знакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.);

  2. выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;

  3. высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;

  4. создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;

  5. изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

  6. использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;

  7. поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;

  8. приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.

Специфика курса музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность - главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.



Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме.





Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1.В.В. Алеев, Т.Н.Кичак,Т.И.Науменко «Музыка»: Учебник для учащихся 5-7 классов начальной школы - М.: Просвещение, 2009

2.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5-7 кл.: М.: Просвещение, 2011;

1.Пособие для учителя /Сост. В.В. Алеев, Т.Н.Кичак,Т.И.Науменко М.: Просвещение, 2004;

3.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5-7 классов mp3,М., Просвещение, 2009 г.

Составитель: Михеева Е.О.



Цели курса



развитиемузыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.







Общая характеристика учебного предмета





Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

2.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

3.развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

4.освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

5.овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целомпознавательному развитию школьников.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». В них включаются разделы: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.





Место курса «Музыки» в учебном плане



Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов 1ч. в неделю.

Предмет «Музыка» изучается в 5-7классах в объёме не менее 102 часов .



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета



Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

  • в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

  • в формировании основ художественного мышления;

  • в ориентации на успешную социализацию растущегочеловека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.



Содержание курса



5 КЛАСС(34ч)

Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

Музыка рассказывает обо всем.

Древний союз

Истоки.

Искусство открывает мир.

Искусства различны, тема едина.

Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Слово и музыка

Два великих начала искусства.

«Стань музыкою, слово!»

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Песня

Песня - верный спутник человека.

Мир русской песни.

Песни народов мира.

Романс

Романса трепетные звуки.

Мир человеческих чувств.

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

Что может изображать хоровая музыка.

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки.

Из чего состоит опера.

Балет

Единство музыки и танца.

«Русские сезоны в Париже».

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова.

Музыкальные сюжеты в литературе.

Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Образы живописи в музыке

Живописность искусства.

«Музыка - сестра живописи»

Музыкальный портрет

Может ли музыка выразить характер человека?

Пейзаж в музыке

Образы природы в творчестве музыкантов.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-

импрессионистов.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Сказочные герои в музыке.

Тема богатырей в музыке.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

Подводим итоги.



6 КЛАСС (34 ч)

Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?

Музыка души.

«Тысяча миров» музыки

Наш вечный спутник.

Искусство и фантазия.

Искусство - память человечества.

В чем сила музыки.

Волшебная сила музыки.

Волшебная сила музыки.

Музыка объединяет людей.

Как создается музыкальное произведение

Единство музыкального произведения.

Ритм

«Вначале был ритм».

О чем рассказывает музыкальный ритм.

Диалог метра и ритма.

От адажио к престо.

Мелодия

«Мелодия-душа музыки».

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

Мелодия «угадывает» нас самих.

Гармония

Что такое гармония в музыке.

Два начала гармонии.

Как могут проявляться выразительные возможности гар-

монии.

Красочность музыкальной гармонии.

Полифония

Мир образов полифонической музыки.

Философия фуги.

Фактура

Какой бывает музыкальная фактура.

Пространство фактуры.

Тембры

Тембры - музыкальные краски.

Соло и тутти.

Динамика

Громкость и тишина в музыке.

Тонкая палитра оттенков.

Чудесная тайна музыки

По законам красоты.

Подводим итоги (обсуждение с учителем).



7 КЛАСС (34 ч)

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

О единстве содержания и формы в художественном произ-

ведении.

Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

Музыку трудно объяснить словами.

В чем состоит сущность музыкального содержания.

Каким бывает музыкальное содержание

Музыка, которую можно объяснить словами.

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».

Когда музыка не нуждается в словах.

Музыкальный образ

Лирические образы в музыке.

Драматические образы в музыке.

Эпические образы в музыке.

О чем «рассказывает» музыкальный жанр

«Память жанра».

Такие разные песни, танцы, марши.

Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.

Что такое музыкальная форма

«Художественная форма - это ставшее зримым содержа-

ние».

Виды музыкальных форм

Почему музыкальные формы бывают большими и ма-

лыми.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

О роли повторов в музыкальной форме.

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»:

двухчастная форма.

«Ночная серенада» Пушкина - Глинки: трехчастная

форма.

Многомерность образа: форма рондо.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской»

симфонии Д. Шостаковича: вариации.

Музыкальная драматургия

О связи музыкальной формы и музыкальной драма-

тургии.

Музыкальный порыв.

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь

Игорь».

Развитие музыкальных тем в симфонической драма-

тургии.

Формула красоты.



Формы контроля уровня обученности

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- хоровое пение;

- индивидуальное пение.

Требования к уровню подготовки учащихся

понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности.











Цифровые образовательные ресурсы





1.Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы.- М.: Дрофа.2009.

2.Учебник: Науменко Т.И., Алеев В.В. 7 класс - М.: Дрофа. 2009.

3.Дневник музыкальных размышлений. Науменко Т.И., Алеев В.В. 7 класс - М.: Дрофа. 2009.

4. Фонохрестоматия. Музыка. Науменко Т.И., Алеев В.В. 7 класс - М.: Дрофа. 2002.



Печатные пособия

1.Атласы музыкальных инструментов.

2.Портреты композиторов.

3.Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

4.Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:



1.Карточки с признаками характера звучания.

2.Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

3.Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства



1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

3.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

4.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».





























5 класс «Музыка» Тематическое планирование.

О чем рассказывает музыка 34







п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополни­тельного содержания

Домашнее задание

Дата





































план

факт

1

2

3

4

5 ,

6

7

8

9

10

11

1

Музыка рассказывает обо всем древний союз

1111



1111

Вводный

Что стало бы с музы­кой, если бы не было литературы? Во все времена музы­ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите­ратуры

Знать:

- что роднит музыку

с литературой;

- о том, что литература

дает жизнь огромной

области музыкального

искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение

'

Закрепление полученных знаний





2-4

Истоки. Искусство открывает мир



3

Расширение и углубление знаний

Песня - самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Романс - лирическое стихотворение, поло­женное на музыку

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные

жанры русских народ­

ных песен;

-определять значение

песни в жизни общества;

-отличать романс от

песни, роль сопровож­

дения в исполнении ро­

манса и песни

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивские, игровые, частые, об­рядовые

Творческая тетрадь, запись на­званий из­вестных на­родных пе­сен, люби­мых в семье





5 6

Два великих начала искусства стань музыкою слово



2

Сообщение и усвоение новых знаний



Связи музыки с лите­ратурой: произведения программной инстру­ментальной музыки и вокальные сочине­ния, созданные на ос­ван различных лите­ратурных источников

Знать понятие про­граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело­дию, ритм, темп, дина­мику, лад

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение



Рисунок героя из на­родной сказ­ки «Кикимо­ра», запом­нившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в вос­точном стиле





7

Музыка дружит не только с поэзией песня

1

Расширение и углубление знаний



Вокальная и инстру­ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра­зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

Знать понятия: вокаль­ная, инструментальная музыка.

Уметь называть основ­ные жанры вокальной и инструментальной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение



Закрепить

полученные

знания







8-9

Песня- верный спутник человек слово и музыка песня

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Широкое отражение народной песни в рус­ской профессиональ­ной музыке. Связи между композитор­ским и народным му­зыкальным искус­ством - - - -2 четверть 7 часов

Знать основные черты и характеристики автор­ского и народного му­зыкального творчества. Уметь определять свя­зи между композитор­ским и народным музы­кальным искусством

Устный и письмен­ный контроль (за­полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин­струментах). Хо­ровое пение

Использо­вание на­родных пе­сен в творче­стве компо­зиторов

Закрепить

полученные

знания





10

Мир русской песни…»

1

Расширение и углубление знаний

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

Знать значение коло­кольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родст­венные средства выра­зительности музыки и живописи

Интонационно-образный анализ музыкального и художественно­го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия















Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор про­изведений, близких по настрое­нию музыке и картинам





11

Песни народов мира романс

1

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писате­лей и поэтов; нацио­нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свири­дов) и западноевро­пейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози­торов

Знать:

-что благодаря музыке

появились многие про­

изведения литературы;

-основные события

из жизни и творчества

композиторов

Хоровое пение. Беседа. ванации­онно-образное со­поставление музы­ки и литературных произведений



Чтение в творческой тетради сказ­ки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»





12-13

Романсы трепетные звуки мир человеческих чувств хоровая музыка

2

Расширение и углубление знаний

Сказка в музыке и литературе.

Н.Римский -Корсаков "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане";

Э.Григ "В пещере горного короля"; Чтение "У Лукоморья" А.С.Пушкин; Фрагменты из "Сказки о царе Салтане".





Знания: о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;



Ю.Чичков "Волшебный цветок";

"Дорогою добра" - вокально - хоровая работа.

Ученический проект





Иллюстрации к музыкальным произведениям





14

Народная хоровая музыка хоровая музыка в храме

1

Расширение и углубление знаний

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драма­тического и изобрази­тельного) в опере. В основе оперы - ли­тературное произве­дение

Знать:

-историю развития

оперного искусства;

-понятия: опера, либ­

ретто, увертюра, речи­

татив, хор, ансамбль,

сцена из оперы.

Уметь приводить при­

меры к понятиям

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль

Творческая тетрадь,

Творческая тетрадь,

Иллюстративный материал





15



«что может изображать хоровая музыка»

1

Расширение

и углубление знаний

Опера . Римского-Корсакова «Садко» - - - - - 3 четвернть

















































































































































































3

Знать сюжет (ливрет

то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной вырази­тельности - - - 3-3

Интонационно-образный анализ

фрагментов из оперы









16

Что может изображать хоровая музыка

1

Расширение и углубление знаний

История развития ба­летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале­та - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Знать:

- историю развития ба­

летного искусства;

- понятия: балет, солист-

танцор, кордебалет.

Уметь анализировать

составляющие средства

музыкальной вырази­тельности

Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из ба­лета ■



Творческая

тетрадь,



Проект





17

Опе ра самый законченный жанр в вокальной музыке

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетиче­ских видах искусства: в театре, кино, на те­левидении

Уметь определять зна­чение литературы и му­зыки в синтетических видах искусства

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме за­нятия



Проект





18

Из чего состоит опера и балет

1

Расширение и углубление знаний

Расширение представ­лений о жанре мюзик­ла. История возникно­вения жанра. Основ­ные его отличия от оперы (театр «легко­го» стиля). Наиболее известные мюзиклы

Знать:

- историю возникнове­

ния мюзикла;

- чем мюзикл отличает­

ся от оперы.

Уметь называть наибо­лее известные мюзиклы и их композиторов

Хоровое пение. Слушание музыки.

Защита проектов









19

Единства музыки и танца

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь - единый ис­точник всех художест­венных произведений. Связь музыки и изо­бразительного искус­ства. Живописная му­зыка и музыкальная живопись. Общее в средствах вырази­тельности музыки и изобразительного искусства

Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение





Закрепить

полученные

знания





20

Русские сезоны в париже музыка звучит в литературех

1

Расширение и углубление знаний

Отношение компози­торов и художников к родной природе, ду­ховным образам древ­нерусского и западно­европейского искус­ства

Знать, в чем выражает­ся общность языка раз­личных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художествен­ных и музыкальных об­разах

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль



Творческая тетрадь,





21

«музыкальность слова

1

Расширение и углубление знаний

Более глубокое изуче­ние кантаты С. Про­кофьева «Александр Невский»: сопостав­ление героических об­разов музыки с обра­зами изобразительного искусства

Уметь:

-выявлять общие чер­

ты в художественных

и музыкальных образах;

-определять на слух

основные части кантаты

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль



Творческая тетрадь





22-23

Музыкальные сюжеты в литературе музыка и живописьа

1

Расширение

и углубление

знаний

Общность музыки

и живописи. Вырази­тельные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услы­шать живопись? Мо­жем ли мы увидеть музыку?

Выявлять общее и вы­разительных возможно­стях музыки и живописи; - анализировать состав­ляющие средств выра­зительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Слушание музыки. Рассматривание

картин. Интонации­онно-образный анализ музыкаль­ных и художест­венных произве­дений



Творческая

тетрадь,





24

Музыка-сестра живописи

1

Расширение и углубление знаний

В основе профессио­нальной музыки ле­жат народные истоки (на примере произве­дений СВ. Рахмани­нова и В. Г. Кикты)

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль



Творческая

тетрадь,





25

Может ли музыка выразить характер человекае

1

Расширение и углубление знаний

Выразительные воз­можности скрипки, ее создатели и испол­нители. Музыка и жи­вопись. Портрет Н. Па­ганини в музыке и изобразительном искусстве

Знать об истории соз­дания скрипки, ее мас­терах-изготовителях и исполнителях. Уметь:

-сопоставлять скри­

пичную музыку с живо­

писью;

-анализировать, срав­

нивать произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение



Творческая тетрадь,





26

Пейзаж в музыке



1

Расширение и углубление знаний

Симфонический ор­кестр. Значение дири­жера в исполнении симфонической музы­ки оркестром. Группы инструментов оркест­ра, их выразительная роль. Известные ди­рижеры мира

Знать:

-понятия: оркестр, ди­

рижер;

-состав групп инстру­

ментов народного оркестра.

Уметь называть имена

известных дирижеров

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный кон­троль (карточки)



Творческая тетрадь, . Поиск клю­чевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)





27

Пейзаж в музыкее

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество Людвига ва Бетхове­на. Образный строй Симфонии № 5. Твор­ческий процесс сочи­нения музыки компо­зитором 4 четверть

Уметь:

-делать предположе­ния о том, что предсто­ит услышать (образный строй);

- проводить интонации­онно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль



Творческая тетрадь,





28

Музыкальная живопись сказок и былин волшебная

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитекту­ры, музыки, изобрази­тельного искусства. Архитектура - застыв­шая музыка

Знать:

-отличия католической

и православной музы­

кальной культуры;

-понятие а капелла.

Уметь сопоставлять му­

зыку и памятники архи­

тектуры

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение



Закрепить

полученные

знания





29

Сказочные герои в музыке

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знаком­ства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инст­румент Баха - орган

Знать:

-понятия: орган, поли­

фония, фуга;

-основные события

из жизни и творчества

И. С. Баха

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение



Закрепить

полученные

знания





30

Тема богатырей в музыке музыка в произведениях изобразительного искусства

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с творче­ством литовского ху­дожника и композито­ра М. К. Чюрлениса. Расширение представ­лений о взаимосвязи и взаимодействии му­зыки, изобразительно­го искусства и литера­туры

Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель-ного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (ре­продукций картин)



Закрепить

полученные

знания

Проект





31

Хорошая живопись -это музыка это мелодияи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Особенности импрес­сионизма как художе­ственного стиля, взаи­модействие и взаимо­обусловленность в му­зыке и живописи

Знать понятия: импрес­сионизм, интерпрета­ция, джаз

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение





Закрепить

полученные

знания

Проект





32

«хорошая музыка-это музыка это мелодия

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Тема защиты Родины в произведениях раз­личных видов искус­ства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Знать понятие реквием. Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение



Творческая тетрадь,

Работа над проектом





33

«музыка и другие виды искусства

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир произ­ведений С. С. Прокофь­ева и М. П. Мусорг­ского. Своеобразие их творчества

Знать понятие интер­претация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выра­зительности музыки и изобразительного ис­кусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Защита проектов



Закрепить

полученные

знания





34

Музыка и другие виды искусства

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт

Обобщение представ­лений о взаимодейст­вии музыки, литера­туры и изобразитель­ного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных компо­зиторов

Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие

черты в средствах

выра­зительности этих

трех искусств

Слушание музыки,

- Хоровое пение,

Устный контроль









35

Урок-концерт

1

Повторение и обобщение полученных знаний



















6 класс «Музыка» Тематическое планирование.

О чем рассказывает музыка 341

музыка души

1111



1111

Вводный

Что стало бы с музы­кой, если бы не было литературы? Во все времена музы­ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите­ратуры

Знать:

- что роднит музыку

с литературой;

- о том, что литература

дает жизнь огромной

области музыкального

искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение

'

Закрепление полученных знаний





2-4

Наш вечный спутник искусство и фантазии



3

Расширение и углубление знаний

Песня - самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Романс - лирическое стихотворение, поло­женное на музыку

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные

жанры русских народ­

ных песен;

-определять значение

песни в жизни общества;

-отличать романс от

песни, роль сопровож­

дения в исполнении ро­

манса и песни

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивские, игровые, частые, об­рядовые

Творческая тетрадь, запись на­званий из­вестных на­родных пе­сен, люби­мых в семье





5 6

Какой бывает музыка волшебная сила музыки



2

Сообщение и усвоение новых знаний



Связи музыки с лите­ратурой: произведения программной инстру­ментальной музыки и вокальные сочине­ния, созданные на ос­ван различных лите­ратурных источников

Знать понятие про­граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело­дию, ритм, темп, дина­мику, лад

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение



Рисунок героя из на­родной сказ­ки «Кикимо­ра», запом­нившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в вос­точном стиле





7

Музыка объединяет людей

1

Расширение и углубление знаний



Вокальная и инстру­ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра­зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

Знать понятия: вокаль­ная, инструментальная музыка.

Уметь называть основ­ные жанры вокальной и инструментальной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение



Закрепить

полученные

знания







8-9

Музыка объединяет людей тысячи миров музыки

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Широкое отражение народной песни в рус­ской профессиональ­ной музыке. Связи между композитор­ским и народным му­зыкальным искус­ством - - - -2 четверть 7 часов

Знать основные черты и характеристики автор­ского и народного му­зыкального творчества. Уметь определять свя­зи между композитор­ским и народным музы­кальным искусством

Устный и письмен­ный контроль (за­полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин­струментах). Хо­ровое пение

Использо­вание на­родных пе­сен в творче­стве компо­зиторов

Закрепить

полученные

знания





10

Единство музыкального произведения

1

Расширение и углубление знаний

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

Знать значение коло­кольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родст­венные средства выра­зительности музыки и живописи

Интонационно-образный анализ музыкального и художественно­го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия















Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор про­изведений, близких по настрое­нию музыке и картинам





11

Вначале был ритм

1

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писате­лей и поэтов; нацио­нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свири­дов) и западноевро­пейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози­торов

Знать:

-что благодаря музыке

появились многие про­

изведения литературы;

-основные события

из жизни и творчества

композиторов

Хоровое пение. Беседа. ванации­онно-образное со­поставление музы­ки и литературных произведений



Чтение в творческой тетради сказ­ки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»





12-13

О чем рассказывает музыкальный ритм

2

Расширение и углубление знаний

Сказка в музыке и литературе.

Н.Римский -Корсаков "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане";

Э.Григ "В пещере горного короля"; Чтение "У Лукоморья" А.С.Пушкин; Фрагменты из "Сказки о царе Салтане".





Знания: о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;



Ю.Чичков "Волшебный цветок";

"Дорогою добра" - вокально - хоровая работа.

Ученический проект





Иллюстрации к музыкальным произведениям





14

Диалог метра и ритма

1

Расширение и углубление знаний

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драма­тического и изобрази­тельного) в опере. В основе оперы - ли­тературное произве­дение

Знать:

-историю развития

оперного искусства;

-понятия: опера, либ­

ретто, увертюра, речи­

татив, хор, ансамбль,

сцена из оперы.

Уметь приводить при­

меры к понятиям

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль

Творческая тетрадь,

Творческая тетрадь,

Иллюстративный материал





15



От адажио к престо

11111

Расширение

и углубление знаний

Опера . Римского-Корсакова «Садко» - - - - - 3 четвернть

















































































































































































3

Знать сюжет (ливрет

то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной вырази­тельности - - - 3-3

Интонационно-образный анализ

фрагментов из оперы









16

От адажио к престо

11

Расширение и углубление знаний

История развития ба­летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале­та - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» - - 3 четверт



Знать:

- историю развития ба­

летного искусства;

- понятия: балет, солист-

танцор, кордебалет.

Уметь анализировать

составляющие средства

музыкальной вырази­тельности

Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из ба­лета ■



Творческая

тетрадь,



Проект





17

Мелодия-душа музыки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетиче­ских видах искусства: в театре, кино, на те­левидении

Уметь определять зна­чение литературы и му­зыки в синтетических видах искусства

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме за­нятия



Проект





18

Мелодией звучит одна печаль и радость

1

Расширение и углубление знаний

Расширение представ­лений о жанре мюзик­ла. История возникно­вения жанра. Основ­ные его отличия от оперы (театр «легко­го» стиля). Наиболее известные мюзиклы

Знать:

- историю возникнове­

ния мюзикла;

- чем мюзикл отличает­

ся от оперы.

Уметь называть наибо­лее известные мюзиклы и их композиторов

Хоровое пение. Слушание музыки.

Защита проектов





























19

Мелодия угадывает нас самих

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь - единый ис­точник всех художест­венных произведений. Связь музыки и изо­бразительного искус­ства. Живописная му­зыка и музыкальная живопись. Общее в средствах вырази­тельности музыки и изобразительного искусства

Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение





Закрепить

полученные

знания





20

Гармония и что таеое гармония

1

Расширение и углубление знаний

Отношение компози­торов и художников к родной природе, ду­ховным образам древ­нерусского и западно­европейского искус­ства

Знать, в чем выражает­ся общность языка раз­личных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художествен­ных и музыкальных об­разах

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль



Творческая тетрадь,





21

Два начала гармонии

1

Расширение и углубление знаний

Более глубокое изуче­ние кантаты С. Про­кофьева «Александр Невский»: сопостав­ление героических об­разов музыки с обра­зами изобразительного искусства

Уметь:

-выявлять общие чер­

ты в художественных

и музыкальных образах;

-определять на слух

основные части кантаты

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль



Творческая тетрадь





22-23

Змоциональный мир музыкальной гармонии красочность музыкальной гармонии

1

Расширение

и углубление

знаний

Общность музыки

и живописи. Вырази­тельные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услы­шать живопись? Мо­жем ли мы увидеть музыку?

Выявлять общее и вы­разительных возможно­стях музыки и живописи; - анализировать состав­ляющие средств выра­зительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Слушание музыки. Рассматривание

картин. Интонации­онно-образный анализ музыкаль­ных и художест­венных произве­дений



Творческая

тетрадь,



























24

Полифони мир образов полифонической музыки

1

Расширение и углубление знаний

В основе профессио­нальной музыки ле­жат народные истоки (на примере произве­дений СВ. Рахмани­нова и В. Г. Кикты)

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль



Творческая

тетрадь,





25

Философия фуги

1

Расширение и углубление знаний

Выразительные воз­можности скрипки, ее создатели и испол­нители. Музыка и жи­вопись. Портрет Н. Па­ганини в музыке и изобразительном искусстве

Знать об истории соз­дания скрипки, ее мас­терах-изготовителях и исполнителях. Уметь:

-сопоставлять скри­

пичную музыку с живо­

писью;

-анализировать, срав­

нивать произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение



Творческая тетрадь,





26

Фактура какой бывает музыкальная фактура



1

Расширение и углубление знаний

Симфонический ор­кестр. Значение дири­жера в исполнении симфонической музы­ки оркестром. Группы инструментов оркест­ра, их выразительная роль. Известные ди­рижеры мира

Знать:

-понятия: оркестр, ди­

рижер;

-состав групп инстру­

ментов народного оркестра.

Уметь называть имена

известных дирижеров

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный кон­троль (карточки)



Творческая тетрадь, . Поиск клю­чевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)





27

Пространство фактуры

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество Людвига ва Бетхове­на. Образный строй Симфонии № 5. Твор­ческий процесс сочи­нения музыки компо­зитором 4 четверть

Уметь:

-делать предположе­ния о том, что предсто­ит услышать (образный строй);

- проводить интонации­онно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль



Творческая тетрадь,





28

Тембры тембры-музыкальные краски

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитекту­ры, музыки, изобрази­тельного искусства. Архитектура - застыв­шая музыка

Знать:

-отличия католической

и православной музы­

кальной культуры;

-понятие а капелла.

Уметь сопоставлять му­

зыку и памятники архи­

тектуры

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение



Закрепить

полученные

знания





29

соло и тутти

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знаком­ства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инст­румент Баха - орган

Знать:

-понятия: орган, поли­

фония, фуга;

-основные события

из жизни и творчества

И. С. Баха

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение



Закрепить

полученные

знания





30

Динамика громкость и тишина в музыке

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с творче­ством литовского ху­дожника и композито­ра М. К. Чюрлениса. Расширение представ­лений о взаимосвязи и взаимодействии му­зыки, изобразительно­го искусства и литера­туры

Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель-ного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (ре­продукций картин)



Закрепить

полученные

знания

Проект





31

Тонкая а палитра оттенков чудесная тайна музыки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Особенности импрес­сионизма как художе­ственного стиля, взаи­модействие и взаимо­обусловленность в му­зыке и живописи

Знать понятия: импрес­сионизм, интерпрета­ция, джаз

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение





Закрепить

полученные

знания

Проект





32

По законам красоты

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Тема защиты Родины в произведениях раз­личных видов искус­ства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Знать понятие реквием. Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение



Творческая тетрадь,

Работа над проектом





33

По законам красоты

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир произ­ведений С. С. Прокофь­ева и М. П. Мусорг­ского. Своеобразие их творчества

Знать понятие интер­претация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выра­зительности музыки и изобразительного ис­кусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Защита проектов



Закрепить

полученные

знания





34

Заключительный в чем сила музыки

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт

Обобщение представ­лений о взаимодейст­вии музыки, литера­туры и изобразитель­ного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных компо­зиторов

Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие

черты в средствах

выра­зительности этих

трех искусств

Слушание музыки,

- Хоровое пение,

Устный контроль











7класс «Музыка» Тематическое планирование.

О чем рассказывает музыка 34





1

Магическая единственность

1

Вводный

Что стало бы с музы­кой, если бы не было литературы? Во все времена музы­ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите­ратуры

Знать:

- что роднит музыку

с литературой;

- о том, что литература

дает жизнь огромной

области музыкального

искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение

'жанры вокальной музыки

Закрепление полученных знаний





2-4

Содержание в музыке что такое музыкальное содержание



3

Расширение и углубление знаний

Песня - самый рас­пространенный жанр музыкально-литера­турного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи­ли песню?

Романс - лирическое стихотворение, поло­женное на музыку

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:

-называть основные

жанры русских народ­

ных песен;

-определять значение

песни в жизни общества;

-отличать романс от

песни, роль сопровож­

дения в исполнении ро­

манса и песни

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Жанры народных пе­сен: исто­рические, лирические, служивские, игровые, частые, об­рядовые

Творческая тетрадь, запись на­званий из­вестных на­родных пе­сен, люби­мых в семье





5 6

Каким бывает музыкальное содержание музыка которую можно объяснить словами



2

Сообщение и усвоение новых знаний



Связи музыки с лите­ратурой: произведения программной инстру­ментальной музыки и вокальные сочине­ния, созданные на ос­ван различных лите­ратурных источников

Знать понятие про­граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело­дию, ритм, темп, дина­мику, лад

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение

Жанры хороводно- обрядовых песен

Рисунок героя из на­родной сказ­ки «Кикимо­ра», запом­нившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в вос­точном стиле





7

Восточная тема н римского корсакова шахерезада

1

Расширение и углубление знаний



Вокальная и инстру­ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра­зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

Знать понятия: вокаль­ная, инструментальная музыка.

Уметь называть основ­ные жанры вокальной и инструментальной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение



Закрепить

полученные

знания







8-9

Когда мзыка не нуждается в словах содержание в музыкеу

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Широкое отражение народной песни в рус­ской профессиональ­ной музыке. Связи между композитор­ским и народным му­зыкальным искус­ством - - - -2 четверть 7 часов ммузыкальный образ

Знать основные черты и характеристики автор­ского и народного му­зыкального творчества. Уметь определять свя­зи между композитор­ским и народным музы­кальным искусством

Устный и письмен­ный контроль (за­полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин­струментах). Хо­ровое пение

Использо­вание на­родных пе­сен в творче­стве компо­зиторов

Закрепить

полученные

знания





10

Музыкальный образ лиричкский образ в музыке

1

Расширение и углубление знаний

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

Знать значение коло­кольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родст­венные средства выра­зительности музыки и живописи

Интонационно-образный анализ музыкального и художественно­го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия





Все жанры народных песен









Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор про­изведений, близких по настрое­нию музыке и картинам





11

Драматические образы в музыке

1

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писате­лей и поэтов; нацио­нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свири­дов) и западноевро­пейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози­торов

Знать:

-что благодаря музыке

появились многие про­

изведения литературы;

-основные события

из жизни и творчества

композиторов

Хоровое пение. Беседа. ванации­онно-образное со­поставление музы­ки и литературных произведений

Использование песен в литературных произведениях

Чтение в творческой тетради сказ­ки Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»





12-13

Разнообразные образы в музыке о чем рассказывает музыкальный жанр память жанра

2

Расширение и углубление знаний

Сказка в музыке и литературе.

Н.Римский -Корсаков "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане";

Э.Григ "В пещере горного короля"; Чтение "У Лукоморья" А.С.Пушкин; Фрагменты из "Сказки о царе Салтане".





Знания: о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;



Ю.Чичков "Волшебный цветок";

"Дорогою добра" - вокально - хоровая работа.

Ученический проект





Иллюстрации к музыкальным произведениям





14

Такие разные песни танцы и марши

1

Расширение и углубление знаний

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драма­тического и изобрази­тельного) в опере. В основе оперы - ли­тературное произве­дение

Знать:

-историю развития

оперного искусства;

-понятия: опера, либ­

ретто, увертюра, речи­

татив, хор, ансамбль,

сцена из оперы.

Уметь приводить при­

меры к понятиям

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль

Творческая тетрадь,

Творческая тетрадь,

Иллюстративный материал





15



Такие разные песни танцы и марши

1

Расширение

и углубление знаний

Опера . Римского-Корсакова «Садко» - - - - - 3 четвернть

















































































































































































3

Знать сюжет (ливрет

то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной вырази­тельности - - - 3-3

Интонационно-образный анализ

фрагментов из оперы









16

Такие разные песни танцы и марши

1

Расширение и углубление знаний

История развития ба­летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале­та - литературное произведение. Балет П. И. Ч айковского «Щелкунчик» - 3 четверть

Знать:

- историю развития ба­

летного искусства;

- понятия: балет, солист-

танцор, кордебалет.

Уметь анализировать

составляющие средства

музыкальной вырази­тельности

Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из ба­лета ■



Творческая

тетрадь,



Проект





17

Сюжет и герои музыкального произведения

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетиче­ских видах искусства: в театре, кино, на те­левидении

Уметь определять зна­чение литературы и му­зыки в синтетических видах искусства

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме за­нятия



Проект





18

Художественная форма-это ставшее зримым содержание

1

Расширение и углубление знаний

Расширение представ­лений о жанре мюзик­ла. История возникно­вения жанра. Основ­ные его отличия от оперы (театр «легко­го» стиля). Наиболее известные мюзиклы

Знать:

- историю возникнове­

ния мюзикла;

- чем мюзикл отличает­

ся от оперы.

Уметь называть наибо­лее известные мюзиклы и их композиторов

Хоровое пение. Слушание музыки.

Защита проектов





























19

От целого к деталям

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь - единый ис­точник всех художест­венных произведений. Связь музыки и изо­бразительного искус­ства. Живописная му­зыка и музыкальная живопись. Общее в средствах вырази­тельности музыки и изобразительного искусства

Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель­ного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение





Закрепить

полученные

знания





20

Музыкальная композиции какой бывает музыкальная композиция

1

Расширение и углубление знаний

Отношение компози­торов и художников к родной природе, ду­ховным образам древ­нерусского и западно­европейского искус­ства

Знать, в чем выражает­ся общность языка раз­личных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художествен­ных и музыкальных об­разах

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль



Творческая тетрадь,





21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах

1

Расширение и углубление знаний

Более глубокое изуче­ние кантаты С. Про­кофьева «Александр Невский»: сопостав­ление героических об­разов музыки с обра­зами изобразительного искусства

Уметь:

-выявлять общие чер­

ты в художественных

и музыкальных образах;

-определять на слух

основные части кантаты

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и ху­дожественных про­изведений. Устный контроль



Творческая тетрадь





22-23

Вкнецианская ночь глинка ночная серенада пушкина-глинка 3

2

Расширение

и углубление

знаний

Общность музыки

и живописи. Вырази­тельные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услы­шать живопись? Мо­жем ли мы увидеть музыку?

Выявлять общее и вы­разительных возможно­стях музыки и живописи; - анализировать состав­ляющие средств выра­зительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Слушание музыки. Рассматривание

картин. Интонации­онно-образный анализ музыкаль­ных и художест­венных произве­дений



Творческая

тетрадь,





24

Многомерность образа форма рондо

1

Расширение и углубление знаний

В основе профессио­нальной музыки ле­жат народные истоки (на примере произве­дений СВ. Рахмани­нова и В. Г. Кикты)

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль



Творческая

тетрадь,





25

Многомерностиь образа- форма рондо

1

Расширение и углубление знаний

Выразительные воз­можности скрипки, ее создатели и испол­нители. Музыка и жи­вопись. Портрет Н. Па­ганини в музыке и изобразительном искусстве

Знать об истории соз­дания скрипки, ее мас­терах-изготовителях и исполнителях. Уметь:

-сопоставлять скри­

пичную музыку с живо­

писью;

-анализировать, срав­

нивать произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение



Творческая тетрадь,





26

Образ великой отечественной войны в ленинградской симфонии шостаковича



1

Расширение и углубление знаний

Симфонический ор­кестр. Значение дири­жера в исполнении симфонической музы­ки оркестром. Группы инструментов оркест­ра, их выразительная роль. Известные ди­рижеры мира

Знать:

-понятия: оркестр, ди­

рижер;

-состав групп инстру­

ментов народного оркестра.

Уметь называть имена

известных дирижеров

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный кон­троль (карточки)



Творческая тетрадь, . Поиск клю­чевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)





27

Музыкальные композиции

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество Людвига ва Бетхове­на. Образный строй Симфонии № 5. Твор­ческий процесс сочи­нения музыки компо­зитором 4 четверть музыкальная драмматургия

Уметь:

-делать предположе­ния о том, что предсто­ит услышать (образный строй);

- проводить интонации­онно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль



Творческая тетрадь,





28

Музыка в развитии

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитекту­ры, музыки, изобрази­тельного искусства. Архитектура - застыв­шая музыка

Знать:

-отличия католической

и православной музы­

кальной культуры;

-понятие а капелла.

Уметь сопоставлять му­

зыку и памятники архи­

тектуры

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение



Закрепить

полученные

знания





29

Музыкальный порыв

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знаком­ства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инст­румент Баха - орган

Знать:

-понятия: орган, поли­

фония, фуга;

-основные события

из жизни и творчества

И. С. Баха

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение



Закрепить

полученные

знания





30

Движение образов и персонажей в оперной драмматургии

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с творче­ством литовского ху­дожника и композито­ра М. К. Чюрлениса. Расширение представ­лений о взаимосвязи и взаимодействии му­зыки, изобразительно­го искусства и литера­туры

Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразитель-ного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (ре­продукций картин)



Закрепить

полученные

знания

Проект





31

Диалог в искусстве слово о полку игореве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Особенности импрес­сионизма как художе­ственного стиля, взаи­модействие и взаимо­обусловленность в му­зыке и живописи

Знать понятия: импрес­сионизм, интерпрета­ция, джаз

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение





Закрепить

полученные

знания

Проект





32

Диалог в искусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Тема защиты Родины в произведениях раз­личных видов искус­ства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Знать понятие реквием. Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение



Творческая тетрадь,

Работа над проектом





33

Музыка и темы в симфонической драмматургии

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир произ­ведений С. С. Прокофь­ева и М. П. Мусорг­ского. Своеобразие их творчества

Знать понятие интер­претация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выра­зительности музыки и изобразительного ис­кусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Защита проектов



Закрепить

полученные

знания





34

Раскрытие тем в симфонической драматургии

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт

Обобщение представ­лений о взаимодейст­вии музыки, литера­туры и изобразитель­ного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных компо­зиторов

Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие

черты в средствах

выра­зительности этих

трех искусств

Слушание музыки,

- Хоровое пение,

Устный контроль















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал