- Учителю
- Рабочая программа по музыке 6 класс
Рабочая программа по музыке 6 класс
Муниципальное казенное учреждение
«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Утверждено: методического совета приказом директора
Протокол № от 29.08.2014 г МКУ Солонецкая СОШ
№ от 30.08.2014 г.
Рабочая программа
по предмету - искусство «Музыка»
для 6 класса
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы»,
авторы Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 6 класс. М. «Дрофа» 2010 г.
Составитель:
О.Н. Фатеева
учитель музыки
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 6 класс. М. «Дрофа» 2010 г.
Основная цель предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Программа обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.
Цели курса:
- в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального воспитания, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Задачи программы:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействие между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значимых музыкальных форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Предмета «Искусство (музыка)» в 6 классе отводится 1 учебный час в неделю.
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом под хвата» (один за другим), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки, II - выполнение проблемно-творческих заданий, III - хоровое пение.
Предмет «Искусство (музыка)» в 6 классе изучается в следующем режиме:
I учебная четверть
II учебная четверть
III учебная четверть
IV учебная четверть
всего за год
всего часов
9
8
10
8
35
контрольных работ
1
1
1
2
5
творческих работ
1
2
2
2
7
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Статус учебного предмета - обязательный
Объём учебного предмета - 35 часов в год (1 час в неделю)
Учебно - тематический план 6 класс:
№ п/п
Разделы
Количество часов
1.
«Музыка души»
1
2.
Тысяча миров музыки
8
3.
Как создается музыкальное произведение
26
Итого:
35
Содержание разделов и тем
№ раздела
№ урока
Содержание (тема урока)
Количество часов
I
«В чем сила музыки»
1.
«Музыка души»
1
II
«Тысяча миров музыки»
8
2.
Наш вечный спутник.
1
3.
Искусство и фантазия.
1
4.
Искусство - память человечества.
1
5.
Какой бывает музыка?
1
6.
Волшебная сила музыки.
1
7.
Музыка объединяет людей.
2
8.
Обобщающий урок
1
III
«Как создается музыкальное произведение»
26
9.
Единство музыкального произведения
2
IV
Ритм
6
9.
« Вначале был ритм».
1
10.
О чём рассказывает музыкальный ритм?
2
11.
Диалог метра и ритма.
1
12.
От адажио к престо.
2
V
«Мелодия»
3
13.
« Мелодия - душа музыки».
1
14.
« Мелодией одной звучат печаль и радость».
1
15.
Мелодия «угадывает» нас самих.
1
«Гармония»
4
16.
Что такое гармония в музыке?
1
17.
Два начала гармонии.
1
18.
Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
1
19.
Красочность музыкальной гармонии.
1
«Полифония»
2
20.
Мир образов полифонической музыки.
1
21.
Философия фуги.
1
«Фактура»
1
22.
Какой бывает музыкальная фактура?
1
VI
«Тембры»
3
23.
Тембры - музыкальные краски.
2
24.
Соло и тутти.
1
«Динамика»
2
25.
Громкость и тишина в музыке.
1
26.
Тонкая палитра оттенков.
1
«Чудесная тайна музыки»
2
27.
По законам красоты.
2
28.
Обобщающий урок: «В чём сила музыки? «
1
Итого за год
35
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса заключаются:
Учащиеся должны знать:
- в чём состоит сила музыки;
- главные выразительные средства музыки;
- взаимодействие между музыкой и другими видами искусства;
- навыки вокально-хоровой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
- отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых из учебника для 6 класса;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Критерии и оценки ЗУН обучающихся:
Требования к проверке успеваемости:
1) объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;
2) гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;
3) систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;
4) всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;
5) индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;
6) дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.
Оценка
Показатели оценки результатов учебной деятельности
«5» (отлично)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.
Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.
Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой
Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения. Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана
Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.
«4» (хорошо)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.
«3» (удовлетворительно)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.
Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств
музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.
Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой
Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.
«2» (неудовлетворительно)
У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.
При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.
К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.
К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.
Критерии певческого развития
Неудовлетворительный результат
Удовлетворительный результат
Хороший результат.
Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике
Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты
Относительно чистое интонирование в пределах сексты.
Чистое интонирование шире октавы
Способ звукообразования
Твердая атака
Придыхательная атака
Мягкая атака
Дикция
Нечеткая.
Согласные смягченные.
Искажение гласных. Пропуск- согласных
Согласные твердые, активные.
Гласные округленные, не расплывчатые.
Дыхание
Судорожное, поверхностное.
Вдох перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный.
Выдох сохраняет вдыхательную
установку
Музыкальная эмоциональность
Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке
Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.
При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урок
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата
план
факт
«Музыка души» (1 час)
1
«Музыка души»
Понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовывать состояние и настроение; закрепить вокально-хоровые навыки
1.09.
4.09.
«Тысяча миров музыки» (8)
2
Наш вечный спутник.
Знать о роли искусства в жизни; уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; закрепить вокально-хоровые навыки
8.09.
3
Искусство и фантазия.
Знать об источниках зарождения произведений искусства, уметь сформулировать собственные идеи,
закрепить вокально-хоровые навыки
15.09.
4
Искусство - память человечества.
Понимать и объяснять выражение, уметь приводить примеры из разных областей искусства
Закрепить вокально-хоровые навыки
22.09.
5
Какой бывает музыка?
Знать различные классификации музыки (исполнители, жанры, темы)
Закрепить вокально-хоровые навыки
29.09.
6
Волшебная сила музыки.
Уметь объяснить способность музыки влиять на состояние человека
Закрепить вокально-хоровые навыки
6.10.
7
Музыка объединяет людей.
Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей
Закрепить вокально-хоровые навыки
13.10.
8
Музыка объединяет людей.
Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей
Закрепить вокально-хоровые навыки
20.10.
9
Обобщающий урок
Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
27.10.
«Как создается музыкальное произведение» (26)
10
Единство музыкального произведения
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки
Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности»
Закрепить вокально-хоровые навыки
10.11.
11
Единство музыкального произведения
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки
Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности»
Закрепить вокально-хоровые навыки
10.11.
12
«В начале был ритм»
Знать о том, что такое ритм в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений
17.11.
13
О чем рассказывает музыкальный ритм?
Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений
Закрепить вокально-хоровые навыки
24.11.
14
О чем рассказывает музыкальный ритм?
Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений
Закрепить вокально-хоровые навыки
1.12.
15
Диалог метра и ритма
Различать понятия ритма и метра в музыке, уметь схематически оформлять ритмические рисунки
Закрепить вокально-хоровые навыки
8.12.
16
От адажио к престо
Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором. Виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов
Познакомиться с прибором измерения темпа
Закрепить вокально-хоровые навыки
15.12.
17
От адажио к престо
Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором. Виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов
Познакомиться с прибором измерения темпа
Закрепить вокально-хоровые навыки
22.12.
18
«Мелодия-душа музыки»
Понимать значение выражения через смысловое содержание музыкального произведения, знать определение регистра
Закрепить вокально-хоровые навыки
12.01.
19
«Мелодией одной звучат печаль и радость»
Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение высоты мелодии, диапазона.
Закрепить вокально-хоровые навыки
19.01.
20
Мелодия "угадывает" нас самих
Определять направление мелодии
Повторить состав симфонического оркестра
Закрепить вокально-хоровые навыки
26.01.
21
Что такое гармония в музыке?
Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке
Закрепить вокально-хоровые навыки
2.02.
22
Два начала гармонии
Знать основные гармонии, уметь различать их в музыке
Закрепить вокально-хоровые навыки
9.02.
23
Эмоциональный мир гармонии
Уяснить роль гармонии в создании образов музыки
Закрепить вокально-хоровые навыки
16.02.
24
Красочность музыкальной гармонии
Знать роль гармонии в создании образов музыки, уметь определять ведущую гармонию в произведении
Закрепить вокально-хоровые навыки
2.03.
25
Мир образов полифонии
Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий
Закрепить вокально-хоровые навыки
9.03.
26
Философия фуги
Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов
Закрепить вокально-хоровые навыки
16.03.
27
Какой бывает музыкальная фактура?
Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
20.03.
28
Тембры - музыкальные краски
Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов
Закрепить вокально-хоровые навыки
6.04.
29
Тембры - музыкальные краски
Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов
Закрепить вокально-хоровые навыки
13.04.
30
Соло и тутти.
Знать тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах, повторить виды оркестров
Закрепить вокально-хоровые навыки
20.04.
31
Громкость и тишина в музыке
Знать определение динамики, её роль в музыкальном произведении, её зависимость от характера музыки
Закрепить вокально-хоровые навыки
27.04.
32
Тонкая палитра оттенков музыки
Знать латинское обозначение, уметь определять динамические оттенки
Закрепить вокально-хоровые навыки
4.05.
33
По законам красоты
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности
Повторить теоретический материал, музыкальные произведения
Закрепить вокально-хоровые навыки
11.05.
34
По законам красоты
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности
Повторить теоретический материал, музыкальные произведения
Закрепить вокально-хоровые навыки
18.05.
35
Обобщающий урок: «В чём сила музыки?»
Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
25.05.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 - 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2010 г.
2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 6 класс. М. «Дрофа» 2010 г.
3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 6 класс. Дневник музыкальных размышлений. М. «Дрофа» 2010 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.
-
Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.
-
Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.
-
Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
-
Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».
-
Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002 г.
7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004 г.
8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
9. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева. Волгоград 2008 г. 6 класс.
Интернет ресурсы
Содержание рабочей программы по музыке 6 класс
Тема урока
Содержание учебного материала. Основные дидактические единицы
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Теория
Музыкальный материал
Музыка души
Музыка - она везде и нигде,
она в нас живёт и в нас
умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музыка - гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества.
Е. Дога. Вальс
(из кинофильма
«Мой ласковый и нежный зверь»); А. Рыбников, И. Кохановский. «Цветные сны» (хоровое пение)
Знать и понимать
определение «музыка души».
Уметь характеризовать состояние и настроение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки.
Устный
опрос.
Хоровое пение
Наш вечный спутник. Искусство и фантазия
Музыкальные фантазии.
Симфония - жанр симфонической инструментальной
музыки; музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Особенности музыки различных эпох.
М. Глинка. Вальс -
фантазия (фрагмент);
И. Брамс.
Симфония № 3.
III часть (фрагмент); Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение)
Знать о роли искусства в жизни чело
века.
Уметь приводить
примеры воздействия музыки на человека; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение.
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Искусство -
память человечества
Виды оркестров: духовой,
симфонический, народных
инструментов и др. Оркестр - коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и
совместно исполняющих
музыкальное произведение.
Как в произведениях искусства воплощена память человечества (обсуждение
примеров).
М. Мусоргский.
«Старый замок»
(из фортепианного
цикла «Картинки
с выставки»).
Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный
корабль» (хоровое
пение)
Знать виды оркестров, выдающиеся оркестры мира, знаменитых дирижеров оркестров.
Уметь определять
вид оркестра на слух, называть основные инструменты, характеризующие тот или иной вид оркестра, исполнять подвижно протяжную мелодию песни.
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Какой бывает музыка
Многообразие мира музыки. Музыка эпохи Средневековья - период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток примерно с V по XIV века н. э. Особенности музыки различных эпох. Музыкальная культура нового типа.
М. Мусоргский. «Старый замок»; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение)
Уметь объяснять понятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры; применять приобретенные вокально-хоровые навыки в исполнительской деятельности; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.
Устный опрос. Хоровое пение
Волшебная сила музыки
Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Разнообразие вокальной, вокально- инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Музыкальное произведение представляет собой единство содержания и формы. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства.
Л. Бетховен. Симфония № 7; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль»( хоровое пение)
Знать различные классификации музыкальных произведений (исполнители, жанры, темы). Уметь воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров.
Устный опрос,
хоровое пение.
Музыка объединяет людей
Воздействие музыки на общество и на каждого человека в отдельности. Музыка может объединять людей разных народов. Музыкальная картина современного мира.
К. Дебюсси. «Сирены»;
Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение)
Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы.
Устный опрос. Хоровое пение
Тысяча миров музыки (заключительный урок раздела)
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина.
Я. Дубравин, В. Суслов. «Всюду музыка живет» (хоровое пение)
Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия, слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.
Устный опрос. Хоровое пение
Единство музыкального произведения
Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев - мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке.
Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса»
Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок.
Уметь аргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений; сочинять свой ритм и воспроизводить его на простейших музыкальных инструментах или хлопками (ударами).
Устный опрос. Хоровое пение
Вначале был ритм.
Ритм в музыке - неразмеренное соотношение длительностей звуков(нот)в их последовательности. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма.
JI. Бетховен. Симфония №5.1 часть (фрагмент); Г. Струве, А. Барто. «Бьют тамтамы» (хоровое пение)
Знать понятие ритма в музыке.
Уметь схематически оформлять ритмические рисунки; самостоятельно выполнять учебные и творческие задачи; различать ритмическое своеобразие произведений; объяснять взаимосвязь ритма и мелодии; исполнять выразительно вокально- хоровое произведени.е
Устный опрос. Хоровое пение
О чем рассказывает музыкальный ритм
Ритм. Обозначение длительностей. Основное деление. Такт. Тактовая черта. Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазурка, полька и т. п.). Музыкальный темп.
А. Бородин. «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»); А. Хачатурян. «Танец с саблями» (фрагмент из балета «Гаянэ»)
Знать виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок. Уметь сочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определенному музыкальному жанру, характеризовать его особенности; воспринимать и анализировать музыкальные художественные образы.
Устный опрос. Хоровое пение
Диалог метра и ритма
Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном (слушание, анализ).
И.-С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» (слушание, анализ)
Знать понятия метра и ритма.
Уметь различать понятия ритма и метра в музыке, схематически оформлять ритмические рисунки.
Устный опрос
От адажио к престо
Темп, характер музыкального произведения, их зависимость. Adagio (итал.) - медленно, спокойно. Значение: медленный темп исполнения музыкальной пьесы (либо её части).
Дж. Россини, К. Пеполли. «Неаполитанская тарантелла»; Ж. Бизе. «Утро в горах»; Е. Крылатое, Я. Дербенев. «Три белых коня» (хоровое пение)
Знать определение темпа в музыке, средства музыкальной выразительности.
Уметь объяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки; петь хором и сольно.
Устный опрос. Хоровое пение
Мелодия - душа музыки
Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке. Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Ф. Шуберт, Л. Релъштаб. «Серенада»; В.-А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». 1 часть (фрагмент); Е. Крылатое, Ю. Энтин. «Крылатые качели» (хоровое пение)
Знать: виды мелодий, определение высоты мелодии, диапазона; назначение метронома. Уметь определять виды мелодий; познавать мир через музыкальные формы и образы; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.
Устный опрос. Хоровое пение
«Мелодией
одной звучат
печаль и радость...»
Мелодия угадывает нас
самих. Регистр
Средства музыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть
музыкального диапазона
инструмента или голоса,
отличающуюся характерной
звуковой окраской. Слово
«диапазон» означает «через все», в музыке - «через все звуки».
В.-А. Моцарт. «Реквием. Лакримоза»;
П. Чайковский.
«Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»); Е. Крылатов, Ю. Энтин.
«Крылатые качели» (хоровое пение)
Знать определение
регистра, диапазона,
какие бывают регистры, что понимают
под музыкальным
диапазоном.
Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выразительно исполнять песню хором (сольно).
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Что такое
Гармония в музыке
Круг интонаций, выражающих внутренний мир чело
века и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония - соразмерность, согласованность. Гармония (от греч. harmozo - приводить в порядок) - согласие, благополучие. В более узком смысле гармония - учение об аккордах и их связях. Гармонией, или аккордами, называется соединение трех или более различных звуков по терциям.
Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских» (из оперы «Садко»); Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение)
Знать определение
гармонии, значение
гармонических сочетаний в музыке, по каким законам строится гармония в музыке.
Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия; характеризовать фрагменты произведений классической музыки; применять выразительные средства в вокально-певческой деятельности.
Устный
опрос.
Хоровое пение
Два начала гармонии
Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Понятия «гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни. С помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю гармонию (дисгармонию) мира и состояния человека. Гармония - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении.
И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (1 т. хорошо темперированного клавира; фрагмент); В.-А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагмент); П. Хиндемит. Марш (фрагмент); Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»; Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение)
Знать основные понятия «гармония» и «дисгармония», особенности гармонического строения в музыкальных произведениях.
Уметь проявлять слушательскую и певческую культуру; применять междисциплинарные знания, собственный музыкальный опыт в монологическом высказывании.
Устный опрос. Хоровое пение
Эмоциональный мир музыкальной
гармонии
Искусство - это торжество
гармонии и единство истины, добра и красоты. Эмоциональный строй высшей
сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности
мира, освещенного красотой и добром. В творчестве
В.-А. Моцарта универсальное значение получила идея
динамичной гармонии как
принципа видения мира,
способа художественного
преобразования реальности.
Изобразительные (вырази
тельные) возможности гармонии необычайно велики,
крайне разнообразны и вы
ступают в их синтезе. Закон
гармонии - эстетическое
единство в организации изобразительного материала.
Инструментальный состав
оркестров. В музыке важнейшую роль играет сочетание чувства гармонии, творческого подхода и технологического (исполнительского) мастерства
В.-А. Моцарт.
Симфония № 40
(слушание);
Г. Струве, И. Исакова. «Музыка»
(хоровое пение)
Знать о роли гармонии в создании музыкальных образов,
выразительные возможности гармонии
в произведениях
Моцарта; использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.
Уметь различать
особенности музыкального языка, художественных
средств выразительности, специфики
музыкального образа; применять выразительные средства и вокально-хоровые навыки в хоровой исполнительской деятельности.
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Красочность
музыкальной
гармонии
Дисгармония в музыке как
средство выразительности.
Дисгармония в музыке - отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом
И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (I т. хорошо темперированного клавира (слушание); Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение)
Знать о роли гармонии и дисгармонии
в создании музыкальных образов; что такое тональность, лад.
Уметь определять ведущую гармонию в произведении; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.
Устный
опрос.
Хоровое пение
Мир образов полифонической музыки. Философия фуги
«.. .Обращение к полифонии
можно только приветствовать, потому что возможности многоголосия практически безграничны. Полифония может передать все: и
размах времени, и размах
мысли, и размах мечты, творчества». (Д. Д. Шостакович.) Мир образов полифонической музыки. Философия и фуги. Полифония (от греч. многочисленный и звук) - многоголосие, наука о многоголосной музыке. Полифония - склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Фуга - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имитационная полифония. Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шостаковича, Стравинского. Канон - форма, в которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений.
И.-С. Бах. Токката
и фуга ре-минор
для органа; П. Хиндемит. «Мария»
(фрагмент); «Камертон» (норвежская народная песня, обработка Г. Струве), «Во поле береза стояла» (русская народная песня, обработка Г. Струве) (пение приемом подголосочной полифонии)
Знать определение
полифонии, канона,
контрапункта, фуги;
философское и теософское содержание
полифонии; полифонические произведения известных композиторов; каким законам подчиняется полифония; что значит «мыслить полифонически». Уметь различать количество мелодий и типы полифонии; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; характеризовать музыкальные образы.
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.
Окраска звучания. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство и фактура. Фактура - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д. Фактура (лат. facluro - обработка) - склад,
устройство музыкальной
ткани, совокупность ее элементов. Элементы фактуры -
это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса
и др. Музыкальная фактура
имеет свои свойства, отвечающие за ее эмоциональное
содержание: во-первых, это
расположение музыки по регистрам (то есть по высотной оси), во-вторых, во времени. Это конкретный звуковой облик произведения.
Что выражает музыка
С. Рахманинова, Ж. Бизе?
С. Рахманинов, Е. Бекетова. «Сирень»; С. Рахманинов, Ф. Тютчев. «Весенние воды»; Ж. Визе. «Утро в горах». Антракт к III действию (из оперы «Кармен»)
Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры.
Уметь использовать различные приемы работы с учебником
и «Дневником музыкальных размышлений»; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные
произведения (фрагменты), характеризовать элементы и
свойства фактуры.
Устный опрос. Хоровое пение
Тембры - музыкальные краски. Соло и тутти.
Тембры - музыкальная
краска. Соло и тутти.
Тембр - характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы
учитывают роль тембра
в инструментовках своих сочинений.
И.-С. Бах. Скерцо.
Из сюиты № 2 для
оркестра.
Н. Римский-Kopcaков. «Полет шмеля» (из оперы «Сказка о царе
Салтане»)
Знать определение тембра в музыке,
основные тембры
голосов и инструментов.
Уметь определить
тембровую окраску
разных инструментов в музыкальных произведениях
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков
Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки
динамики. Динамика - сила,
громкость звучания. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального
повествования («динамика
развития»).
Л. Бетховен. Симфония № 6. IV
часть «Гроза. Буря»; К. Дебюсси.
«Лунный свет»
(из «Бергамской сюиты»); М. Минков, Ю. Энтин.
«Дорога добра»
(хоровое пение)
Знать определение
динамики, роль динамики в музыкальном произведении,
её зависимость от
характера музыки.
Уметь определять
динамические
оттенки, различать
особенности музыкального языка, художественных
средств выразительности, основные
жанры и стили музыки; исполнять
песню выразительно,
применяя выработанные вокально-хоровые навыки.
Устный
опрос.
Хоровое
пение
По
законам красоты
Вечные темы в художественных образах музыки,
изобразительного искусства
и литературы. Программная
инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека.
М. Мусоргский.
«Балет невылупившихся птенцов»
(из фортепианного
цикла «Картинки
с выставки»);
К. Сен-Санс. «Карнавал животных»
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон
музыки, о средствах
музыкальной выразительности.
Уметь слушать, воспроизводить и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.
Устный
опрос.
Хоровое
пение
«В чем сила музыки» (заключительный урок)
Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса, усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различных ритмических рисунков (в т. ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведение итогов работы за учебный год.
Е. Подгайц, Л. Яковлев. «Будем добрыми друзьями»; М. Дунаевский, Ю. Ряшенцев. «Песня о дружбе»
Уметь применять знание теоретического материала и практические навыки, приобретенные в результате изучения курса; определять музыкальные произведения и их авторов по фрагментам; выразительно исполнять произведения, передавая с помощью выработанных вокально-хоровых навыков его образное содержание.
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Музыка радостью нашей стала (концерт)
Свойства музыкального звука: высота, громкость, тембр, длительность. Многообразие мира музыки. Простейшее музицирование на инструментах. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, фактура, динамика. Характеристика особенностей музыкального языка.
Разученный песенный репертуар (по выбору учащихся и учителя); произведения для слушания и анализа на усмотрение учителя.
Уметь исполнять одно- и двухголосные произведения с аккомпанементом, a capella со сценическими движениями и импровизациями на музыкально-шумовых инструментах (коллективно и сольно), петь хором, зная содержание исполняемого произведения.
Устный опрос. Хоровое и сольное пение; импровизации; практическая работа
1 четверть
тема урока
основные
понятия
слушание
музыки
исполнение
тип урока,
вид деятельности
прогнозируемый результат
ИМО
"Музыка
души"
фантазия
Глинка "Вальс - Фантазия"
«Дорога Добра»
Урок нового материала
фронтальный
Понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовывать состояние и настроение
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
Наш вечный
спутник
симфония
Моцарт «Симфония №40»
«Дорога Добра»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать о роли искусства в жизни, уметь приводить примеры воздействия музыки на человека. Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
Искусство и
фантазия
виды оркестров
Брамс «Симфония №3»
«Бумажный голубь»
Урок нового материала
фронтальный
Знать об источниках зарождения произведений искусства, уметь сформулировать собственные идеи
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
CD/Музыкальные инструменты
Искусство -
память
человечества
История
Средневековье
Мусоргский
«Старый замок»
«Бумажный голубь»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Понимать и объяснять выражение, уметь приводить примеры из разных областей искусства
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов иллюстрации, репродукции,
Какой бывает музыка
Инструментальная
Вокальная
Бетховен «Симфония №7»
«Море»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать различные классификации музыки (исполнители, жанры, темы)
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
Волшебная сила музыки
Воздействие музыки на человека
Вагнер Антракт к 3 действию «Лоэнгрин»
«Море»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Уметь объяснить способность музыки влиять на состояние человека
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
Музыка объединяет людей
Воздействие музыки на общество
Дебюсси "Сирены"
«Годы»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации, репродукции
Музыка объединяет людей
Воздействие музыки на общество
Бетховен «Симфония №9» Ода к радости
«Годы»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Энциклопедия классической музыки
Обобщение темы
музыкальная викторина
Песни по выбору
Обобщающий
Групповой, индивидуальный
Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
викторина
2 четверть
тема урока
основные
понятия
слушание
музыки
исполнение
тип урока,
вид деятельности
прогнозируемый результат
ИМО
Единство музыкального произведения
средства музыкальной выразительности
Равель "Болеро"
«Вечерняя»
Урок нового материала
фронтальный
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
Единство музыкального произведения
ритм, симметричность, симметрия
Шопен "Вальс №7"
«Вечерняя»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности»
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
«В начале был ритм»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности»
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы
О чем рассказывает ритм
размер, размерность
Шопен "Мазурка" Штраус "Сказки Венского леса"
«Будет садом город мой»
Урок нового материала
фронтальный
Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
О чем рассказывает ритм
ритм
Хачатурян "Танец с саблями"
«Будет садом город мой»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок, уметь сочинять свой ритм
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
Диалог метра и ритма
метр, ритм
Бородин "Половецкие пляски"
"Три белых коня"
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Различать понятия ритма и метра в музыке, уметь схематически оформлять ритмические рисунки
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Шедевры музыки
От адажио к престо
темп, характер
(зависимость)
Моцарт "Фантазия"
"Три белых коня"
Урок нового материала
фронтальный
Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов, таблица
СД: Шедевры музыки
От адажио к престо
темп, характер
метроном
Бах "Бранденбургский концерт"
Песни по выбору
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов
Познакомиться с прибором измерения темпа
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
CD/Музыкальные инструменты
3 четверть
тема урока
основные понятия
слушание музыки
исполнение
тип урока,
вид деятельности
прогнозируемый результат
ИМО
Мелодия-душа музыки
Регистр
Бизе «Утро в горах»
«Вечер бродит»
Урок нового материала
фронтальный
Понимать значение выражения через смысловое содержание музыкального произведения, знать определение регистра
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Соната. Не только классика
Мелодией одной звучат
диапазон
Бизе Увертюра "Кармен"
«Вечер бродит»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение высоты мелодии, диапазона.
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Соната. Не только классика
Мелодия "угадывает" нас самих
симфонический оркестр (состав)
Моцарт «Симфония №40»
«Школьные друзья»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Определять направление мелодии
Повторить состав симфонического оркестра
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
CD/Музыкальные инструменты
Что такое гармония в музыке?
инструменты оркестров
Бах «Токката и фуга»
«Школьные друзья»
Урок нового материала
фронтальный
Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Соната. Не только классика
Два начала гармонии
Гармония
Мажор
минор
Римский-Корсаков «Шествие чуд морских»
«Идет солдат по городу»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать основные гармонии, уметь различать их в музыке
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов, таблица
Эмоциональный мир гармонии
образ
Рахманинов «2 концерт для ф-но с оркестром»
«Идет солдат по городу»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Уяснить роль гармонии в создании образов музыки
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Соната. Не только классика
Красочность гармонии
окраска звучания
Мусоргский "Ночь на Лысой горе"
«Нам открыты»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать роль гармонии в создании образов музыки, уметь определять ведущую гармонию в произведении
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Соната. Не только классика
Мир образов полифонии
философия, полифония
Бах «Хоральная прелюдия»
«Нам открыты»
Урок нового материала
фронтальный
Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Соната. Не только классика
Философия фуги
фактура музыки
Рахманинов "Сирень"
«Домбайский вальс»
Урок нового материала
фронтальный
Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
Какой бывает музыкальная фактура?
музыкальная викторина
«Домбайский вальс»
Обобщающий
Групповой, индивидуальный
Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
Фонограммы, портреты композиторов
4 четверть
тема урока
основные понятия
слушание музыки
исполнение
тип урока,
вид деятельности
прогнозируемый результат
ИМО
Тембры - музыкальные краски
виды хоров
Глинка "Иван Сусанин" Хор "Славься"
«Далеко ли»
Урок нового материала
фронтальный
Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Соната. Не только классика
Тембры - музыкальные краски
виды хоров
Глинка "Иван Сусанин" Хор "Славься"
«Далеко ли»
Урок нового материала
фронтальный
Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Соната. Не только классика
Соло - тутти.
инструментальная музыка
Свиридов музыка к т/ф "Метель"
«Далеко ли»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах, повторить виды оркестров
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: Соната. Не только классика
Громкость и тишина в музыке
динамика
Бах "Шутка"
«Песня гардемаринов»
Урок нового материала
фронтальный
Знать определение динамики, её роль в музыкальном произведении, её зависимость от характера музыки
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
Тонкая палитра оттенков музыки
оттенки динамики
Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
«Песня гардемаринов»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать латинское обозначение, уметь определять динамические оттенки
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов, таблица
СД: «Мусоргский. Картинки с выставки».
По законам красоты.
программность
Сен-Санс "Карнавал животных"
«Прощальная»
Комбинированный Фронтальный,
групповой, индивидуальный
Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов
СД: «К.Сен-Санс. Карнавал животных».
По законам красоты.
духовность
Чайковский "Времена года"
«Прощальная»
Обобщающий
Групповой, индивидуальный
Повторить теоретический материал, музыкальные произведения
Закрепить вокально-хоровые навыки
Фонограммы, портреты композиторов иллюстрации, репродукции
Обобщающий урок: «В чём сила музыки?»
Песни по выбору
Обобщающий
Групповой, индивидуальный
Закрепить знания теоретического материала, музыкальных произведений, вокально-хоровых навыков
тесты
30