7


  • Учителю
  • Планирование 'Рабочая программа по предмету Хоровое сольфеджио 1 класс'

Планирование 'Рабочая программа по предмету Хоровое сольфеджио 1 класс'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Департамент образования Администрации города Севастополь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

специализированная школа I - III ступени № 57

с музыкально-хоровым профилем обучения

ПРИНЯТО:

на заседании методического

объединения учителей

__________________

__________________


Протокол №

от «28» августа 2014г.


Руководитель МО


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по УВР

___________________
___________________


от «29» августа 2014г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Гузанова Г.П.

___________________

___________________

Приказ №

от « » 2014г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«Хоровое сольфеджио»

для 1Б, 1В, 1Г

на 2014-2015 учебный год

2 час в неделю (всего 68 часов)





Составитель

преподаватель предмета

«Хоровое сольфеджио»

Щедрова Елена Валентиновна




г. Севастополь

2014 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка----------------------------------------

  2. Общая характеристика программы------------------------

  3. Технологии организации учебного процесса------------

  4. Учебно-тематический план-----------------------------------

  5. Календарный план----------------------------------------------

  6. Ожидаемые результаты----------------------------------------

  7. Материально-технические условия------------------------

  8. Список литературы---------------------------------------------


3

5

6

13

16

20

24

24




1. Пояснительная записка


Нормативные документы

Рабочая программа учебного предмета «Хоровое сольфеджио. 1 класс» разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое сольфеджио»;

- Программы для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств,

- сборника Примерных образовательных программ для ДМШ и школ искусств, подготовленного методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства РФ «История, теория и сочинение музыки».

Учебный предмет «Хоровое сольфеджио» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки» и соответствует подготовительному (0) классу семилетнего курса обучения теоретической дисциплины «Сольфеджио».

Программа является модифицированной (адаптированной) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении специализированная школа 1-3 ступени № 57 с музыкально-хоровым профилем обучения (далее - школа №57) и предназначена для работы в специализированных музыкально-хоровых классах первого года обучения.

Рабочая программа базируется на основных требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), 2014, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014);


- Приказ РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (далее ФГОС НОО), (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);


- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;


- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;


- Санитарные Правила и Нормы от 29.12.2010 №189.


В программе заложены все возможности для формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) и ключевых компетенций учеников 1Б, 1В, 1Г класса (класса в целом и учеников в частности) по предмету «Хоровое сольфеджио», предусмотренных ФГОС НОО.

Основные учебные пособия, используемые при реализации программы:

  1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. - М., 1985 г.

  2. Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс. - М.,1984 г.

  3. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1982 г.

  4. Калужская Т. А. Сольфеджио. Программы для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. - М.,1984 г.

  5. Кончаловская Н. Нотная азбука - М., 1976 г.

  6. Лобова О.В. Музыка. 2 класс. - К., 2003 г.

  7. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха.- М., 1996 г.


Цели и задачи рабочей программы

Цели предмета «Хоровое сольфеджио» в 1 классе начальной школы

- осознанное восприятие музыки;

- введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через разъяснение теоретических основ и закономерностей музыки, как науки;

- развитие природной одарённости учеников 1 класса;

- мотивация личности первоклассника к познанию в области музыки;

- профилактика асоциального поведения.


Задачи предмета «Хоровое сольфеджио» в 1 классе начальной школы:

формирование

- основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

- первоначальных музыкальных знаний и практических навыков -УУД - «Слышу - повторяю», «Слышу - могу записать», «Вижу - могу спеть»;

- основ записи музыкального звука - высота и длительность;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств, таких как:

- любовь к ближнему, к своему народу, к Родине;

- уважения к истории, традициям, музыкальной культуре других народов;

развитие природных способностей первоклассников;

- интереса к музыке и музыкальной деятельности;

- образного и ассоциативного мышления и воображения;

- музыкальной памяти и слуха,

- учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками (УУД) в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

2. Общая характеристика программы


Место и роль предмета

Урок «Хоровое сольфеджио» является важным звеном в музыкальном образовании младшего школьника. В первом классе закладывается база теоретических компетенций юного музыканта. Ученики знакомятся с основной терминологией, привыкают к взаимодействию между учителем и учеником на теоретическом предмете, очерчивают сферу познаний предмета «Сольфеджио» в дальнейшем. Это первый круг знакомства с теорией музыки.

Уроки по предмету «Хоровое сольфеджио» способствуют:

- развитию природных способностей;

- активному взаимодействию первоклассника с миром музыки;

- накоплению музыкально-слуховых впечатлений;

- развитию творческой инициативы;

- развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, воспитание чувства метроритма, музыкального восприятия (анализ на слух);

- умению слышать в музыке конкретные элементы музыкального языка (лад, размер, темп, регистры и т.д.);

- осознанному восприятию музыки.

Рабочая программа по предметы «Хоровое сольфеджио» ориентирована на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию младшего школьника.


Программа адресована ученикам специализированных музыкально - хоровых классов - 1Б,1В, 1Г - школы №57 на 2014-2015 учебный год.

Уровень сложности - подготовительный (0) класс в семилетнем курсе «Сольфеджио»

Срок реализации программы - 1 год

Количество уроков в учебном году - 34 ч. ( в 3 четверти в 1-х классах предусмотрены дополнительные каникулы в течении 1 недели).


Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой ФГОС НОО. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Программа практикоориентирована, весь учебный материал даётся в лёгкой, игровой, доступной форме.

Программа «Хоровое сольфеджио. 1 класс» базируется на системе абсолютной сольмизации.

Многие дети обладают хорошим звуковысотным слухом и в силу детского быстрого запоминания основных понятий и названий необходимо с первых занятий давать правильное название высоты музыкального звука. Многие ученики одновременно с занятиями по предмету «Хоровое сольфеджио» и «Хор» уже осваивают технику игры на музыкальном инструменте, поэтому этап относительной сольмизации отсутствует.


Новизна программы заключается в адаптации основной программы по предмету «Хоровое сольфеджио.1 класс» с программой по программе «Хор. 1 класс» и содержания новой российской программы по предмету «Музыка. 1 класс» - авторской программы «Музыка. Начальная школа» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010. Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка. 1 класс» обусловлен следующими причинами:

1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.

2. Наличия учебников для 1 класса

3. Сохранение непрерывности образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».


Отличительной особенностью рабочей программы по предмету «Хоровое сольфеджио» является тесная взаимосвязь с другими музыкальными дисциплинами в 1-м классе: «Музыка» и «Хор». В учебно-тематический план предмета «Хоровое сольфеджио» внесены изменения, обусловленные новой российской программой по «Музыке». В первую очередь это касается произведений для слухового анализа и пения с листа. Обновлён список рекомендуемой литературы, включены методические пособия, появившиеся в последнее время в РФ.

Рабочие программы всех 3-х предметов синхронизированы по учебному, тематическому и календарному плану. При этом специфика, индивидуальность, цели и задачи каждой программы сохраняются.


Благодаря метапредметным связям,

- создаётся эмоционально-эстетический фон урока,

- происходит глубокое погружение в мир музыкальных образов,

- развивается ассоциативное мышление детей,

- развивается «внутренний музыкальный слух» и «внутреннее зрение»,

- устанавливаются связи между музыкальными дисциплинами,

- обогащается процесс восприятия музыкального искусства,

- проясняется картина окружающего мира,

т. о. активизируется процесс усвоения новых знаний, понятий и навыков в сознании первоклассника.


3. Технологии организации учебного процесса

Форма обучения урочная под руководством учителя. Домашнее задание отсутствует. Допускается выполнение творческого задания исключительно по желанию самого ученика.


Организация образовательного процесса - работа со всем классом. Освоение учащимися УУД возможно при условии тщательного планирования каждого урока. Количество учеников на уроке (целый класс) существенно усложняет работу учителя.

Режим занятий: урок проводится 1 раз в неделю согласно расписанию шк.№57.


Основой развития музыкального мышления учеников 1-х классов (6-7 лет) становится игровая форма обучения. Большое значение уделяется игровому учебному материалу - попевки, песенки-считалки, потешки, сюжетные песенки, музыкальные загадки, ритмические упражнения, ритмопластика и т.п. В работу вводится игровой материал для облегчения учебной деятельности первоклассников. Процесс обучения базируется на музыкальном материале (вокальном и инструментальном), соответствующем возрасту первоклассника и является доступным по форме и содержанию

Организация учебной работы на уроке «Хоровое сольфеджио» во многом зависит от компетенции учителя, способного увлечь, научить и удержать интерес младших школьников.


Виды организации учебной деятельности:

- Традиционный урок;

- Интегрированный урок (Хоровое сольфеджио + Музыка, Хоровое сольфеджио + Хор);

- Итоговые уроки по освоенным УУД;

- Урок - эстафета в младших классах;

- Урок - путешествие;

- Урок - игра;

- Конкурсы, викторины, познавательные игры по сольфеджио.

Участие детей в таких уроках помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность как качество личности.


Методы организации учебного процесса - познавательный, коммуникативный, регулятивный, личностный.


Познавательный метод - работа с полученной информацией:

- умение поставить учебную задачу,

- умение самостоятельно найти способы и пути решения учебной задачи;

- умение анализировать и синтезировать новые знания;

- умение задать вопрос;

- развитие мышления.


Познавательный метод развивает аналитическое, творческое, символическое, логическое мышление, формирует целостную картину окружающего мира, развивает инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Предмет «Хоровое сольфеджио» ориентирован на получение теоретических знаний и применение этих знаний в вокально - хоровой практике.

Основным методом подачи теоретического материала по предмету «Хоровое сольфеджио. 1 класс» является концентрический метод - возвращения к изученному теоретическому материалу на более сложном музыкальном уровне: изменяется скорость работы, объём музыкального материала, комбинируются задачи, сопоставление пройденного и нового (ещё неизвестного) и т.п. Этот метод основополагающий, т.к. предмет практикоориентированный, теоритические знания даются в минимальном объёме, но на практику отводится основное время урока.

Регулятивный метод - целеполагание, планирование, корректировка плана.

- целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще необходимо узнать;

- планирование - предположение путей движения к цели в конкретных формах и методах и в определённых временных рамках;

- корректировка плана - внесение изменений в намеченный план на основании изменённых обстоятельств;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.


Регулятивный метод мотивирует ученика к учебному процессу, помогает равномерно распределять нагрузку, облегчает процесс учёбы для школьника, нацеливает на практический результат.


На уроках по предмету «Хоровое сольфеджио» регулятивный метод находит своё воплощение в работе над творческими заданиями «Сочини мелодию», «Я - композитор», инсценировка песен и т.п. Этот метод способствует погружению в процесс создания музыки; помогает разобраться в построении и организации музыкального произведения; выстраивает картину художественной перспективы; подключает знания, полученные ранее на хоровых уроках, на уроках «Музыка» и жизненный опыт самого ребёнка.


Коммуникативный метод - навыки общения.

- потребность в общении с учителем;

- потребность в общении со сверстниками;

- работа в разнообразных коммуникативных сообществах - постоянных и временных - работа в группах;

- умение слушать другое мнение и вступать в диалог;

- умение уступать и отстаивать свою точку зрения;

- умение занять жизненную позицию в обществе.


Коммуникативный метод позволяет получить опыт коллективного единения (хоровое пение, переживание музыки, единого творческого порыва) и получить роль личной ответственности за коллективное дело.


На уроках «Хоровое сольфеджио» коммуникативный метод применяется в выполнении коллективных заданий: ритмопластика, метроритмические задания, вокальное исполнение, игра на шумовых инструментах - всё это подразумевает взаимодействие учеников.


Личностный метод - самоопределение личности.

- потребность в самореализации;

- развитие собственного музыкального потенциала (природные данные) - музыкальный слух, музыкальная память, метроритмический слух и память, звуковысотный слух, ритмопластика;

- владение собственным голосом;

- формирование социальной роли ученика - саморазвитие личности.


На уроках «Хоровое сольфеджио» личностный метод помогает каждому ученику отвечать за свой творческий потенциал, за своё музыкально-теоретическое развитие, за умение применить на практике полученные знания, формирует навык оценивать качество своей работы на фоне общих успехов всего класса и успехов каждого ученика в отдельности. Этот метод формирует личность музыканта.


Группы методов


Группы

методов

Подгруппы методов

Отдельные методы

1

Организация и

осуществление


- Перцептивные - передача и восприятие информации

- Логические - организация и осуществление мыслительных операций

- Гностические - характер познавательной деятельности

- Самоуправление

учебно-познавательной деятельности


Словестные, наглядно-практические.

Индуктивный метод - рассуждение от частного к общему

Дедуктивный -

от общего к частному.

Анализ, обобщение, систематизация.

Концентрический - возвращение к пройденному на новом уровне.

Сравнение, соотношение.

Исследование, погружение.

Разрушения старого и создания нового

Проблемные, поисковые.

Работа под руководством педагога, дозированная помощь. Самостоятельная работа.

Самоанализ.


Группы

методов

Подгруппы методов

Отдельные методы

2

Мотивация и

стимулирование

- Эмоциональное стимулирование

- Формирование познавательного интереса

- Формирование чувства долга и ответственности


Ситуация успеха.

Творческий поиск.

Система перспектив.

Результативность деятельности.

Выстраивание игрового сюжета.

Импровизация.

Коллективный результат и участие в этом ученика.

Личная значимость обучения.


3

Контроль и

коррекция

-Экспертный контроль

- Взаимный контроль

- Самостоятельный контроль


Участие в концертах и фестивалях.

Отбор в концертные группы.

Разбор выступления.

Проверка знаний педагогом.

Взаимопроверка.

Самопроверка, самооценка.


4

Взаимодействие

- Освоение правил общения

- Взаимные задания

- Работа во временных группах

- Совместные переживания

- Выбор лидера


Работа в команде. Ответственность перед общим результатом.

Умение быть ведомым и ведущим.

Лидерство.

Деление коллектива на вокальные группы, на исполнительские группы «Солист - хор», «Мелодия и сопровождение».

Взаимодействие с другими коллективами в условиях сводной репетиции и в концерте.

Универсальная учебная деятельность (УУД) направлена на

- формирование индивидуальности музыканта;

- формирование положительного отношения к учению и к музыке;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование личностного смысла учения;

- навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

- развитие патриотических убеждений: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- развитие толерантного отношения в поликультурном обществе.


Компетенции ученика 1 класса по предмету «Хоровое сольфеджио»

Вокально-интонационные:

- умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;

- пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;

- пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

- пение в унисон.

Сольфеджирование - пение с листа:

- пение несложных песен с текстом с сопровождением;

- пение нотных примеров с поступенным движением мелодии вверх и вниз;

- скачки на тонику;

- основные ритмические длительности в размере 2/4;

- целая нота, размер 4/4;

- паузы целые, половинные, четвертные, восьмые.

Воспитание чувства метроритма:

- ощущение равномерности пульсирующих долей;

- осознание и воспроизведение простого ритмического рисунка мелодии;

- повторение ритмического рисунка;

- навыки тактирования в размере 2/4;

- исполнение простейших ритмических партитур (игра на шумовых инструментах) в сопровождении фортепиано и без него;

- узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

Воспитание музыкального восприятия - анализ на слух. Определить:

- характер музыкального произведения,

- лад, трезвучия мажора и минора;

- количества фраз, размер, темп, динамические оттенки;

- анализ несложных мелодических оборотов.

Примерный материал для анализа музыкального произведения:

1. П. Чайковский "Полька", "Шарманщик поет", "Немецкая песенка".

2. Ф. Шуберт "Экосез", "Вальс".

3. Л. Бетховен "Контрданс",

4. Раков "Полька".

Музыкальный диктант:

- подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог;

- письменные упражнения для выработки навыков нотописания;

- запись коротких выученных мелодий; мелодий в объеме 2-х тактов;

- запись ритмического рисунка;

Воспитание творческих навыков:

- допевание мелодии до тоники;

- сочинение и досочинение мелодии на заданный ритм и текст;

- сочинение простого ритмического сопровождения;

- запись несложных сочиненных мелодий;

- рисунки к прослушиваемым произведениям.


Содержание учебного занятия

Урок «Хоровое сольфеджио» строится по плану и соответствует основным требованиям к уроку ФГОС НОО РФ.


Этап урока

Наполнение

Формы и методы

Подготовительный раздел

1

Организационный момент

Введение

Целеполагание

Мотивация

2

Распевка

Подготовка голоса к работе

Певческая установка

Вокальные упражнения

Основной раздел

2

Основная тема

Ключевые знания - основная тема четверти

Углубление - тема урока

Актуализация

3

Активизация прежних знаний

Повторение пройденного материала

Повторение теоритических

знаний

4

Работа по теме урока

Основной учебный материал

Освоение новых

УУД


5

Разминка

Игровой перерыв в работе, отдых

Дидактические игры

Ритмические упражнения, игры

6

Продолжение работы

Движение к основному выводу урока - кульминация - основная мысль урока

Частное и целое, систематизация, обобщение.

УУД, освоенные в ходе урока

Заключительный раздел

7

Вывод

Итог урока

Умение выделить главное

Виды и формы учебно-практических заданий на уроке:

- слушание и анализ музыкальных произведений,

- ладовое интонирование,

- чтение с листа,

- изучение нотной грамоты,

- музыкально-ритмические задания,

- импровизация (вокальная, ритмическая, пластическая),

- творческие задания - «Нарисуй», «Сочини», «Разыграй» и т.п.


Виды контроля УУД - текущий, тематический, итоговый. На уроках «Хоровое сольфеджио» контроль осуществляется в форме устного опроса и в выполнении творческих заданий.


Формы (приемы) контроля осуществляются в устной и письменной форме:

- чтение с листа;

- запись нотного текста;

- музыкальный диктант (мелодический и ритмический);

- решение кроссворда, шарады, головоломки;

- выполнение творческого задания - «Нарисуй..», «Изобрази..», Подбери..»;

- работа с карточками, в которых даются следующие задания:

«Узнай…», «Найди…», «Заполни…», «Сравни…» и т.п.


4. Учебно-тематический план


Структура программы по предмету «Хоровое сольфеджио»

В соответствии с Базисным учебным планом школы №57 в специализированных музыкально-хоровых 1 -х классах на учебный предмет «Хоровое сольфеджио» отводится 35 часа в год.

Количество уроков в неделю - 1 час.

Количество уроков - 35 часа, из них 3 обобщающих урока.


Тема 1 года обучения «Мир музыкальных звуков» - 35 часа

Тема 1 полугодия «Лад» - 16 часов - формируется понятие «Лад», «Тоника», «Опорные звуки». В основе теоретического материала 2-х,3-х,4-х,5-ти, 6-ти ступенчатые лады народной музыки с простой метроритмической организацией звуков. Музыкальный материал: народные песни, потешки, считалки, загадки и простых ладах. Размер 2/4, 3/4. Длительности - четверть - шаг, восьмая - бег, половинная - завершение. Ученики работают в пятистрочной системе записи и чтения нот.


Тема 2 полугодия «Тональность» - 19 часов - к ладам народной музыки добавляются лады классической музыки - Мажор и Минор (До мажор и ля минор - параллельные тональности без знаков альтерации). Формируется понятие «Мажор - Минор», «Ладовое тяготение», «Устойчивые и неустойчивые звуки», «Знаки альтерации в миноре», «Тональность».


Календарно - тематическое планирование

Тема 1 полугодия «Музыкальный лад» - 16 ч.

1 четверть «Простые народные лады» - 8 ч.

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Контр. работа

  1. 1

03.09

Мир Музыкальных звуков. Введение.

1


  1. 3

10.09

Звуки «Соль» и «До». Четверть.

1


17.09

Звук «Ля». Лад - 3 ступени. Половинная.

1


  1. 4

24.09

Лад - 3 ступени. Такт. Размер 2/4.

1


  1. 5

01.10

Звук «Фа». Лад - 4 ступени. Тоника.

1


  1. 6

08.10

Звук «До» второй октавы. Лад - 4 ступени.

1


  1. 7

15.10

Лады народной музыки. Размер 3/4

1


  1. 8

22.10

Творческие задания в простых ладах

1


2 четверть - «Лады народной музыки» - 8 часов

9

05.11

Звук «Ре». Лады - 5 ступенек. Восьмая.

1


10

12.11

5 ступенек звукоряд. Мажорные лады.

1


11

19.11

5 ступенек звукоряд. Мажорные лады.

1


12

26.11

5 ступенек звукоряд. Минорные лады.

1


13

03.12

5 ступенек звукоряд. Минорные лады.

1


14

10.12

6 ступенек звукоряд. Мажорные лады.

1


15

17.12

6 ступенек звукоряд. Минорные лады.

1


16

24.12

Обобщение

1

1

Тема 2 полугодия «Тональность» - 19 ч.

3 четверть - «Мажорный лад» - 10 часов

17

14.01

Звук «Си». Тяготение в тонику.

1


18

21.01

Лад - 7 звуков. Звукоряд. Гамма.

1


19

28.01

Мажорная гамма от звука «До». Трезвучие

1


20

04.02

Мажорная гамма от звука «До». Трезвучие

1


21

11.02

Устойчивые ступени мажорной гаммы.

1


22

18.02

Устойчивые ступени мажорной гаммы.

1


23

25.02

Неустойчивые ступени мажорной гаммы.

1


24

04.03

Неустойчивые ступени мажорной гаммы.

1


25

11.03

Мажорный звукоряд от звуков «Фа, Соль»

1


26

18.03

Обобщение

1

1

4 четверть - «Мажор и минор» - 9 часов

27

01.04

Минорная гамма от звука «Ля»

1


28

08.04

Минорный звукоряд. Тоника. Трезвучие.

1


29

15.04

Устойчивые ступени минорной гаммы.

1


30

22.04

Устойчивые ступени минорной гаммы.

1


31

29.04

Неустойчивые ступени минорной гаммы.

1


32

06.05

7 ступень минора. Диез.

1


33

13.05

Мажор и Минор.

1


34

20.05

Урок - игра. Творческие задания.

1


35

27.05

Обобщение темы года

1

1

Итого

35

3

Учебный план (схема)


Разделы

Количество

часов

Теория

Практика

Теоретические знания

2

2


Вокально - интонационная работа

10

2

8

Метроритмическая работа

8

2

6

Чтение с листа (с названием нот)

5


5

Навыки записи музыки

3

1

2

Музыкальный диктант

2


2

Анализ музыкального произведения

2


2

Обобщение темы

3


3

Итог

35

7

28

5. Календарно - тематический план

Тема 1 полугодия «Музыкальный лад» - 16 ч.

1 четверть «Простые народные лады» -8 часов

№ урока


Дата

Тема урока


Тема урока «Музыка»

Цель

Вопрос урока

(проблема)

Понятия

Материал

для слушания

Материал

для пения

Ролевые игры

план

факт

1 урок

03.09


Мир музыкальных звуков.

И муза вечная со мной

Введение в тему.

Ручные знаки.


Что такое звук?

Звук шумовой

Звук музыкальный.

Инструмент

Инструмент-ая музыка, Шумовая музыка

Шаинский «Чему учат в школе»

Язык жестов

Игра

«Я - дирижёр»


2 урок

10.09


Звуки

«Соль» «До».

Лад - 2 ступени. Четверть.

Хоровод муз

Первые ноты

Знакомство с нотной записью

Музыкальный звук - высота,

длительность

Нотный стан

Скр-ый ключ

Нота «Соль» «До»

Четверть - шаг.

«Берёзка» хоровод в обр.

Е. Кузнецова,


Попевки на одном звуке.

Попевки на 2-х звуках.

Прима и Квинта.

Пульсация

Ритмический рисунок

Ритмопластика


3 урок

17.09


Звук «Ля».

Лад - 3 ступени. Половинная.

Повсюду музыка слышна


Знакомство с нотописью.

Первая песенка

- чтение нот.

Как рождается музыка?

Нотопись.

Нота «Ля»

Четверть и половинная.

Р.н.п. - попевки, считалочки,

заклички,

колыбельные

Попевки на 2-х и на 3-х звуках с ручными знаками

Прима, Секунда, Квинта.

Работа с текстом

Игра «Я - композитор» Досочини песенку

4 урок

24.09


«До-Соль-Ля»

Лад - 3 ступени. Такт.

Размер 2/4.

Тактирование.

Душа музыки - мелодия


Язык музыки

Метр.

Такт.

Сильная доля.

Что такое мелодия?

Запись мелодии.

Метр и ритм.

Пульс

Такт

Размер

Сильная доля.


Народные песни

«Ой ходить сон»

укр. нар. песня

Плясовые наигрыши - определить пульс


Попевки на 2-х и на 3-х звуках с ручными знаками

Прима, Секунда, Квинта.

Ритмо-пластика Песня,

Танец,

Марш

Пульс - сердце музыки

5 урок

01.10


Звук «Фа».

Лад - 4 ступени. Тоника.

Музыка осени


Язык музыки.

Нотопись.

Движение к тонике.

Как записать мелодию?

Как записать ритм?

Ритмический рисунок.

Мелодическая линия.

Запись музыки.

Мелодия и сопровождение.

Чайковский «Осенняя песня»

Павленко «Капельки»

Г. Струве

«Так уж получилось»

А. Александров «Дождик накрапывает»

Песни об осени


«Рисуем осень»,

Шарада

Игра «Подпою песню»

Ритмопластика

Музыкальный календарь


6 урок

08.10


Звук «До» второй октавы. Лад - 4 ступени.

Сочини мелодию


Познакомить с 2-хстрочной записью

Исполнение

2-мя группами

Как записать мелодию и сопров-ние?

Композитор

Нотопись

Ритм

Такт

Партитура -

2 партии

Якушенко «Пёстрая песенка»,

«Дождик накрапывает»

«Дождь идёт» песенка-диалог

Песни с ритм. сопровождением


Игра «Я - композитор»

Четверть и

Восьмая -

Прохлопать.

Ритмопластика


7 урок

15.10


Лады народной музыки.

Размер 3/4

Тактировоние

Азбука каждому нужна


Язык музыки.

«Я читаю и пою»

Чтение нотной записи.

Как прочитать музыку?


Элементы музыкальной речи.

Запись музыки


Струве «Алфавит», Островский «Азбука»,

Островский «Азбука»,

Песни по выбору


Игра «Подпою песню»,

Музыкальные загадки

Игра на детских инструментах


8 урок

22.10

Творческие задания в простых ладах народной музыки - «Я читаю и пою».


Музыкальная азбука


Язык музыки.

«Я читаю и пою»

Чтение нотной записи.

Как записать музыку?

Как прочитать музыку?

Элементы музыкальной речи.

Запись музыки

Струве «Музыкальный корабль»,

«Музыка всегда с тобой»


Островский «Азбука»,

Песни по выбору


Игра «Живой звукоряд»

Игра «Наш оркестр»

Ритмопластика

№ урока


Дата

Тема урока


Тема урока «Музыка»

Цель

Вопрос урока

(проблема)

Понятия

Материал

для слушания

Материал

для пения

Ролевые игры

план

факт

2 четверть «Лады народной музыки» - 8 часов

9 урок

05.11


Звук «Ре». Лады - 5 ступенек.

Тоника. Опорные звуки. Восьмая.

Музыкальные

инструменты


Нотопись.

Язык музыки.

Повторение.

Что такое лад?

Как записать музыку?

Как прочитать музыку?

Лад.

Тоника.

Элементы музыкальной речи

Длительности звука - восьмая.


«Полянка» - наигрыш

Народные наигрыши


«Пастушья песня» - фр.народная песня


Игра на детских инструментах

Пульс

Ритм

Игра «я играю и пою»

10 урок

12.11


5 ступенек звукоряд. Мажорные лады.

Садко

(углубление)


Куплетная форма - схема построения.

Как строится песня?

Фраза

Предложение.

Часть.

Народные песни


«Пастушья песня» - фр.н.песня

Игра «Наш оркестр»

Ритм.

Пульс

Читаю запись

музыки

11 урок

19.11


5 ступенек звукоряд. Мажорные лады.

Музыкальные инструменты


Нотопись

Элементы нотной записи.

Что такое мажорный лад?

Тембр

Мелодия и

Сопровождение

Ритмический рисунок

Партитура


«Полянка» - свирель

«Кукушка» Дакен - арфа

«Камышинка - дудочка» муз. Поплянова, сл. Татаринова

Зимние песенки

Игра «Угадай

Инструмент»

Игра на воображаемых

Инструментах

Ритмопластика


12 урок

26.11


5 ступенек звукоряд. Минорные лады.

3вучащие картины

Нюансы.

Сравнение Мажор и Минор

Какие краски у мажора и минора?

Лад

Мажор и манор

Трезвучие

Опорные звуки.

Тоника


«Полянка» свирельный наигрыш

Локшин

«Кукушка» Дакен - арфа

Зимние песенки

Игра «Подбери краску голоса»

Ритмопластика

Музыкальный словарик

13 урок

03.12


5 ступенек звукоряд. Минорные лады.

Разыграй песню


Определить на слух минор и мажор

Что такое минорный лад?


Нотопись

Лад минор

Трезвучие

Тоника

Чтение нотного текста

Партитура

Метроритм

Кабалевский «Клоуны»

Колядки и щедривки

Работа с карточками

Ритмопластика

14 урок

10.12


6 ступенек звукоряд. Мажорные лады.

«Пришло Рождество» -

Учимся исполнять игровую песню Песни зимних праздников

Определи музыкальный лад песни

Чтение нотного текста

Партитура

Нотопись

Трезвучие

Тоника

Метр

Ритм

Рождественские песни народов мира

Колядки и Щедривки

Игра

«Я - композитор»

«Я - исполнитель»

15 урок

17.12


6 ступенек звукоряд. Минорные лады.

Родной обычай старины

Интонирование в мажорных и минорных ладах.

Ладовое тяготение звуков.

Тоника.

Трезвучие

Ладовое тяготение.

Тоника.

Опорные звуки

Трезвучие

Партитура

«Я читаю ноты»

Рождественские песни народов мира

Колядки и щедривки по выбору

«Зимняя сказка»

«Разыграй песню»,

«Я-композитор»

16 урок

24.12


Урок - игра

Обобщение

Праздник среди зимы


Обобщение темы «Лады народной музыки»

Что такое лад?

Нотопись

Высота и длительность музыкального звука.

Партитура.

«Я читаю ноты»

«Я пишу ноты»

Метроритм.

Музыка по выбору

Песни по выбору

«Угадай мелодию» -

Музык-ая

Викторина

Работа с карточками


Тема 2 полугодия «Тональность» - 19 ч.

3 четверть - «Мажорный лад» - 10 часов

№ урока


Дата

Тема урока

Тема урока «Музыка»

Цель

Вопрос урока

(проблема)

Понятия

Материал

для слушания

Материал

для пения

Ролевые игры

план

факт

17 урок

14.01


Гамма

Звук «Си»

Тяготение в

тонику

Край, в котором ты живёшь

Связываем понятия - Лад, Семья, Звукоряд

Что такое звукоряд?

Мажорная гамма

Звукоряд - тяготение звуков

7-я ступень в мажоре

Тоника.


18 урок

21.01


Лад 7 звуков

Звукоряд

Гамма

Художник, поэт, композитор

Музыкальная семья - гамма

Строение мажорной гаммы

Что такое гамма?

Взаимоотношение звуков в гамме

Устойчивые и неустойчивые ступени

Нотная запись


19урок

28.01


Мажорная гамма от звука «До»

Трезвучие

Музыка природы

Утро

Учимся строить мажорную гамму от звука «До»

Что такое гамма от звука…?

Тоника.

Тональность.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Нотная запись.

Сильная доля - тоника


20 урок

04.02


Мажорная гамма от звука «До»

Трезвучие

Музыка природы Вечер

Учимся строить мажорный звукоряд от звука «До»

Как построить мажорное трезвучие от звука «До»?

Опорные звуки

гаммы

Нотная запись

Трезвучие мелодическое, гармоническое

Пение по нотам


21 урок

11.02


Устойчивые ступени

мажора

Музыкальные портреты

Учимся строить Т53

Что такое тоническое трезвучие?

Тоническое трезвучие.

Тоника

Устойчивые ступени

Мелодическое, гармоническое Т53


22 урок

18.02


Устойчивые ступени

мажора

Разыграй сказку

Учимся строить Т53

от разных звуков

Как построить мажорное трезвучие от разных звуков?

Тональность

Мажорное трезвучие от звука «До», «Фа», «Соль»

«Читаю и пою»


23 урок

25.02


Неустойчивые ступени мажора

Музы не молчали

Учимся слышать и петь тяготение ступеней в мажоре

Что такое «тяготение»

ступеней?

Тяготение.

Неустойчивые ступени

Устойчивые ступени

Пение по нотной записи.


24 урок

04.03


Неуст-чивые ступени мажора

Мамин праздник

Поём неустойчивые ступени с разрешением

Слушаем разрешение неустойч-ых ступеней

Что такое устойчивые и неустойчивые ступени лада?

Разрешение ступеней в мажоре.

Нотная запись читаем и поём.

Метроритм

Тактовая черта


25 урок

11.03


Мажорный звукоряд от звуков «До», «Фа», Соль»

Музыка в цирке

Поём по нотам гамму

До мажор,

Фа мажор, Соль мажор

Что такое тональность?

Мажорная гамма от разных звуков

Строение гаммы

Устойчивые

Неустойчивые

Ступени

Метроритм


26 урок

18.03


Обобщение

У каждого свой музыкальный инструмент

Самостоятельная работа.

Что такое мажорный лад?

Лад, Звукоряд, Гамма.

Тональность

Тяготение.

Cтупени лада


4 четверть - «Мажор» и Минор» - 9 часов

27 урок

01.04


Минорная гамма от звука «Ля»

Дом, который звучит

Поём минорную гамму.

Отличие минора от мажора

Что такое минор?

Мажор.

Минор

Тоника

Близкие родственники. Тональность


28 урок

08.04


Минорный звукоряд.

Тоника

Трезвучие

Опера - сказка

Определяем на слух минорный лад, тонику.

Строим минорное трезвучие

Что такое минорный звукоряд?

Строение минорной гаммы.

Тоника

Тяготение

Тональность

Чтение и пение по нотам


29 урок

15.04


Устойчивые ступени минорной гаммы

«Ничего на свете лучше нету»

Определяем опорные звуки минора

Как построить (спеть, сыграть) минорное трезвучие от звука «Ля»?

Тоническое трезвучие минора.

Устойчивые ступени.

Чтение и пение по нотам.


30 урок

22.04


Устойчивые ступени минорной гаммы

Чудесная лютня

Слушаем и поём опорные звуки минора


Как построить минорное трезвучие от «Ре», «Ми»?

Строение минорного трезвучия.

Тоника в миноре.

Тональность

Метроритм

Нотная запись

31 урок

29.04


Неустойчивые ступени минорной гаммы

Афиша. Программа

Поём минорную гамму в разных вариантах

Что такое ладовое тяготение?

Разрешение неустойчивых ступеней минора

2-я, 4-я, 6-я ступени


32 урок

06.05


7 ступень минора. Диез

Музыкальная прогулка по выставке

Поём минорную гамму в разных вариантах.

Ладовое тяготение

Всегда ли

7-я ступень тянется в тонику?

Разрешение неустойчивых ступеней минора

7 - 1 ступени

Диез

Метроритм


33 урок

13.05


Мажор и Минор

Легко ли стать музыкантом?

Определяем на слух минор и мажор.

Строим трезвучие минора и мажора.

Строение гаммы.

Что я знаю о музыкальных ладах?

Мажор

Минор

Тоника

Трезвучие

Тональность

Ступени лада

Разрешение


34 урок

20.05


Урок - игра.

Творческие задания.

Музыка и ты. Обобщение

Самостоятельная работа

Что такое тональность?

Лад

Тоника

Тональность

Строение мажора и минора


35 урок

27.05


Обобщение темы года

А музыка звучит

Дидактические игры - «Музыкальное лото», Кроссворд, «Угадай мелодию»

Музыка по выбору

6. Ожидаемые результаты


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Хоровое сольфеджио»:

- выявление собственных музыкальных природных способностей;

- трудиться над развитием природных данных - преодолевать учебные трудности, стремиться к качественному выполнению задания;

- осознанная работа на уроке «Я понимаю учителя»

- умение осознать задачу и найти самостоятельно решение;

- выполнение вокально-интонационных заданий - чистота интонирования;

- выполнение метроритмических заданий;

- выполнение творческих заданий «Досочини», «Допой», «Придумай»

- научиться работать в музыкальном коллективе,

- чувствовать ответственность перед общим (коллективным) делом,

- научиться работать на уроке со всеми в одном темпе,

- нести ответственность за свою работу перед всем классом;

- контролировать своё поведение, т.к. это является основой для усвоения учебного материала.


Ученик приобретает морально - нравственную установку:

- чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, через погружение в музыку (анализ музыкального произведения);

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир.


Уроки по предмету «Хоровое сольфеджио» способствуют развитию и аналитического мышления:

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- понимание роли музыки в жизни человека и общества.


Ученик получает опыт особой формы взаимодействия в коллективе, что повышает мотивацию младшего школьника к учебной деятельности в целом:

- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.


Метапредметные результаты характеризуют уровень развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:


- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;


Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:


-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Практикоориентированные знания Теории музыки

(Основы музыкальной речи)


Вокально-интонационные навыки

- интонирование чистых интервалов - прима, кварта, квинта, октава (без названия), большой секунды - тон, малой секунды - полутон.

- ощущение опорных звуков

- допевание тоники.

Пение

- простые лады народной музыки от 2 - 3 соседних звуков с постепенным расширением диапазона - (со словами, позднее - на слоги или с названием звуков). Например: V - I; V-VI-V- I; V-IV-I; тетрахорды вверх и вниз.

- мажорную и минорную гамму вверх и вниз;

- мажорного и минорного трезвучий от звуков.


Пение с листа

- простых попевок в народных ладах по нотам (движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки);

- несложных песен с текстом, с дублированием мелодии или с аккомпанементом.


Метроритм

Длительности - четвертные, восьмые, половинные.

Паузы - четвертная.

Деление на такты.

Размер - 2/4, 3/4

Определение сильной доли

Пульсация

Элементы тактирования.


Ритмопластика

Движение под музыку (ходьба, бег, хлопки);

Повторение данного ритмического рисунка на слоги (система ритмослогов);

Прохлопывание ритмического рисунка исполненной мелодии, в том числе и с названиями ритмослогов, а также по записи (нотный текст, запись ритмического рисунка на доске, карточки);

Исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням или музыкальным отрывкам, исполняемым преподавателем (исполнение на инструментах);

Исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано.


Анализ музыкального произведения на слух

Характер музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков (форте - пиано); различных мелодических оборотов, используемых в разделе «Вокально-интонационные навыки», поступенные ходы, повторность звуков; мажорного и минорного трезвучий в гармоническом и мелодическом виде.


Музыкальный диктант

Подготовительные упражнения к диктанту:

- запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение её на слог «лё» или с текстом (повышенная сложность);

- устные диктанты (воспроизведение с названием звуков голосом или проигрывание на инструменте небольших попевок после того, как их проиграет и/или пропоёт преподаватель);

- письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма.


Запись:

- очень простых знакомых мелодий (не более 4-х тактов, размер 2/4);

- ритмического рисунка выученной ранее мелодии (для продвинутых групп - ритмический диктант);

- мелодий, предварительно выученных, с использованием звуков (повышенная сложность).


Творческие навыки

- Допеть до тоники

- Сочинить окончание песенки - мелодию и/или текст

- Сочинить ритмический аккомпанемент

Импровизации

- мелодии (песенки) на данный ритм;

-мелодии на данный текст;

- рисунки к песням.


Теоретические сведения и понятия

- высокие и низкие звуки;

- лад;

- опорные звуки

- гамма, ступени;

- тоника, тоническое трезвучие;

- мажор и минор;

- тональности До мажор и Ля минор;

- запись музыки: нотоносец, скрипичный ключ, высота и длительность, пауза, такт, размер, мелодия и ритмическое сопровождение, партитура;

- знакомство с клавиатурой;

- построение музыки: куплетная форма, фраза, предложение, часть.

- Элементы музыкальной речи.


7. Материально-технические условия


Для работы по программе «Хоровое сольфеджио» необходимы:


- Рабочий кабинет с оборудованным местом учителя и учеников

- Инструмент

- Шумовые инструменты

- Доска с нотными линейками

- Красочные таблица по теории музыки для младших школьников

- Рабочие тетради по предмету «Хоровое сольфеджио»

- Музыкальная аппаратура

- Методическая литература для учителя

- Наглядный материал для учеников.


8. Список литературы


  1. Андреева М. От примы до октавы. - М., 1976.

  2. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. - М., 1975год.

  3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. - М., 1979год.

  4. Вахромеев В. Сольфеджио. - М., 1968год.

  5. Далматов Н. Музыкальный диктант. - М., 1972 гол.

  6. Калмыков Б,. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. - М., 1979 год.

  7. Калмыков Б,. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. - М., 1978 год.

  8. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. - М., 1980 год.

  9. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного класса ДМШ. - М. 1989год.

  10. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем.\ Учебник для 1 класса ДМШ. М. 1989год.

  11. Металлиди Ж,. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. - Л., 1980 г.

  12. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. - М., 1975 год.

  13. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. - М.,1984 г.

  14. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. - М., 1981год.

  15. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М., 1979 год.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал