7


  • Учителю
  • Открытый урок Работа над полифоническими произведениями

Открытый урок Работа над полифоническими произведениями

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Абдуллина Галия Мунировна

Преподаватель фортепиано

МБОУ ДОД «Актюбинская ДШИ»

Открытый урок «Работа над полифоническими пьесами на примере двухголосной инвенции си минор И. Баха» с учащейся 5 класса Закарян Яной

План-конспект.

Тема урока: работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией на примере методико-исполнительского анализа двухголосной инвенции си минор И.С. Баха.

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминации, устойчивость темпа.

Воспитательные: развитие культуры звука, культуры исполнения.

Развивающие: расширение кругозора по теме «Полифония». Развитие интеллекта -памяти, внимания, мышления, воображения.

Методы: аналитический (определяется жанровая основа темы, анализируется тема, противосложение, находятся все проведения темы в голосах, определяется интермедия, выясняется тональный и гармонический план), эмоциональный.

Используемое оборудование: инструмент фортепиано.

Основная часть урока.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем, что идет развитие полифонического мышления и владение полифонической фактурой, умение слышать полифоническую ткань по вертикали и горизонтали. Учащийся знакомится с полифоническими произведениями на протяжении всех лет обучения. Начальный этап - это обработка народных песен с элементами полифонии, затем-танцевальные пьесы, пьесы из тетради А.М. Бах, сочинения И.С. Баха.

Сборник И.С. Баха «Инвенции и симфонии», благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству, представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии.

Работа по принципу: от целостного к частному, затем в итоге овладения всей тканью сочинения - к более значительному воплощению целого-это более приемлемый метод работы (исполнение инвенции учащейся в целом).

Разбор темы: тема носит танцевальный характер, полный грации и изящества. Тема двухактовая, идет по нисходящей линии, подчеркиваемая мордентом. Важно показать «крещендо» по расширению интервального движения темы: кварта-квинта-секста дает постепенное усиление звучности. Мордент играется от первой доли маленьким кистевым запахом, сверху. (исполнить тему цепочкой по всей инвенции). Пропеть тему без украшений, но точно по штриху.

Работа по голосам требует также особого внимания. При изучении отдельных голосов избегать механического проигрывания, ставить задачу внимательного интонирования, определять фразировку, слышать начало и окончание темы, Теперь возвращаемся к работе над текстом двумя руками. Двухголосие -это собеседование двух людей, где каждый голос разговаривает выразительно. «говорить» нужно выпукло, крупно. Звук должен быть крупным, все выговаривать, фразировать, играть с весом руки в клавиатуру.

Первое проведение темы исполнить аккуратно, тихо. Деликатностью отличаются шаги «восьмушек»в контрапункте (партия левой руки).

Второе проведение темы-обратить внимание на удержанное противосложение (партия правой руки) - оно словно тонкий узор. Исполнить его с большим вниманием ко всем подробностям интонации, но без лишних фразировочных излишеств.

Третье проведение темы (такты 5-6) голоса находятся в широком регистровом диапазоне и мысленная инструментовка может придать каждому голосу индивидуальное значение (флейта и ворчливый фагот).

В интермедии (такты6-12) интересны элементы скрытой полифонии-диалог внутри верхнего голоса (исполнить интермедию).

Важно все звуки в левой руке «говорить» особенно внятно, убедительно, ярко. В партии правой руки по звучности «прибрать» 1 палец.

Во втором разделе (такт 12) «внезапное пиано». Тема получает мажорную окраску (ре мажор, ля мажор). Услышать все окончания фраз. «Восьмушки» в левой руке держать дольше. Музыкальное развитие через стремительное восхождение верхнего голоса (такты 15-7) достигают кульминации.

Реприза - последнее проведение темы в голосах, играть торжественно, ярко, выпукло, выразительно. Возвращение темы в си минор воспринимается как восстановление эмоционального равновесия.

На завершающем этапе работы уточняется темп исполнения, динамический план целого, соотношение голосов, кульминация, достигается непрерывное, логичное развитие музыкальной мысли. Тема должна выдерживаться динамически, не изменяясь на протяжении всего построения .

И в заключении хочется сказать, изучение инвенции дает учащимся приобретение навыков исполнения полифонической музыки. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительная роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания.

Список использованной литературы:

  1. Смирнова А.В. «Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ» Казань, 2012

  2. Спиридонова В.М. «Воспитание слуха и техники учащегося-пианиста в полифоническом репертуаре» Казань, 1988

  3. Спиридонова В.М. «Инвенции и симфонии И.С. Баха в педагогическом репертуаре» Казань, 1990



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал